«Изучение особенностей лексического строя у старших дошкольников с задержкой психоречевого развития» НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЯ ТОЛЬКО
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 50 + 50 источников
- Добавлена 06.09.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Клинико-психолого-педагогический подход к пониманию задержки психоречевого развития в специальной литературе 6
1.2. Развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Понятие о лексическом коде языка 15
1.3 Особенности лексического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития 24
Выводы по I главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬННГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Описание методов экспериментальной диагностики детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
Выводы по II главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
При подборе синонимов дети использовали чаще всего только одно слово, при этом данные слова были однообразными и достаточно типичными. Чаще всего вместо синонимов дети давали объяснительные значения (медленно — «как черепаха»), использовали случайные ассоциации (хороший — «мальчик», высокий — «дом»). Также были отмечены такие ситуации, как замена синонима на антоним, иногда повторение слова-стимула с частицей «не» (например, медленный — «быстрый», веселый — «несмешной»); замена родственным словом или формой слова-раздражителя (веселый - «веселье»).Кроме того, большое число ошибок наблюдается при выполнении заданий, связанных с группировкой близких по семантическому смыслу прилагательных. Например, значительные трудности возникали в том случае, когда нужно было выбрать лишние слова в ряду прилагательных. Это является свидетельством того, что дети не могут в полной мере понять значение данных слов, а также испытывают трудности при группировке на основе по существенному признаку. Также это подтверждает несформированность смысловых полей у детей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.Лучше дети могли справиться с теми заданиями, в рамках которых необходимо было обозначить форму предмета или его цвет. Это может быть связано с тем, что данные темы активно изучаются в программе дошкольного учреждения. При этом встречались такие ошибки, как название существительного вместо прилагательного, игнорирование цветовых особенностей или ответ, не связанный с заданием. Таким образом, анализ результатов предложенных заданий показал, что встречались следующие ошибки: подбор слова по значению, близкому к антониму или синониму (низкий - «большой», веселый - «праздничный»); повторение слова-стимула с частицей «не» (маленький - «не маленький»). Кроме выделенных ошибок для детей с задержкой психоречевого развития были свойственны такие специфические замены, как выражение антонима или антонима с другой частью речи («этот дом высокий, и этот дом тоже»), что свидетельствует о недостаточной дифференциации грамматического строя.значения слов; подбор слова на основе синтагматических ассоциаций. Подстановки прилагательных свидетельствуют о том, что дети не различают существенных признаков, не различают качеств предметов. При этом замены осуществляются за счет недифференцированности признаков, размера, высоты, ширины, формы, цвета.Анализ представленных результатов позволяет сделать вывод о том, что у детей с задержкой психоречевого развития имеет место недостаточно развитый словарный запас имен прилагательных. Дошкольники часто употребляют семантически отдаленные прилагательные; часто воспроизводят случайные ассоциации; часто отказываются выбирать слово. Неправильные ответы свидетельствуют о том, что дети недостаточно понимают оппозиционные отношения между лексическими единицами языка, имеют ограниченный словарный запас, низкую активность в процессе поиска слова, неумение выделять значимые семантические признаки вструктура значения слова, недостаточная осведомленность о задаче.В таблице 3 представлены результаты диагностики особенностей словаря и специфики объяснения значения глаголов. Таблица 3 – Развитие словаря глаголовЗадания3 балла2 балла1 балл0 балловСлова-действия1365Глаголы дейцствия по описанию 366Занятие по профессиям 267Возможные действия животного 1356Результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы. При выполнении заданий было выявлено большое число отказов от ответов среди детей. Также часть детей при выполнении задания просто смотрели на картинки и в ответ на вопрос называли существительное (предмет действия), а не сам глагол («что делает мальчик» — «мальчик» и т. д.). Наибольшие трудности у дошкольников с задержкой психоречевого развития возникли при выполнении упражнений в рамках игры «Исправь ошибки Незнайки». Так дети довольно медленно искали необходимый глагол, отмечена недостаточная автоматизация данного процесса. Это является свидетельством существенной необразованности структуры значения глаголов.