Разработка дидактической игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР при помощи 3D технологии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 34 34 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 30.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…...………………………………………………………….………. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и специфики применения 3D технологии в области логопедии…………………………...

6
1.1. Нарушение речи у детей с ЗПР …………………………………... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР старшего дошкольного возраста……………………………………….
10
1.3. Методики логопедической работы по коррекции нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста c ЗПР…………………
20
1.4. 3D технологии в образовании: применение в отечественной и зарубежной педагогике (логопедии) …………………………………………
26
Выводы по первой главе ………………………………………………. . 29
Заключение…………………………………………………………………… ..30
Библиографический список………………………………………………… ..32
Фрагмент для ознакомления

На этапе изучения особенностей семантической структуры слова и лексической сочетаемости логопед проверяет у дошкольников с ЗПР следующие умения:
- распределять / классифицировать / дифференцировать семантически неблизкие и близкие по отношению друг к другу предметы;
- осуществлять группировку номинативов (существительных), предикативов (глаголов) и прилагательных;
- выделять слово из имеющегося ряда, которое не подходит к остальным словам по смыслу (по семантике) [1].
В рамках данного этапа Е.Ф. Архиповой подразумевается проведение с детьми следующих обследований:
1) изучение навыков и умений ребенка подбирать к представленному слову антоним и синоним (задания «Скажи наоборот», «Замени слова на похожие», «Подбери слово другого значения»);
2) изучение навыков и умений ребенка подбирать к группе представленных слов общего слова (задания «Назови одним словом», «Вместе эти слова называются…») [1].
На этапе изучения особенностей словообразования у детей с ЗПР с нарушениями речевого развития логопед предлагает ребенку попытаться образовать от представленных слов варианты слов уменьшительно-ласкательной семантики.
При этом дидактическим и коррекционным материалом служат предметные картинки и слова (животные и их детеныши, предметы большого и маленького размера).
Е.Ф. Архипова на данном этапе обследования детей с ЗПР предлагает использовать следующие задания:
- «Большие великаны и маленькие гномы»;
- «Как можно назвать маленький предмет?».
Также на этом этапе логопед изучает способности ребенка образовывать притяжательные, относительные и качественные прилагательные посредством наводящих вопросов:
- «Из чего сделана ручка?»;
- «Сегодня пасмурно. Значит какой день?»;
- «В воде холодно. Значит какая вода?» [1] и т.д.
Методика обследования лексико-грамматического строя речи детей с ЗПР И.Д. Коненковой включает в себя следующие компоненты и соответствующие им диагностические задания:
1. Определение общего уровня языковой компетенции ребенка с ЗПР.
В рамках данного компонента целесообразно проводить задания следующего типа:
- «Повтори вслед за мной»;
- «Повтори за мной предложения»;
- «Какие ошибки в предложении?»;
- «Исправь ошибки в предложении» [9].
2. Определение умений и навыков строить предложения.
В рамках данного компонента целесообразно проводить задания следующего типа:
- «Составь предложения из слов…»;
- «Составь предложение про лето / зиму / весну / осень» [9].
3. Определение уровня сформированности умений использовать форму множественного числа существительных и употреблять ее в именительном и родительном падежах в устной речи.
В рамках данного компонента целесообразно проводить задания следующего типа:
- «Измени слова по примеру – одна кружка, а много …»;
- «Посмотри на стол. Запомни предметы. Закрой глаза, открой. Чего не стало на столе?»;
- «Без чего нельзя жить?» [9] и т. д.
4. Определение уровня освоения предложно-падежной формы слов-номинативов (имен существительных).
В рамках данного компонента целесообразно проводить задания следующего типа:
- «Где спит котик?»;
- «Откуда приплыл дельфин?»;
- «Куда поставили вазу?» [9] и т. д.
5. Определение навыка сформированности согласовывать слова (существительные и прилагательные) в роде, числе и падеже.
В рамках данного компонента целесообразно проводить задания следующего типа:
- «Какой ты мальчик? / Какая ты девочка?»;
- «Какой сегодня день?»;
- «Какой этот стол / стул / кабинет?»;
- «Какое сегодня у тебя настроение?» [9] и т. д.
6. Исследование навыков и умений ребенка образовывать слова.
В рамках данного компонента целесообразно проводить задания следующего типа:
- «Назови детенышей животных»;
- «Как назвать эти предметы, если они маленькие?» [9].
7. Выявление умений образовывать сравнительную степень имени прилагательного.
Таким образом, рассмотренные нами методики логопедической работы по коррекции нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста c ЗПР Е.Ф. Архиповой и И.Д. Коненковой представляют большой потенциал для коррекционной работы с детьми в области диагностики речи.

