Интервью как жанр и метод. Виды интервью
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 22.09.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Специфика жанра и метода интервью 5
1.1.Определение понятия «интервью», типология 5
1.2.Особенности интервью: подготовка, композиция, виды вопросов 14
Глава 2. Анализ интервью (на примере деятельности журналиста А. Максимова) 21
Заключение 25
Список литературы 26
Можно выделить и тематическую классификацию интервью: политическое интервью, бытовое интервью, светское интервью и др. Например, Е. Каплунов рассматривает особенности спортивного интервью, т.е. интервью с игроками, судьями и другими участниками спортивных событий. Здесь исследователь выделяет следующие разновидности интервью: 1) по времени проведения: пред игровое интервью и пост игровое интервью;2) по цели интервью: оперативное интервью (вслед за произошедшим спортивным событием) и портретное интервью (описание определенного спортсмена);3) по количеству участников интервью: интервью тет-а-тет и пресс-конференция.Таким образом, под интервью следует понимать коммуникативный акт, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в вопросно-ответной форме с целью получения информации или мнения респондента. Чертами интервью как жанра являются диалогичность, публичность, обращение от второго лица, четкая структура. Виды интервью выделяются по разным критериям. Глава 2. Анализ интервью (на примере деятельности журналиста А. Максимова)Одним из современных мастеров интервью является известный ведущий, публицист А. Максимов. В контексте рассматриваемой темы мне бы хотелось проанализировать интервью, которое состоялось в программе «Ночной полет» с Андреем Максимовым на телеканале «Культура». Героиней этого интервью была прославленная актриса Татьяна Доронина.В драматургическом отношении стиль Андрея Максимова как интервьюера отличается тщательным построением всех фаз телевизионного интервью.Очевидно, что для А. Максимова важно установить психологический контакт с собеседником. В этом выпуске героиней является милая женщина, соответственно, журналист делает ей удачные комплименты, но не навязчивые. Таким образом, Максимов прибегает к использованию беспроигрышного варианта установления психологического контакта на фазе адаптации. Затем в ходе пробного вопроса А. Максимов использует еще один обязательный прием – прием полной сосредоточенности на собеседнике. Тут также стоит обратить внимание на еще один важный момент. Максимов избегает длительных пауз, длинных и абстрактных вопросов, все очень четко и лаконично. Этот прием в еще большей мере помогает установить психологический контакт, чтобы и далее разговор был оживленным и интересным. Сам журналист довольно часто в разных своих книгах замечал, что вопрос ведущего длиннее, чем ответ собеседника. Это приводит к обеднению программы, дефициту информации, тогда как зритель включает телевизор именно для того, чтобы получить информацию, а в результате неправильной работы ведущего оказывается лишенным её. Максимов сообщает зрителям, что действительно очень долго размышлял о том, как представить героиню программы, однако сделал вывод, что ему не избежать общих слов и формулировок, но он скажет те слова, которые собеседнице не понравятся, но слова эти правдивые: «У нас в гостях великая русская актриса, Татьяна Доронина». Конечно же, эта фраза не может не расположить собеседника. Очевидно смущение актрисы, но в то же время, ей было приятно услышать такой комплимент. Далее журналист сообщает, что Татьяна Доронина руководит МХАТ им. А.М. Горького на протяжении более чем 20 лет. Насыщая интервью фактологической информацией, Максимов дает зрителям понять, что в студии сегодня действительно легендарная и самобытная личность, знаковая для отечественного искусства и мировой культуры. Приемов общения на фазе адаптации достаточно много, однако неизменным и главным является исключительно доброжелательное настроение ведущего, его полная сконцентрированность на собеседнике, что позволяет ведущему грамотно снять «маску» с героя программы, получить максимум информации, добиться того, чтобы герой программы отвечал именно на поставленные журналистом вопросы. Все вопросы объединены единой идеей, что является признаком высочайшего мастерства интервьюера. Несмотря на то, что А. Максимов на протяжении всей программы стремится придерживаться единообразия в стратегии, он предоставляет возможность для того, чтобы собеседник проявил инициативу. Никогда Максимов не позволяет себе перебивать героев. Все вопросы наделены уточняющим характером. Кроме того, все вопросы являются актуальными, злободневными. Соответственно, очевиден тот факт, что Максимов подробно изучил биографию актрисы, он затрагивает только те темы, которые интересны, лишней информации в интервью нет. Фаза разговора берет свое начало с того, что Максимов спрашивает относительно того, есть ли место романтике в театральной жизни. Это задает тон всему интервью, зрители понимают, что разговор преимущественно будет касаться театра, театральной жизни. Вместе с тем, А. Максимов задает и личные вопросы, например, интересен его вопрос относительно отношения героини к цинизму в творчестве, к ее восприятию боли и болезненных событий в жизни. По реакции Татьяны Дорониной видно, что она весьма расположена к интервьюеру, она охотно отвечает на вопросы, эмоционально реагирует, что говорит о том, что Максимову удалось подобрать правильный «ключ». Тактика ведущего также интересна. Максимов задает глубокие, философские вопросы, он старается прочувствовать состояние героини, уловить смену ее эмоционального настроя. Грамотно подобранные вопросы раскрывают в полной мере образ героини: перед нами предстает действительно великая женщина, которая сохранила приверженность классическим традициям, интеллигентность, потрясающую глубину. Кроме того, следуя стратегии многогранности, Максимов задает вопросы, касающиеся того театра, которым руководит Татьяна Доронина. В частности, это вопросы относительно дисциплины в театре, отсутствии ярких звезд сейчас, возможности сочетать съемки и сохранять традиции классической театральной школы. Ведущего интересует именно позиция Татьяны Дорониной как великой актрисы, талантливейшей творческой личности. Вопросы ведущего отличаются лаконичностью, героиня программы получает возможность в полной мере высказаться по каждой теме. Безусловно, это создает для героини дополнительный комфорт во время интервью, что важно для удачного процесса интервьюирования. Важно также заметить, что программа именно посвящена театру, соответственно, личные вопросы (относительно личной жизни Татьяны Дорониной) ведущим сознательно опущены, а все время отдано обсуждению проблем творческой жизни. Однако в середине беседы, когда уже установлен психологический контакт с героиней программы, А. Максимов задает некоторые более личные вопросы, но все же, так или иначе эти вопросы касаются снова жизни в театре и в кино. В частности, один из вопросов посвящен тому, как Доронина относится к выбору режиссеров, с которыми она работает.