Формирование позитивного отношения к музыкальной культуре посредством разнообразных форм внеурочной деятельности в ОО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 41 41 страница
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 22.09.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования позитивного отношения к музыкальной культуре посредством разнообразных форм внеурочной деятельности в образовательной организации 5
1.1 Подходы к определению понятия «внеурочная деятельность» 5
1.2 Виды и формы внеурочной деятельности 9
1.3 Особенности развития музыкальной культуры в начальной школе 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивного отношения к музыкальной культуре посредством разнообразных форм внеурочной деятельности в начальных классах 22
2.1 Диагностика отношения к музыкальной культуре обучающихся 22
2.2 Программа внеурочной работы по формированию позитивного отношения к музыкальной культуре 26
2.3 Результаты исследования эффективности предложенной программы 30
Выводы по главе 2 31
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложения…………………………………...……………………………..40
Фрагмент для ознакомления

Средства: прослушивание народных музыкальных произведений.Действия: обсуждение с детьми прослушанных произведений, выделение главной мысли, распределение прослушанных произведений по категориям: трудовые песни, обрядовые (праздничные) песни. Русские народные игры. 2 часа (2 занятия по 60 минут)Итого7 часовПродолжение таблицы 3Блок 2 «Полевой»Занятие 4 «Знакомство с оркестром»Цель: познакомить детей соркестровым исполнением классической музыки.Средства: просмотр спектакля «Знакомство с оркестром» в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.«Знакомство с оркестром» — любимый публикой спектакль для всей семьи в камерном пространстве Малой сцены МАМТ, где дистанция между зрителем и артистами сводится к минимуму. В спектакле звучат симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева и сюита «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Знакомит гостей театра и оркестр Рассказчик.Спектакль «Знакомство с оркестром» – образовательная программа для всей семьи.Действия: посещение театра, обсуждение спектакля, творческое заданиеПродолжительность спектакля 1 час 35 минут.Продолжительность занятия 1,5 часа (обсуждение + творческое задание)Занятие 5«Классическая музыка в искусстве»Цель: развивать в детях интерес к посещению театров, опер, просмотру балетов, поставленных по классическим музыкальным произведениям.Средства: просмотр балета «Снегурочка» в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.«Снегурочку» часто называют «четвертым балетом Чайковского»: его партитура собрана из различных произведений великого композитора, в числе которых Первая симфония («Зимние грёзы»), Серенада для струнных, Соната для фортепиано, несколько романсов, а также музыка к одноименной пьесе А.Н. Островского. Точный подбор материала и мастерская оркестровка придают произведению цельность и законченность.Действия: посещения театра, обсуждение балета, итоговая картина, отражающая полученные в ходе просмотра балета, эмоции. Продолжительность балета: 2 часа 15 минутПродолжительность занятия: 1,5 часа (обсуждение + творческое задание)Продолжение таблицы 3Блок 2 «Полевой»Занятие 6 «Современные произведения в симфонической музыке»Цель: показать детям, что любимые ими современные литературные произведения могут быть дополнены красивой симфонической музыкой.Средства:посещение Кремлевского дворца, постановка «Гарри Поттер. Симфонический саундтрек».В исполнении оркестра звучат главные темы из саундтрека всех фильмов.Но перед зрителем выступит не простой оркестр - это коллектив юных магов-учеников школы Хогвартс. Со всех четырёх факультетов были собраны самые талантливые студенты: скрипки из Гриффиндора, альты и виолончели из Слизерина, деревянные духовые из Пуффендуя, а медные духовые и ударные - из Когтеврана.Концерт сопровождается чтением профессиональными актёрами отрывков из книг Джоан Роулинг, костюмированным постановками и визуальным шоу.Действия: посещение мероприятия, обсуждение, творческое задание (рисунок).Продолжительность представления 2 часа 30 минут.Продолжительность занятия: 1,5 часа (обсуждение + творческое задание)Итого: 7 часов 20 минут программы и 4,5 часа обсужденийЗанятие 7 ИтоговоеЦель: подвести итоги внеурочной работы, обсудить самые понравившиеся моменты, достижение поставленных целей, оформить итоговую работу – сочинение на тему «Музыка в моей жизни»1, 5 часаВ ходе реализации программы внеурочной деятельности мы замечали, как в детях просыпается, развивается и укрепляется интерес к музыке, музыкальной культуре. Обучающиеся живо и активно обсуждали все занятия, с удовольствием выполняли задания, очень вдумчиво и внимательно следили за происходящим на сцене во время походов в театр. Для того, чтобы оценить, эффективна ли была разработанная программа, мы провели контрольное исследования спустя месяц после завершения внеурочной программы. Такой срок был выбран не случайно, ведь нам было важно не просто дать детям сиюминутные знания, но привить им стабильный интерес к музыке и позитивное отношение к музыкальной культуре. 