Особенности организации общеметодологической направленности при изучении темы «безопасность на дорогах» в курсе ОБЖ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ТЕМЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЖ 6
1.1. Характеристика курса ОБЖ в современной общеобразовательной школе 6
1.2. Место темы «Безопасность на дорогах» в школьном курсе ОБЖ 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЖ 14
2.1. Применяемые методы, формы, средства обучения при изучении темы «Безопасность на дорогах» в школьном курсе ОБЖ 14
2.2. Анализ педагогического опыта по изучению темы «Безопасность на дорогах» в школьном курсе ОБЖ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
С. Зимина, В.А. Кошкин. Авторы полагают, что поведение ребенка на улице формируется в четыре этапа – восприятие дорожной обстановки, предвидение дорожной ситуации на предмет опасности (безопасности), выработка рационального, безопасного решения, его реализация. Опыт по выработке рационального и безопасного решения в отношении дорожной ситуации авторы предлагают формировать за счет использования метода «дерево решений». «Дерево решений» представляет собой графическое изображение процесса принятия решения, отражает альтернативные пути решения, состояния среды, положительные и отрицательные стороны для каждого варианта решения проблемы. Пример выполнения с использованием метода представлен на рисунке 1. Рисунок 1– Пример выполнения задания с использованием метода «Дерево решений»Авторы отмечают, что использование метода позволяет повысить уровень рационального поведения в опасных ситуациях, время реакции на опасные ситуации сокращается. Так, на констатирующем этапе эксперимента доля детей с высокой скоростью реакции в экспериментальной группе составила 20,0%, в контрольной группе – 23,8%. Низкая скорость реакции была отмечена у 80,0% детей экспериментальной и 76,2% детей контрольной групп. На контрольном этапе эксперимента высокая скорость реакции отмечалась к 50,0% детей экспериментальной группы и 28,6% детей контрольной группы. Низкая скорость реакции отмечалась у 50,0% детей экспериментальной группы и 71,4% детей контрольной группы.Л.Ю. Ерохина предлагает использовать в процессе формирования безопасного поведения метод моделирования. Автор говорит о том, что умения и навыки по безопасности на дороге не могут быть сформированы вне дорожной ситуации, однако помещать ребенка в такую ситуацию крайне опасно. Именно поэтому используется метод моделирования, т.е. искусственное создание схожей ситуации. Моделирование производилось с помощью просмотра известных мультипликационных фильмов («Ну погоди», «Автомобиль кота Леопольда» и т.д..Если подвести итоги всему сказанному выше, можно заключить, что важнейшей целью образовательно-воспитательного процесса в части обучения безопасному поведению является формирование личности безопасного поведения. Личность безопасного поведения – это человек, мировоззрение которого сформировано в направлении рационального отношения с окружающей средой, который обладает знаниями и навыками в области безопасного поведения, соблюдает нормы и правила безопасности как для себя, так и для окружающих его людей. В процессе формирования личности безопасного поведения необходимо учитывать психофизиологические и социальные составляющие личности ребенка, его возрастные особенности. С.В. Терницкая полагает, что целью формирования личности безопасного поведения является развитие у человека стойких моральных принципов, касающихся безопасных стандартов поведения. Важнейшим социально-педагогическим фактором воспитания личности безопасного поведения автор считает семью. Именно члены семьи должны передавать ребенку опыт безопасного поведения в быту, на дороге, в производственной и социальной среде. Таким образом, можно говорить о сложности процесса обучения детей основам культуры безопасного поведения. Исследования показывают, что при отсутствии специальных обучающих программ уровень культуры безопасного поведения детей остается средним или низким, что говорит в пользу необходимости их разработки и внедрения. При этом следует учесть, что у каждого ребенка свои особенности физического и психического развития, мышления. Отчасти эти связано с возрастными особенностями развития, что делает необходимым введение поэтапных программ от дошкольного этапа до этапа окончания ребенком школьного курса обучения. На наш взгляд необходимо также тщательно анализировать педагогический состав, поскольку от личности педагога зависит очень многое. Штатный педагог должен обладать не только знаниями и навыками в области безопасного поведения, но и владеть методиками преподавания, быть интересной, всесторонне развитой личностью. Кроме того, важно привлекать к работе с детьми специалистов различного профиля, в частности сотрудников Госавтоинспекции, спасателей, медиков и т.д.Таким образом, проблема обучения детей безопасному поведению на дороге активно изучается, педагоги предлагают различные подходы к решению данной проблемы.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении следует сказать, что в процессе исследования были изучены теоретические аспекты формирования безопасного поведения детей школьного возраста в условиях дорожного движения. Специалисты сходятся во мнении, что задача эта сложная, комплексная и в большей степени касается не фактических знаний, а культуры. Отсюда происходят и такие важные термины как культура безопасного поведения и личность безопасного поведения. Иными словами, формирование безопасного поведения детей старшего школьного возраста – это вопрос не только обучения, но и, в большей степени, воспитания. Нет сомнений в том, что процессы формирования культуры безопасного поведения и воспитания личности безопасного поведение должны иметь такие признаки как комплексность, преемственность, систематичность.Исходя из сказанного, можно сделать ряд выводов:ОБЖ – это один из предметов учебной программы, который выступает в роли системообразующего, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.