Самооценка в формировании синдрома эмоционального выгорания
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 25.08.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический анализ подходов к исследованию самооценки в формировании синдрома эмоционального выгорания 5
1.1. Самооценка как предмет научного анализа 5
1.2. Эмоциональное выгорание: сущность, особенности возникновения 14
1.3. Роль самооценки в формировании синдрома эмоционального выгорания 27
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки в синдроме эмоционального выгорания 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования 32
2.3. Система работы по формированию самооценки и предупреждению эмоционального выгорания 36
Заключение 56
Список литературы 57
Вот в тот момент, когда очередные новости принесли очередное безумие и в вас, как валом поднимается огромная внутренняя сила, которая потом разобьется на негативные эмоции, вы ныряете мысленно в Согласие испытать то, что генерирует ваша психика. Парадокс заключается в том, что в этот момент в этой точке тайфуна, в точке спокойствия, внутри этой эмоциональной воронки, когда вы ныряете в свое Согласие, вы начинаете вслушиваться в те части, которые у вас поднимаются. У кого-то гнев, у кого-то беспомощность, у кого-то отчаяние, у кого-то возмущение. Разные, разные абсолютно спектры, но вы находитесь в зоне этой большой внутренней безопасности в зоне Согласия. Это внутреннее Согласие, глубинное Согласие испытывать собственные эмоции, мы не являемся ими этими эмоциями. У нас появляется наблюдающая позиция, эта наблюдающая позиция приводит к тому, что эмоция проходит. Например, страх может являться просто сбросом энергии, а может быть руководством к действию. Потому что, если на вас летит большая черная 68 собака, то нужно бежать и страх этого, тот адреналин, который выталкивает вас в неприятной ситуации, гнев, может привести к действию, это действие может быть единственно правильным. Вы знаете про праведный гнев, то есть он перейдет совершенно в другую форму. Когда мы уходим в Согласие, мы не контролируем свои эмоции, пытаясь что-то задавить, что-то, наоборот, активизировать, а позволяем этим эмоциям проживать свой цикл. И тогда приходит настоящее понимание, что нужно делать и это понимание приносит нам абсолютно другую картину мира. После медитации зарисовать собрание внутренних частей, оставив место для тех, что не проявились. Задание на дом 1. Продолжить выполнять упражнение «Собрание (Круглый стол) внутренних частей», зарисовывать/записывать внутренние части на том же листе, все, которые придут (включаем тех, кто боится, кто ленится, злиться и т.д.). Выделить 10-15 минут каждый день для обдумывания этого упражнения и обязательно давать место всем частям. 2. Вести дневник «утренние страницы», писать не менее трех страниц каждый день о своих мыслях, ощущениях, переживанияхШаг четвёртый: Встреча с наставником/хранителем Встреча с помощником и сверхъестественная помощь. Герой встречается со своим помощником, который заверяет его, что он действительно сверхъестественный помощник, что он сам прошел этот путь, дает необходимое наставление, необходимую защиту для героя в самом важном пути в его жизни. Сверхъестественный помощник – это внутренняя жизненная сила, это ангелы, а иногда и демоны. В классических мифах - это Вергилий, Мефистофель, Гермес. В сказках - это Фея-покровительница у Пиноккио, это Лев в «Хрониках Нарнии». Это Тайлер Дерден в фильме «Бойцовский клуб».Упражнения: Кто будет наставником/хранителем вашего героя, кого он встретит на своем пути? Какие у него качества, что он дает герою? Какой артефакт, с какими качествами и свойствами? Зарисуйте на листе А4 наставника и артефакт, дайте им имя, как они помогают, что именно происходит во время встречи с ними? Лист А4 разделить на 4 части, нарисовать или выписать 4 типа наставников/помощников из вашей жизни: - 2-4 реальные люди из жизни; - 2-4 герои книг, персонажи фильмов и т.д.; - Ваши достижения прошлого, какие качества характера помогли вам дойти до конца 3-4 качества (Смелость, решительность и т.