2.3 Результаты исследования эффективности предложенной программыПовторное исследование было реализовано по той же методике, что и первичное. Результаты в динамике представлены на рисунке 3.Рисунок 3 – Динамика отношения к музыкальной культуре обучающихся 3 «А» классаДиаграмма показывает существенные изменения в увеличении количества респондентов, которые развили в себе позитивное отношение к музыкальной культуре, так же произошло сокращение численности обучающихся, имеющих негативное отношение. Для подтверждения значимости полученных результатов воспользуемся Т-критерием Вилкоксона (рис. 4)Рисунок 4 –Результаты расчетов Т-критерия ВилкоксонаВ результате произведенных расчетов TЭмп = 12.5 и находится в зоне значимости, таким образом мы можем говорить об эффективности реализованной программы внеурочной работы.Выводы по главе 2Проведенное исследование было направлено на выявление отношения обучающихся начальных классов (3 класса) к музыкальной культуре. В исследовании приняли участие 24 человека из 3 А класса. Мы определили три варианта отношения к музыкальной культуре: позитивное, нейтральное и негативное. Каждому из этих вариантов отношений соответствует определенный набор знаний и умений, который мы оцениваем в баллах. Диагностические задания были различные – музыкальные, письменные, творческие, они были направлены на изложение своих мыслей, чувств и эмоций, которые вызывает или не вызывает та или иная музыка.Результаты исследования показали, что лишь у 25% обучающихся сформировано позитивное отношение к музыкальной культуре, эти дети имеют музыкальный опыт, они знакомы с произведениями различной направленности – классическими, современными, народными; они предпочитают разную музыку в разных жизненных ситуациях. Эти обучающиеся способны проявлять творческий подход в описании музыкальных произведений, умеют чувствовать музыку, определять настроение.Так, у большинства обучающихся сформировалось к 3 классу нейтральное и негативное отношение к музыкальной культуре. Предлагаемая нами программа внеурочной работы по формированию позитивного отношения к музыкальной культуре «Музыка в жизни ребенка» ставила перед собой цель – сформировать у детей позитивное отношение к музыке, музыкальной культуре, привить детям интерес к прослушиванию музыкальных произведений и их анализу.Мы предлагали различные формы работ – прослушивание музыкальных произведение, просмотр, посещение музыкального театра, обсуждение своих эмоций и чувств, выполнение творческих заданий и т.д.Повторное исследование было проведено через месяц после реализации программы внеурочной работы, с помощью Т-критерия Вилкоксона мы установили, что реализованная программа была эффективна. ЗаключениеВнеурочная работа – широкое и многозначное понятие, предполагающее проведение разнообразных по содержанию, назначению и способу руководства занятий, дополняющих и расширяющих возможности обучающихся в усвоении содержания образования и развития личности. В организации внеурочной деятельности органично сочетается обучение – игра – развлечения.В процессе организации внеурочной деятельности необходимо учитывать: возрастные особенности обучающихся, индивидуальные особенности учащихся и учениц, дополнительные возможности для развития ребенка в разновозрастной группе и т.п.Форм работы с обучающимися в процессе внеурочной деятельности могут быть различные, по количеству участников это: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые. По виду деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественно-эстетические; по результатам деятельности – для информационного обмена, для совместного решения, для подготовки общественно значимого продукта; по виду подготовки - импровизационные, экспромтные, подготовленные ранее и т.д.Музыкальная культура как часть художественной культуры, представляет собой совокупность духовной (ментальной) и практической (материальной) деятельности человека в области музыки, представляющих ценность, как для общества, так и для самого человека. Показателем музыкальной культуры личности как музыкального сознания выступает, прежде всего, наличие музыкальной потребности, т.е. желания слушать музыку. Потребность тесно связана с понятием музыкальных способностей и музыкальной деятельности. В процессе деятельности формируются способности, открывающие мир культуры на основе мышления, памяти, воображения и т.д.В воспитании музыкальной культуры необходимо учитывать качественные новообразования ребенка младшего школьного возраста: новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; анализ внутреннего плана действий, рефлексия; новое познавательное отношение к действительности; ориентация на сверстников.