ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА У ХОККЕИСТОВ НЕ ИМЕЮЩИХ КОНТРАКТОВ НА ПРЕДСЕЗОННЫХ ПРОСМОТРОВЫХ СБОРАХ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 49 49 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.09.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА У ХОККЕИСТОВ НЕ ИМЕЮЩИХ КОНТРАКТОВ НА ПРЕДСЕЗОННЫХ ПРОСМОТРОВЫХ СБОРАХ………………………………………………………………………



6
1.1 Понятие стресса в психологии и основные его виды……………. 6
1.2 Особенности психологической подготовки хоккеистов………… 11
1.3 Раскрытие понятия индивидуальных особенностей…………….. 15
1.4 Влияние стресса на хоккеистов не имеющих контрактов на предсезонных просмотровых сборах………………………………….
19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……... 24
2.1 Описание процедуры исследования………………………………. 24
2.2 Методы исследования ……………………………………………... 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………… 38
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………. 54
Фрагмент для ознакомления

В данной главе представлены основные этапы исследования, характеристика участников, а также используемые методы и инструменты. Количественный анализ и толкование собранных данных осуществлялись с применением статистических методов, что позволило выявить и охарактеризовать некоторые психологические особенности. Для статистической обработки данных применялись программные пакеты SPSS 17.0 и Microsoft Office Excel.Благодаря применяемым в главе методам исследования, результаты становятся более наглядными и информативными. Высокая степень достоверности и надежности обеспечивается благодаря выбранным методам статистической обработки и описанным процедурам исследования.ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯНа начальном этапе исследования мы стремились определить характеристики посттравматического стрессового расстройства среди спортсменов, в частности, хоккеистов. В качестве основного инструмента был выбран «Опросник травматического стресса, разработанный И.О. Котенновым». Общее число участников составило 45 хоккеистов, которых мы разделили на две группы: основную и контрольную.В первую группу вошли 21 спортсмен, у которых были выявлены признаки посттравматического стрессового расстройства (показания по шкале А (1) и общий индекс ПТСР были равны или превышали 50 Т-баллов). Вторая группа включала в себя 24 атлета, у которых признаки ПТСР не обнаружены (то есть показания по шкале А (1) и ПТСР были менее 50 Т-баллов).Ниже представлены результаты исследования по данным группам (см. таблицу 6).Таблица 6Результаты исследования уровня выраженности показателейпосттравматическогострессовогорасстройстваспортсменовПримечание:уровеньзначимостиразличийобозначается:***приp <0,001;**приp <0,01;*приp<0,05Анализируя данные таблицы 1, можно заметить, что участники из основной группы проявляют признаки переживания психотравмирующих событий, в отличие от участников контрольной группы. Эти выводы подкрепляются статистическими данными, полученными с помощью U-критерия Манна-Уитни.По результатам шкалы "Навязчивые вторжения" (B) видно, что у респондентов основной группы (52,0 балла) в сравнении с участниками контрольной группы (41,12 балла) чаще возникают воспоминания о травмирующих событиях (U=-5,616, с р <0,001).Исследуя шкалу "Избегание" (С), можно утверждать, что спортсмены из основной группы чаще стараются избегать ситуаций, напоминающих о травме, и реже вспоминают о ней, что отражается в их поведении (U=-5,620, при р <0,001). В то время как участники контрольной группы, несмотря на полученные травмы, продолжали обсуждение заданных тем, не избегая их (42,15 балла).При анализе шкалы "Патологическая гиперактивация" (D) становится очевидно, что респонденты основной группы проявляют большую импульсивность, раздражительность и агрессивность по сравнению с контрольной группой (баллы 52,19 и 41,41), (U=-5,620, при р <0,001).По шкале "Социальная дезадаптация" (F) хоккеисты из основной группы показали более высокие показатели - 51,76 балла (U=-5,619, при р <0,001). Это может быть связано с их частым участием в спортивных мероприятиях, из-за чего они реже видят свои семьи.Общий показатель ПТСР у участников основной группы заметно превышает аналогичные показатели контрольной группы (U=-5,605, при р <0,001). В итоге нашего анализа были выделены две группы: одна с явными признаками посттравматического стрессового расстройства и другая без таковых.