Анализ практики санации банков в России и роли Агентства по страхованию вкладов в ней

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Банковское дело
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 26.09.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Теоретико-экономические и нормативные правовые основы санации банков в России 5
1.1. Понятие санации банков 5
1.2. Нормативные правовые основы санации банков в России 8
2. Анализ практики санации банков в России и роли Агентства по страхованию вкладов в ней 10
2.1. Анализ практики санации банков 10
2.2. Роль АСВ в санации банков 13
3. Проблемы и перспективы развития системы санации банков в России 18
Заключение 22
Список использованных источников 24

Фрагмент для ознакомления

В марте 2022 года Банк России приостановил подготовку к продаже банка [2]. В официальных источниках не сообщается о каких-либо дальнейших действиях в отношении ПАО "Банк "ФК Открытие".2. "Азиатско-Тихоокеанский банк" (АО). Банк является одним из крупнейших региональных банков в Сибири и на Дальнем Востоке. В апреле 2018 года началась реорганизация банка при участии Банка России, поскольку финансовое положение банка было критическим. В сентябре 2018 года Банк России стал владельцем 99,9% обыкновенных акций облагороженного банка. В сентябре 2021 года были завершены мероприятия по предотвращению банкротства, в результате которых было восстановлено стабильное финансовое положение банка. Во второй половине 2021 года Банк России продал 100% акций Азиатско-Тихоокеанского банка (АО) рыночному инвестору по результатам аукциона. Победителем стало ТОО "Пионеркапиталинвест", предложившее самую высокую цену в размере 14,0 млрд рублей. Также, согласно условиям сделки, ТОО "Пионеркапиталинвест" было перечислено Банку России часть чистой прибыли банка за первые девять месяцев 2021 года в размере 0,96 млрд рублей [2]. Таким образом, роль Банка России была решена: финансовое положение проблемного банка восстановлено, средства, потраченные на его ремонт, возвращены санатору - Банку России.2.2. Роль АСВ в санации банков до недавнего времени в нашей стране основным учреждением, осуществлявшим финансовое оздоровление банков, была государственная корпорация "Корпорация по страхованию вкладов" (АСВ). Силы АСВ в этом направлении значительно расширены. Представьте себе из рисунка 1.Рисунок 1 - меры АСВ по финансовому оздоровлению банков Целью денежного оздоровления является восстановление ликвидности банков и начало получения прибыли. Наиболее предпочтительным методом финансового оздоровления является привлечение денежных средств.1 Процесс финансового оздоровления банков в Российской Федерации часто требует больших бюджетных средств, поскольку большинство из них осуществляется за счет денег, полученных от налогоплательщиков.2 согласно практическому опыту, во время банкротства, ремонта или аннулирования лицензий все средства уже были выведены из активов банка, и государство власти обязаны выплатить сумму страхования вкладчиков из бюджета. Административное управление банком подлежит наказанию лишь в очень редких случаях, в соответствии со степенью нарушения. Недостаточное, на наш взгляд, управление банковским сектором приводит к тому, что банковский процесс перекладывает свои рыночные риски на вкладчиков, которые, в свою очередь, находятся под защитой АСВ. В результате страдает бюджет, из которого выделяются средства для урегулирования финансовой ситуации.3 в 2017 году был принят федеральный закон № 84 - ФЗ от 01.05.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в результате чего процедура санации российских банков существенно изменилась. Новая система санации предполагает не кредитование с одобрения АСВ, как это было раньше, а включение средств в капитал санируемого Банком России банка, что было предусмотрено созданием Фонда интеграции банковского сектора (FCBS) зеркального "банковского сектора Управляющая компания Интеграционного фонда", которая начала заниматься процессом реабилитации. Банк России, благодаря измененной процедуре санации, может осуществлять инвестиции на должном уровне с помощью FCBS для сбалансирования капитала в санируемом банке. После завершения процесса ремонта Центральный банк России устанавливает гарантию продажи банка, который подвергся ремонту, чтобы компенсировать затраты на процесс ремонта. Анализ новой процедуры санации банков в России представлен в таблице.Процедура санации банков через систему FCB позитивное влияние негативное влияние внутренней среды снижение затрат Банка России на оздоровление повышение прозрачности оздоровления и контроля затрат прямой капитал и Банк России Банка, Процесс регулирования кредитной организации находится в руках Центрального банка России и управляющей компании "Фонда интеграции банковского сектора", требующей санации и создания равных конкурентных условий для финансово проблемных банков.