Лексический разбор и методика его преподавания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.08.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Понятие и содержание лексической компетенции 5
2. Особенности лексического разбора 9
Заключение 13
Список использованных источников 15

Фрагмент для ознакомления

Приведем пример лексического разбора:Ежи — маленькие лесные хищники.1. Еж — колючее млекопитающее семейства ежовых.2. Слово многозначное.а. То же, что противотанковый ёж; сооружение, препятствующее прохождению бронетехники (перен., воен., разг.)б. То же, что ёжик; короткая, обычно мужская причёска с торчащими дыбом волосами (перен., разг.).3. Значение прямое.4. Исконно русское слово.5. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.6. Слово не является устаревшим, входит в активный словарь русского языка.7. Слово входит в состав фразеологизма: ежу понятно (ежу ясно).На уроках русского языка можно использовать различные словарно-семантические упражнения [6]:1. Объяснение значения слова.2. Подбор синонимов, антонимов, построение словосочетаний, предложений.3. Анализ употребления в тексте определенной группы слов и самостоятельное составление текстов с использованием лексики той или иной группы.Таким образом, лексический анализ слова является хорошей практикой не только для повышения грамотности учащихся. Одной из основных задач данного вида работы является обучение ученика основам анализа, умению рассуждать и формулировать выводы. Это делается с помощью различных словарей: толкового, фразеологического, синонимов, антонимов.ЗаключениеОбобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что цель и задачи данной работы были успешно выполнены. Изучив опыт учителей, психолого-педагогическую литературу, требования в области лексики, выявили особенности формирования лексических навыков в школе, проанализировали методику лексического разбора.Проведенное теоретическое исследование показало, что проблема формирования лексических навыков по-прежнему актуальна и существует множество проблем, требующих внимания учителя. Его основная задача – обеспечить полное усвоение учащимися программного материала.Лексика, войдя в школьный курс русского языка, обогатила его лексическими понятиями, относящимися к смысловой стороне языка. После введения этой части в рабочую программу стали осваивать русский язык во всех его проявлениях. Задача лексики - научить школьников не снижать внимания к величию русского языка.Значение лексики при изучении русского языка весьма существенно, что видно из вышеизложенного. Формальное обучение лексике по методике не допускается, так как при обучении орфографии и морфологии лексика не используется.Лексический разбор как вид словарной работы представляет собой методический прием обобщающего типа, позволяющий включить в поле зрения учителя и учащихся широкий круг лексем, ряд слов, принадлежащих к разным тематическим пластам, словообразовательным типам и разным стилям. Лексический анализ объединяет уроки грамматики и стилистики русского языка и уроки литературы.Ученики должны научиться быстро находить нужное слово в словаре, расспрашивать обо всех его возможных лексических значениях и выяснять, какое значение данного слова в словаре имеет данное слово в анализируемом тексте.Лексический анализ – процесс трудоемкий, поэтому он не всегда проводится на уроках русского языка. Однако, на наш взгляд, элементы лексического разбора должны быть частью учебного процесса на каждом уроке.Таким образом, необходимо стимулировать интерес школьников к изучению раздела «Лексика», чтобы обогатить словарный запас русского языка и через интерес к изучению лексики вызвать интерес к другим разделам в школьном курсе русского языка.Список использованных источниковАлефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 284 c.Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова. - М.: Либроком, 2019. - 296 c.Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий / Л.И. Богданова. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 248 c.Вакуров, В.Н. Трудности русского языка / В.Н. Вакуров. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 608 c.Васильевых, И. П. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя / И.П. Васильевых. - М.: Мнемозина, 2019. - 328 c.Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для СПО / Т.И. Зиновьева. - М.: Юрайт, 2019. - 781 c.Курлыгина, О.Е. Методика обучения русскому языку в школе. Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.Е.Курлыгина. - М.: Юрайт, 2019. - 432 c.Лебедев, Ю. В. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс. Пособие для учителей / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. - Москва: СПб.: Питер, 2018. - 288 c.Слесарева, И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. - М.: Русский язык, 2019. - 184 c.Цветкова, Г. В. Русский язык. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой / Г.В. Цветкова. - Москва: РГГУ, 2018. - 355 c.

1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 284 c.
2. Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова. - М.: Либроком, 2019. - 296 c.
3. Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий / Л.И. Богданова. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 248 c.
4. Вакуров, В.Н. Трудности русского языка / В.Н. Вакуров. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 608 c.
5. Васильевых, И. П. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя / И.П. Васильевых. - М.: Мнемозина, 2019. - 328 c.
6. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для СПО / Т.И. Зиновьева. - М.: Юрайт, 2019. - 781 c.
7. Курлыгина, О.Е. Методика обучения русскому языку в школе. Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.Е. Курлыгина. - М.: Юрайт, 2019. - 432 c.
8. Лебедев, Ю. В. Русский язык и литература. Литература. Поурочные разработки. 10 класс. Пособие для учителей / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. - Москва: СПб.: Питер, 2018. - 288 c.
9. Слесарева, И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. - М.: Русский язык, 2019. - 184 c.
10. Цветкова, Г. В. Русский язык. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой / Г.В. Цветкова. - Москва: РГГУ, 2018. - 355 c.