На следующем этапе исследования наша задача заключалась в определении характеристик соматической адаптации у индивидов с разной степенью проявления симптомов ПТСР. Для этого мы применили "Шкалу адаптации", разработанную И. Н. Гурвичем.После проведения сравнительного анализа, мы выявили следующие особенности, которые представлены в приведенной ниже таблице. Всего в исследовании приняли участие 43 человека.Таблица7Уровень соматической адаптации спортсменов, имеющих симптомы посттравматического стрессового расстройства, и безсимптомовПримечание:уровеньзначимостиразличийобозначается:***приp <0,001;**приp <0,01; *приp<0,05На основе анализа представленной таблицы можно заметить, что уровень соматической адаптации у испытуемых варьируется в зависимости от наличия или отсутствия признаков посттравматического расстройства. В частности, атлеты из основной группы чаще выражали ощущение дискомфорта и недомогания (69,9%), что указывает на их ухудшенное состояние здоровья. В то время как в контрольной группе спортсмены с низким уровнем соматической регуляции отсутствовали, что свидетельствует о более высоком уровне их адаптации и отсутствии соматических проблем.Так, мы видим явные различия между двумя группами: те, кто сталкивается с симптомами посттравматического стрессового расстройства, в основном имеют низкий уровень соматической адаптации. В то время как участники контрольной группы показывают средний и выше среднего уровни адаптации.На последующем этапе исследования мы применили 16-факторный опросник личности, созданный Р.Б. Кэттеллом. Результаты этого анализа представлены на иллюстрациях 1 и 2.Рис. 1. Результаты исследования индивидуально-психологическихособенностейличностиспортсменовссимптомамиПТСР(основнаягруппа),стеныНа данном рисунке (рис. 1) мы видим, что для респондентов основной группы наиболее выражены шкалы «L»- 6,73балла,«O»-6,8баллов,«Q4»-7,2 балла.Рис. 2. Результаты исследования индивидуально-психологическихособенностейличностиспортсменовбезпризнаковПТСР(контрольнаягруппа),стеныДля контрольной группы испытуемых характерны следующие шкалы - «С» - 8,47 баллов, «G» - 6,73 баллаа и «Н» - 6,7баллов.Ниже представлен сравнительный анализ личностных особенностей респондентах в выделенных нами группах (таблица 8).Таблица8Результатыисследованияиндивидуально-психологическихособенностейличности спортсменов с диагностируемыми симптомамипосттравматическогострессовогорасстройстваибезних,стеныПримечание:уровеньзначимостиразличийобозначается:***приp<0,001;**приp<0,01; *приp<0,05Исследуя представленные данные, мы обнаружили, что участники нашего исследования имеют разные личностные особенности. В частности, высокая степень личностной интеграции (по шкале С) чаще встречается у спортсменов контрольной группы, не имеющих признаков посттравматического стрессового расстройства (T=3,187, р<0,01). В сравнении с этим, участники с диагностированными симптомами имели баллы 6,8 и 8,47.Так, хоккеисты с признаками посттравматического стресса часто проявляют эмоциональную нестабильность, изменчивость интересов и низкую устойчивость к стрессу. В то время как участники контрольной группы показывают противоположные характеристики.По шкале "робость-решительность" основная группа выделяется низкой коммуникабельностью и адаптивностью, в то время как в контрольной группе таких особенностей не наблюдается. По шкале "доверчивость-подозрительность" контрольная группа показывает высокие результаты, в то время как основная группа склонна к осторожности и скрытности.Участники контрольной группы также отличаются реалистичной самооценкой, быстрым восстановлением после стресса и дружелюбием к окружающим. В шкале О, отражающей уровень текущей тревоги, мы также видим разницу между группами.В целом, по результатам данного метода, становится очевидно, что спортсмены из разных групп имеют разные личностные характеристики.В следующей части исследования мы рассматривали особенности базовых убеждений участников. Для этого был использован инструмент "Методика исследования базисных убеждений личности" М. А. Падуна и А. В. Котельниковой. Полученные результаты представлены в таблице 9.