Система организации комплексного сопровождения детей с РАС: опыт России
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 30.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В ДЕФЕКТОЛОГИИ 5
1.1.Сущность и характеристика расстройств аутического спектра 5
1.2.Клинико-психолого-педагогические особенности развития детей с РАС 6
1.3.Комплексное сопровождение в работе дефектолога с детьми с РАС 12
Выводы по теоретической части исследования 14
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ 15
2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 15
2.2. Направления и методы экспериментального исследования 18
2.3. Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов 21
Выводы по констатирующей части эмпирического исследования 26
ГЛАВА III. ФОРМИРУЮЩЕЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ 28
3.2. Направления и методы формирующего эксперимента 28
3.2. Описание и анализ данных, полученных после формирующего этапа 34
Выводы по формирующей части эмпирического исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Обучение умению поприветствовать других людей реализовалось в рамках подгрупповых занятия, проходящих в свободной форме. В начале всех занятий мы вставали в общий круг, где все брались за руки. Специалист заводил всех детей и старался кричать громким и задорным голосом «Здравствуйте» и ожидал как будут реагировать дети с расстройством аутистического спектра. Далее если реакции ни от кого не поступила, специалист еще раз повторял слова приветствия. При использовании арт-технологий и закрепление положительного отношения аутичных детей к данной технологии мы стремились самые интересные материалы. Например, мы старались использовать разные бытовые материалы в творческом процессе (вата, губка). Затем предлагали работать в парах, предлагая использовать общие материалы для рисования. Это было нужно для того, чтобы ребенок привыкал к тесному взаимодействию к группе и смог этот опыт перенести другую ситуацию. 3.2. Описание и анализ данных, полученных после формирующего этапаПосле реализации формирующего эксперимента вновь были проведены методики, направленные на определение коммуникативных навыков (табл.4-5)Таблица4Контрольный этапРезультатыдиагностики коммуникативных навыковпо методике А.В.Хаустова: экспериментальная группа 1 (дети с аутизмом)ИспытуемыеНавыкипросьбыНавыкисоциальнойответнойреакцииНавыки называния,комментирования иописанияНавыкипривлечениявнимания изапросаинформацииНавыкивыраженияэмоций,чувствисообщенияонихНавыкисоциальногоповеденияДиалоговыенавыкиОбщийуровенькоммуникативных навыковРонгАлиса6576578/45%КрыгинСтепан4454346/30%Фёдор Бабушкин7466857/45%Ср. по группе5,74,365,35,35,37/40%Экспериментальная группа 2.F84.5. Синдром АспергераИспытуемыеНавыкипросьбыНавыкисоциальнойответнойреакцииНавыки называния,комментирования иописанияНавыкипривлечениявнимания изапросаинформацииНавыкивыраженияэмоций,чувствисообщенияонихНавыкисоциальногоповеденияДиалоговыенавыкиОбщийуровенькоммуникативныхСтольныйДаниил1265364/26%ЛаркинаАмалия6674557/37%ПавловИван2547656/38%КулиевМикаел4223154/20%Ср по группе3,33,84,84,83,85,35,3/30,3%%Экспериментальная группа 3.F84.4 - Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениямиИспытуемыеНавыкипросьбыНавыкисоциальнойответнойреакцииНавыки называния,комментирования иописанияНавыкипривлечениявнимания изапросаинформацииНавыкивыраженияэмоций,чувствисообщенияонихНавыкисоциальногоповеденияДиалоговыенавыкиОбщийуровенькоммуникативныхАлиевРуслан3253354/23%ИвановаКатя4253354/26%Ср по группе3,525335424%Таким образом, существенные изменения в развитии коммуникативных навыков показаны в группе дошкольников с аутизмом (средний результат по группе увеличился с 30% на констатирующем этапе до 40% на контрольном этапе). В группах дошкольников с синдромом Аспергера и с гиперактивным расстройством существенных изменений по сравнению с констатирующим этапом не выявлено (рис. 3).Рисунок 3 – сравнительный анализ развития коммуникативных навыковДалее рассмотрим динамику результатов по методике VB-MAPP на контрольном этапе.Таблица 5Контрольный этапРезультатыдиагностикикомпонентоввербальногоповедениядошкольниковсРАСпометодикеVB-MAPPэкспериментальная группа 1 (дети с аутизмом)ИспытуемыеМандТактПоведениеслушателяВизуальноевосприяитиеИграСоциальныенавыкиОбщийуровеньвербальногоповеденияБабушкинФедор75567537%РонгАлиса55746733%Крыгин Степан65666533%Ср.6565,36,35,734%Экспериментальная группа 2.F84.5. Синдром АспергераИспытуемыеМандТактПоведениеслушателяВизуальноевосприяитиеИграСоциальныенавыкиОбщийуровеньвербальногоповеденияСтранниковаЛена57465632%СтольныйДаниил22653523%ЛаркинаАмалия75755535%ПавловИван35477533%КулиевМикаел42221517%Ср.4,24,24,654,2528%Экспериментальная группа 3.F84.4 – Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениямиИспытуемыеМандТактПоведениеслушателяВизуальноевосприяитиеИграСоциальныенавыкиОбщийуровеньвербальногоповеденияАлиевРуслан32433419%ИвановаКатя32625523%Ср.3252,544,521%Таким образом, по развитию компонентов вербального поведения можно отметить, что наибольший прирост результатов отмечен в группе дошкольников с аутизмом (рис.4).