Ангелология в понедельничных песнопениях Октоиха
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 12.08.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНГЕЛОЛОГИИ ………………………………………………………..4
1.1. Источники православного вероучения об ангелах……………… 4
1.2. Православное учение об ангелах ………………………………….7
1.2.1. Понятие об ангелах и достоверность их бытия ………………..7
1.2.2. Происхождение ангелов от Бога и время их происхождения…7
1.2.3. Ангельская природа ……………………………………………...9
1.2.4. Совершенство ангельской природы…………………………… 11
1.2.5. Число ангелов и небесная иерархия …………………………...12
1.3 Учение об ангелах свт. Григория Богослова ……………………..14
1.4 Труд сщмч. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» ……16
1.4.1. Имя ангелов……………………………………………………... 16
1.4.3. Вторая иерархия (господства, силы, власти) ………………... 17
1.4.4. Последняя иерархия (начала, архангелы, ангелы)………….. 17
ГЛАВА 2. АНГЕЛОЛОГИЯ ОКТОИХА ……………………………. 19
2.1. Содержание понедельничных песнопений Октоиха, посвященных ангелам…………………………………………………………………. 19
2.2 Параллели в учении песнопениях Октоиха с патристической литературой ……………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ35
Но одна из основных задач ангелов, вне зависимости от чина, есть воспевание Божественной славы, а также предстательство, соучастие в спасении верующей души: Го́споди, серафи́ми воспева́ют Тя́, и вла́сти, и а́нгели, нача́ла, госпо́дьствия, престо́ли и си́лы, и арха́нгели, и херуви́ми стра́шнии хвале́ние Тебе́ прино́сят: и́хже мольба́ми и предста́тельствы, Спа́се, спаси́ ду́шы на́шя.Святые Ангелы являются живыми членами единой Христовой Церкви, детьми единой Божественной семьи (Евр. 12: 22), частью которой являются и христиане. Согласно святоотеческому учению и Священному Писанию, ангелам свойственно радоваться за каждого грешника, страдать, если человек упорствует в пороке и не желает каяться (Лук. 15: 10. 1Кор. 12: 26).Кроме того, Святые Ангелы возносят молитвы Господу о людях, которые живут в пороке (Быт. 20: 17. Иов. 42: 8. Еф. 1: 16. Фил. 1: 3–4).Ангелы, как уже отмечалось ранее, имеют более совершенную природу, а значит, они пребывают в Бога, им ясна деятельная любовь. Соответственно, Ангелы сострадают людям, молятся за нас, так как молитва является естественным и важнейшим выражением любви. Обращение молитвами к Ангелам абсолютно не возбраняется и не противоречит Священному Писанию.Люди, которые веруют и живут на земле, должны обязательно чтить Ангелов, прославлять их, поскольку Ангелы есть друзья Бога, «Церкви первенцев написанные на небесах“ (Евр. 12: 23). Хвала Ангелам, поклонение им и молитвенное прошение о ходатайстве и заступничестве за нас пред Богом помогают человеку на его земном пути (Иак. 5: 16), поскольку молитвы Ангелов не могут быть не услышаны Богом (Пс. 33: 16).Важно понимать, что осуществляя молитвы Ангелам и святым, мы не умаляем тем самым Божественную славу. Скорее наоборот, эта слава возвеличивается, так как, понимая степень своей испорченности и недостоинства, мы обращаемся к посредникам и заступникам нашим перед Богом – Ангелам. Также важно заметить, что не всегда в каком-то земной деле мы можем осмелиться обратиться напрямую к Богу, но у нас есть начальствующие лица, посредники, ходатаи – Святые Ангелы. Бог благосклонно принимает просьбы, переданные Ангелами.2.2 Параллели в учении песнопениях Октоиха с патристической литературойКак мы могли видеть, в Октоихе указано, что ангелы были сотворены Богом, по Божественному произволению, ангелы были сотворены первично. Обращаясь к тексту «О небесной иерархии» свт. Дионисия, мы обнаруживаем, что его автор по-разному определяет ангельскую природу. Чаще всего он называет ангелов умами. Например, «небесными», «надмирными», «святыми», встречаются и другие эпитеты. Несколько реже можно встретить именование ангелов чинами, порядками и сущностями. И это не противоречит Октоиху, где также указывается, что ангелы наделены особой премудростью, которая, в свою очередь, берет свои истоки в Божественном, в непосредственной близости ангелов к Богу. Как указывает Дионисий Ареопагит, сотворение ангелов произошло до того, как был создан вещественный мир. По своей природе они относятся к невидимому миру – в Священном Писании они называются духами. Это также согласуется с Октоихом. В аспекте вопрос относительно природы, особенностей ангелов мы также можем найти определенные параллели. В частности, в Октоихе ангелы бесплотны, они не знают плотских страданий и нужд. Дионисий Ареопагит тоже указывает, что у ангелов отсутствует плоть, им чужды плотские нужды, физические и физиологические законы над ними не имеют власти. Согласно позиции свт. Дионисия, ангелы не подвержены тлению. И это также отражено в вышерассмотренном нами Октоихе.