Таблица9Результаты исследования базисных убеждений спортсменов сдиагностируемымисимптомамипосттравматическогострессовогорасстройстваи безних, стеныПримечание:уровеньзначимостиразличийобозначается:***приp<0,001;**приp<0,01; *приp<0,05Опять же по результатам, представленным в таблице выше, мы можем заметить, что основной группе характерны более низкие показатели чем контрольной группе.На следующем этапе мы использовали анкету, которую разработали уже самостоятельно, которая направлена на выявление особенностей переживаний наших испытуемых. Анкета представлена в приложении 1. Так, мы получили следующие результаты (таблица 10):Таблица10Сложныеситуации,которыепришлосьпережитьспортсменамвтечениепоследнегогода,%ПоказательГруппа1Группа2Были ли у Вас сложные жизненные ситуации, которые пришлось пережить в течение последнего года?--Проблемысоздоровьем,препятствующиетренировкам исоревнованиям2030,4Травма,полученнаяна тренировке4047,8Травма,полученнаянасоревнованиях2021,7Сталсвидетелемсильнойтравмыдругогоспортсмена5-Разрывотношенийсблизкимчеловеком5-Уходизжизниилитяжелаяболезньблизкогочеловека10-Конфликтнаработе--Предательство--Таблица11Эмоциональнаяреакциявмоментсложнойжизненнойситуации,%В таблице, представленной выше, мы видим какую реакцию испытывали респонденты в момент события.Анализ ответов на вопрос о том, какие чувства и эмоции испытуемыеиспытывалипослетравмированногособытия,представленвтаблице12. Таблица12Эмоциональныесостоянияспортсменовпослетравмирующего события, %№ЭмоцииОсновнаягруппаКонтрольнаягруппа1Чувствовины--2Гнев,злость30-3Страх6021,74Беспомощность4030,435Одиночество--6Стыд--7Смущение--8Тревога6047,89Апатия--10Безразличие30-12Апатия--13Подавленность4526,814Потерянность30-Так, исходя из результатов, полученных в ходе опроса, мы видим, что спортсмены испытывают различные эмоции, вспоминая события, которые их травмировали.ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПроведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие обобщенные выводы. Симптомы посттравматического стрессового расстройства у спортсменов, столкнувшихся с трудными жизненными ситуациями, могут проявляться по-разному, особенно после недавних спортивных мероприятий.Мы выделили две группы для анализа: основную и контрольную. В основной группе, где присутствуют симптомы посттравматического стрессового расстройства, наблюдается более низкий уровень соматической адаптации. Это указывает на снижение общего благополучия и исчерпание адаптивных возможностей. В то время как участники без указанных симптомов не показывают таких признаков.Эмоционально стабильные индивиды демонстрируют уверенность, инициативность и смелость, а также способность принимать решения независимо. Они полны энтузиазма, уверены в себе и последовательны в своих действиях. В то время как у спортсменов с признаками посттравматического стресса часто проявляются черты, такие как настороженность, осторожность и подозрительность.Несмотря на разнообразие базовых убеждений, люди с преобладающей "зависимостью" могут иметь диагноз посттравматического стрессового расстройства или не иметь его. Те, кто страдает от этого расстройства, часто верят в агрессивность окружающего мира, не доверяют другим и боятся непредсказуемых событий. В то время как те, кто не имеет таких симптомов, склонны доверять другим, верят в справедливость и чувствуют контроль над своей жизнью.В заключение хочется подчеркнуть, что цель нашего исследования заключалась в определении психологических особенностей спортсменов с разными эмоциональными реакциями. Мы хотели показать, что каждый спортсмен уникален, и их ответы на стрессовые ситуации могут сильно различаться. Это также относится к хоккеистам, которые не подписали контракт на предсезонные тренировочные сборы; их реакции на такие ситуации также могут быть разными, что, как мы видим из наших данных, может быть обусловлено различными факторами.На текущем этапе, когда хоккеисты участвуют в просмотровых сборах, советуем не торопиться с принятием решения. В случае неудачи, возможно, вас ждет еще более привлекательное предложение. Важно взвесить все свои шансы и рассмотреть команды, которые могут быть наиболее подходящими для вас. Если у вас возникают психологические сложности, стоит обратиться к квалифицированному психологу для работы над этим вопросом, так как это может повлиять на вашу спортивную форму. Независимо от всех трудностей, рекомендуем сохранять оптимизм и верить в свои возможности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ контексте стрессовых ситуаций первая глава нашего исследования посвящена теоретическому рассмотрению индивидуально-психологических характеристик спортсменов. Анализируя научные источники, мы пришли к выводу, что стресс представляет собой комплекс реакций организма на физические и психологические нагрузки. Длительное пребывание под воздействием стресса может привести к истощению адаптивных механизмов и различным дисфункциям.