Взаимосвязь тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 58 58 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 26.08.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях 7
1.1. Проблема тревожности в работах отечественных и зарубежных психологов 7
1.2 Характеристика основных стилей поведения 15
1.3. Проблема конфликта в психологии, причины и типы конфликтных ситуаций 23
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности и его взаимосвязи со стилем поведения в конфликтных ситуациях 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2.Характеристика базы эмпирического исследования, описание специфики деятельности респондентов 40
2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях 42
2.4. Практические рекомендации по снижению уровня тревожности и преодолению конфликтного поведения 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 53
Фрагмент для ознакомления

Для получения биографических данных респондентов использовалась анкета.Метод статистической обработки полученных результатов: коэффициент Ч. Спирмена для вычисления ранговой корреляции.Использовался качественный и количественный анализ данных.Эмпирическое исследование состояло из трех последовательных этапов.На подготовительном этапе был проведен анализ по теме исследования, определены проблема, объект, предмет, цели и задачи. На данном этапе был подобран диагностический инструментарий, чтобы провести психодиагностическое исследование. На эмпирическом этапе проводилась исследовательская работа с проведением исследования в индивидуальном режиме, в удобное для респондентов время. Во время заключительного этапа проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, по результатам были сделаны выводы, сформулированы рекомендации. 2.2.Характеристика базы эмпирического исследования, описание специфики деятельности респондентовБаза исследования: Ассоциация "Антинаркотические программы", ВИЧ-сервисная организация. Выборка исследования: Консультанты возраст от 35 до 53, 30 человек, из них 15 мужчин и 15 женщин, занимающихся оказанием консультативных, посреднических и иных услуг организациям и гражданам по вопросам, связанным с различными видами зависимостей, формированием здорового образа жизни. Их целевые группы:1. Люди, употребляющие наркотики, и члены их семей.2. Молодежь и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию.3. Люди, живущие с ВИЧ-инфекцией.Важность деятельности волонтеров-консультантов антинаркотических программ значительно возросла. Консультантам должны быть присущи эмпатия, эмоциональная устойчивость, владение техниками консультирования, коммуникативность, способность к самооценке и саморегуляции. К основным установкам консультанта относятся Ценить и уважать личность человека, который обратился за консультированием.Понимать, что каждый человек в состоянии отвечать за себяКаждый человек уникален, а внушение или давление могут помешать емубрать ответственность и решать проблемы.Важно, чтобы у консультантов было такое отношение к деятельности, чтобы преодолевать негативное отношение к этой деятельности, которое вызвано разными причинами, в том числе личностными характеристиками, дефектами социального и психологического развития.Кроме того, выделяют шесть блоков психологических установок Э.С. Чугуновой, Д.Н. Багжюнене:Эмоциональный компонент: способность адаптироваться к новым условиям, самостоятельность, эмоциональная устойчивость;Коммуникативный компонент: эмпатия, коммуникативность, этика поведения, лидерство, общая культура;Гностический компонент: умения и навыки профилактической работы, накопление и творческое применение волонтерского опыта, культура речи и мышления; Мотивационный компонент: работоспособность, гуманность, авторитетность;Поведенческий (практический) компонент: дисциплинированность, исполнительность, инициативность, ответственность, организованность;Рефлексивный компонент: справедливость и честность, способность к самооценке, способность к саморегуляции. Важно, чтобы консультанту нравилась его деятельность, чтобы профессиональное взаимодействие осуществлялось эффективно, а специальные навыки вырабатывались быстро и прочно, чтобы у консультанта был энергетический запас для профессиональной деятельности, чтобы консультант был предрасположен к положительным действиям, оценивал свои действия и поступки, мог регулировать свои собственные психические состояния. Специфика профессиональной деятельности консультантов заключается в том, что может в результате стресса наступить эмоциональное выгорание и возникнуть повышенная тревожность, которая может привести к использованию неэффективных стратегий в конфликтных ситуациях, в том числе в конфликтных ситуациях с консультируемыми. 2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуацияхПосле обработки результатов теста К. Томаса, Р. Килманнадлявыявление ведущего поведения в конфликтной ситуации у респондентовбыло выявлено следующее процентное распределение стилей поведения в конфликтных ситуациях: Рисунок 3. Стили поведения в конфликтной ситуации по результатам методики К. Томаса и Р. КилманнаРезультаты диагностической методики К.