В течение некоторого времени у администрации нет материального стимула проводить ремонт финансово проблемного банка, вкладчики сталкиваются с полной потерей средств, вложенных в банк компанией, отвечающей за "Фонд интеграции банковского сектора", имеется личное намерение злоупотребить внешними силами, легализация финансовых процессов достигается за короткое время, исчезает риск нецелевого использования средств, предоставленных в виде кредитов, владельцы банков не зависят от инфляции, которая существовала при процедуре с выдачей кредитов, исключается возможность монополизации банковского сектора за счет покупки 75% банкасвою долю в аукционе после взыскания средств владельцы банказавершены процедуры по обновлению банка в форме присоединения к банкам АО "Ростбанк", Банка "Специальное открытие", АО "Автовазбанк", также в 2020 году были проведены мероприятия по обеспечению приобретения непрофильных активов ПАО "Банковская группа "ФК Открытие" (далее - BFKO), в основном включающий акции Банка ВТБ (ПАО). Приобретение этих активов BNA было обусловлено необходимостью освободить акции bfko от непрофильных активов в рамках подготовки к продаже и было рекомендовано инвестиционными консультантами. Покупка имущества финансировалась за счет свободной ликвидности BNA, которая была создана по результатам работы с непрофильными активами и депозитами Банка России. В течение 2021 года BNA продолжала работать с проблемными и непрофильными активами. По результатам работы с этими активами БНА произвел частичное восстановление депозитов Банка России на сумму 137,8 млрд рублей.В 2021 году Центральный банк России готовился к продаже банков, ремонт которых был приостановлен: 1.ПАО банк "ФК Открытие". В августе 2017 года в рамках новой процедуры банковского оздоровления началось финансовое оздоровление ПАО банк "ФК Открытие".Банк России назвал основные причины реорганизации: не слишком высокий уровень управления рисками, энтузиазм в финансировании собственного бизнеса [2]. В процессе санации банк был рекапитализирован через FCBS. В конце 2017 года Банк России стал владельцем 99,9% обыкновенных акций восстановленного банка. В процессе возврата денежных средств гарантируется бесперебойная деятельность банка по обслуживанию клиентов и восстанавливается его финансовое положение. В июле 2019 года Банк России объявил о завершении мероприятий по предотвращению банкротства ПАО банк "Открытие" и приступил к организации продажи банка. Было объявлено, что от заинтересованных сторон получено сообщение об их намерении участвовать в процедурах продажи акций банка на условиях продажи не менее 50% плюс одна акция одному стратегическому инвестору. В марте 2022 года Банк России приостановил подготовку к продаже банка [2]. В официальных источниках не сообщается о каких-либо дальнейших действиях в отношении ПАО "Банк "ФК Открытие".2. "Азиатско-Тихоокеанский банк" (АО). Банк является одним из крупнейших региональных банков в Сибири и на Дальнем Востоке. В апреле 2018 года началась реорганизация банка при участии Банка России, поскольку финансовое положение банка было критическим. В сентябре 2018 года Банк России стал владельцем 99,9% обыкновенных акций облагороженного банка. В сентябре 2021 года были завершены мероприятия по предотвращению банкротства, в результате которых было восстановлено стабильное финансовое положение банка. Во второй половине 2021 года Банк России продал 100% акций Азиатско-Тихоокеанского банка (АО) рыночному инвестору по результатам аукциона. Победителем стало ТОО "Пионеркапиталинвест", предложившее самую высокую цену в размере 14,0 млрд рублей. Также, согласно условиям сделки, ТОО "Пионеркапиталинвест" было перечислено Банку России часть чистой прибыли банка за первые девять месяцев 2021 года в размере 0,96 млрд рублей [2]. Таким образом, роль Банка России была решена: финансовое положение проблемного банка восстановлено, средства, потраченные на его ремонт, возвращены санатору - Банку России.2.2. Роль АСВ в санации банков до недавнего времени в нашей стране основным учреждением, осуществлявшим финансовое оздоровление банков, была государственная корпорация "Корпорация по страхованию вкладов" (АСВ). Силы АСВ в этом направлении значительно расширены. Представьте себе из рисунка 1.