Межвоенная Германия в произведениях Эриха Марии Ремарка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 03.02.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЦИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРОПАГАНДА В МЕЖВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
1.1. Образ врага в нацисткой идеологии
1.2. Милитаризм как часть нацистской идеологии
2. АНТИМИЛИТАРИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕМАРКА В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
2.1. Вехи творческого пути Ремарка
2.2. Война и «потерянное поколение» межвоенной Германии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Ремарка интересует не парадная внешность войны, а поведение и психология людей, оказавшихся на фронте, вынужденных убивать и умирать, людей, осознающих бессмысленность и бесчеловечность происходящего, освобождающихся от внедренных воспитанием и традицией псевдопатриотических представлений.
Страшные будни войны Ремарк описывает с всепроникающей зоркостью большого художника, с искренним состраданием к обманутым националистической пропагандой людям, жизнь которых находится под постоянной угрозой смерти от пули в окопах или на операционном столе полевого госпиталя.
Там не было ни развевающихся знамен, ни звонких фанфар, ни великолепных подвигов, а только кровь и грязь траншей да короткие передышки в прифронтовой полосе, когда солдаты, не веря в счастье быть живыми, спешили наесться до отвала, всласть накуриться и завалиться спать в истоптанную маршевыми батальонами траву. С чуть ли не отталкивающей обстоятельностью показывал художник вздувшиеся животы трупов, размазанные по стенке окопа мозги, извивающиеся змеи человеческих внутренностей; потревоженные взрывом вылетали из земли гробы на сельском кладбище, душераздирающе кричали раненые лошади и где-то на «ничьей земле» долгими часами, упорно цепляясь за жизнь, хрипел умирающий.
Но эти потрясающие по силе и точности описания будней войны – окопной жизни, атак, артобстрелов, немногих минут отдыха – не являются самоцелью. Как художник Ремарк лаконичен и сдержан. Страшные картины сражений, жестокие сцены гибели людей нужны Ремарку затем, чтобы разбить лживую романтизацию войны, свойственную националистической литературе. Кроме того, писатель стремиться показать, в какое чудовищное положение поставлен человек собственническим обществом.
Воинствующий пацифизм это не только социально-философское кредо Ремарка, но и его стиль жизни, начиная с последних лет войны и до самой смерти писателя в 1970 году.
После окончания Второй мировой войны, когда оппоненты и злейшие враги Ремарка фашисты были уничтожены и, казалось бы, ничто не мешает возвращению автора на родину, политика замалчивания преступлений нацистского режима на фоне начала холодной войны правительством нового немецкого государства и его главным политическим союзником и покровителем США оказались опять неприемлемыми для Ремарка. В Советском Союзе, где в первые послевоенные годы «... Советская литературная критика рассматривает развитие Ремарка в его произведениях как путь от пацифиста к антифашисту» и издаются многотысячными тиражами его произведения, он становится так же в одночасье непопулярен как автор немецкого происхождения, живущий в Америке, после молниеносного ухудшения отношений между Америкой и странами Варшавского договора в последние годы правления Хрущева. В это время, помимо прекрасных романов, Ремарк пишет статьи, которые являются просто прямым политическим призывом к прекращению милитаризации почти всех сфер жизни, это статьи «Практическая воспитательная работа в Германии после войны», «Будьте бдительны!», «Зрение – большой обманщик» и другие.
По мнению Ремарка, только анализ своего прошлого может этому помочь, человек не может жить без истории, какой бы неудобной она не была. «Если война стала неотъемлемой частью человечества и человеческой истории, то необходимы ее свидетельства, воспоминания, предупреждающие сигналы. Прежде всего литература.... Нужно что-то, что бы давало представление об этом многоликом монстре и о том, что он делает с людьми».
Значение произведений Ремарка в этом плане переоценить трудно. Выбрав точкой отсчета человека, ведя повествование за пределами политических и философско-политических парадигм и концептов, Ремарк дает импульс для создания социально-философской и общефилософской позиции, показывая то, в чем человек не меняется: поиск человечности в любой ситуации, поиск любви, как спасение. Только проповедуя человечность и веря в нее, перерабатывая гуманистический опыт предыдущих поколений, человечество может спасти себя не только от потери социально-философских ориентиров, но и от прямого физического уничтожения. Как бы абсурдна не была действительность: «Людям сказали: нельзя убивать. Но им также сказали: чтобы попасть, нужно хорошо прицелиться», спастись можно только что-то предпринимая, пытаясь осознанно найти выход.
В последний период своей жизни Ремарк без устали дает интервью, ведет переписку, принимает участие в конференциях и все это с одной целью: предотвратить очередную катастрофу, к которой может привести мир забвение двух мировых войн произошедших за сравнительно короткий временной промежуток.
«Романы Ремарка о том, что в любых условиях человек остается человеком. А «потерянное поколение» можно отыскать в любой период истории человечества. Мы можем сегодня говорить о ряде стран, в которых есть «потерянное поколение» – это строки из интервью хореографа Константина Уральского журналу «Балет» по поводу его новой постановки – балетного спектакля «Танец белых орхидей», созданного на основе произведений Ремарка. Там же мы находим такие слова: «В сюжетах Ремарка очень много философии. А философия – понятие вневременное. Сюжеты могут меняться, но идеи остаются те же». Ремарка можно любить и не любить, читать и не читать, но отрицать его влияние на развитие гуманистической мысли в Европе в XX столетии нельзя. Его романы просто универсальны в плане познания человеком самого себя. Они так же универсальны в плане их воздействия на общественное сознание: только «На Западном фронте без перемен» «...до сегодняшнего дня был переведен на 50 языков мира и продан больше чем 20 миллионов раз.... Каждый знает название».
Многие литературоведы и философы до сих пор избегают упоминания имени Ремарка, когда речь идет о литературно-философских и социально-политических идеях XX века, во-первых, потому что сам себя (как уже было сказано выше) автор ни с одной из них не отождествлял, а во-вторых, потому что для многих до сих пор язык произведений Ремарка слишком прост для возведения его автора в ранг философов.
Являясь современником Сартра, Ясперса, Хайдеггера и многих других философов экзистенциальной направленности, Ремарк никогда не вступал в чисто философские споры (что было очень модным у его современников), являясь по сути одним из самых читаемых в мире литературных экзистенциалистов. Материальная независимость, личная самодостаточность и оригинальный, чтобы не сказать больше, образ жизни Ремарка сделали из него отшельника и единственное, что могло его заставить изменить свою позицию общественно-политической отстраненности, был вопрос о недопустимости новой волны популярности идей войны и саморазрушения.
Возможно, если бы Ремарк был уверен в том, что философия, психология или математика могут сделать больше для идеи неприятия насилия и войны, то после романа «На Западном фронте без перемен» посвятил бы себя исключительно этим наукам, но, оставаясь убежденным, что только писатель имеет возможность формировать общественное сознание в большей степени, чем общественно-политические институты, он создает свои следующие произведения, презентуя везде одну и ту же идею абсурдности попыток редуцировать человеческое сознание до животного уровня с помощью насилия.
На рубеже II и III тысячелетий своей писаной истории Человек, столкнувшись с противостоящей ему в качестве враждебной силы своей собственной родовой сущностью как с необузданной (поскольку еще не познанной) стихийной силой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, национализм и милитаризм которые использовала нацистская пропаганда и идеология не были чем-то новым в общественно-политической жизни Германии периода Веймарской республики. Данные явления наблюдались и в кайзеровской Германии, когда правящие круги стремились сформировать агрессивную националистическую идеологию. В немалой степени это диктовалось интересами внешней политики. Поражение Германии в Первой мировой войне не устранило проблемы национализма в немецком обществе. Легенда об «ударе ножом в спину», Версальский договор, экономические трудности помогли сохранить националистические и милитаристские традиции. Посредством печати, школы и армии немцам внушалась мысль о национальном превосходстве и военном могуществе, которые давали право решать силой вопросы международной политики. Нацистская пропаганда национальной ненависти и милитаризма, готовила страну к новой войне. Однако, в обществе существовала интеллектуальная форма протеста милитаризму одним из проявлений которой было творчество Э.М. Ремарка.
В своих произведениях писатель показал страшную правду войны и выступил как «воинствующий пацифист». Умение показать страшную действительность войны, выразить свою непримиримую ненависть к ней составляет сильную сторону творчества многих художников «потерянного поколения» и в первую очередь Э.М. Ремарка, который в своих романах доказал, что были и неявные жертвы войны – те, «кого погубила война, даже, если они и избежали ее гранат». Издание романа «На западном фронте без перемен» в 1929 г. должно было служить определенным предупреждением от развязывания новой войны. Однако, набирающий силу нацизм предал роман жесткой критике и запрету, а сам писатель был вынужден фактически бежать из Германии, посвятив все свое творчество проблеме войны, поствоенного мира и антифашизму.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баев В.Г. Право и политика в веймарской республике Германии (1919-1933 гг.) // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2003. – № 2. – С. 27-30.
Бендик Р. Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн // Первая мировая война: Пролог XX века. – М.: Наука, 1998. – C. 510-521.
Бланк Р. Письмо из Берлина // Вестник Европы. – 1914. –Июнь.
Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – 78 с.
Вельц Г. Солдаты, которых предали. – Смоленск: Вече, 1999. – 414 с.
Винцер Б. Солдат трёх армий. – М.: Вече, 2010. – 430 с.
Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем. – Ашхабад, 1992. – М.: Витязь, 1998. – 590 с.
Горожанов А.И. Языковые средства реализации идеи отчуждения в романе Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 610. – С. 151-157
Гофман Г. Мангейм – Мадрид – Москва. – М.: Воениздат, 1982. – 383 с.
Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770-1990. – СПб.: Наука, 2003. – 468 с.
Лихтенберже А. Современная Германия. – М.: б.и., 1914. – 416 с.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – 134 с.
Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ: 1848-2002 / Х. Поттхофф. – М.: Наука, 2003. – 558 с.
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – 861 с.
Ремарк Э.М. Сочинения : Пер. с нем. – М.: Кн. палата, 1998. – 1242 с.
Ремарк Э.-М. Тени в раю. Возвращение. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 575 с.

Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем. – Ашхабад, 1992. – М.: Витязь, 1998. – 590 с.
Лихтенберже А. Современная Германия. – М.: б.и., 1914. – 416 с.
Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770-1990. – СПб.: Наука, 2003. – 468 с.
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – 861 с.; Ремарк Э.М. Сочинения : Пер. с нем. – М.: Кн. палата, 1998. – 1242 с.; Ремарк Э.-М. Тени в раю. Возвращение. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 575 с.
Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – 134 с.; Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ: 1848-2002 / Х. Поттхофф. – М.: Наука, 2003. – 558 с.; Горожанов А.И. Языковые средства реализации идеи отчуждения в романе Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 610. – С. 151-157; Вельц Г. Солдаты, которых предали. – Смоленск: Вече, 1999. – 414 с.; Винцер Б. Солдат трёх армий. – М.: Вече, 2010. – 430 с.
Баев В.Г. Право и политика в веймарской республике Германии (1919-1933 гг.) // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2003. – № 2. – С. 27.
Бендик Р. Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн // Первая мировая война: Пролог XX века. – М.: Наука, 1998. – C. 510.
Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ: 1848-2002 / Х. Поттхофф. – М.: Наука, 2003. – С. 89.
Винцер Б. Солдат трёх армий. – М.: Вече, 2010. – С. 121.
Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ: 1848-2002 / Х. Поттхофф. – М.: Наука, 2003. – С. 88.
Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем. – Ашхабад, 1992. – М.: Витязь, 1998. – С. 318.
Там же. – С. 345.
Бендик Р. Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн // Первая мировая война: Пролог XX века. – М.: Наука, 1998. – C. 513.
Гофман Г. Мангейм – Мадрид – Москва. – М.: Воениздат, 1982. – С. 213.
Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем. – Ашхабад, 1992. – М.: Витязь, 1998. – С. 321.
Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем. – Ашхабад, 1992. – М.: Витязь, 1998. – С. 349.
Там же. – С. 360, 362.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – С. 24.
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – С. 5.
Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – С. 17.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – С. 45.
Ремарк Э.М. Сочинения : Пер. с нем. – М.: Кн. палата, 1998. – С. 10.
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – С. 8.
Горожанов А.И. Языковые средства реализации идеи отчуждения в романе Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 610. – С. 151.
Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – С. 33.
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – С. 35.
Ремарк Э.М. Сочинения : Пер. с нем. – М.: Кн. палата, 1998. – С. 12.
Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – С. 38.
Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – С. 245.
Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – С. 42.
Ремарк Э.М. Сочинения : Пер. с нем. – М.: Кн. палата, 1998. – С. 430.
Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – С. 45.
Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – С. 73.