Томаса и Р. Килмана показали, что 10% респондентов в конфликтной ситуации выбирают стиль конфронтации т.е. при важности цели и оправданности противобрства, если человек, имея реально важную цель, силу власть, уверен, что компетентен; 10% респондентов выбирают стиль уклонения, когда сторона, противоборствующая в конфликте, имеет большую силу; 10% предпочитают приспособление, когда проблема, затронутая в конфликте, не очень важна; 20% респондентов выбирают компромисс, взаимные уступки; 50% выбирают сотрудничество, когда важна стратегия взаимодействия в важных отношениях. Для большей наглядности рассмотрим схематичное изображение стратегий поведения в конфликтных ситуациях:Рисунок 4. Стили поведения в конфликтахПри измерении тревожности было выявлено, что для респондентов, которые выбрали стили поведения сотрудничество и компромисс, характерен среднийи низкий уровень тревожности. Для респондентовсочень высокой и высокой степенью тревожности характерны стратегии поведения при конфликте, такиекак конфронтация и уклонение.75% респондентов набрали средний и низкий уровень тревожности, менее 25 баллов (стратегии поведения при конфликтекомпромисс, сотрудничество).25% респондентов набрали от 25 и выше баллов высокий и очень высокий уровень тревоги (стратегия поведения при конфликте конфронтация уклонение).Высокий показатель тревожности у респондента свидетельствует о высоком уровне тревожности, которая проявляется у него в состоянии тревожности в разных ситуациях, особенно если оценивается его престиж и компетенция. Высокотревожным индивидам свойственно воспринимать угрозы своей жизнедеятельности самооценке в разнообразных ситуациях реагируя на них выраженным состоянием тревожности. Рисунок. 5. Процентное распределение респондентов по уровню тревожности по методике по Шкале тревоги ТейлораРеспонденты с высокими показателями тревожности должны формировать у себя чувство успеха уверенности. Планирование и содержательное осмысление деятельности должны быть в центре внимания таких респондентов, а не внешняя значимость и категоричность. Респондентам, у которых зафиксированы низкие показатели тревожности, при решении тех или иных задач важно акцентировать внимание на мотивации, заинтересованности, чувстве ответственности. Для того чтобы подтвердить, что уровень тревожности связан с определенным типом поведения в конфликтной ситуации использовался коэффициент Ч. Спирмена для вычисления ранговой корреляции. Была выявлена корреляционная зависимость между уровнем тревожности и такими стратегиями поведения в конфликте как компромисс (г= -0,59) и конфронтация (r=0,43). Данные свидетельствуют о том, что чем выше у респондента уровень тревожности, тем чаще им используется стратегия конфронтации и реже – стратегия компромисса. Это подтверждает, что в конфликтной ситуации респонденту не свойственно достижение урегулирования разногласий путем уступок, он добивается своей цели в ущерб другим.Таким образом, повышенный уровень тревоги приводит к тому, что используются деструктивные стратегии поведения в конфликтах. Кроме того, в социальной сфере тревожность влияет на эффективность в общении, на социально-психологические эффективности деятельности, на взаимоотношения с коллегами, порождая конфликты. С психологической точки зрения тревожность проявляется изменением уровня притязаний, снижением решительности, уверенности, самооценки, мотивации. Причинами тревожности на социальном уровне является нарушением общения. Практические рекомендации по снижению уровня тревожности и преодолению конфликтного поведенияВысокий уровень тревожности обуславливает основные негативные аспекты жизнедеятельности:Человек с высоким уровнем тревожности больше склонен видеть в окружающем мире угрозу и опасность, чем человек с низким уровнем тревожности.Высокий уровень тревожности может создавать угрозу психическому здоровью человека, способствуя развитию предневротических состояний.Повышенный уровень тревожности может отрицательно влиять на результаты деятельности, кроме того есть зависимость тревожности от качеств личности. Тревожность негативно влияет на профессиональную направленность. Индивидуально-психологические особенности могут существенно влиять на характер профессиональной направленности. 1. Важно чтобы коммуникация былапозитивной,т.е. чтобы взаимодействие было основано на положительных эмоциях, направлено на понимание и приносило удовлетворение участникам общения.Важно стремиться поддерживать позитивную атмосферу и отношения во всех взаимодействиях, избегать критики и негативных высказываний, фокусироваться на похвалах иблагодарности за хорошую работу или поведение.Признаками позитивной коммуникации являются эффективность, конструктивность, ожидание благоприятного развития отношений. Поддерживайте здоровый образ жизни. Регулярная физическая активность, здоровое питание и достаточный сон могут помочь укрепить психологическую стойкость и снизить уровень тревожности.2. Следует разработать стратегию управления стрессом.