д.);- Каких бы наставников вам хотелось бы сейчас получить (новое сообщество, команда единомышленников)? Это 4 типа Хранителей, посмотрите на них. Как вам сейчас? Насколько у вас прибавляются силы, энергии, понимания глядя на них? Вы точно не один и у вас точно хватит поддержки и энергии этих людей, которые помогут вам двинуться дальше. Шаг пятый: переход через порог повседневного мира. Здесь герой встречает стражей своей тюрьмы, которые он сам себе создал. Тюрьма - это его фиксированное убеждение и картина мира, которая сковывает его и ограничивает внутреннюю жизненную энергию, с одной стороны. Но на этом этапе мы уже понимаем, что здесь тесно и дискомфортно и так жить нельзя, нужно поскорее отсюда выбраться, с другой стороны, мы понимаем, что за пределами этой тюрьмы нам придется сражаться с драконами, великанами. Буратино принимает решение не идти в школу, а продать свой букварь и пойти в кукольный театр. С этого момента он покидает дом отца и начинаются его приключения. Или волшебник Изумрудного города: ураган подхватывает домик Элли и она оказывается в стране Оз. Примешь синюю таблетку и сказке конец, ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон, примешь красную таблетку, войдешь в страну чудес. Наставник помогает герою пересечь первый порог. Герой попадает из повседневного мира в другой мир и ему открывается обратная сторона. Что он там увидит, как перед ним предстанет мир с новой точки зрения, с другого ракурса? В реальности первый шаг к переменам может сопровождаться стрессом, который мобилизует скрытые силы и помогает преодолеть препятствия, без которых невозможно внутреннее развитие. Упражнения: 2 Метафора проблемы. Герой после встречи с наставником отправился в путь, долго ли коротко, идет он, но тут на его пути... Пишем историю (Метафора проблемы) о встреченном препятствии, что это за препятствие. Зарисовать. Как повел себя герой, о чем подумал, что почувствовал, что сделал? 3 Напишите список самых сложных ситуаций (3-5), которые вам приходилось преодолевать в жизни. Какие чувства, эмоции, страхи вы переживали при этом (выпишите список сложных чувств на отдельном листе)? Каким образом проблемы были разрешены? Кто, что вам помогло справиться? Какие уроки вы вынесли из каждой такой ситуации? Какие позитивные эмоции вы испытали, когда сложности были преодолены? Шаг шестой: Встреча союзников и противников. После пересечения первого порога герой оказывается в точке Врат в незнакомый мир. Чтобы пойти дальше, человеку нужно умереть, но не физиологически, должна умереть его старая личность. Врата хорошо представлено в архитектуре, в католических храмах - перед входом человек видит страшных горгулий, различных чудовищ, то есть прежде, чем войти к сакральному, человек встречает некое чудовище, которое его поглощает. Чтобы найти контакт с Абсолютом, нужно сбросить свои старые границы. В библейском сюжете про Иону, его проглатывает кит. Примеры из кино и из литературы, из мифов, из архитектуры - это символы этих трансформаций. Мы смотрим на эти символы, отталкиваемся от них, чтобы приблизиться к своей собственной сути. Герой перешагнул порог, за которым его ждут «демоны»: сомнения, страхи, недостаток знаний и т.д. Поможет ли ему опыт, который у него есть или потребуется что-то новое? Здесь герой должен найти союзников, которые помогут победить «демонов». Советы близких, коллег, знакомых, экспертов — нам нужна поддержка для того, чтобы достойно пройти первые испытания. Людей, окружающие нас, делятся на две категории: те, кто помогает и поддерживает и те, кто создают препятствия. Разобраться с тем, кто есть кто наша задача и извлечь из этого урок, научиться трансформировать всякую энергию в позитивную, и применить её для собственного развития и движения. Ведь не секрет, что бывают такие истории, когда кто-то, искренне желая нам помочь, в действительности причинял вред. И наоборот, человек, мешающий нам что-то сделать, на самом деле оказывал нам услугу. Здесь нам потребуется внимание, непредвзятость и анализ. Упражнения 1. Какие союзники/противники у вашего героя, напишите рассказ о встрече с ними. Как и когда она произошла, что было в итоге. Какие у них ресурсы, что дают Союзники? Как происходит встреча с Противниками, в чем противоборство, на что они претендуют, как происходит взаимодействие, какие уроки можно извлечь? Зарисуйте персонажей. 