Другой важный вопрос, который представлен при анализе Октоиха – ангельская иерархия. И тут есть конкретные параллели с учением Дионисия. Согласно концепции Дионисия, ангельские чины выстраиваются в определенную иерархию, цель которой заключается в уподоблении Богу: «Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание и деятельность, по возможности уподобляющаяся божественной красоте, и при озарении, сообщаемой ей свыше, направляющаяся к возможному богоподражанию.... Имея Богом наставника во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на божественную Его красоту, она по возможности отпечатывает себе образ Его и своих причастником делает божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи светоначального и богоначального света так, что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами, наконец...обильно сообщают его низшим.» (гл. 3, 1 – 2). Как указывает Дионисий Ареопагит, в Священном Писании говорится о наличии бесчисленного множества ангелов. Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Ориентируясь на Священное Писание, свт. Дионисий пишет, что ангелы являются служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые наследуют спасение (см. Евр. 1: 14). Они служат Богу, воспевая песнь, предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю, являются по повелению Божию для помощи человеку или для его наказания, объявляют судьбы народу и приносят Богу людские молитвы. Ангелы под водительством Архистратига Михаила ведут неустанную духовную брань против сатаны. А в конце времен они будут сопровождать Христа во время Его Второго Пришествия. Кроме того, следует также сказать о невидимом участии ангелов в богослужебной жизни Церкви.Небесными силами составляется своего рода «ангельский собор». «Гармоническое» единство ангелов основано на иерархическом принципе. Строй «небесной иерархии» в своем сочинении подробно описывает Дионисий Ареопагит. Согласно ей, ангельская иерархия включает в себя три триады: первая - Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая - Господства, Силы, Власти; третья - Начала, Архангелы, Ангелы.В сочинении Дионисия Ареопагита говорится о символическом характере иерархии духовного мира, ибо сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, - в точности знает один Бог, являющийся Виновником их иерархии. Триадическое построение ангельского мира является символом совершенного порядка и гармонии мира ангелов. Оно указывает на неслучайный характер гармонии и порядка. В своей основе они имеют Божественное единство, которое и само выражается посредством числового соотношения Единицы и Троицы. Божественная Единица является тождественной Троице, - поэтому вся существующая множественность, в т.ч. и множественность ангельского мира, отличается печатью как единства, так и троичности.Таким образом, схожая концепция ангельской иерархии и природы представлена также и в Октоихе. В Октоихе мы также читаем, что ангелы не только воспевают славу Бога, и служат нашими заступниками, а значит, нам надобно молитвенно почитать ангелов. Этот аспект подробно отражен и свт. Дионисием.Согласно его позиции, ангельская иерархия для того и существует, чтобы выполнять те задачи, которые Богом были возложены на ангелов.Говорится также и о символичности имен небесной иерархии. Они являются обозначением богоподобных свойств ангелов, входящих в каждую триаду.Серафимы - (евр. «горящие, пламенеющие») - согласно «Ареопагитикам», являются ближайшим к Богу ангельским чином. Они являются первыми участниками Божественного блаженства, они первые осияваются светом Божественной славы. Серафимы питают пламенную любовь к Богу. Их предназначение заключается в возведении низших в горние, изгнании мрака греха и порождении ревности о славе Божией.Херувимы (евр. предположительно «колесницы»), - для них Бог является всегда светящейся Премудростью. Херувимы непрестанно совершают углубление в Божественный разум, занимаются восхвалением и воспеванием Бога в песнях своих, созерцание тайн Божественных, они с трепетом проникают в них. Херувимы – это таинственная колесница Господа Саваофа, на которой, согласно свидетельству Священного Писания, Всевышний «восседает».Престолы - отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они совершают открытие себя для Божественных озарений. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, могут ощущать и созерцать Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя царствующих, как Бога великого, крепкого и страшного. Престолы не только могут ощущать и воспевать величие Божие, но и сами исполняться данным величием и славою и другим давать его чувствовать, переливать его как бы в сердца людские преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.