Важноуметь управлять своими эмоциями, для чего можно применятьприменение техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация или йога. Также следует стимулировать физическую активность, помогающую снизить уровень тревожности. Упражнения  помогут снизить уровень тревожности и управлять своими эмоциями. Понизить уровень тревожности поможет также позитивное мышление. Следует отмечать и ценить достижения и успехи, а также стараться находить положительные стороны в каждой ситуации. Это поможет развивать оптимистический взгляд на жизнь и снизить уровень тревожности.3. Для успешного разрешения и предотвращения конфликтовважно знать навыкиконфликтологии.Следует проводить тренинги по разрешению конфликтов и умению эффективно общаться. Люди должны развить навыки активного слушания, эмпатии и нахождения компромиссов.Важно изучить методы эффективного решения проблем, такие как активное слушание, поиск компромиссов и взаимное выигрышное решение. Это поможет вам находить конструктивные решения и предотвращать эскалацию конфликтов.4. Для уменьшения уровня тревожности необходимо создание безопасной и поддерживающей средыследует обеспечить физическую и эмоциональную безопасность в организации. Люди должны  чувствовать себя защищенными и уверенными в своей среде. Предоставление регулярной и конструктивной  обратной связи сотрудникам поможет им развиваться и улучшать свои навыки, а также позволит избегать накапливания недовольства и конфликтов.5. Должно поощряться сотрудничество.Необходимо стимулировать сотрудничество и командную работу, предлагать проекты, которые требуют совместного участия, и уделять внимание разрешению  конфликтоввнутри команды.7. Следует освоить навыки управления временем,помочь людям развить навыки планирования и организации своего времени,что поможет им справиться с чувством перегрузки, которое может привести к тревожности и конфликтам.8. Поддержка самоуправления. Следует разработать систему самоуправления и дать сотрудникам возможность принимать решения и контролировать свою работу. Это поможет им чувствовать себя более автономными и уверенными, что в свою очередь снизит тревожность и конфликтное поведение.9. Важно поощрять и поддерживать развитие навыков эмоционального интеллекта,помогая людям развить навыки управления своими эмоциями и эмпатии к другим. Это поможет лучше понимать и контролировать свои реакции, а также более эффективно взаимодействовать с другими людьми.10. Регулярные проверки уровня тревожности и конфликтов помогут принять меры по понижению уровня тревожности.Работодателю нужно проводить анонимные опросы или консультации с сотрудниками, чтобы выяснить уровень тревожности и конфликтов. 11.Для улучшения коммуникации важнообратить внимание на свой стиль общения и стараться быть более открытым, эмпатичным и уважительным к другим. Важно слушать активно и задавать вопросы для лучшего понимания.Поставьте себя на место другого человека,попытайтесь понять его точку зрения и причины его конфликтного поведения. Это поможет лучше понять ситуацию и найти способы разрешения конфликта,найти общий язык. Следует найти общие интересы и ценности с другими людьми. Это может помочь создать позитивную атмосферу и уменьшить вероятность конфликтов.Физиологические проявления тревожности могут причинять человеку неудобство, поскольку могут выражаться в таких симптомах как сердцебиение, учащенное дыхание, испарина, понос. Такие симптомы появляются как при неосознанной, так и при осознанной тревоге. Адекватный уровень тревожности как внутренний фактор важен с точки зрения эмоционально-волевой регуляции.Он обуславливает формирование и развитие адаптивного ресурса зрелой личности. Помимо прочего,повышенный уровень тревожности может обуславливать трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личных качествах, поэтому следует принимать меры по понижению уровня тревожности, что, одновременно, будет способствовать преодолению конфликтного поведения.Выводы по второй главеВо второй главе было проведено эмпирическое исследование уровня тревожности и его взаимосвязь со стилем поведения в конфликтных ситуациях. Определив цель, задачи, гипотезу следования, была дана характеристика базы исследования, описание специфики деятельности респондентов.После анализа и интерпретации результатов исследования была установлена корреляционная взаимосвязь между уровнем тревожности и стилем поведения в конфликтной ситуации, даны практические рекомендации по снижению уровня тревожности и преодолению конфликтного поведения.В целом, стиль поведения в конфликтной ситуации обусловлен мерой пожелания респондента удовлетворять свои интересы (действуя активно или пассивно) и интересы противоположной стороны (действуя индивидуально или совместно). Для наиболее эффективного решения проблемы, которая привела к конфликтной ситуации, респонденты выбирают определенный стиль поведения.Мы проследили, какие из пяти стилей поведения в конфликтной ситуации используется опрошенными респондентами, у которых зафиксирован различный уровень тревожности. Уровень тревожности влияет на то, как респонденты ведут себя при конфликте. Так, было установлено, что если у респондента высокий уровень тревожности, он, скорее всего, не будет считаться с интересами собеседника, а если уровень тревожности низок, больше вероятность, что респондент будет идти на компромисс или сотрудничать. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящем исследовании были раскрыты теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи стратеги поведения в конфликтной ситуации. В первой главе исследуется понятие тревожности, которая характеризуется чувством беспокойства, напряженности,неуверенности и ожидания опасности или негативных событий. Тревожность может проявляться физическими симптомами, например, сердцебиением, потливостью, дрожью, беспокойством, страхом, раздражением или паникой. Были упомянуты виды тревожности, причины и факторы ее возникновения.Тревожность является регулятором деятельности и поведения, определяет социальную адаптацию человека. Было установлено, что тревожность это негативное состояние, которое связано с переживанием стресса. Интенсивность тревоги может быть различной, изменяясь во времени, как и уровень стресса, которому подвергается индивид. Любому человеку свойственно переживать тревогу, но в адекватной мере, когда это оправдано ситуацией. Тревожность называется элементом психической адаптации, имеет сигнальное биологическое значение и связана с восприятием угрозы. Она может иметь адаптивное значение при острой стрессовой ситуации или умеренной выраженности. Если степень выраженности тревоги не соответствует ситуации, она может превратиться в фактор, который нарушил адаптацию человека, будучи дезадаптивным процессом, который приводит к развитию психосоматической или психической патологии. На психологическом уровне тревожность вызывает неадекватное восприятие индивидом самого себя, на психофизиологическом уровне причины тревожности связаны с характерными особенностями функционирования и строения ЦНС.Тревожность может проявляться не только в поведении, она может выражаться в субъективном неблагополучии личности, которое создает фон жизнедеятельности, который угнетает психику. В исследовании дано определение понятия конфликт. Конфликт является нормальным проявлением отношений между людьми и социальных связей. Конфликт можно рассматривать как способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций, интересов, взглядов, как противоборство оппонентов, которые преследуют свои цели. Основой конфликта считают конфликтную ситуацию, которая является совокупностью всех субъективных и объективных условий, при которых возможно возникновение и развитие конфликта. Наступающая после инцидента конфликтная стадия сопровождается конфронтацией, резким обострением расхождений, началом противодействия сторон. Причины возникновения конфликта могут быть объективными (существующие реально) или субъективными (восприятие ситуации или партнера по общению предубежденное, неадекватное).Во второй, эмпирической, главе было исследовано наличие корреляционной взаимосвязи между стратегией поведения в конфликте и уровнем тревожности респондентов.После формулировки гипотезы были подобраны методики для проведения исследования. Путем статистической обработки полученных данныхбыла обнаружена корреляциямежду такими стилями поведения в конфликте как компромисс и конфронтация и уровнем тревожности респондентов.Полученные данные свидетельствуют о том, что с ростом уровня ситуативной тревожности чаще может проявиться стратегия конфронтации и реже – компромисса.Для подтверждения корреляции уровня тревожности с определенным типом поведения в конфликтной ситуации был использован коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Следовательно, выдвинутая гипотеза о наличии корреляционной взаимосвязи между уровнем тревожности и стилем поведения в конфликтной ситуации. Практическая значимость нашего исследования может заключаться в возможном применении его результатов и практических рекомендаций в деятельности психолога. Помимо всего прочего, исследования на данную тематику помогают исследовать причины возникновения конфликтов, проблемы в общении и причины низкой самооценки. Кроме того, высокий уровень тревожности может способствовать затруднениям при самореализации и возникновению конфликтов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАдлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва: Академический проект, 2007. 240 с.Айзенк X. Психологические теории тревожности. // Тревога и тревожность: Психологические теории тревоги. Хрестоматия / Под. ред. В.М Лстапова. -СПб.: Питер, 2001. С. 224 - 247. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. психология науки: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -312 с. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации // Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии: Сб. трудов АН СССР. – М., 1991. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М.Астапов. – СПб.: Питер, 2007. – 402с.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Проспект, 2020. – 536 с.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ,1984.Воронин Б.А., Фатеева Н.Б., Шарипова Н.Ф. Конфликты: стили и способы их разрешения. Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2008. 544 сГромова О.Н. Личностные особенности возникновения конфликтов // Психология деловых конфликтов. Хрестоматия; Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - С. 383-406.