Также было обнаружено, что в вербальной лексике детей присутствуют слова, обозначающие действия, которые ребенок совершает или наблюдает в повседневной жизни («умывает», «ходит», «сидит», «рисует», «мытье посуды», «купание» и др.). При этом ни один ребенок не назвал такие глаголы, как «стучать», «капать», «блестеть». При замене глаголов обращается внимание на неумение детей различать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к употреблению глаголов с более общим, недифференцированным значением.При исследовании глагольного словаря выяснилось недостаточное знание и владение значением глаголов: «конь прыгает», «змея лежит» (а не ползет), «кошка молоко кушает».Помимо этого довольно часто дети с задержкой психоречевого развития вместо глагола имитировали звук («что делает самолет» - «у-у-у» или «ж-ж-ж», «что делает капля» - «кап-кап», «что делает дождь» - «вот так вниз тук-тук и стучит», утка - «га-га-га», курица - «кукарекает»). Отмечено было и применение слова путем конкретизации действия («лошадь быстро идет»).Нарушения актуализации словарного запаса глаголов у детей с задержкой психоречевого развития проявляются также посредством искажения звуковой структуры слова (напримермяучит, кудачет и т.д.).В связи с этим можно говорить, что у дошкольников с задержкой психоречевого развитияимеют место определенные трудности, связаннные с актуализацией словарного запаса и его недостаточным объемом. У них в основном присутствуют глаголы, которые используются часто в повседневной жизни. Также отмечено недостаточная сформированность автоматизированного навыка подбора слов. Те понятия, которые такие дети пытаются выразить при помощи слов, часто сужены и неточны или же ошибочны. Подобные ошибки являются свидетельством того, что несформирована лексическая основа речи .На основании обобщения результатов выполненных заданий были выделены следующие уровни сформированности лексической стороны речи:Высокий уровень - дети с хорошо развитым лексическим строем речи, не допускающие ошибок при пополнении слов (или единичные), выполняют задания самостоятельно. Словарный запас соответствует возрасту.Средний уровень - дети, понимающие смысл заданий, но не умеющие ориентироваться в смысловом поле из-за нарушений лексического строя речи при группировке семантически близких существительных, прилагательных и глаголов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. При подборе синонимов были допущены следующие ошибки: замена синонимов названиями предметов, признаков и действий, связанных с употреблением эмотивного слова; Замена синонима объяснением слова-стимула. Из ошибочных ответов при подборе антонимов наиболее распространенными были замена «примитивным» антонимом (с частицей «не»), подбор слов из близкого к антониму семантического ряда и выражение антонима другой частью речи.Низкий уровень - дети, допускающие постоянные и грубые ошибки в обновлении слов, группировке слов по смысловым признакам или отказывающиеся от выполнения заданий. Небольшой объем словаря, в котором отмечены только часто встречающиеся повседневные слова. Допущены грубые ошибки в подборе антонима и синонима: по тематической или случайной ассоциации, отсутствие ответа, подбор от антонима к синониму, изменение слова-стимула.На рисунке 1 представлено распределение дошкольников по уровням развития. Рисунок 1 – Уровни развития лексического строя у детей с задержкой психоречевого развитияТаким образом, у большинства детей возникли трудности с выполнением поставленных задач. Среди детей с задержкой психоречевого развития не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем. Количество детей со средним уровнем составляет 40% от общего числа обследуемых. В то время как большая часть детей (60%) показала низкий уровень развития лексического строя. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что ориентация на лексико-семантические признаки, дифференциация близких по смыслу слов, понимание и употребление обобщающих слов представляют особую трудность для детей с задержкой психоречевого развития. Задержка в развитии семантической структуры слова выражается в отклонении соотношения компонентов значения, а именно в затруднении понимания лексико-семантических следов (определения дифференциальных признаков значений слов). Трудности пополнения словаря и точность определения значений слов во многом определяют низкий уровень сформированности семантических полей и лексической состоятельности в целом. У дошкольников с задержкой психоречевого развития идет активный процесс организации лексической согласованности, но дифференциация внутри смыслового поля, в отличие от нормы, только начинает складываться. В связи с этим детское понимание отношений в сфере синонимии и антонимии крайне затруднено. Таким образом, задания на подбор синонимов и антонимов показали неспособность детей с задержкой психического развития выделять существенные семантические признаки в значении слов и, следовательно, сравнивать значения слов по одному семантическому признаку.В целом, в процессе исследования было получено, что дошкольники с задержкой развития недостаточно понимают связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Функция языка как средства общения у них не сформирована в такой мере, чтобы ребенок мог овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, а значит и новыми словами.