5

1.Баев В.Г. Право и политика в веймарской республике Германии (1919-1933 гг.) // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2003. – № 2. – С. 27-30.
2.Бендик Р. Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн // Первая мировая война: Пролог XX века. – М.: Наука, 1998. – C. 510-521.
3.Бланк Р. Письмо из Берлина // Вестник Европы. – 1914. –Июнь.
4.Век Ремарка: сборник статей. - Магадан: Кордис, 1998. – 78 с.
5.Вельц Г. Солдаты, которых предали. – Смоленск: Вече, 1999. – 414 с.
6.Винцер Б. Солдат трёх армий. – М.: Вече, 2010. – 430 с.
7.Гитлер А. Моя борьба / пер. с нем. – Ашхабад, 1992. – М.: Витязь, 1998. – 590 с.
8.Горожанов А.И. Языковые средства реализации идеи отчуждения в романе Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 610. – С. 151-157
9.Гофман Г. Мангейм – Мадрид – Москва. – М.: Воениздат, 1982. – 383 с.
10.Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770-1990. – СПб.: Наука, 2003. – 468 с.
11.Лихтенберже А. Современная Германия. – М.: б.и., 1914. – 416 с.
12.Николаева Т.С. Творчество Ремарка-антифашиста. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – 134 с.
13.Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ: 1848-2002 / Х. Поттхофф. – М.: Наука, 2003. – 558 с.
14.Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. – М.: Олма-Пресс, 1985. – 861 с.
15.Ремарк Э.М. Сочинения : Пер. с нем. – М.: Кн. палата, 1998. – 1242 с.
16.Ремарк Э.-М. Тени в раю. Возвращение. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 575 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом нацистская идеология и пропаганда были представлены в межвоенной Германии?