1.4. 3D технологии в образовании: применение в отечественной и зарубежной педагогике (логопедии)

В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично.
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на занятиях. Как показывает практика и результаты исследования, наблюдается недостаточный уровень познавательной активности для развития личности воспитанников.
Это проявляется в снижении интереса к занятиям. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. Так происходит несоответствие требованиям времени от современного человека и результатами, которые он имеет.
Работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.
К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.
К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.
Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.
Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.
Помочь решить поставленную проблему (повышение качества обучения и поднять уровень мотивации) позволяет использование в системе образования 3D-технологий.
Такой подход – это своего рода инновационный инструмент для обучения. 3D технологии:
– помогают вовлечь детей в научную и исследовательскую работу, делают процесс обучения интересным и понятным; – многократно повышают качество образования;
– стимулируют творческую деятельность каждого обучающегося;
– существенно повышают уровень подготовки детей.
Примерами применения 3D технологий в образовательном и коррекционном процессе являются:
1. Просмотр коротких обучающих видеороликов.
2. Закрепление нового материала.
3. Обогащение словаря и развитие речи по 3D картинкам.
4. Развитие пространственного восприятия по 3D картинкам.
5. Развитие и раскрытие творческих способностей.
6. Привлечение внимания обучающихся к занятиям, повышение концентрации и внимания, улучшение восприятия материала.
Таким образом, самым важным критерием, которое свидетельствует в пользу нововведений, является то, что дети смогут выявить свои таланты как можно раньше, чтобы в дальнейшем их развивать. Это уникальный и, несомненно, востребованный в будущем жизненный опыт.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