Рисунок 4 – сравнительный анализ развития компонентов вербального общенияТаким образом, проведённая апробация, направленная на развитие коммуникативных навыков дошкольников с аутизмом, показывает совершенствование данных показателей. У детей-аутистов повысились как коммуникативные навыки, так и компоненты вербального поведения. Это свидетельствует об эффективности разработанных направлений и рекомендаций.Выводы по формирующей части эмпирического исследованияФормирующий эксперимент нам показал, что влияние арт-технологий на развитие коммуникативной сферы аутистов благоприятное. В целом, если создать полноценной и комплексный педагогический процесс в реализации коррекционной деятельности, то можно прийти к успешным итогам. При этом должны использоваться вышеперечисленные специальные инструменты при работе дефектолога с расстройствами аутистического спектра.После реализации формирующего эксперимента у всех групп детей с РАС отмечены положительные изменения по выявленным проблемам в развитии коммуникативных навыков. Следовательно, разработанные мероприятия показали свою эффективность и результативность.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе анализа источников научной литературы мы рассмотрели разные исследования, где изучена проблема о развитии межличностных отношений при расстройстве аутистического спектра. Обширно рассмотрена тема о развитии детей с аутизмом. Анализ литературных данных показал, что существует ряд классификаций детского аутизма. Нами были выбраны термины и понятия, изложенные в МКБ10 и в трудах О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинга. В предложенной классификации детского аутизма в 1985 году О.С. Никольской учитываются все основные особенности аутизма, которые определены в четыре группы: полная отрешенность от мира, активное отвержение, захваченность аутистическими интересами, чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Следует отметить, что варианты отличаются степенью тяжести и дезадаптации ребенка и возможности его социализации в раннем детском возрасте. В зарубежных странах разработаны подходы к развитию межличностных отношений детей с расстройством аутистического спектра. В отечественной литературе данная проблема остается недостаточно разработанной. Описаны отдельные приемы по развитию межличностных отношений, отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень их сформированности. Остаются актуальными вопросы о содержании психологической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников и включающей использование арт-технологий. В ходе экспериментального изучения рассматриваемой проблемы были определены методы изучения коммуникативной сферы детей с аутизмом; выявлены особенности взаимодействия деятельности, обусловленные наличием как когнитивных, так и аффективных недостатков. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у дошкольников с расстройством аутистического спектра отмечаются следующие специфические особенности в межличностных отношениях: наблюдается недостаточность сформированности основных мотивов форма общения больше ситуативно-деловая, недостаточно развиты коммуникативные навыки, недостаточно сформированы отношения со сверстниками, страдает развитие избирательных привязанностей к другим детям, отмечается игнорирование, избегание. На основании разработанной рабочей программы была проведена психологическая коррекция, которая включала в себя арт-технологии по развитию коммуникативной сферы детей с расстройством аутистического спектра. Формирующий эксперимент продолжался 4 месяца и он состоял из 4-х блоков: я – тело, эмоции, эмоциональные дезинтеграции, сотрудничество.После реализации направлений работы и комплекса занятий с детьми существенное повышение навыков коммуникации с взрослыми отмечено в группе детей-аутистов, что свидетельствует от эффективности формирующего этапа. Следовательно, гипотеза данного исследования подтверждается.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлександрова, Л. Ю. Волонтерское сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Ю. Александрова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 4 (78). – С. 47–51.Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3646/analiticheskaya_ spravka_monitoring_2020_na_blanke_frts_09_03_21.pdfАлпатикова, С. В. Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Алпатикова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 24 (210). С. 297-299. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М.: Теревинф, 2015. С.218. Башина В.М. Аутизм в детстве. - Москва. - ―Медицина‖. - 1999г.;Бородина Л. Г. Современные подходы к диагностике аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 4. № 3. С. 40–45. Вебер Д. Аутизм. Психотерапия детей и подростков / Д.Вебер - Спб.: Мит, 1988. - 241 с.Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайнер; пер. с англ. Б.Зуева, А.Чечиной, И. Дергачевой и др.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. МещеряковаЗамогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 253 с. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом : Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. – 2-е изд. / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара ; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2019. – 416 с. Детский аутизм: диагностика и коррекция: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Иванова, Л.И. Демьянчук. – СПб.: Изд-во «Дидактика плюс», 2004. – 80 с. Довбня С., Морозова Т. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с. Дьяченко Я. Н., Свидзинская О. В. Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 320-321. Зимова Е. С. Коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста / Е.С. Зимова. – Научный альманах. – 2017. N 1-2(27) C. 334-338. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е. В. Клочковой; пер.с нем. К. А. Шарр. – М.: Теревинф, 2014. – 240 с.Ковалевская Н. А. Развитие социальных навыков у детей ᴄ расстройствами аутистического спектра в процессе взаимодействия со сверстниками / Н. А. Ковалевская // Педагогика, психология и образование: от теории к практике: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. – Ростов н/Д, 2015. – С. 98-101. Коган В.Е. ― Аутизм у детей ‖ Москва 1981г. 16. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. ―Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм‖ Москва 1989гКоммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция : монография / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьевой; Гос. науч. учреждение "Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. образования". - Архангельск: Поморский ун-т, 2009. – 401 с. Коновалова, М. Д. Комплексный подход к коррекции психологических проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. 2018. – № 2 (76). – С. 87–90.Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: Perse, 2002. - 191 с.Куницына В. М. Межличностное общение : учеб. для вузов / Куницына, Валентина Николаевна ; В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб. : Питер, 2001, 2002. - 544 с. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вести Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 1996. – № 2.– С. 18–23. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007 г.Морозов С.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития 2016. Т. 14. № 1. С. 9—18.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненныхформах. - М.: ВЛАДОС, 2007Морозова С. С. Методические указания по работе с детьми с осложненными формами аутизма. // Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. М., 2001. - С. 56 – 101.Мугинова Н. Н. Как наладить контакт с аутичным ребенком : Методические рекомендации для педагогов и родителей // Логопед. – 2017. – № 7. – С. 81–87. Никольская О. С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 35–38.Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / О. С. Никольская. – М. : Центр лечебной педагогики, 2000. – 364 с.Никольская О. С., Баенская Е. Р., Гусева И. Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 140–152.Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. / Психологическое сопровождение. Изд.2-е. М.: Теревинф, 2008. – 224 с. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд.4-е, стер. М.: Теревинф, 2007. (Особый ребенок). – 288 с. Никольская О. С., Веденина М. Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом. // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014. Альманах № 18. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. –240 с. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектора / А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. – 2012. – № 1. – С. 1–16. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 8 : науч.-практ. сборник / ред.: М.С. Дименштейн, ред.: И.С. Константинова, Е.Н. Сафронова, Центр лечеб. педагогики .— М. : Теревинф, 2015 .— 298 с. Островская К. О. Аутизм: проблемы психологической помощи. Учебное пособие / К.О. Островская – Луганск: Изд. центр ЛНУ, 2006. – 110 с. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с. Понять, чтобы помочь: (Из опыта работы с родителями) / Л. М. Ферои, Т. Д. Панюшева // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – № 3. – С. 30–39.Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019. – 432 с.