Выводы по II главеЭмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Достижению данной цели способствовало проведение констатирующего эксперимента, в котором приняло участие 15 детей выделенной группы в возрасте 6 лет. Анализ результатов исследования лексического компонента речи у детей с задержкой психоречевого развития позволил определить некоторые его особенности, а именно:- Объем словаря недостаточный.- Преобладание бытовой лексики в словарном запасе. Понятия, выраженные словами, имеющимися в их словаре, часто неполноценны — сужены, неточны и часто даже ошибочны.- Из-за ограниченного понимания окружающего мира в словарном запасе детей отсутствуют названия многих предметов, знаков и действий.- Разные части речи неравномерно представлены в словарном запасе. Много существительных, мало прилагательных и очень мало глаголов. Глагол в словаре выполняет две функции - названия действия и организации предложения. Недостаточный словарный запас для обозначения действий тормозит развитие предикативной функции речи, на основе которой формируется внутренняя речь и умение выражать свои мысли в развернутом изложении. При использовании глаголов дети не выделяют существенные признаки и не различают свойства предметов. Такие замены осуществляются за счет недифференцированности признаков, размеров, высоты, ширины, формы и цвета- Неоформленная структура семантических полей. Наиболее частым видом замещения у детей с особенностями психического развития была замена слов, принадлежащих к одному семантическому полю. Следующим распространенным видом замены у детей является замена родового слова родовым словом. Такие особенности познавательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития, как трудности выделения существенных признаков предметов, различения существенных и несущественных признаков, сопоставления предметов и выделения общего признака в группу предметов, лежат в основе бесчисленных лексических ошибки при подборе обобщающего слова для различных групп предметов (отсутствие обобщающего слова, подмена родового понятия функциональным определением, неуместное употребление родовых слов, подмена родового термина конкретным термином, данным во множественном числе, ситуативные обобщения) .В целом лексическая недостаточность у детей с задержкой психоречевого развития отчетливо проявляется по всем компонентам. Словарный запас детей этой категории отстает от возрастной нормы: выявляются незнание и неточное употребление значений многих слов. Отмечаются грубые ошибки, ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, знаков, неумение пользоваться значениями слов, обозначающих общие и частные понятия и т.п. Трудности проявлялись в неточности употребления слов, в актуализации словаря, в несформированностизвукослоговой структуры слова, в организации смысловых полей.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗадержка психоречевого развития ребенка имеет место тогда, когда текущий уровень сформированности познавательного и речевого развития не соответствует нормам. Подобное понятие является синтезом таких понятий, как «задержка психического развития» и «задержка речевого развития» и применяется к детям дошкольного возраста. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что данные понятия являются диалектически взаимосвязанными, т.е. задержка речевого развития не рассматривается в отрыве от задержки психического развития ребенка и наоборотФормирование словарного запаса ребенка происходит в различных видах деятельности. Для обогащения и активизации словаря используются разные приемы работы с лексикой с учетом особенностей каждого вида деятельности. В рамках работы были рассмотрены, как количественные, так и качественные изменяется словарного запаса при развитии лексики в онтогенезе.Лексический состав речи детей с задержкой психоречевого развития характеризуется бедностью словарного запаса, преобладанием бытовой лексики с конкретным значением, недостаточным умением подбирать синонимы, антонимы и обобщающие слова, трудностями при вспоминании слов, уже известных на иностранном языке. Все эти особенности связаны с недостаточным пониманием окружающего мира, со спецификой мышления детей с психическими отклонениями. Все перечисленные выше особенности лексического строя речи необходимо учитывать при осуществлении коррекционной логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.Для анализа особенностей лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития было проведено эмпирическое исследование. В котором приняло участие 15 детей выделенной группы в возрасте 6 лет. Анализ результатов исследования лексического компонента речи у детей с задержкой психоречевого развития позволил определить некоторые его особенности: недостаточный объем словарного запаса, преобладание бытовой лексики, ограниченное понимание окружающей действительности, неравномерное представление частей речи в словарном запасе, неоформленная структура семантических полей. В целом лексическая недостаточность у детей с задержкой психоречевого развития отчетливо проявляется по всем компонентам. Словарный запас детей этой категории отстает от возрастной нормы: выявляются незнание и неточное употребление значений многих слов. Отмечаются грубые ошибки, ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, знаков, неумение пользоваться значениями слов, обозначающих общие и частные понятия и т.