Рисунок 1 - меры АСВ по финансовому оздоровлению банков Целью денежного оздоровления является восстановление ликвидности банков и начало получения прибыли. Наиболее предпочтительным методом финансового оздоровления является привлечение денежных средств.1 Процесс финансового оздоровления банков в Российской Федерации часто требует больших бюджетных средств, поскольку большинство из них осуществляется за счет денег, полученных от налогоплательщиков.2 согласно практическому опыту, во время банкротства, ремонта или аннулирования лицензий все средства уже были выведены из активов банка, и государство власти обязаны выплатить сумму страхования вкладчиков из бюджета. Административное управление банком подлежит наказанию лишь в очень редких случаях, в соответствии со степенью нарушения. Недостаточное, на наш взгляд, управление банковским сектором приводит к тому, что банковский процесс перекладывает свои рыночные риски на вкладчиков, которые, в свою очередь, находятся под защитой АСВ. В результате страдает бюджет, из которого выделяются средства для урегулирования финансовой ситуации.3 в 2017 году был принят федеральный закон № 84 - ФЗ от 01.05.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в результате чего процедура санации российских банков существенно изменилась. Новая система санации предполагает не кредитование с одобрения АСВ, как это было раньше, а включение средств в капитал санируемого Банком России банка, что было предусмотрено созданием Фонда интеграции банковского сектора (FCBS) зеркального "банковского сектора Управляющая компания Интеграционного фонда", которая начала заниматься процессом реабилитации. Банк России, благодаря измененной процедуре санации, может осуществлять инвестиции на должном уровне с помощью FCBS для сбалансирования капитала в санируемом банке. После завершения процесса ремонта Центральный банк России устанавливает гарантию продажи банка, который подвергся ремонту, чтобы компенсировать затраты на процесс ремонта. Анализ новой процедуры санации банков в России представлен в таблице.Процедура санации банков через систему FCB позитивное влияние негативное влияние внутренней среды снижение затрат Банка России на оздоровление повышение прозрачности оздоровления и контроля затрат прямой капитал и Банк России Банка, Процесс регулирования кредитной организации находится в руках Центрального банка России и управляющей компании "Фонда интеграции банковского сектора", требующей санации и создания равных конкурентных условий для финансово проблемных банков.В течение некоторого времени у администрации нет материального стимула проводить ремонт финансово проблемного банка, вкладчики сталкиваются с полной потерей средств, вложенных в банк компанией, отвечающей за "Фонд интеграции банковского сектора", имеется личное намерение злоупотребить внешними силами, легализация финансовых процессов достигается за короткое время, исчезает риск нецелевого использования средств, предоставленных в виде кредитов, владельцы банков не зависят от инфляции, которая существовала при процедуре с выдачей кредитов, исключается возможность монополизации банковского сектора за счет покупки 75% банкасвою долю в аукционе после взыскания средств владельцы банкаОтрицательное влияниеВнутренняясредаУменьшение затрат Банка России на оздоровлениеРост прозрачности оздоровления и контроля за издержкамиПрямая докапитализация Банком России банка, нуждающемся в санацииСоздание конкурентно равных условий для финансово проблемных банковВесь процесс контроля над кредитным учреждением находится в руках Центрального Банка России и управляющей компании «Фонда консолидации банковского сектора»Отсутствует материальная мотивация у администрации, временно проводящей санацию финансово проблемного банкаВкладчики подвержены полной потере средств, вложенных в банкУ компании, занимающейся управлением «Фонд консолидации банковского сектора», появляется личный интерес злоупотреблять полномочиямиВнешняясредаНормализация финансовых процессов достигается за более короткий промежуток времениИсчезает риск неэффективного использования средств, данных в займы, собственниками банкаОтсутствует зависимость от инфляции, которая присутствовала при механизме с выдачей кредитовВозможность монополизации банковского сектора из-за покупки 75% доли банка на аукционе после проведения финансового оздоровленияСобственники банка не желают принимать участие в санацииПоявляется возможность сговориться участникам УК «Фонда консолидации банковского сектора» и владельцам других банков, с целью устранения от управления владельцев определенных банковВ 2017 году начал действовать новый механизм санации с участием Фонда консолидации банковского сектора (рис.6). Новый механизм предполагает, что от имени Банка России мероприятия по финансовому оздоровлению банков осуществляет специально созданное ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». Новый механизм финансового оздоровления был разработан Банком России с целью [5]: уменьшения расходов на «проблемные» кредитные организации; уменьшения временных ресурсов, затраченных на оздоровление со стороны Фонда консолидации банковского сектора; повышения эффективности использования целевыхденежных средств, а также контроля за их расходованием; создания равных конкурентных условий для всех участников банковского рынка.