Нацистская идеология и пропаганда в межвоенной Германии были широко распространены и интенсивно использовались режимом для манипуляции общественным мнением. Они создавали образ врага, пропагандировали милитаризм и восхваляли нацизм.

Каким образом в нацистской идеологии был представлен образ врага?

В нацистской идеологии враг представлялся как противник, который угрожает национальной германской расе и стремится уничтожить ее. Врагом назывались евреи, коммунисты, социал-демократы и другие группы, которые не соответствовали идеалам нацизма.

Какую роль играл милитаризм в нацистской идеологии?

Милитаризм был важной частью нацистской идеологии, он служил олицетворением силы и могущества нации. Режим активно пропагандировал военные ценности, подчеркивал важность службы в армии и приписывал величие нации ее военной мощи.

Каковы были антимилитаристические взгляды Эриха Марии Ремарка в нацистской Германии?

Эрих Мария Ремарк был ярым антимилитаристом. В своих произведениях он осуждал войну и военные преступления, приводил многочисленные примеры страданий и потерь, вызванных войной. Ремарк старался показать, что война это смерти и разрушение, а не героизм и слава.

Какие темы и проблемы волновали Эриха Марию Ремарка в его произведениях о межвоенной Германии?

Война и потерянное поколение межвоенной Германии были главными темами, которые волновали Ремарка. Он интересовался поведением и психологией людей, оказавшихся на фронте, вынужденных убивать и умирать. Ремарк стремился показать ужасы войны и ее разрушительное влияние на людей.

Какое влияние нацистская идеология оказывала на образ врага в межвоенной Германии?

В нацистской идеологии образ врага был представлен в крайне негативном свете. Врагом были признаны евреи, коммунисты, интеллигенция, представители других национальностей. Это создавало атмосферу вражды и ненависти в обществе.

Как милитаризм вписывался в нацистскую идеологию в межвоенной Германии?

Милитаризм был одной из важных составляющих нацистской идеологии. Гитлер и его сторонники насаждали культ военной силы, ставя военную подготовку и готовность к войне в приоритет. Милитаризм служил инструментом для достижения нацистской цели — установления гегемонии Германии и ее превосходства над другими странами.

Какие антимилитаристические взгляды выражал Ремарк в своих произведениях в межвоенной Германии?

Ремарк был критиком нацистского режима и его милитаристической политики. В своих произведениях он затрагивал темы войны, потерянного поколения, страданий и разрушений, которые она принесла. Ремарк показывал не парадную внешность войны, а ее истинное лицо — поведение и психологию людей, оказавшихся на фронте.

Какие вехи творческого пути Ремарка можно выделить в межвоенной Германии?

В межвоенную Германию приходится период наибольшего творческого подъема Ремарка. Здесь он написал свои самые известные произведения, включая "На западном фронте без перемен" и "Три товарища". Романы Ремарка стали голосом потерянного поколения, выражением протеста против войны и нацистской идеологии.

Почему Ремарка больше интересовали поведение и психология людей на фронте в межвоенной Германии?

Ремарк был ветераном Первой мировой войны и сам прекрасно знал, что такое война и ее последствия. Его интересовали не только жертвы войны, но и поведение и психология тех, кто был вынужден сражаться и умирать. Он хотел показать, что война не сводится только к героизму и победам, но и к страданиям и утратам.

Что изображал врага в нацистской идеологии в Межвоенную Германию?

В нацистской идеологии врагом были считаны люди других рас, особенно евреи, коммунисты, социал-демократы, интеллигенция и все, кто не соответствовал идеалу арийской расы. Они были представлены как угроза и враги нации.

Какую роль играл милитаризм в нацистской идеологии Межвоенной Германии?

Милитаризм был важной частью нацистской идеологии в Межвоенной Германии. Нацисты считали силу и военное превосходство необходимыми для достижения своих целей. Милитаризм пропагандировался как способ укрепить национальную единство и служить интересам Германии.