2. Техника «Любимый герой и его антогонист». Лист А4 записываем ваши (из жизни) Союзники/Противники, плюсы, минусы, поразмышлять о них.3. «Островок ресурсов». Что вас наполняет ресурсом? Зарисовать на листе А3, в центре написать «Я», вокруг написать или зарисовать, символы того, что приносит вам радость и доставляет удовольствие. Рисуя эти символы, входить в состояние радости, удовольствия, чтобы проявились телесные ощущения. Шаг седьмой: приближение к внутренней пещере (чрево кита). Точка «смерти». Чрево кита - это этап самоуничтожения, человек должен отказаться полностью от своего прошлого мировоззрения, чтобы двигаться дальше. Здесь человек встречается с внутренними «демонами»: с гидрой, драконами, орками, циклопами. На психологическом уровне - это наша Тень, это реакции, это ожидания, обиды, внутренние конфликты, навязчивые мысли, застрявшие эмоции, фиксированное деструктивные убеждение и так далее. Человек должен прояснить для себя вытесненную часть своей психики, интегрировать все части, интегрировать и уладить все конфликты между разными частями этой области психики. Герой, продвигаясь в своем путешествии и проходя испытания, получает новый опыт и навыки, и неизбежно попадает в точку «смерти» - это самое тяжелое испытание на пути. На этом шаге будет определено, вынесет герой из путешествия урок для себя, или останется таким какой был. Предыдущие этапы затрагивали внешний мир нашего героя – окружение, обстоятельства, ситуации, людей. Здесь же, на седьмом шаге мы погружаемся в глубины нашего внутреннего мира, глубины сознания. Здесь мы прикоснемся к нашим убеждениям. Убеждения гораздо прочнее желаний, и менять их не так легко.Упражнения: Психосинтез, пластилин, работа с внутренними частями, которые вам не нравятся). Выпишите на 2-3 качества, которые вам не нравятся в вас. Далее вылепите из пластилина фигурки, которые будут символизировать каждое из этих качеств, разместите их на листе А4, дайте им имена. Беседа. 2. «Домик для страха» (или чувства, которое наиболее проявилось). Что это за страх? Как его зовут? Дайте ему имя. Где он живет? Как давно он там? Почему ему важно быть у вас? Чем вы такие уникальные, что он есть у вас? Кем или чем ваш страх был до того, как стал страхом? Что пугает ваш страх больше всего? Какая вашему страху нужна помощь? Шаг восьмой: Встреча с Богиней. Богиня отсылает к фигуре Матери, которая в реальной жизни для грудного ребенка была не только хорошей, но и плохой. Мать плохая, когда она не всегда присутствует, не всегда может погладить ребенка и не всегда его может накормить, когда он того хочет. Бывает плохой, когда она запрещает что-то делать и у ребенка возникает агрессия, а также страх ответной агрессии. Все эти права проявления фигуры Матери создают в психике ребенка систему из сдерживания и противовесов, тем самым создается внутренний конфликт. Как-то Актеон, молодой охотник пошел охотиться в лес, оставив позади своих друзей с охотничьими собаками, он нашел грот, где как раз в это время купалась богиня Диана со своими нимфами. Он без приглашения приблизился и Диана плеснула на него водой со своим заклятием, не успел он опомниться, как ощутил на своей голове рога, потом начал осматривать свое тело, которое мгновенно превратилось в вола, он начал быстро убегать. По иронии судьбы, в этот момент мимо шли его друзья с охотничьими собаками и начали его преследовать. В итоге встреча Актеона с богиней Дианой обернулась в смерть. Не каждый герой, не каждая психика способна выдержать встречу с фигурой Матери и остаться при этом живой, сохранить свою целостность и продолжить дальше свой путь. Встреча с Богиней - это интеграция фигуры Матери, это интеграция всех полярностей и это принятие разрушительного аспекта души. Упражнения: Отношения с матерью. Что для вас любовь к маме. Зарисуйте ее символ. Какие чувства возникают при этом. Шаг девятый: Воссоединение с Отцом. Эго героя полностью разрушается при встрече с Отцом. Отец - это источник сына, Отец - это тотальность бытия, это источник мира. Эта встреча может оказаться смертельной не только для героя. Фаэтон приходит к своему отцу Гелиосу и требует признать, что он его кровный сын. Гелиос соглашается и заверяет это тем, что выполнит любое желание Фаэтона. Фаэтон требует от Гелиоса дать ему под управление колесницу Солнца. Гелиос не смог отговорить своего сына и даёт ему колесницу. Он, конечно же, не справляется с управлением Солнцем, обжигает людей, землю и небо и, чтобы предотвратить разворачивающейся хаос, Зевс убивает своей молнией Фаэтона, который падает вниз. Когда сын встречается со своим отцом и заполучает энергию жизни, это может оказаться смертельным, как для него самого, так и для окружающих. Отец для сына - это шаман, это жрец. Он проводит инициацию сына, он подготавливает своего сына к управлению колесницей Солнца и только через подготовку, только через психологическое взращивание сына, тот становится готов принять эту энергию, эту силу, чтобы жить. Когда герои воссоединяется с отцом в фазе инициации, у героя исчезает деление на я и другие, и на я и остальной мир. Герой здесь может снять свою вуаль с источника бытия, и увидеть свою самость. Иди за мной и я завершу твое обучение, объединив наши силы, мы положим конец этим разорительным войнам и наведем порядок в Галактике. Упражнения: Отношения с отцом. Что для вас отношение к отцу. Зарисуйте его символ. Какие чувства возникают при этом. Задание на дом 1. Продолжить выполнять упражнение «Собрание (Круглый стол) внутренних частей. 