п. Трудности проявлялись в неточности употребления слов, в актуализации словаря, в несформированностизвукослоговой структуры слова, в организации смысловых полей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: 3-7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2002. - 270 с.Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2015 - 288 с.Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В. Секачев, 2018. – 264 с.Винник М.О. Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов для старших дошкольников и младших школьников // Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 136 с.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003. – 235 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: АСТ, 2005. - 536 с.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012 – 278 с.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт - Петербург: Детство - Пресс, 2007. - 472 с. Дети задержка психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.,1984.-256с.Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2002 – 188 с.Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение. - 1973. – 222 с.Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2006, – № 3. – 6-15 с.Иткина Е.М. Формирование лексического строя речи у детей с задержкой психического развития // Общество. - № 1-2 (28). – 2023. – С. 30-33Кабак В.В. Развитие лексического строя речи у дошкольников с ЗПР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. С. 213-214Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ». – 2005. – 448 с.Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М.: ГНОМ и Д, 2012. - 405 c.Кузьмина В. П., Городилова С. А. Развитие лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 923–928Кукина, И.В. К вопросу об определении понятия «задержка психоречевого развития» / И.В. Кукина // Перспективы развития науки в современном мире: материалы XII – Международной научно-практической конференции (16 ноября 2018 г., г. Уфа). – г. Уфа, 2018. – с.101.Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт - Петербург: Союз, 2001. – 222 с.; .Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В. В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета. – 1985. – 148 с. С. 22Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва: Просвещение, 1968. - 367 сЛурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с. С. 53-55Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.-410с.Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. – Москва, 1991. – 204 с. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – No6. – С. 10–18. Меженцева, Г. Н. Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития / Г. Н. Меженцева, Ю. И. Яковлева // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 304-307Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецовой [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с..Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 78 с.Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка : учебное пособие / С. В. Плотникова. - Москва : Флинта : Наука, 2011. – 221 с. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляева. - Москва : АСТ [и др.], cop. 2009. – 603 с. Попова З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания): учеб.пособие.-Изд. 3, стереотипное, - М.: URSS, Книжный дом «Либроком», 2011. - 172 с.Приходько О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом: автореф. дис. на соискание ученой степени докт. пед. наук: спец. 13.00.03 «Коррекционная педагогика» / О. Г. Приходько. - Москва, 2009. – 48 с. Пустошило Е.П Лексикология. Фразеология. Лексикография. Учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2011. - 141 с. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1974. – №4. – С. 18–25.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. Минск, 1989. 64 с. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. - С.3-13Супрун А.Е. Методы изучения лексики / Под ред. А.Е. Супруна. Мн., Изд-во БГУ, 1975. - 232 с.Сухарева Г.Е. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. / Г.Е.Сухарева. М., 1991. — 319с.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В.Ульенкова. Н.Новгород: НГПУ, 1994.-230с.Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития: монография.-М.: Педагогика, 1990.-184с.Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев.- М, Владос, 2009 .- 272 с.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С.Цветкова. М., 1998.- 127с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. С. 14-15 Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2007. — 96 с.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошк. учреждений / С.Г. Шевченко. – М.: Шк. Пресса, 2005. – 79 с. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. Т.А.Власовой и др. М., 1982. - С.5-33.Эльконин Д.Б. Устная и письменная речь школьников / Д.Б. Эльконин.-М.: ИНТОР ,1998. - 112с.