Проведенное исследование было направлено на выявление отношения обучающихся начальных классов (3 класса) к музыкальной культуре. В исследовании приняли участие 24 человека из 3 А класса. Мы определили три варианта отношения к музыкальной культуре: позитивное, нейтральное и негативное. Каждому из этих вариантов отношений соответствует определенный набор знаний и умений, который мы оцениваем в баллах. Диагностические задания были различные – музыкальные, письменные, творческие, они были направлены на изложение своих мыслей, чувств и эмоций, которые вызывает или не вызывает та или иная музыка.Результаты исследования показали, что лишь у 25% обучающихся сформировано позитивное отношение к музыкальной культуре, эти дети имеют музыкальный опыт, они знакомы с произведениями различной направленности – классическими, современными, народными; они предпочитают разную музыку в разных жизненных ситуациях. Эти обучающиеся способны проявлять творческий подход в описании музыкальных произведений, умеют чувствовать музыку, определять настроение.Так, у большинства обучающихся сформировалось к 3 классу нейтральное и негативное отношение к музыкальной культуре. Предлагаемая нами программа внеурочной работы по формированию позитивного отношения к музыкальной культуре «Музыка в жизни ребенка» ставила перед собой цель – сформировать у детей позитивное отношение к музыке, музыкальной культуре, привить детям интерес к прослушиванию музыкальных произведений и их анализу.Мы предлагали различные формы работ – прослушивание музыкальных произведение, просмотр, посещение музыкального театра, обсуждение своих эмоций и чувств, выполнение творческих заданий и т.д.Повторное исследование было проведено через месяц после реализации программы внеурочной работы, с помощью Т-критерия Вилкоксона мы установили, что реализованная программа была эффективна. Список использованных источниковАврамкова И.С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 193. – С. 7-15Банников В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитиеобучающихся во внеурочной деятельности / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 41-45.Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 153 с. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1981. – 223 с.Внеурочная деятельность школьников: пособие для кл. руководителей / В. О. Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.Глаголева Ю.И. Внеурочная деятельность в начальной школе: интеграция возможностей школы и запросов семьи / Ю.И. Глаголева // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2021.– № 1 (13).– С. 78-85.Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарика, 2017. – 480 с.Загорулько И.В. Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности / И.В. Загорулько // Вестник научных конференций. – 2022.– № 6-2 (82).– С. 62-63.Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/138/801/1219/015_Isakova.pdf (дата обращения: 15.08.2023).Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. – М.: Амрита, 2018. – 224 сКазакова С.В. Теоретический анализ сущности, структуры и содержания понятия «музыкальная культура». URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/218/Action218-80461.pdf (дата обращения: 14.08.2023).Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1967.– 383 с.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / А.В. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. – 253 с. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.Кулькова О.В. Возможности внеурочной деятельности в формировании толерантного поведения младших школьников / О.В. Кулькова // Проблемы образования в условиях инновационного развития. Саранск, 2021.– С. 19 – 28Мунтянова О.Г. Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания, обучения и развития личности / О.Г. Мунтянова // Образование и воспитание.– 2022. – № 3 (39).– С. 10-12.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 452 с.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. – 383 с.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 275 с.Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. М.: Изд-во «Союз художников», 2007. – 240 с.Плохих Э.А. Возможности внеурочной деятельности в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста / Э.А, Плохих // Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению.– 2020. – С. 79-81Роджерс К. Становление личности / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2020. – 358 с.Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 450 с.Селимова Н.Н. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста / Н.Н. Селимова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 31. – С. 318-322.Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. пособие для классных руководителей. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. – 160 с.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. – Т.1. – С. 42-222.Холматова З. Основные аспекты развития личностных структур сознания в школьном возрасте / З. Холматова // Вестник современной науки. 2016.– № 1-2 (13). – С. 132-134.Шафеев Р.