Господства – отличаются всегдашней устремленностью к «Господу господствующих»; они сохраняют постоянство в своей свободе и над ними не властны никакие властные влечения. Они обладают способностью проникновения в правление Божие тварями, в попечение, промышление Божие о всем невидимом и видимом, малом и великому.Силы являются ангельским чином, наделенным непреоборимым мужеством, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы, стремящиеся к Богоподражанию, не остаются праздными от лености, но неуклонно взирают на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам, соделываются Ее образом; они совершенно обращены к Ней, как источнику Сил. Им свойственно осуществлять сообщение Божественной силы нижестоящим существам.Власти: принадлежащие к этому чину ангелы занимаются созерцанием и прославлением Бога, как всемогущего. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви.Следует сказать об обращенности начал к безначальному Началу. Они отпечатлевают в себе, сколько возможно, образ Божий. Они начальствуют над природными стихиями, а также и над целыми народами. Ими выражено безначальное Начало в мировом строе начальствующих сил.Архангелы являются небесными учителями. Архангелы занимаются в духовном мире невидимым водительством, сохранением его единства и открытием людям тайн домостроительства Божия.Ангелы - окончательно заключают все чины небесные: через них осуществляется нисхождение Божественного благодатного света на землю. Ангелы являются хранителями людей, ведущими человека по жизни, руководящими, охраняющими идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего они подкрепляют, а падающего поднимают.Подобная позиция характерна и для Октоиха, где не только дается понятие ангельской иерархии, но и указывается, что ангелы есть хранители людей, к которым следует молитвенно обращаться. Далее рассмотрим параллели со свт. Григорием. Согласно Григорию Богослову, ангелы были сотворены Богом, они наделены разумом и свободной волей, тем не менее, их чистота настолько сильна, что они не уподоблены к злу. Эту мысль мы можем найти и в Октоихе.Есть параллели и в понимании природы ангелов в Октоихе и у свт. Григория Богослова.В частности, ангелы не облечены в плоть, их природа бестелесна, они нетленны, то есть, вечны. Как и в Октоихе, у свт. Григория Богослова мы читаем, что знания ангелов куда более велики, чем человеческие, но все же, оно ограничено относительно Божественного знания. Полнота и степень знания ангелов зависит от того, насколько они приближаются к ведению Бога. И здесь снова ярко звучит мысль о существовании ангельской небесной иерархии: «Есть Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные Силы или Умы, природы чистые, беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые к злу, непрестанно ликовствующие окрест первой Причины».Тем не менее, несмотря на то, что ангельская иерархия существует, свт. Григорий Богослов, как и автор Октоиха, считает, что важная задача ангелов – это служение, славословие Бога, помощь людям, которые прибегают к ангелам с молитвами. ЗаключениеТаким образом, Ангелы Божии наделены совершенной природой, они участвовали во многих событиях Священного Писания. Молитвенное почитание Ангелов в Православии является обязательным. Ангелы являются молитвенными заступниками за людей. Вознося молитвы ангелам, мы можем быть уверены, что молитва дойдет до Господа, что мы получим защиту. Молитвенное почитание Ангелов должно быть искренним, наполненным душевным смыслом. Это подтверждается как Священными Писанием, так и трудами Святых Отцов Церкви.Анализ Октоиха показывает, что здесь освещены следующие аспекты ангелологии:- природа и сотворение ангелов- численность ангелов- иерархия ангельских чинов- ангельское служение.Исходя из текста Октоиха, мы можем сделать вывод о том, что ангелы были сотворены первично, до сотворения человека, ангелы имеют нетленную бессмертную природу, численность их велика (тысячи), они образуют небесное воинство. Ангелы выстроены согласно чину, существует ангельская иерархия. А основные задачи ангельского служения – воспевать величие и славу Бога, отражать Божественный свет, помогать верующим (ангелы – защитники и предстатели человека перед Богом).Эти положения подтверждаются и в патристической литературе. В частности, в трудах Дионисия, свт. Григория и многих других. Опираясь на Священное Писание, Святые Отцы указывали, что следует непрестанно обращаться к ангелам за помощью, что ангелов крайне много, что имеют они нетварную природу, служат нам образцом чистоты. Ангельское воинство прославляет величие Бога и Божественного промысла. Список использованных источников и литературыБитбунов Г. Успение Пресвятой Богородицы. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/31719.html Владимир Лосский / Боговидение пер. с фр. В.А. Рещиковой, сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко - М.: ACT, 2006. — С. 759. / Догматическое богословие. С. 455-552.Дионисий Ареопагит, свщм. О небесной иерархии / Перевод с греческого. – Печ. по опред. Свят. Синода. – Изд. 6-е. – Москва : Синод. тип., 1898. – 63 с. (IV гл)Зяблицев Г. Богословие святого Дионисия Арелопагита и античная философия// Журнал Московской патриархии. 1990 №4, с.68-72.Иванов М. С. Ангелология // Православная Энциклопедия. Т. 2. С. 300.Игнатия, мон. Церковные песнотворцы / Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). – С. 463. - (Серия : Библиотека журнала "Альфа и Омега").Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / Творения; Пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова [и др.]. – Москва : Индрик, 2002. – С. 414. (Святоотеческое наследие / Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т).Кальнев М.А. О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов и святых угодников Божиих. https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/sbornik-17-ti-glavnejshih-protivosektantskih-besed/6Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XV, 24 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 241.Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. – Изд. 4. С.-Петербург: Тип. Р. Голике. / Т. 1. 1883. – С. 598.Малиновский Н., прот. Догматическое богословие.// https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malinovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-2/5Николай Виноградов, свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова / Соч. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1887. – 508, XII с.Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие: Учебное пособие / – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 624.Павский Г. П. Святого отца нашего Григория Богослова догматическое учение: Предварительные замечания // Христианское чтение 1828. № 31. С. 134—174, 255-343; 1828. № 32. С. 60-84, 160-250, 268-289.Сильвестр (Стойчев), архим. Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-stojchev/20 (дата обращения: 05.05.2023).Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с.Феофан (Говоров), еп. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 1913.
2. Владимир Лосский / Боговидение пер. с фр. В.А. Рещиковой, сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко - М.: ACT, 2006. — С. 759. / Догматическое богословие. С. 455-552.
3. Дионисий Ареопагит, свщм. О небесной иерархии / Перевод с греческого. – Печ. по опред. Свят. Синода. – Изд. 6-е. – Москва : Синод. тип., 1898. – 63 с. (IV гл)
4. Зяблицев Г. Богословие святого Дионисия Арелопагита и античная философия// Журнал Московской патриархии. 1990 №4, с.68-72.
5. Иванов М. С. Ангелология // Православная Энциклопедия. Т. 2. С. 300.
6. Игнатия, мон. Церковные песнотворцы / Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). – С. 463. - (Серия : Библиотека журнала "Альфа и Омега").
7. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / Творения; Пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова [и др.]. – Москва : Индрик, 2002. – С. 414. (Святоотеческое наследие / Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т).
8. Кальнев М.А. О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов и святых угодников Божиих. https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/sbornik-17-ti-glavnejshih-protivosektantskih-besed/6
9. Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XV, 24 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 241.
10. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. – Изд. 4. С.-Петербург: Тип. Р. Голике. / Т. 1. 1883. – С. 598.
11. Малиновский Н., прот. Догматическое богословие.// https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malinovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-2/5
12. Николай Виноградов, свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова / Соч. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1887. – 508, XII с.
13. Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие: Учебное пособие / – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 624.
14. Павский Г. П. Святого отца нашего Григория Богослова догматическое учение: Предварительные замечания // Христианское чтение 1828. № 31. С. 134—174, 255-343; 1828. № 32. С. 60-84, 160-250, 268-289.
15. Сильвестр (Стойчев), архим. Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-stojchev/20 (дата обращения: 05.05.2023).
16. Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с.
17. Феофан (Говоров), еп. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 1913.