2. Дополнять рисунок «Островок ресурсов». 3. Вести дневник.Блок 2. Упражнение 1. Танец эмоций. Цель: нивелировать проявление негативных эмоций через хореографическую деятельность.Участника просят описать своё эмоциональное состояние. После этого предлагают самому выбрать музыку и в танце изобразить своё настроение. После этого предлагают сформулировать его желаемое эмоциональное состояние. Далее- в танце необходимо показать то желаемое настроение, которое необходимо в данный момент.Упражнение 2. «Письмо». Участнику предлагают написать письмо своему несогласию с какими-либо условиями его жизни. При этом важно определить его особенности (описать, каким представляет участник своё несогласие). Далее следует охарактеризовать возможные причины этого несогласия. Также важно описать возможные способы преодоления этого несогласия.Упражнение3. «Оценка поступков»Участникам предлагают проанализировать различные поступки героев литературных произведений. При этом он отвечает на следующие вопросы:Почему герой поступил именно так?Что было бы, если он поступил по-другому?Как я бы поступил на месте литературного героя?Упражнение 4. «Рояль»Участнику предлагаю вспомнить, что помогало ему в жизни преодолевать сложные ситуации. Затем проанализированные способы выхода из сложных для участника ситуаций разделяют на две категории: негативные (это чёрные клавиши рояля) и позитивные (это белые клавиши рояля). Затем обобщаются, перечисляются, делая акцент на наиболее типичных для подростка негативных эмоциональных проявлениях. После этого обсуждается вопрос: «Надёжнее обладать многими или немногими «клавишами»? В заключении делается акцент на несомненном превосходстве светлых «клавиш». Упражнение 5. «Сказки»Участники сочиняют две сказочные истории. Задачи таковы: одна история должна быть с моральными законами общежития, содержать историю их соблюдения. Другая история о том обществе, где этих законов не существует. Время 15 минут. Сказки презентуются, обсуждаются по вопросам:1) Где лучше живётся?2)Необходим ли контроль над своими эмоциями? Зачем?Упражнение 6. Упражнение «Предмет»В коробке спрятаны различные предметы (мяч, зеркало, записная книжка, карандаш и др.). Участник случайным способом выбирает любой предмет и от его имени рассказывает о своём настроении, анализирует и рассуждает о нём.Упражнение 7. «Мне повезло»Участник вспоминает историю из своей жизни, в ходе которой ему в чём-либо значимом для него повезло. Он рассказывает об этой истории группе. Группа изображает этот случай.Рекомендации по регулированию эмоционального состояния Напряжённая работа должна сопровождаться регулярными перерывами. В это время деятельность должна отличаться от трудовой. Можно провести перерыв, занимаясь любимым делом. Также можно посвятить это время анализу собственных успехов. Важно эффективно планировать время для осуществления трудовой деятельности. При этом следует оградить себя от таких отвлекающих факторов, как телевидение и интернет. Часто психологическое напряжение усиливается при дополнительном интеллектуальном напряжении, связанном с отвлечением на какую-либо телепрограмму, музыку, информацию на развлекательных сайтах. Каждый день следует посвятить хоть какой-то отрезок времени той деятельности, которая доставляет реальное удовольствие. Например, после напряжённого трудового дня занятия рисованием позволят предотвратить психическое напряжение.Очень эффективным является освоение техник саморегуляции. В связи с этим целесообразно использование дыхательной гимнастики, которая уже за короткий отрезок времени даст почувствовать происходящие позитивные изменения: повысится энергичность, уйдёт напряжение и ощущение сдавленности. Большое значение для нормального функционирования и противостояния стрессорам имеет правильный режим питания. Необходимо свести к минимуму употребление полуфабрикатов и фастфуда. Переход на натуральные продукты питания в короткое время позволит ощутить чувство удовлетворённости едой и повысит энергичность.