При занятии спортом атлеты сталкиваются с множеством психологических и эмоциональных нагрузок. Среди социально-психологических аспектов стресса в спорте выделяются личностные особенности, такие как мотивация, ценностные установки и внутренние убеждения. Факторами стресса также являются физическая усталость, риск травмирования и возможность прекращения спортивной карьеры.Вторая глава посвящена методологии исследования: отбору участников, программе исследования и примененным методикам. Особое внимание уделяется психологическим особенностям спортсменов различных дисциплин. Профессиональные атлеты обладают рядом общих качеств, таких как самодисциплина, целеустремленность и инициативность.Третья глава представляет собой анализ результатов эмпирического исследования. Основной вывод заключается в том, что спортсмены, столкнувшиеся с жизненными трудностями, могут иметь разные уровни проявления симптомов посттравматического стрессового расстройства.Выявлено, что доминирующим атрибутом среди участников с признаками посттравматического стрессового расстройства является пониженная соматическая адаптация. Это выражается в ухудшении состояния здоровья и снижении адаптивных способностей.Атлеты, проявляющие симптомы посттравматического стресса, обладают такими характеристиками личности, как повышенная настороженность, склонность к подозрительности, эгоцентричность, бдительное отношение к окружающим, тенденция к ревности и стремление обвинять других в своих неудачах.В то время как спортсмены, не имеющие признаков посттравматического стрессового расстройства, выделяются благодаря выше среднего уровня соматической адаптации, что свидетельствует о меньшем риске развития соматических проблем.Те, кто сталкивается с проявлениями посттравматического стрессового расстройства, часто испытывают недоверие к окружающему миру, сомневаются в честности других и чувствуют, что не могут влиять на происходящее в их жизни. В контрасте с ними, люди без таких симптомов демонстрируют доверие к окружающим, верят в справедливость и уверены в своей способности управлять своей судьбой.После детального рассмотрения информации было подтверждено предположение о связи между субъективными проявлениями посттравматического стрессового расстройства и психологическими особенностями атлетов.Список использованной литературызанятий оздоровительной физкультурой / А.Ю. Харевская //Физическая культура индивида: сб. науч. тр. / под общ. ред. В.Д. Сонькина. -М., 1994.-С.73-80.Акарачкова Е.С. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е.С. Акарачкова. - СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. - 138 с.Бакова, Ф.М. Эмоции и чувства как основа психического состояния человека / Ф.М. Бакова // Студенческий вестник. - 2019. - № 11-1(61). - С. 18-20.Бергис, Т.А. Психология стресса: практикум / Т.А. Бергис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 112 с.Бабушкин, Г.Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 1 (12). - С. 153-169.Высочина, Н.Л. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в игровых видах спорта на примере хоккея / Н.Л. Высочина // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2021 год. - Минск, 2022. - С. 148-152.Заочинский, М.С. Эмоции и чувства человека / М.С. Заочинский // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 38. - С. 121-126.Приложение 1.

Список использованной литературы
1.Баландин, В.И. Психофизиологические резервы повышения работоспособности фехтовальщиков / В.И. Баландин // Теория и практика спорта в СА и ВМФ. – 1987.-№ 2. –С. 75–85.
2.Верхошанский, Ю.В. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам / Ю.В. Верхошанский, А.А. Виру // Физиология чел. -1987. -№ 5.- С. 811–818.
3.Ермаков, П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / П. Н. Ермаков. –Ростов-на-Дону: РГУ, 1988. -128 с.
4.Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб: Наука, 2001.- 235 с.