1. Александрова, Л. Ю. Волонтерское сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Ю. Александрова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 4 (78). – С. 47–51.
2. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3646/analiticheskaya_ spravka_monitoring_2020_na_blanke_frts_09_03_21.pdf
3. Алпатикова, С. В. Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра / С. В. Алпатикова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 24 (210). С. 297-299.
4. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М.: Теревинф, 2015. С.218.
5. Башина В.М. Аутизм в детстве. - Москва. - ―Медицина‖. - 1999г.;
6. Бородина Л. Г. Современные подходы к диагностике аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 4. № 3. С. 40–45.
7. Вебер Д. Аутизм. Психотерапия детей и подростков / Д.Вебер - Спб.: Мит, 1988. - 241 с.
8. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайнер; пер. с англ. Б.Зуева, А.Чечиной, И. Дергачевой и др.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
9. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. МещеряковаЗамогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
10. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом : Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. – 2-е изд. / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара ; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2019. – 416 с.
11. Детский аутизм: диагностика и коррекция: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Иванова, Л.И. Демьянчук. – СПб.: Изд-во «Дидактика плюс», 2004. – 80 с.
12. Довбня С., Морозова Т. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
13. Дьяченко Я. Н., Свидзинская О. В. Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 320-321.
14. Зимова Е. С. Коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста / Е.С. Зимова. – Научный альманах. – 2017. N 1-2(27) C. 334-338.
15. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е. В. Клочковой; пер.с нем. К. А. Шарр. – М.: Теревинф, 2014. – 240 с.
16. Ковалевская Н. А. Развитие социальных навыков у детей ᴄ расстройствами аутистического спектра в процессе взаимодействия со сверстниками / Н. А. Ковалевская // Педагогика, психология и образование: от теории к практике: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. – Ростов н/Д, 2015. – С. 98-101.
17. Коган В.Е. ― Аутизм у детей ‖ Москва 1981г. 16. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. ―Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм‖ Москва 1989г
18. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция : монография / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьевой; Гос. науч. учреждение "Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. образования". - Архангельск: Поморский ун-т, 2009. – 401 с.
19. Коновалова, М. Д. Комплексный подход к коррекции психологических проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. 2018. – № 2 (76). – С. 87–90.
20. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: Perse, 2002. - 191 с.
21. Куницына В. М. Межличностное общение : учеб. для вузов / Куницына, Валентина Николаевна ; В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб. : Питер, 2001, 2002. - 544 с.
22. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.
23. Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вести Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 1996. – № 2.– С. 18–23.
24. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007 г.
25. Морозов С.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития 2016. Т. 14. № 1. С. 9—18.
26. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М.: ВЛАДОС, 2007
27. Морозова С. С. Методические указания по работе с детьми с осложненными формами аутизма. // Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. М., 2001. - С. 56 – 101.
28. Мугинова Н. Н. Как наладить контакт с аутичным ребенком : Методические рекомендации для педагогов и родителей // Логопед. – 2017. – № 7. – С. 81–87.
29. Никольская О. С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 35–38.
30. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / О. С. Никольская. – М. : Центр лечебной педагогики, 2000. – 364 с.
31. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Гусева И. Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 140–152.
32. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. / Психологическое сопровождение. Изд.2-е. М.: Теревинф, 2008. – 224 с.
33. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд.4-е, стер. М.: Теревинф, 2007. (Особый ребенок). – 288 с.
34. Никольская О. С., Веденина М. Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом. // Альманах Института коррекционной педагогики, 2014. Альманах № 18.
35. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. –240 с.
36. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектора / А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. – 2012. – № 1. – С. 1–16.
37. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 8 : науч.-практ. сборник / ред.: М.С. Дименштейн, ред.: И.С. Константинова, Е.Н. Сафронова, Центр лечеб. педагогики .— М. : Теревинф, 2015 .— 298 с.
38. Островская К. О. Аутизм: проблемы психологической помощи. Учебное пособие / К.О. Островская – Луганск: Изд. центр ЛНУ, 2006. – 110 с.
39. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
40. Понять, чтобы помочь: (Из опыта работы с родителями) / Л. М. Ферои, Т. Д. Панюшева // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – № 3. – С. 30–39.
41. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева – Москва: ИП Толкачев, 2019. – 432 с.