Физическая активность оказывает позитивное влияние на психическое состояние. Также в настоящее время это актуальная общественная тенденция. Благодаря разнообразным видам физической активности, человек не только существенно изменит качество своей жизни, но и позволит ощутить себя прогрессивным человеком. Физическая активность должна доставлять удовольствие, поэтому лучше выбирать те виды спортивно-оздоровительной деятельности, которые больше импонируют человеку. Не стоит полностью включаться лишь в семейные проблемы. Необходимо понимать, что жизнь многопланова и в ней множество аспектов. Важно регулярно переключаться на иные виды деятельности. Необходим баланс между физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой: только в этом случае желаемая гармония будет достигнута.Периодически следует устраивать для себя такие дни, когда можно полностью посвящать себя активному отдыху. В зависимости от личностных предпочтений каждый выбирает для себя свой вид такого восстановления. Это могут быть походы в лес и наслаждение лесной природой. Также многие выбирают для себя охоту и рыбалку: такое времяпрепровождение полезно не только для физического оздоровления, но и для снятия душевного напряжения. Если есть возможность посетить новые места, то это, безусловно, стоит сделать. Путешествия не только позволяют увидеть интересные достопримечательности, но и обновить свою эмоциональную жизнь, что очень полезно для снятия душевного напряжения. Занятия любимыми видами творческой деятельности является эффективным средством для того, чтобы получить ощущение эмоциональной удовлетворённости. При этом часто появляется особое ощущение одухотворённости, благодаря которым появляются оригинальные результаты креативной деятельности.Следует отметить, что периодически стремление заниматься творческой деятельности отсутствует. Появляется апатия и инертное состояние, нежелание активно действовать и достигать своих целей. С этим ощущением периодически сталкивается почти каждый. Одним из самый действенных инструментов при этом является намеренный выход из зоны комфорта. Необходимо вспомнить те ситуации, в которых вы действовали активно и при этом достигали успеха и гордились собой.Позитивный настрой является важным условием для сохранения душевного равновесия. Для этого необходимо посвятить некоторое время для того, чтобы активировать свои ресурсы, настроить себя на позитив и с этим начинать какое-либо дело. Для того чтобы жить полноценной и интересной жизнью, важно иметь значимые цели. Посвятите некоторое время тому, чтобы обдумать, что для вас важно сегодня, через год, через 5-10 лет. Составьте список самых значимых для себя целей и регулярно отмечайте те действия, которые вы выполняете для их достижения.Планирование дня – важное условие его эффективности. После завтрака (который каждое утро должен быть) посвятите 10-15 минут обдумыванию предстоящего дня и своей роли для того, чтобы сделать этот день полезным и приятным для себя.ЗаключениеНашаработапосвященаисследованиюэмоциональноговыгорания зависимости от самооценки. Актуальностьтемыобусловлена тем, что в настоящее время феномен эмоционального выгорания являетсячастообсуждаемымиизучаемым,каквзарубежной,такивотечественнойпсихологии.Разныемоделиописанияэмоциональноговыгоранияпо-разномуподходяткданнойпроблеме.Вцелом,можноговоритьо том, что нет единого определения феномена эмоционального выгорания,который былпринятбывовсеммире.В данной работе мы раскрыли понятие эмоционального выгорания у,атакжесравнилидвегруппыреспондентов,которыеприняли участие в данном исследовании: группа А – имеют низкий уровень самооценки, группа Б – имеют высокий уровень самооценки. Между группами былиполученызначимые различия по степени выраженности эмоционального выгорания. При этом угруппыреспондентов,имеющих низкий уровень самооценки,наблюдаетсятенденция кувеличениюэмоциональноговыгорания.Таким образом, гипотеза данного исследования полностью подтверждена, цель работы достигнута.Список литературыАбульханова, К.А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений/ К.А. Абульханова, М.И. Воловикова [Текст] // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С.12– 15.Айсина Р.М. Роль самооценки в формировании эмоционального выгорания / Р.М. Айсина// Вестник Университета. – 2017. – № 1 – С. 113 – 119. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. – М.: Учитель, 2018. - 120 c. Байер Е., Григорян Н./ Личность в условиях депривации. Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической систем/ Журнал развитие личности 86 № 4 – 2018. Байтасов Р. Р. Управление персоналом: конспект лекций / Р.Р. Байтасов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 112 с.Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Синдром эмоционального выгорания. взгляд психолога и невролога// Вестник новых медицинских технологий. 2021. №2. С. 45–57. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-2-45-57.Барабанщикова, В.В. Профессиональные деформации специалистов в динамичной организационной среде // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. – С. 91-107.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2019. – № 1. – С. 54-65.Водопьянова Н.Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учеб. пособие для академического бакалавриата /3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 290.Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика 3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие / Наталия Евгеньевна Водопьянова. - М.: Юрайт, 2017. - 193 c. Выготский, Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. - 224с.Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c. Дейнека А. В., Жуков Б. М., Современные тенденции в управлении персоналом.Демидович, И. К. Проблема самооценки в отечественных и зарубежных исследованиях / И. К. Демидович // Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития: материалы III Всероссийской научнопрактической конференции, Махачкала, 28 ноября 2018 года / ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». – Махачкала: Б. и., 2018. – С. 201-213Джеймс, У. Психология. -М.: Амрита-Русь, 2020. -448 с.Евенко, С.Л. Стрессоустойчивость, как научная проблема в современной психологической практике. // в сборнике: Современные гуманитарные технологии в высшем образовании: состояние и перспективы развития: сборник публикаций преподавателей и студентов по итогам международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.Д. Серякова. М.: Издательство «Спутник +», 2019. – С. 123-129. Жданов А. А. Развитие Я-концепции в Юношеском возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №2 (62). -[Электронный ресурс]- Электрон, дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.02.2023)Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – №37(379). – С.139-146. Захарова, А.В.Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. – М.: Алгоритм, 2017. – 277с.Зеер, Е. Ф. Психология профессиональных деструкций / Е. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - Москва : Академический проект, 2020. - 240 с.Зуева, Е. Ю. Психологические аспекты Я-концепции личности // Вопросы науки и образования, 2018. -№1 (13). - С. 176-180Караваева, Т.А. Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости и распространенности синдрома выгорания у специалистов в области психического здоровья / Т.А. Караваева, Ю.А. Кухтенко, В.В. Макаров, А.В. Яковлев // Наркология. – 2019. – № 8. С. 60–68. Катунин, А. П. Эмоциональное выгорание: сущность и содержание / А. П. Катунин, Д. В. Бутынко. // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 399-401Качаев Р.И. Успешность профессиональной деятельности специалистов по социальной работе: соотношение исследовательских подходов / Качаев Р.И., Кумохин А.Г. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2020. – №19. – С. 28-35.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.Кон, И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. - 367 с.Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. С.6-8 Крук, В.М., Кубышко, В.Л., Федотов, А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста, // Психология и право. 2018. № 4. – С. 219-232. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Кухтенко, Ю.А. Клиническая психотерапия и синдром эмоционального выгорания / Ю.А. Кухтенко // Независимый психиатрический журнал. – 2017. – № 1. – С.80–81 Лазуренко Н.В. Информационно-коммуникативное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента / Лазуренко Н. В., ВерхоламоваО.Н.,. Еременко С. А // Трибуна ученого. – 2021. – №1. – С. 807-810.Лукичёва, Л.И. Управление персоналом /Л.И. Лукичёва – М.: ОмегаЛ, 2018. – 264 с.Лысенко, В.Г. Разработка и реализация системы опережающей профессиональной подготовки кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 159-167.Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. – Москва: Просвещенияе, 1978. – 127 с.