На территории России дорожно-транспортный травматизм широко распространен. При анализе числа ДТП с участием детей до 18 лет было отмечено, что снижение отмечается только для смертности, когда как число ДТП и количество ДТП с пострадавшими только нарастает. В 2018 году это свыше 24 тыс. ДТП и 27 тыс. детей, которые в них пострадали. Погибло более 800 детей. Для профилактики ДТП, транспортного травматизма, в курсе ОБЖ предусмотрен большой модуль, который называется «Безопасность на транспорте».Обучение детей безопасности дорожного движения – это приоритетная задача в нашей стране, но на данный момент можно констатировать, что система лишь формируется. Так, постепенно появляется этапность и ребенок обучается на протяжении всего периода от детского сада до окончания среднего специального или высшего учебного заведения. Для обучения применяется целый ряд методов, форм, средств обучения.Проблема обучения детей безопасному поведению на дороге активно изучается, педагоги предлагают различные подходы к решению данной проблемы.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАхмадиеваР.Ш. Формирование компетенции транспортобезопасной личности у школьника / Р.Ш. Ахмадиева, М.Г. Белугин // Казанский педагогический журнал, 2016. – № 4 (117). – С. 24-29.Гаврилова М.Н. Использование метода «дерево решений» в обучении безопасности жизнедеятельности / М.Н. Гаврилова, И.С. Зимина, В.А. Кошкин // Вестник Марийского государственного университета, 2018. – №1 (29). – С. 41-48.Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. – 18 с.Ерохина Л.Ю. Моделирование в формировании безопасного поведения участников дорожного движения / Л.Ю. Ерохина // Интернет-журнал Науковедение, 2015. – №4 (29). – С. 109. Количество ДТП с пострадавшими [Электронный ресурс]: ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36234 (дата обращения: 24.06.2023).Количество нарушений правил дорожного движения [Электронный ресурс]: ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36226 (дата обращения: 24.06.2023).Макарова Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований кпост неклассическим перспективам: монография / Н.С. Макарова, Н.А. Дука, Н.В. Чекалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 172 с.Поляков Н.Н. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе / Н.Н. Поляков // Интернет-журнал Науковедение, 2015. – №5 (30). – С. 219.Практическая педагогика: 99 схем и таблицы / авт.-сост. Н.П Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 118 с.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта осинового общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 24.06.2023). Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (для 8-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/4bc2ce4bc85850e3a074ea00d6c61a07.PDF (дата обращения: 04.06.2023).Происшествия дорожно-транспортные [Электронный ресурс]: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86928/ (дата обращения: 24.06.2023).Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.ТерницкаяС.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / С.В. Терницкая // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. – № 1 (35). – С. 90-94.Федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 24.06.2023).Федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 24.06.2023).Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 406 с.Число лиц, погибших в ДТП [Электронный ресурс]: ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36233 (дата обращения: 24.06.2023)Шакирова З.В. Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З.В. Шакирова, Н.А. Читалин/ Казанский педагогический журнал, 2015. – №1. – С. 3-8.
2. Гаврилова М.Н. Использование метода «дерево решений» в обучении безопасности жизнедеятельности / М.Н. Гаврилова, И.С. Зимина, В.А. Кошкин // Вестник Марийского государственного университета, 2018. – №1 (29). – С. 41-48.
3. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. – 18 с.
4. Ерохина Л.Ю. Моделирование в формировании безопасного поведения участников дорожного движения / Л.Ю. Ерохина // Интернет-журнал Науковедение, 2015. – №4 (29). – С. 109.
5. Количество ДТП с пострадавшими [Электронный ресурс]: ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36234 (дата обращения: 24.06.2023).
6. Количество нарушений правил дорожного движения [Электронный ресурс]: ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36226 (дата обращения: 24.06.2023).
7. Макарова Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к пост неклассическим перспективам: монография / Н.С. Макарова, Н.А. Дука, Н.В. Чекалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 172 с.
8. Поляков Н.Н. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе / Н.Н. Поляков // Интернет-журнал Науковедение, 2015. – №5 (30). – С. 219.
9. Практическая педагогика: 99 схем и таблицы / авт.-сост. Н.П Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 118 с.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта осинового общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 24.06.2023).
11. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (для 8-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/4bc2ce4bc85850e3a074ea00d6c61a07.PDF (дата обращения: 04.06.2023).
12. Происшествия дорожно-транспортные [Электронный ресурс]: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86928/ (дата обращения: 24.06.2023).
13. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.
14. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
15. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / С.В. Терницкая // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. – № 1 (35). – С. 90-94.
16. Федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 24.06.2023).
17. Федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 24.06.2023).
18. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 406 с.
19. Число лиц, погибших в ДТП [Электронный ресурс]: ЕМИСС. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36233 (дата обращения: 24.06.2023)
20. Шакирова З.В. Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде / З.В. Шакирова, Н.А. Читалин / Казанский педагогический журнал, 2015. – №1. – С. 3-8.