Рисунок 6 – Новый механизм санации кредитных организаций [14]Таким образом можно прийти к выводу, что новый механизм сильно удешевляет процесс санации, издержки Банка России снижаются, процесс становится намного прозрачнее, уровень контроля за оздоровлением возрастает.3. Проблемы и перспективы развития системы санации банков в РоссииВ настоящее время происходят изменения в банковской системе Российской Федерации. На данные изменения влияют безусловно как внешние, так и внутренние факторы.Банк России в последние несколько лет ведет активную политику по зачистке банковского сектора от проблемных банков. К которым относятся неплатежеспособные банки, которые не могут выполнять свои обязательства перед Банком России и перед вкладчиками, а также кредитные организации не соблюдающие установленные нормативы. За последние годы количество банков сократилось вдвое. Довольно-таки много банков просто либо перестали осуществлять свою деятельность, либо Банк России отозвал у них лицензию на осуществление банковской деятельности.Санкции привели к экономической нестабильности, которая длится уже более 7 лет. Помимо тех ограничений, которые были введены в 2014 году изначально санкционный список расширяется и на сегодняшний день. Уже в 2015 году более 100 банков уведомили о своем закрытии.Однако в 2020 году большое негативное влияние на экономику России и в целом всего мира повлияла и пандемия коронавируса. Государству приходилось идти на жесткие меры и объявлять самоизоляцию абсолютно для всех категорий граждан, это не могло повлиять положительно и на банковскую систему, ведь те банки, которые не отличались стабильностью до пандемии, потеряли большое количество клиентов.Помимо закрытия банков в банковской системе стало все больше банков, которые прошли процедуру санации или финансового оздоровления. Финансовое оздоровление представляет собой финансовую помощь проблемным банкам,включенным в список докапитализации. Несмотря на то, что АСВ грамотно исполнял свои обязанности глава банка России выразила неодобрение по поводу монополии данного органа в рамках санации. В том числе и из-за этого был создан АКБ «Российский капитал» с целью санирования банков, тем самым были привлечены не только государственные финансы для проведения финансового оздоровления, но и использовались частные инвестиции. Таким образом в России появился мегасанатор.Однако санация банков не отличается быстрой процедурой, она проводится довольно продолжительный период. Например, первым прецедентом стало продление санации «Банка Москвы» в 2015 году на три года. Санация может проводиться десятилетиями и это не является положительным моментом.Создание АКБ «Российский капитал» является весьма положительным эффектом, так как финансовое оздоровление — это весьма серьезная операция, требующая постоянных крупных финансовых вложений. ЦБ РФ совместно с АСВ оценили санацию «Мособлбанка» и его «дочек» в 170 млрд. руб., санация финансовой группы «ЛАИФ» 100 млрд. руб. (В международной практике крупные проекты санации финансируются за счет объединения нескольких банков.)Существующие минусы работы АСВ никак не повлияли на конечный итог деятельности. Главной фактором формирования АСВ (которое пришло в замену АРКО, «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», ликвидировано) существовало улучшение концепции возврата взносов денежных средств населению России (предшествующая концепция продемонстрировала собственную малоэффективность в связи случившимся кризисом).Агентство по страхованию вкладов ведет активную политику в качестве органа осуществляющего мероприятия по предупреждению банкротства. В последние годы увеличился не только объем страховых выплат вкладчикам кредитных организаций, лишившихся лицензии, но и чистый объем финансирования финансового оздоровления банков. Банк России ведет активную работу по борьбе с нарушениями допущенными поднадзорными субъектами.В последние несколько лет существенно выросла сумма, направленная на применение инструментов санации банков, если в 2017 году она составляла 1,8 трлн. руб., то на 2020 год она значительно увеличилась и стала составлять более 2,5 трлн. руб. Это говорит о том, что существующий механизм санации применяется и вполне часто используется агентством по страхованию вкладов.В последние время вырос не только лишь размер страховых выплат вкладчикам кредитных учреждений, потерявших лицензии, однако также чистый размер финансирования финансового выздоровления банков.Перечислим некоторые проблемы института санации банков в России и пути их разрешения:Проблема 1. Концепция санации банков, к сожалению, не обладает точностью в настоящее время не всегда понятно, согласно какие критериям определяется возможность санации или ее отсутствие [13].Проблема 2. К сожалению для проведения санации нужен довольно грамотный специалист в данной области, но в настоящее время таких кадров не так много. Довольно сложно найти руководителя, который мог бы проводить финансовое оздоровление. Приглашаются для проведения санаций руководители других банков. [6].