Маслоу, А. Мотивация и личность/ Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва: Питер, 2013. - 351 с.Матюшкина, Е.Я. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников. / Е.Я. Матюшкина, А.П. Рой, А.А. Рахманина, А.Б. Холмогорова // Современная зарубежная психология. – 2020. Т.9, № 1. – С. 39–49. Матюшкина, Е.Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) / Е.Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 4. С. 42–58. МКБ-10 (Международная классификация болезней). – Москва: 80 Московский центр ВОЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb10.com/Медведская, Е.И. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов / Е.И. Медведская, Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 2. – С. 59–74. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебник для вузов. - 2е изд., испр. И доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.-308 с.Райгородский, Д. Я. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2020.-672 с.Реан, А.А., Дандарова, Ж.К., Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: АСТ, 2015.- 656 с. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 525 с.Сидоров, К.Р. Самооценка как психологический феномен // Сogito: сб. науч. ст. по педагогике и психологии. – Ижевск, 2021.-Вып. 4.- С. 69 – 81.Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : МГУ, 2013. - 286 с.Терентьева Т.А. Профессиональное выгорание сотрудников в современных организациях /Т. А. Терентьева. – // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 147-150 Щетинина Н. А. Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения / Н. А. Щетинина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 9 (247). – С. 178-181.Ярошенко Е. И. Особенности психологической устойчивости личности и проявления феномена эмоционального выгорания сотрудников в условиях пандемии COVID-19 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 446– 450.ПриложениеРезультаты проведения диагностикиГруппа А№ п/пЭмоциональное истощениеДеперсонализацияРедукция профессиональных достижений140413285333201246437243522521643213273613282113139773210201734111911212335421319834Группа Б№ п/пЭмоциональное истощениеДеперсонализацияРедукция профессиональных достижений16272417333199354202541537426392650738734810134919545103919331141412211747
2 Айсина Р.М. Роль самооценки в формировании эмоционального выгорания / Р.М. Айсина// Вестник Университета. – 2017. – № 1 – С. 113 – 119.
3 Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. – М.: Учитель, 2018. - 120 c.
4 Байер Е., Григорян Н./ Личность в условиях депривации. Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической систем/ Журнал развитие личности 86 № 4 – 2018.
5 Байтасов Р. Р. Управление персоналом: конспект лекций / Р.Р. Байтасов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 112 с.
6 Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Синдром эмоционального выгорания. взгляд психолога и невролога// Вестник новых медицинских технологий. 2021. №2. С. 45–57. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-2-45-57.
7 Барабанщикова, В.В. Профессиональные деформации специалистов в динамичной организационной среде // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. – С. 91-107.
8 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
9 Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
10 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
11 Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2019. – № 1. – С. 54-65.
12 Водопьянова Н.Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учеб. пособие для академического бакалавриата /3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 290.
13 Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика 3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие / Наталия Евгеньевна Водопьянова. - М.: Юрайт, 2017. - 193 c.
14 Выготский, Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. - 224с.
15 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c. Дейнека А. В., Жуков Б. М., Современные тенденции в управлении персоналом.
16 Демидович, И. К. Проблема самооценки в отечественных и зарубежных исследованиях / И. К. Демидович // Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития: материалы III Всероссийской научнопрактической конференции, Махачкала, 28 ноября 2018 года / ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». – Махачкала: Б. и., 2018. – С. 201-213
17 Джеймс, У. Психология. -М.: Амрита-Русь, 2020. -448 с.