5.Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. – М.: АПН РСФСР, 1973. –Т. 1. - 476 с.
6.Сологуб, Е.Б. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности / Е. Б. Сологуб // Физиол. чел. – 1993.-Т.19.-№1.- С. 10–14.
7.Солодков, А.С. Адаптация к мышечной деятельности –механизмы и закономерности / А.С. Солодков // Физиология в высших учебных заведениях России и СНГ. –СПб., 1998.- С. 75–80.
8.Фарбер, Д.А. Нейрофизиологическая основа формирования когнитивных процессов в онтогенезе: сенситивные и критические периоды / Д. А. Фарбер, М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская // Тезисы докладов
9.XVII съезда физиологов России. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 16.
10.Фрис, Н.А. РСС и психофизиологические особенности спортсменов / В.Г. Тристан, Ю.А. Крикуха // Биоуправление в медицине и спорте: сб науч. ст.-Омск, 2000.- С. 48-50.
11.Харевская, А.Ю. Выявление психологических и психофизиологических особенностей индивида, влияющих на выбор средств и методов занятий оздоровительной физкультурой / А.Ю. Харевская //Физическая культура индивида: сб. науч. тр. / под общ. ред. В.Д. Сонькина. -М., 1994.-С.73-80.
12.Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова [и др.].- М.: Просвещение, 1990.- 319 с.
13.Шадрин, В.М. Типологические свойства нервной системы человека и индивидуальный стиль деятельности / В.М. Шадрин, А.Л. Попов // Проблемы психологии индивидуальных различий. – Казань, 1974. – С. 211-226
14.Акарачкова Е.С. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Е.С. Акарачкова. - СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. - 138 с.
15.Бакова, Ф.М. Эмоции и чувства как основа психического состояния человека / Ф.М. Бакова // Студенческий вестник. - 2019. - № 11-1(61). - С. 18-20.
16.Бергис, Т.А. Психология стресса: практикум / Т.А. Бергис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. - 112 с.
17.Бабушкин, Г.Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 1 (12). - С. 153-169.
18.Высочина, Н.Л. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в игровых видах спорта на примере хоккея / Н.Л. Высочина // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2021 год. - Минск, 2022. - С. 148-152.
19.Заочинский, М.С. Эмоции и чувства человека / М.С. Заочинский // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 38. - С. 121-126.
20.Никифоров, Г.С. Психологическое здоровье личности: к истории вопроса в отечественной психологии / Г.С. Никифоров // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40. - № 6. - С. 55-65.
21.Мельников, В.М. Теоретические подходы к построению психологической модели идеального спортсмена / В.М. Мельников, И.А. Юров. - Москва: Спортивный психолог, 2019. - 64 с.
22.Петрушин, В.И. Психология здоровья / В.И. Петрушин М.: Юрайт, 2019. - 381 с.
23.Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2019. – 142 с.
24.Смулевич, A.Б. Четырехмерный опросник для оценки дистресса, депрессии, тревоги и соматизации (4ДДТС) при вегетативных психосоматических расстройствах пограничного уровня: журнал неврологии и психиатрии. - № 11. - 2019. - C. 1–7.
25.Сопов В.Ф., Макаров А.Ю. Особенности индивидуально-психологических свойств личности хоккеистов различных амплуа // Спортивный психолог. 2019. № 1 (52). С. 47-50
26.Суворова, О.В. Особенности личности с разным уровнем самоэффективности / О.В. Суворова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 372-375.
27.Серова, Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Л.К. Серова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 161 с.
28.Станиславская, И.Г. Теория и методика избранного вида спорта (хоккей). Психологические аспекты подготовки юных хоккеистов 5-10 лет: учебное пособие/И.Г. Станиславская, М.И. Романов. - СПб., 2019. -168 с.
29.Трошихина, Е.Г. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия / Е.Г. Трошихина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2019. - Т. 7. - №3. - С. 211-223.
30.Юламанова Г.М. Анализ соревновательной деятельности квалифицированных хоккеистов / Г.М. Юламанова, Б.М. Хамматов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания УГАТУ. – Уфа: УГАТУ, 2019. – С. 397-398.