Н. Музыкальная культура как система: дис. на соиск.уч.ст. канд.филос.н. Казань, 2007. – 174 с.Шилова, М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы /М.И. Шилова, Н.И. Малиновская. – 2013. – №6. – С. 4-20Щёголева Л.В. Нравственное развитие младших школьников на занятиях внеурочной деятельности / Л.В. Щёголева // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 56-57.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. – 4-е издание. – М.: Академия, 2017. – 384 с.Приложение 1Выполненное диагностическое задание одной из учениц 3 А классаПриложение 2Таблица «сырых» данныхБаллы «до»Баллы «после»Испытуемый 11112Испытуемый 41215Испытуемый 31514Испытуемый 81515Испытуемый 51415Испытуемый 211512Испытуемый 71015Испытуемый 41014Испытуемый 9815Испытуемый 101014Испытуемый 20814Испытуемый 231015Испытуемый 15815Испытуемый 141010Испытуемый 13109Испытуемый 279Испытуемый 17010Испытуемый 1829Испытуемый 1929Испытуемый 11310Испытуемый 702Испытуемый 22510Испытуемый 1229Испытуемый 2428

Список использованных источников

1.Аврамкова И.С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 193. – С. 7-15
2.Банников В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие
обучающихся во внеурочной деятельности / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 41-45.
3.Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 153 с.
4.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1981. – 223 с.
5.Внеурочная деятельность школьников: пособие для кл. руководителей / В. О. Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
6.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.
7.Глаголева Ю.И. Внеурочная деятельность в начальной школе: интеграция возможностей школы и запросов семьи / Ю.И. Глаголева // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2021. – № 1 (13). – С. 78-85.
8.Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарика, 2017. – 480 с.
9.Загорулько И.В. Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности / И.В. Загорулько // Вестник научных конференций. – 2022. – № 6-2 (82). – С. 62-63.
10.Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/138/801/1219/015_Isakova.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
11.Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребенка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. – М.: Амрита, 2018. – 224 с
12.Казакова С.В. Теоретический анализ сущности, структуры и содержания понятия «музыкальная культура». URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/218/Action218-80461.pdf (дата обращения: 14.08.2023).
13.Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1967.– 383 с.
14.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / А.В. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. – 253 с.
15.Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
16.Кулькова О.В. Возможности внеурочной деятельности в формировании толерантного поведения младших школьников / О.В. Кулькова // Проблемы образования в условиях инновационного развития. Саранск, 2021. – С. 19 – 28
17.Мунтянова О.Г. Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания, обучения и развития личности / О.Г. Мунтянова // Образование и воспитание. – 2022. – № 3 (39). – С. 10-12.
18.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 452 с.
19.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. – 383 с.
20.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 275 с.
21.Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. М.: Изд-во «Союз художников», 2007. – 240 с.
22.Плохих Э.А. Возможности внеурочной деятельности в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста / Э.А, Плохих // Инновационные подходы к внедрению передового опыта и его практическому применению. – 2020. – С. 79-81
23.Роджерс К. Становление личности / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2020. – 358 с.
24.Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 450 с.
25.Селимова Н.Н. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста / Н.Н. Селимова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 31. – С. 318-322.
26.Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. пособие для классных руководителей. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009. – 160 с.
27.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. – Т.1. – С. 42-222.
28.Холматова З. Основные аспекты развития личностных структур сознания в школьном возрасте / З. Холматова // Вестник современной науки. 2016. – № 1-2 (13). – С. 132-134.
29.Шафеев Р.Н. Музыкальная культура как система: дис. на соиск.уч.ст. канд.филос.н. Казань, 2007. – 174 с.
30.Шилова, М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы /М.И. Шилова, Н.И. Малиновская. – 2013. – №6. – С. 4-20
31.Щёголева Л.В. Нравственное развитие младших школьников на занятиях внеурочной деятельности / Л.В. Щёголева // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 56-57.
32.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. – 4-е издание. – М.: Академия, 2017. – 384 с.