18 Евенко, С.Л. Стрессоустойчивость, как научная проблема в современной психологической практике. // в сборнике: Современные гуманитарные технологии в высшем образовании: состояние и перспективы развития: сборник публикаций преподавателей и студентов по итогам международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.Д. Серякова. М.: Издательство «Спутник +», 2019. – С. 123-129.
19 Жданов А. А. Развитие Я-концепции в Юношеском возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №2 (62). -[Электронный ресурс]- Электрон, дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.02.2023)
20 Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – №37(379). – С.139-146.
21 Захарова, А.В.Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. – М.: Алгоритм, 2017. – 277с.
22 Зеер, Е. Ф. Психология профессиональных деструкций / Е. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - Москва : Академический проект, 2020. - 240 с.
23 Зуева, Е. Ю. Психологические аспекты Я-концепции личности // Вопросы науки и образования, 2018. -№1 (13). - С. 176-180
24 Караваева, Т.А. Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости и распространенности синдрома выгорания у специалистов в области психического здоровья / Т.А. Караваева, Ю.А. Кухтенко, В.В. Макаров, А.В. Яковлев // Наркология. – 2019. – № 8. С. 60–68.
25 Катунин, А. П. Эмоциональное выгорание: сущность и содержание / А. П. Катунин, Д. В. Бутынко. // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 399-401
26 Качаев Р.И. Успешность профессиональной деятельности специалистов по социальной работе: соотношение исследовательских подходов / Качаев Р.И., Кумохин А.Г. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2020. – №19. – С. 28-35.
27 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
28 Кон, И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
29 Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. С.6-8
30 Крук, В.М., Кубышко, В.Л., Федотов, А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста, // Психология и право. 2018. № 4. – С. 219-232.
31 Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
32 Кухтенко, Ю.А. Клиническая психотерапия и синдром эмоционального выгорания / Ю.А. Кухтенко // Независимый психиатрический журнал. – 2017. – № 1. – С.80–81
33 Лазуренко Н.В. Информационно-коммуникативное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента / Лазуренко Н. В., Верхоламова О.Н.,. Еременко С. А // Трибуна ученого. – 2021. – №1. – С. 807-810.
34 Лукичёва, Л.И. Управление персоналом /Л.И. Лукичёва – М.: ОмегаЛ, 2018. – 264 с.
35 Лысенко, В.Г. Разработка и реализация системы опережающей профессиональной подготовки кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 159-167.
36 Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. – Москва: Просвещенияе, 1978. – 127 с.
37 Маслоу, А. Мотивация и личность/ Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва: Питер, 2013. - 351 с.
38 Матюшкина, Е.Я. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников. / Е.Я. Матюшкина, А.П. Рой, А.А. Рахманина, А.Б. Холмогорова // Современная зарубежная психология. – 2020. Т.9, № 1. – С. 39–49.
39 Матюшкина, Е.Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) / Е.Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 4. С. 42–58.
40 МКБ-10 (Международная классификация болезней). – Москва: 80 Московский центр ВОЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb10.com/
41 Медведская, Е.И. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов / Е.И. Медведская, Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 2. – С. 59–74.
42 Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебник для вузов. - 2е изд., испр. И доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.-308 с.
43 Райгородский, Д. Я. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2020.-672 с.
44 Реан, А.А., Дандарова, Ж.К., Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: АСТ, 2015.- 656 с.
45 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 525 с.
46 Сидоров, К.Р. Самооценка как психологический феномен // Сogito: сб. науч. ст. по педагогике и психологии. – Ижевск, 2021.-Вып. 4.- С. 69 – 81.
47 Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : МГУ, 2013. - 286 с.
48 Терентьева Т.А. Профессиональное выгорание сотрудников в современных организациях /Т. А. Терентьева. – // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 147-150
49 Щетинина Н. А. Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения / Н. А. Щетинина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 9 (247). – С. 178-181.
50 Ярошенко Е. И. Особенности психологической устойчивости личности и проявления феномена эмоционального выгорания сотрудников в условиях пандемии COVID-19 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 446– 450.