Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 24.08.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ …………………………………………………………………………...4
1.1. Специфика понятия «психологическое изучение» в отношении семей с детьми с отклонениями в развитии и его исторические предпосылки………..4
1.2. Цели, задачи и принципы современного психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии……………………………………...5
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ……………………………………………………………………………8
2.1. Методические аспекты психологического изучения ребенка с отклонениями в развитии………………………………………………………...8
2.2. Методические аспекты психологического изучения родителей и других членов семьи ребенка…………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...12
Особое значение имеют жесты, мимика, поведенческие проявления, выражение глаз и лица, общий эмоциональный фон и то, как ребенок переживает свой дефект. В процессе наблюдения специалист производит оценку эмоционально-личностных особенностей детей. Беседа, в свою очередь, позволяет сделать выводы о сформированности знаний и навыков, раскрыть аспекты взаимоотношений ребенка и семьи, сформулировать его «гипотетический» диагноз. Проведение эксперимента и выбор разнообразного инструментария (проективные методики, рисуночные тесты и др.) позволяет провести комплексную оценку личности ребенка.2.2. Методические аспекты психологического изучения родителей и других членов семьи ребенкаКомплексность подхода психологического изучения обеспечивается не только всесторонней диагностикой особенностей личности ребенка, имеющего отклонения в развитии, но и родителей и других членов семьи. Личностные качества родителей и других близких людей ребенка значительно влияют на его социализацию и адаптацию, а также возможности его потенциальной профессионально-трудовой деятельности в будущем. В процессе диагностических мероприятий специалист осуществляет наблюдение за родителями (лица их замещающими) с учетом нескольких параметров. Так, большое внимание уделяется стремлению или отсутствию стремления к установлению адекватных контактов с ребенком и другими лицами, членами семьи. Помимо этого, отмечается форма и характер взаимодействия с ребенком и с другими лицами. Также психолог оценивает особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); мимику, жесты, особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком; выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то). В процессе беседы с родителями психолог может выявить проблемы, которые их волнуют, а также сформировать в сознании родителей и других членов семьи позицию принятия ребенка и его потребностей. Проведение эксперимента позволяет определить особенности детско-родительских отношений (наличие/отсутствие формализма, полноценность/недостаточность эмоционально-теплых отношений). Подводя итоги, необходимо отметить, что психологическое изучение позволяет составить психологические портреты не только детей с ОВЗ, но и их близких людей, а также дать рекомендации по преодолению существующих в семье проблем, создавая наиболее благоприятные условия для социально-психологической адаптации [2].ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, анализ изученных теоретических источников и практического опыта психологов и педагогов позволяет сделать вывод о том, что именно семья является главной средой развития и воспитания ребенка, имеющего отклонения в развитии. Также целесообразно отметить, что данная среда создается родителями (или лицами, их замещающими), соответственно система психолого-педагогического изучения и поддержки должна быть направлена не только на детей с ОВЗ, но и родителей и других членов семьи. Проведение комплексной психологической диагностики позволяет не только составить полные психологические портреты ребенка и всех членов его семьи, но и разработать эффективные стратегии преодоления трудностей, улучшения внутрисемейного климата и создания реабилитационной среды.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Бураева А.А. Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Бураева // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования : Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции - 53-х Евсевьевских чтений, Саранск, 09–10 февраля 2017 года / Редколлегия: Н.В. Рябова [и др.]. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2017. – С. 14-19. – EDN ZFWKIJ.2. Кузубова В.Ю. Диагностика отклонений в развитии у детей: история психодиагностики и современное состояние проблемы. - 2014.URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/09/30/diagnostika-otkloneniy-v-razvitii-u-detey-istoriya(дата доступа: 24.07.2023).3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 126 с.4. Соловьева, С. В. Психологический анализ ситуации "особого" материнства и направления психолого-педагогической поддержки / С. В. Соловьева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2009. – № 5(24). – С. 34-45. – EDN KWNLJT.5. Ткачева В.В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных статей. – М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2010. – С. 167-178. – EDN VJRRJV.6. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ.учреждений высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Ар хипова, Г.А.Бутко и др.] ; под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-0227-27. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии : специальность 19.00.10 "Коррекционная психология" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ткачева Виктория Валентиновна. – Нижний Новгород, 2005. – 46 с. – EDN NIFDCD.
2. Кузубова В.Ю. Диагностика отклонений в развитии у детей: история психодиагностики и современное состояние проблемы. - 2014.
URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/09/30/diagnostika-otkloneniy-v-razvitii-u-detey-istoriya (дата доступа: 24.07.2023).
3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 126 с.
4. Соловьева, С. В. Психологический анализ ситуации "особого" материнства и направления психолого-педагогической поддержки / С. В. Соловьева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2009. – № 5(24). – С. 34-45. – EDN KWNLJT.
5. Ткачева В.В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных статей. – М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2010. – С. 167-178. – EDN VJRRJV.
6. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ.учреждений высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Ар хипова, Г.А.Бутко и др.] ; под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-0227-2
7. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии : специальность 19.00.10 "Коррекционная психология" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ткачева Виктория Валентиновна. – Нижний Новгород, 2005. – 46 с. – EDN NIFDCD.