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М.: Эксмо, 2007. -258.Гурьев М.Е. Подходу к изучению тревожности в зарубежной отечественной психологической литературе. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб. : ПИТЕР, 2002. – 218 с.Диденко А.В. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе в уголовно-исполнительной системе. Томск: Томский филиал Академии ФСИН России. 2007. 93 с.Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки / А.Г. Здравомыслов. – Н. Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. – 197 с.Зеленский В. Словарь аналитической психологии.- М.: Когито-Центр, 2008. – 256 с.Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. Т.1: Философия культуры. – М., 1996.Иванова Е.Н. Когнитивные аспекты работы с конфликтом. СПб., 2012. 272 с.Иванова Е.Н. Динамика директивности при обучении медиатора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 3. С. 80-86.Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов. – М.: Славянский диалог, 1996. – 334 с.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. 412 с.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.:Питер, 2004.Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000. Конфликтология: учебник для вузов / под ред. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.Конфликт в конструктивной психологии: Материалы научно-практической конференции. – Красноярск, 1990. Конфликтология /Под ред. А.С. Кармина. – Спб., 1999. К разработке прикладной психологии конфликта // Методологические проблемы оснований науки. – Киев, 1986.Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996Липская Т.А., Елфимова М.М. Стилевые особенности поведения в конфликте младших подростков.Литвинов В.В., Таллибулина М.Т. – Стратегия поведения личности в конфликте и их связь с когнитивными установками и стилем принятия решений. – Вестник УдмуртскогоУниверститета. Т.32, вып. 3, 2022. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006.Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. 296 с.Морозова О.О. К вопросу об определении понятия «тревожность» в психологической литературе. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменский. – М., 2001.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 273 сПрихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.Психология конфликта и переговоры: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Хасан Б.И., Сергоманов П.А. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 176 с.Романенко О.Н. Классические представления о тревожности. // Форум молодых ученых. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskie-predstavleniya-o-trevozhnosti (дата обращения: 01.06.2023).Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии = TheInterpersonalTheoryofPsychiatry. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. 347 c.Серебрякова, Т.А. Проблема конфликта в психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Серебрякова, С.В. Десятова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – №1(14). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-vpsihologii. (дата обращения: 15.06.2023).Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен. Вестник Удмурсткого университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013 Вып. 2. С. 42-52. Смахтина Т.А. Личностные особенности поведения в конфликте. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – с.12 - 24.Тимофеева Т.С. Теоретическое обоснование использования понятия «стиль поведения» в типологии личности. Фундаментальные исследования. -2014. - №8 (часть 5) – С. 1211-1215.Фрейд З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность. – СПб. : Питер, 2001. – с.18-22Хачатурова М.Р. Стратегии совладания с конфликтными ситуациями в организациях. / Перспективные направления психологической науки. .- М: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. - С.269-285.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1998. 608 с.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР)// Психол. журн. -1991. – Т.12. -№6. –С. 154-167. Шейнов В.П. Управление конфликтами: Питер; Санкт-Петербург; 2014.Felton B.J., Revenson T.A. Coping Availability and Stress Reduction for Optimistic and Pessimistic Individuals // Personality and Individual Differences, 2004. Vol. 36. Iss. 1. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer, 1984.Leonard B. Meyer. Style and Music. 1989. – 385 c. Nakano K. Coping Strategies and Psychological Symptoms in Japanese Samples // Journal of Clinical Psychology. 1991. Vol. 47. No. 3.Newton T.J. Coping with Work-related // Stress Human Relations. 1992. Vol. 38. No. 2.Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 235-267.Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ру».Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия»._______________________ ФИО___________________________________ Подпись«___» ___________________202___г.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва: Академический проект, 2007. 240 с.
2. Айзенк X. Психологические теории тревожности. // Тревога и тревожность: Психологические теории тревоги. Хрестоматия / Под. ред. В.М Лстапова. -СПб.: Питер, 2001. С. 224 - 247.
3. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. психология науки: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -312 с.
4. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации // Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии: Сб. трудов АН СССР. – М., 1991.
5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М.Астапов. – СПб.: Питер, 2007. – 402с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.
7. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Проспект, 2020. – 536 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ,1984.
9. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б., Шарипова Н.Ф. Конфликты: стили и способы их разрешения.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2008. 544 с
11. Громова О.Н. Личностные особенности возникновения конфликтов // Психология деловых конфликтов. Хрестоматия; Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2007. - С. 383-406.
12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М.: Эксмо, 2007. -258.
13. Гурьев М.Е. Подходу к изучению тревожности в зарубежной отечественной психологической литературе.
14. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб. : ПИТЕР, 2002. – 218 с.
15. Диденко А.В. Конфликтология в социальной работе. Учебное пособие для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе в уголовно-исполнительной системе. Томск: Томский филиал Академии ФСИН России. 2007. 93 с.
16. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000.
17. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки / А.Г. Здравомыслов. – Н. Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. – 197 с.
18. Зеленский В. Словарь аналитической психологии.- М.: Когито-Центр, 2008. – 256 с.
19. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. Т.1: Философия культуры. – М., 1996.
20. Иванова Е.Н. Когнитивные аспекты работы с конфликтом. СПб., 2012. 272 с.
21. Иванова Е.Н. Динамика директивности при обучении медиатора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 3. С. 80-86.
22. Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов. – М.: Славянский диалог, 1996. – 334 с.
23. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. 412 с.
24. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.:Питер, 2004.
25. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
26. Конфликтология: учебник для вузов / под ред. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
27. Конфликт в конструктивной психологии: Материалы научно-практической конференции. – Красноярск, 1990.
28. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – Спб., 1999.
29. К разработке прикладной психологии конфликта // Методологические проблемы оснований науки. – Киев, 1986.
30. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996
31. Липская Т.А., Елфимова М.М. Стилевые особенности поведения в конфликте младших подростков.
32. Литвинов В.В., Таллибулина М.Т. – Стратегия поведения личности в конфликте и их связь с когнитивными установками и стилем принятия решений. – Вестник Удмуртского Универститета. Т.32, вып. 3, 2022.
33. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006.
34. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. 296 с.
35. Морозова О.О. К вопросу об определении понятия «тревожность» в психологической литературе.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.
37. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменский. – М., 2001.
38. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 273 с
39. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.
40. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Хасан Б.И., Сергоманов П.А. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
41. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 176 с.
42. Романенко О.Н. Классические представления о тревожности. // Форум молодых ученых. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskie-predstavleniya-o-trevozhnosti (дата обращения: 01.06.2023).
43. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии = The Interpersonal Theory of Psychiatry. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. 347 c.
44. Серебрякова, Т.А. Проблема конфликта в психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Серебрякова, С.В. Десятова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – №1(14). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-vpsihologii. (дата обращения: 15.06.2023).
45. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен. Вестник Удмурсткого университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013 Вып. 2. С. 42-52.
46. Смахтина Т.А. Личностные особенности поведения в конфликте.
47. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – с.12 - 24.
48. Тимофеева Т.С. Теоретическое обоснование использования понятия «стиль поведения» в типологии личности. Фундаментальные исследования. -2014. - №8 (часть 5) – С. 1211-1215.
49. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность. – СПб. : Питер, 2001. – с.18-22
50. Хачатурова М.Р. Стратегии совладания с конфликтными ситуациями в организациях. / Перспективные направления психологической науки. .- М: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. - С.269-285.
51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1998. 608 с.
52. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.
53. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР)// Психол. журн. -1991. – Т.12. -№6. –С. 154-167.
54. Шейнов В.П. Управление конфликтами: Питер; Санкт-Петербург; 2014.
55. Felton B.J., Revenson T.A. Coping Availability and Stress Reduction for Optimistic and Pessimistic Individuals // Personality and Individual Differences, 2004. Vol. 36. Iss. 1.
56. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer, 1984.
57. Leonard B. Meyer. Style and Music. 1989. – 385 c.
58. Nakano K. Coping Strategies and Psychological Symptoms in Japanese Samples // Journal of Clinical Psychology. 1991. Vol. 47. No. 3.
59. Newton T.J. Coping with Work-related // Stress Human Relations. 1992. Vol. 38. No. 2.
60. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55.
61. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 235-267.