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: 3-7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2002. - 270 с.
3.Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2015 - 288 с.
4.Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
5.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В. Секачев, 2018. – 264 с.
6.Винник М.О. Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов для старших дошкольников и младших школьников // Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 136 с.
7.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003. – 235 с.
8.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: АСТ, 2005. - 536 с.
9.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012 – 278 с.
10.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Санкт - Петербург: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
11.Дети задержка психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.,1984.-256с.
12.Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2002 – 188 с.
13.Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение. - 1973. – 222 с.
14.Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2006, – № 3. – 6-15 с.
15.Иткина Е.М. Формирование лексического строя речи у детей с задержкой психического развития // Общество. - № 1-2 (28). – 2023. – С. 30-33
16.Кабак В.В. Развитие лексического строя речи у дошкольников с ЗПР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. С. 213-214
17.Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ». – 2005. – 448 с.
18.Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М.: ГНОМ и Д, 2012. - 405 c.
19.Кузьмина В. П., Городилова С. А. Развитие лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 923–928
20.Кукина, И.В. К вопросу об определении понятия «задержка психоречевого развития» / И.В. Кукина // Перспективы развития науки в современном мире: материалы XII – Международной научно-практической конференции (16 ноября 2018 г., г. Уфа). – г. Уфа, 2018. – с.101.
21.Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт - Петербург: Союз, 2001. – 222 с.; .
22.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В. В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета. – 1985. – 148 с. С. 22
23.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва: Просвещение, 1968. - 367 с
24.Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с. С. 53-55
25.Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.-410с.
26.Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. – Москва, 1991. – 204 с.
27.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – No6. – С. 10–18.
28.Меженцева, Г. Н. Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития / Г. Н. Меженцева, Ю. И. Яковлева // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 304-307
29.Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецовой [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой, – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с..
30.Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. – 78 с.
31.Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка : учебное пособие / С. В. Плотникова. - Москва : Флинта : Наука, 2011. – 221 с.
32.Поваляева М.А. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляева. - Москва : АСТ [и др.], cop. 2009. – 603 с.
33.Попова З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания): учеб. пособие.-Изд. 3, стереотипное, - М.: URSS, Книжный дом «Либроком», 2011. - 172 с.
34.Приходько О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом: автореф. дис. на соискание ученой степени докт. пед. наук: спец. 13.00.03 «Коррекционная педагогика» / О. Г. Приходько. - Москва, 2009. – 48 с.
35.Пустошило Е.П Лексикология. Фразеология. Лексикография. Учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей. - Гродно: Изд -во ГрГУ, 2011. - 141 с.
36. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1974. – №4. – С. 18–25.
37.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. Минск, 1989. 64 с.
38. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. - С.3-13
39.Супрун А.Е. Методы изучения лексики / Под ред. А.Е. Супруна. Мн., Изд-во БГУ, 1975. - 232 с.
40.Сухарева Г.Е. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. / Г.Е.Сухарева. М., 1991. — 319с.
41.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В.Ульенкова. Н.Новгород: НГПУ, 1994.-230с.
42.Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития: монография.-М.: Педагогика, 1990.-184с.
43.Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.
44.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев.- М, Владос, 2009 .- 272 с.
45.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С.Цветкова. М., 1998.- 127с.
46.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. С. 14-15
47. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2007. — 96 с.
48.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошк. учреждений / С.Г. Шевченко. – М.: Шк. Пресса, 2005. – 79 с.
49.Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей / Под ред. Т.А.Власовой и др. М., 1982. - С.5-33.
50.Эльконин Д.Б. Устная и письменная речь школьников / Д.Б. Эльконин.-М.: ИНТОР ,1998. - 112с.