Осанка: средства и методы оценки и коррекции

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 11 11 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.07.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
1. Осанка: понятие, виды нарушений, причины 4
2. Методы оценки осанки 6
3. Средства и методы коррекции осанки 8
Заключение 10
Список литературы 11
Фрагмент для ознакомления

Массаж показан при всех степенях сколиоза. Его цель – улучшить лимфо- и кровообращение, укрепить мышцы спины и живота, нормализовать их тонус, способствовать коррекции позвоночника, улучшению o6щего физического состояния ребенка.
Физиотерапевтические процедуры назначают больным с нарушениями осанки и сколиозом в целях улучшения трофики тканей, повышения сократительной активности мышц спины на выпуклой стороне деформации, общезакаливающего эффекта. Из методов аппаратной физиотерапии применяют индуктотермию в сочетании с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию мышц, общее ультрафиолетовое облучение.
Курортные факторы играют существенную роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозом. Применяют климатолечение, бальнео-, пелоидо-, талассотерапию.
При нарушениях осанки также используют корректоры. Корректор осанки (ортопедический корсет, реклинатор) представляет собой жилет, который надевается на торс и удерживает спину в прямом положении, а позвоночник в нормальном анатомическом состоянии, застегивается корректор спереди, ширина его регулируется.
Существует несколько разновидностей корректоров осанки: одни предназначены для исправления положения верхнего отдела спины, вторые для коррекции нижнего отдела спины и есть корсеты, которые прочно фиксируют позвоночник в районе поясничного отдела.
Подбирается корректор осанки строго по размеру, основные параметры, которые учитываются при подборе размеров корректора осанки: обхват талии в сантиметрах, обхват тела под грудью в сантиметрах и рост человека. Для взрослых и детей существуют свои определенные модели, учитывающие особенности анатомического строения и развитие позвоночника [3].
Механизм лечебного и профилактического действия корректоров осанки такой. Во время статического положения позвоночного столба мышцы испытывают не изменяющуюся нагрузку и находятся в несимметричном тонусе, а межпозвонковые уставы и диски при этом длительно время находятся без движений.
Воздействие корректора осанки также уменьшает и оптимизирует распределение нагрузки на тела позвонков как непосредственно, так и вследствие формирования мышечного корсета.
Таким образом, на основании анализа научно-методической литературы выявлено, что наиболее эффективными средствами формирования правильной осанки являются общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, методики коррекции осанки являются фитбол-гимнастика, стретчинг и др.
Заключение

Осанка – привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Нарушения осанки включают изменения физиологических изгибов позвоночника, которые вызываются внешними и внутренними факторами.
Факторы, определяющие возможные нарушения осанки, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся внутренний контроль (уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивация на ее коррекцию), наследственность, тип телосложения, состояние костно-мышечной системы (скелета, связок, мышц), уровень развития физических качеств: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и др. Внешние факторы – это система мероприятий системы здравоохранения (медицинский мониторинг), экологический фактор, нарушения гигиены труда и учебы и др.
Методами оценки осанки являются визуальное выявление нарушений осанки (тест Е. Рутковской) и визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова), метод компьютерной оптической топографии, авторские методы изменения в трех плоскостях (сагиттальной, фронтальной, горизонтальной). Данные, которые получены в результате измерений, используются для определения типа нарушения осанки и для подбора соответствующих средств и методов коррекции осанки.
Наиболее эффективными средствами формирования правильной осанки являются общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, методики коррекции осанки являются фитбол-гимнастика, стретчинг и др.
Нарушения осанки служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки являются факторами риска появления головных болей, хронических болезней легких, почек и многих других болезней.
Список литературы

Балаболкин, М. И. Лечебная физическая культура : справочник / М. И. Балаболкин, Д. М. Аронов, А. А. Аронов ; под ред. В. А. Епифанова, И. Б. Героева. – М. : Медицина, 2004. – 587 с.
Боголюбов, В. Н. Медицинская реабилитация / В. М. Боголюбов. Книга II. – изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Издательство БИНОМ, 2010. – 424 с.
Восстановительная медицина : учеб. пособие / под ред. В. Г. Лейзерман, О. В. Бугровой, С. И. Красикова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 411 с.
Давыдов, В. Ю. Скрининг-тесты и организация медико-педагогического контроля за физическим развитием дошкольников / В. Ю. Давыдов. – Самара, 2002. – 148 с.
Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Дворкина. – Краснодар, 2002. – 27 с.
Мухин, В. М. Физическая реабилитация / В. М. Мухин. – Киев : Олимпийская литература, 2005. – 460 с.
Улащик, В. С. Общая физиотерапия : учебн. / В. С. Улащик, И. В. Лукомский. – Минск : Книжный Дом, 2008. – 512 с.
Хозяинова, Е. И. Фитбол-гимнастика для коррекции осанки детей школьного возраста / Е. И. Хозяинова // Инструктор по физкультуре. – 2011. – № 7. – С. 81-83.
Шарманова, С. Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Г. К. Калугина. – Челябинск : УралГАФК, 1999. – 212 с.











6


1.Балаболкин, М. И. Лечебная физическая культура : справочник / М. И. Балаболкин, Д. М. Аронов, А. А. Аронов ; под ред. В. А. Епифанова, И. Б. Героева. – М. : Медицина, 2004. – 587 с.
2.Боголюбов, В. Н. Медицинская реабилитация / В. М. Боголюбов. Книга II. – изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Издательство БИНОМ, 2010. – 424 с.
3.Восстановительная медицина : учеб. пособие / под ред. В. Г. Лейзерман, О. В. Бугровой, С. И. Красикова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 411 с.
4.Давыдов, В. Ю. Скрининг-тесты и организация медико-педагогического контроля за физическим развитием дошкольников / В. Ю. Давыдов. – Самара, 2002. – 148 с.
5.Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. И. Дворкина. – Краснодар, 2002. – 27 с.
6.Мухин, В. М. Физическая реабилитация / В. М. Мухин. – Киев : Олимпийская литература, 2005. – 460 с.
7.Улащик, В. С. Общая физиотерапия : учебн. / В. С. Улащик, И. В. Лукомский. – Минск : Книжный Дом, 2008. – 512 с.
8.Хозяинова, Е. И. Фитбол-гимнастика для коррекции осанки детей школьного возраста / Е. И. Хозяинова // Инструктор по физкультуре. – 2011. – № 7. – С. 81-83.
9.Шарманова, С. Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Г. К. Калугина. – Челябинск : УралГАФК, 1999. – 212 с.