Проблема 3. Большой период проведения финансового оздоровления. Санация может продолжаться не один два года, а десять и более лет. Примером может послужить такие банки как «Глобэкс», «Российский капитал» и «Связь- банк», которые были санированы, в настоящее время далеки от отличных. При этом государство уже почти 10 лет не спешит продавать их акции [15].Проблема 4. Несмотря на то, что для финансовой стабильности было вложено большое количество денежных средств нет никаких гарантий того, что банк, поддавшийся финансовому оздоровлению, восстановится и будет весьма устойчивым на банковском рынкеПроблема 5. Отсутствие законодательно закреплённого механизма принудительного использования средств крупных кредиторов санируемых банков для их спасения. В настоящее время было осуществлено лишь две санации с элементами Bail-in (банков «Пересвет» и «Таврический»), однако это были скорее 35 «импровизации» на основе длительных переговоров с кредиторами - их удалось убедить добровольно принять на себя существенные убытки, которые оказались для них меньше, чем в случае банкротства банка [12].Однако по итогу нужно отметить, что в настоящее время внешние шоки оказывающие негативные тенденции на нашу экономику в рамках негативного влияния на банковскую систему требуют постоянного изменения законодательства и механизма применяемого финансового оздоровления. Поэтому перед Банком России в дальнейшем стоит задача разработка более качественного механизма финансового оздоровления. Но не стоит забывать, что на сегодняшний момент главная задача санации и непосредственно сохранение сбережений юридических и физических лиц, что выполняется весьма эффективно.ЗаключениеПроцедура санации коммерческих банков в Российской Федерации инициируется Центральным Банком РФ, а также может проводится с его непосредственным участием. ЦБ РФ осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью кредитных организаций, что в свою очередь позволяет выявлять проблемные банки на ранних стадиях преддефолтного состояния. При обнаружении угрозы финансовой устойчивости банка, Банк России предпринимает меры для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации.Основной целью санации банка является защита интересов его кредиторов и вкладчиков. В ходе процесса финансового оздоровления кредитных организаций акцент делается на продолжении обслуживания клиентов на прежнем уровне, за исключением случаев, когда на банк налагается мораторий. Это позволяет поддерживать стабильность в банковском секторе и минимизировать возможные негативные последствия для клиентов банков, а также для всех участников финансовой сферы в целом.Предотвращение банкротства коммерческого банка является серьезным вызовом как для собственников банка, так и для регулятора. Центральный Банк в зависимости от системной и региональной важности банка, а также его влияние на различные сегменты финансового рынка может использовать ряд стратегий, включающие в себя отзыв лицензии, реорганизацию, санацию банка. Стоит отметь, что каждый из приведенных элементов стратегии не является взаимоисключающим.В 2017 году был внедрен инновационный механизм санации, который включает активное участие Центрального банка России. Согласно этому подходу, Центральный банк России может обеспечить финансовую поддержку кредитных организаций, приобретая их акции (часть уставного капитала), выделяя кредиты и размещая депозиты с привлечением средств из специального фонда для консолидации банковского сектора.Механизм санации банка включает в себя ряд этапов, которые направлены на восстановление финансовой устойчивости и стабильности организации:—Прежде всего происходит реабилитация заемщиков, которые не способны выполнить свои финансовые обязательства. Путем пересмотра условий погашения долга и его перераспределения можно дать возможность задолжникам восстановить свою финансовую платежеспособность.—Для того, чтобы повысить эффективность и снизить затраты, может потребоваться изменение организационной структуры и операционных процессов. Это может включать сокращение персонала или пересмотр бизнес-модели для более эффективного использования ресурсов.—Владельцы банка могут внести собственные средства для ликвидации имеющегося долга. Это может быть сделано в форме капитализации, в следствии происходит укрепление финансового положения кредитной организации.—В рамках процесса санации банка, организация может привлечь частных инвесторов, которые готовы вложить свои средства в компанию с целью помочь ей укрепить свое финансовое положение. Это может быть осуществлено через различные инвестиционные инструменты или партнерства.