В настоящей главе рассмотрены теоретические аспекты изучения особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и специфики применения 3D технологии в области логопедии. Были сформулированы следующие выводы:
1. Дети дошкольного возраста с ЗПР отличаются от детей, развивающихся в норме, недостаточной сформированностью всех основных функций речи. Речевые нарушения отрицательно сказываются на психическое состояние дошкольника и качество, эффективность его дальнейшего обучения в школе.
2. Систематическое и комплексное взаимодействие с детьми с ЗПР будет способствовать устранению, постепенному преодолению речевых нарушений, что, в свою очередь, приведет к оптимальному всестороннему развитию личности ребенка и его успешной социальной адаптации.
3. Методики логопедической работы по коррекции нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста c ЗПР Е.Ф. Архиповой и И.Д. Коненковой представляют большой потенциал для коррекционной работы с детьми в области диагностики речи.
4. 3D технологии играют большую роль в современном образовательном и коррекционно-развивающем процессе. При этом все больше педагогов-логопедов и дефектологов используют в своей профессиональной деятельности интерактивные методы коррекции и работы с детьми, что способствует всестороннему и комплексному формированию детей, имеющими нарушения в развитии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе рассматривается актуальный и перспективный на сегодняшний день вопрос касательно специфики внедрения в логопедическую работу с детьми с ЗПР с нарушениями речи такие интерактивные технологии, как 3D технологии.
В процессе изучения разнообразных источников и литературы по теме настоящего исследования было определено, что многочисленные речевые нарушения у дошкольников с ЗПР представляют собой специфический результат их познавательной работы.
Поэтому большое значение на развитие речи у детей дошкольного возраста в ЗПР, в частности, на ее нарушения и патологии, оказывает недостаточность сформированности представлений об окружающей действительности, о таких категориях, как пространство и время, о различного рода отношениях (качественных и количественных, объектных – субъектных и т. д.), а также низкий уровень развития психической активности ребенка, недостаточность и неполноценность развития таких операций, как анализ, синтез, сравнение и восприятие.
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР отличаются от детей, развивающихся в норме, недостаточной сформированностью всех основных функций речи. Речевые нарушения отрицательно сказываются на психическое состояние дошкольника и качество, эффективность его дальнейшего обучения в школе. Поэтому систематическое и комплексное взаимодействие с детьми с ЗПР будет способствовать устранению, постепенному преодолению речевых нарушений, что, в свою очередь, приведет к оптимальному всестороннему развитию личности ребенка и его успешной социальной адаптации.
Для детей с ЗПР характерна ярко выраженная эмоциональная неустойчивость произвольности внимания, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость. Развитие и формирование внимания у дошкольников с ЗПР по большей степени зависит от той среды, в которой они функционируют. При этом значительную роль играют специальные коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками, реализуемые в рамках комплексной психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР.
Рассмотренные методики логопедической работы по коррекции нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста c ЗПР Е.Ф. Архиповой и И.Д. Коненковой представляют большой потенциал для коррекционной работы с детьми в области диагностики речи.
3D технологии играют большую роль в современном образовательном и коррекционно-развивающем процессе. При этом все больше педагогов-логопедов и дефектологов используют в своей профессиональной деятельности интерактивные методы коррекции и работы с детьми, что способствует всестороннему и комплексному формированию детей, имеющими нарушения в развитии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 254 с.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НЦ ЭНАС, 2020. – 139 с.
Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н. Ю. Борякова. – Ярославль: Канцлер, 2017. – 169 с.
Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗТТР: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1983.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – 7-е изд., доп. и перераб. – 2018. – 385 с.
Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова. – М.: Добрый мир, 2018. – 331 с.
Егенисова А.К. Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития / А. К. Егенисова, Д. А. Бердибаева // Colloquium-journal. – 2019. – № 1-3 (25). – С. 38-41.
Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2021. – 80 с.
Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учеб. пособие к спецкурсу. – СПб.: Образование: МГНП «Внедрение», 1992.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов. – М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 410 с.
Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15-27.
Лопатина Л.В., Иванова О.В., Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР. – СПб.: КАРО, 2007.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. –1990. – № 6. – С. 10–17.
Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. – № 6. – С. 3–9.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Народная Асвета, 1989. – 64 с.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психологическая и педагогическая диагностика раннего и раннего детства. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 200 с.
Ульенкова У.В. Дети с ЗПР / У. В. Ульенкова. – 4-е изд., доп. и перераб. – Нижний Новгород, 2021. – 230 с.
Шевченко С.В. Обучение детей с задержкой психического развития / С. В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 1. – С. 3-9.
Яссман Л.B. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1976. – № 3. – С. 35–43.









2



Причины
«специфической ассимиляции»

(по Р.И. Лалаевой)


Недоразвитие слухового восприятия

Трудности организации моторной программы высказывания, особенно тогда, когда в ней содержится много артикуляторно близких звуков

1.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2020. – 254 с.
2.Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
3.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НЦ ЭНАС, 2020. – 139 с.
4.Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н. Ю. Борякова. – Ярославль: Канцлер, 2017. – 169 с.
5.Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗТТР: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1983.
6.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – 7-е изд., доп. и перераб. – 2018. – 385 с.
7.Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова. – М.: Добрый мир, 2018. – 331 с.
8.Егенисова А.К. Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития / А. К. Егенисова, Д. А. Бердибаева // Colloquium-journal. – 2019. – № 1-3 (25). – С. 38-41.
9.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2021. – 80 с.
10.Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учеб. пособие к спецкурсу. – СПб.: Образование: МГНП «Внедрение», 1992.
11.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов. – М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
12.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 410 с.
13.Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15-27.
14.Лопатина Л.В., Иванова О.В., Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР. – СПб.: КАРО, 2007.
15.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
16.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. –1990. – № 6. – С. 10–17.
17.Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. – № 6. – С. 3–9.
18.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Народная Асвета, 1989. – 64 с.
19.Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психологическая и педагогическая диагностика раннего и раннего детства. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 200 с.
20.Ульенкова У.В. Дети с ЗПР / У. В. Ульенкова. – 4-е изд., доп. и перераб. – Нижний Новгород, 2021. – 230 с.
21.Шевченко С.В. Обучение детей с задержкой психического развития / С. В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 1. – С. 3-9.
22.Яссман Л.B. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1976. – № 3. – С. 35–43.