Максимов прекрасно чувствует, когда следует отойти на второй план. Например, задавая вопрос относительно отношения Т. Дорониной к новой режиссуре, видя, что Доронина очень чутко и эмоционально на него реагирует, Максимов переходит на подчиненную позицию. Это приводит к тому, что в определенные моменты данное интервью превращается в вдохновенный и эмоциональный монолог. Что же касается ведущего, то он талантливо, незаметно направляет разговор. Отметим, что в телевизионном интервью часто используется прием нарастания психологического напряжения. Тем не менее, после такой кульминации должна обязательно наступать фаза разрядки. Таков закон хорошего, качественного телевизионного интервью.В передаче с участием Татьяны Дорониной фаза психологической разрядки наступает с вопросом А. Максимова относительно того, чувствует ли Т. Доронина себя современным Дон-Кихотом. Героиня улыбается, в некоторой мере градус психологического напряжения от очень глубокого и серьезного разговора снижается. В выпуске с участием Т. Дорониной на фазе последействия А. Максимов благодарит героиню за то, что она пришла в студию, за то, что она делает. Кроме того, снова он указывает на то, что перед нами великая актриса, придавая своему интервью кольцевую композицию. Таким образом, как следует из анализа данного интервью, все фазы общения наделены важным значением в процессе выстраивания диалога между ведущим и собеседником. Залогом успеха Максимова как интервьюера становится умение расположить к себе собеседника, установить с ним психологический контакт, подобрать вопросы так, чтобы максимально полно показать своего героя, как это и предполагается в портретном интервью. ЗаключениеВ заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.Идеальное интервью (будь оно формализованное или напротив – свободное) – это живая и непринужденная беседа двух увлеченных этим разговором людей. При этом, один из участников – интервьюер обязан помнить о том, что именно он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. Безусловно, искусство общения в интервью предполагает, чтобы интервьюер имел психологические знания, умение самопрезентации. Профессиональный интервьюер наделен высочайшим коммуникативным мастерством, умением найти подход к своему собеседнику и почувствовать его. Все респонденты наделены разным характером, стилем жизни, социальным статусом. Соответственно, в процессе интервью человек может ощущать себя некомфортно, особенно если интервьюер не имеет чувства такта, деликатности. Нарушение личного пространства приводит к проявлению яркой защитной реакции. Это ведет за собой получение недостоверной информации, качество интервью снижается. И это необходимо обязательно учитывать в процессе интервью.В практической части мы рассмотрели примеры интервью А. Максимова, выполненные на очень высоком художественном и содержательном уровне. Это блестящий пример умения журналиста грамотно и лаконично ставить вопросы, проявлять эмпатию, наполнять фазы интервью-беседы, плавно переводя при этом разговор из одной фазы в другую.Список литературы
2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993.
3. Голанова Е.И. О современном публичном диалоге//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1996. - С. 142-150
4. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. - М.: Азбуковник, 2000. - С. 251-259.
5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Институт социологии РАН, 2011.
6. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. [Электронный ресурс] URLhttp://nashaucheba.ru/v36365
7. Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании: автореферат дис. ... кандидата социологических наук. - М., 1994.
8. Иванова И. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2009. 24 с.
9. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб.: СПбГУ, 2013. 93 с.
10. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
11. Кодола Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. 174 с.
12. Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008
13. Корконосенко С.Г. (ред.) Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Знание, 2000.
14. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. [Электронный ресурс] URLhttp://www.twirpx.com/file/86845/
15. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2003
16. Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю//Профессия журналист. -2001. - №3. - С.45-48.
17. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М.: Международный центр журналистики, 1996.
18. Сахнова Е.Б. Жанр интервью и его модификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2013. Т. 13. № 4. С. 98-103.
19. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
20. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. 6-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2017. 320 с.
21. Халиуллин А. Г. Диалогическая природа жанра интервью в современной прессе //Филология и культура. 2010. № 21. С. 175-178.
22. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. - М.: Юнити, 2009.
23. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М.: Гердальф, 1998.
24. Щитова Д. А. Интервью как способ создания имиджа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 4 (20). С. 146-153.
25. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 1998.