Каждый из этих этапов вносит свой вклад в общий процесс санации банка, способствуя его финансовому оздоровлению и восстановлению стабильности. Важно отметить, что конкретные шаги и меры могут различаться в зависимости от конкретной ситуации и требований банка, подвергающегося санации.В целом, новый механизм санации проблемных банков представляет более современный и комплексный подход к обеспечению финансовой устойчивости банковской системы. Он направлен на раннее выявление проблем, предотвращение кризисов и обеспечение более эффективного вмешательства в случае необходимости.Список использованных источниковФедеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2023)Андрейковец, В. И. Практика санации Банком России коммерческих банков / В. И. Андрейковец, В. М. Оселедец // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах, Курск, 03 июня 2022 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 25-29. Валенцева, Н.И. Оценка финансовой устойчивости и перспектив деятельности кредитных организаций: монография / коллектив авторов / Н.И. Валенцева, И. В. Ларионова, Д. А. Чичуленков. - Москва: КНОРУС, 2020. - 326 с.Вишневер, В. Я. Трансформация механизма санации банков в России / В. Я. Вишневер, А. Н. Рахманов // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2021. – № 1-1. – С. 12-15. Глускер, Е. А. Правовые основы санации банков и ее влияние на конкуренцию в банковской сфере / Е. А. Глускер // Актуальные вопросы публично-правового регулирования экономических отношений : Материалы Международного научно-практического симпозиума, Москва, 24 декабря 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. – С. 133-138. Дедковский, И. В. Расходы на санацию банка: состав и применение с обратной силой / И. В. Дедковский // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 4(179). – С. 241-244.Емельянов, Д. А. Санация банков в Российской Федерации: причины, способы и последствия / Д. А. Емельянов // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – № 3-1. – С. 15-19. Зорин, А. К. Новый механизм санации проблемных банков в РФ / А. К. Зорин // Инновационная наука. – 2023. – № 8-2. – С. 41-43.Зубкова, С. В. Проблемы развития механизма финансового оздоровления кредитных организаций в России / С. В. Зубкова, А. В. Зудина // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 90-94. Иванов, Д. В. Банкротство и санация кредитных организаций / Д. В. Иванов // Исследования молодых ученых : Материалы XVI Международной научной конференции, Казань, 20–23 января 2021 года / Под редакцией И.Г. Ахметова [и др.]. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2021. – С. 27-29.Колпакова, Н. А. Механизм «bail-in» и перспективы его применения в России / Н. А. Колпакова // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, Чехия, 18 февраля 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 244-248. Мингазова, К. Р. Отдельные особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций / К. Р. Мингазова // E-Scio. – 2021. – № 5(56). – С. 527-533. Мордовина, О. М. Сущность процесса финансового оздоровления кредитной организации / О. М. Мордовина // ModernScience. – 2022. – № 2-1. – С. 104-108. Петрова А.М., Репинский О.Д. Санация в банковской сфере РФ // Материалы IX Международной студенческой научно-практической конференции «Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни». - 2022. - С. 17-21.Протас, Н. Г. Институт санации кредитных организаций в России: проблемы и перспективы развития / Н. Г. Протас // Идеи и идеалы. – 2022. – Т. 14, № 1-2. – С. 261-277. Пуха, А. А. Санация - способ финансового оздоровления коммерческих банков России / А. А. Пуха, И. А. Севастеева // Современные аспекты экономики и управления : Материалы вузовской научно-практической конференции выпускников и магистрантов факультета экономики и управления Новосибирского ГАУ, Новосибирск, 31 мая 2021 года. – Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета "Золотой колос", 2021. – С. 173-175.Симонов, М. Е. Роль санации в предотвращении несостоятельности коммерческого банка / М. Е. Симонов // EuropeanScientificConference : сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 июня 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 127-130. Ханова, А. С. Санация банков через фонд консолидации банковского сектора. Выполнение проектов с 2017 года / А. С. Ханова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 2. – С. 114-119. Чарушкина, О. С. Статистический анализ показателей коммерческих банков, проходивших процедуру санации / О. С. Чарушкина // Социально-экономические, юридические и философские проблемы современности : Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 22 декабря 2022 года. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2022. – С. 157-159. Шаламов, Г. А. Деятельность Банка России по оздоровлению отечественной банковской системы / Г. А. Шаламов, А. М. Петрова // Финансовая экономика. – 2022. – № 4. – С. 77-82.

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2023)
2. Андрейковец, В. И. Практика санации Банком России коммерческих банков / В. И. Андрейковец, В. М. Оселедец // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах, Курск, 03 июня 2022 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 25-29.
3. Валенцева, Н.И. Оценка финансовой устойчивости и перспектив деятельности кредитных организаций: монография / коллектив авторов / Н.И. Валенцева, И. В. Ларионова, Д. А. Чичуленков. - Москва: КНОРУС, 2020. - 326 с.
4. Вишневер, В. Я. Трансформация механизма санации банков в России / В. Я. Вишневер, А. Н. Рахманов // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2021. – № 1-1. – С. 12-15.
5. Глускер, Е. А. Правовые основы санации банков и ее влияние на конкуренцию в банковской сфере / Е. А. Глускер // Актуальные вопросы публично-правового регулирования экономических отношений : Материалы Международного научно-практического симпозиума, Москва, 24 декабря 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. – С. 133-138.
6. Дедковский, И. В. Расходы на санацию банка: состав и применение с обратной силой / И. В. Дедковский // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 4(179). – С. 241-244.
7. Емельянов, Д. А. Санация банков в Российской Федерации: причины, способы и последствия / Д. А. Емельянов // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – № 3-1. – С. 15-19.
8. Зорин, А. К. Новый механизм санации проблемных банков в РФ / А. К. Зорин // Инновационная наука. – 2023. – № 8-2. – С. 41-43.
9. Зубкова, С. В. Проблемы развития механизма финансового оздоровления кредитных организаций в России / С. В. Зубкова, А. В. Зудина // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – С. 90-94.
10. Иванов, Д. В. Банкротство и санация кредитных организаций / Д. В. Иванов // Исследования молодых ученых : Материалы XVI Международной научной конференции, Казань, 20–23 января 2021 года / Под редакцией И.Г. Ахметова [и др.]. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2021. – С. 27-29.
11. Колпакова, Н. А. Механизм «bail-in» и перспективы его применения в России / Н. А. Колпакова // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, Чехия, 18 февраля 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 244-248.
12. Мингазова, К. Р. Отдельные особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций / К. Р. Мингазова // E-Scio. – 2021. – № 5(56). – С. 527-533.
13. Мордовина, О. М. Сущность процесса финансового оздоровления кредитной организации / О. М. Мордовина // Modern Science. – 2022. – № 2-1. – С. 104-108.
14. Петрова А.М., Репинский О.Д. Санация в банковской сфере РФ // Материалы IX Международной студенческой научно-практической конференции «Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни». - 2022. - С. 17-21.
15. Протас, Н. Г. Институт санации кредитных организаций в России: проблемы и перспективы развития / Н. Г. Протас // Идеи и идеалы. – 2022. – Т. 14, № 1-2. – С. 261-277.
16. Пуха, А. А. Санация - способ финансового оздоровления коммерческих банков России / А. А. Пуха, И. А. Севастеева // Современные аспекты экономики и управления : Материалы вузовской научно-практической конференции выпускников и магистрантов факультета экономики и управления Новосибирского ГАУ, Новосибирск, 31 мая 2021 года. – Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета "Золотой колос", 2021. – С. 173-175.
17. Симонов, М. Е. Роль санации в предотвращении несостоятельности коммерческого банка / М. Е. Симонов // European Scientific Conference : сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 июня 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 127-130.
18. Ханова, А. С. Санация банков через фонд консолидации банковского сектора. Выполнение проектов с 2017 года / А. С. Ханова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 2. – С. 114-119.
19. Чарушкина, О. С. Статистический анализ показателей коммерческих банков, проходивших процедуру санации / О. С. Чарушкина // Социально-экономические, юридические и философские проблемы современности : Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 22 декабря 2022 года. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2022. – С. 157-159.
20. Шаламов, Г. А. Деятельность Банка России по оздоровлению отечественной банковской системы / Г. А. Шаламов, А. М. Петрова // Финансовая экономика. – 2022. – № 4. – С. 77-82.