Специфика фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 27.09.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1 Понятие «фонематическая сторона речи» в современной литературе 5
1.2 Онтогенетические закономерности развития фонематической стороны речи 9
Выводы по 1 главе 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 13
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 13
2.2 Характеристика специфики фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
2.3 Анализ методик изучения фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Фрагмент для ознакомления

Третье задание направлено на различение слов по звуковому составу. При этом подбираются слова, у которых звуки перепутаны. Нужно среди этих слов найти правильное, например, баман, панан, банан, ваван, баван. На предметных картинках ребенок должен найти соответствующий предмет. Далее дается задание на опознание слов-квазиомонимов, например, рожки – ложки. Также используется задание на прослушивание слов и раскладывание соответствующих картинок по порядку.Четвертое задание – это восприятие на слух слогов. Выявляется умение различать звуки по звонкости – глухости, мягкости – твердости. Также используются задание на дифференциацию слогов из свистящих и шипящих звуков.Пятое задание – это восприятие на слух звуков, их дифференциация. Произносится определенный звук, а ребенок должен выбрать соответствующую картинку, например, «у-у-у» - картинка «поезд», «м-м-м» - картинка «корова». Далее предлагается такие задания: хлопнуть, если услышал определенный звук.И наконец, последнее задание в методике Е.Ф. Архиповой – это исследование навыков звукового анализа. Ребенок должен указать, сколько звуков в слогах (ау, иоу); разложить картинки на две группы – со звуком «т» и со звуком «к»; назвать первый звук в слове; придумать слова на заданный звук.Методика Г.А. Волковой[4] также включает задание на обследование фонематического слуха на материале неречевых и речевых звуков. Сначала исследуется восприятие слов, произнесенных шепотом, затем изучаются умения дифференцировать нерчевые звуки, далее – умения различать слова среди звукосочетаний. Также в методике Г.А. Волковой выделяются задания на исследование фонематических процессов:опознание фонемы среди других звуков;различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам;определение количества звуков в словах;определение первого, последнего звука в словах;определение места, которое занимает определенный звук в слове;составление слов из последовательности звуков.Изучение фонематических представлений включает задания: составление слов на определенный звук: «придумай слово со звуком [с] в начале слова»;составление слов на определенный звук: «придумай слово со звуком [р] в конце слова».Методика О.Б. Иншаковой [10] направлена на исследование фонематическойстороны речи и включает следующие задания:определение наличия или отсутствия заданного звука в слове;показ картинки с заданным звуком;назвать слово в предложении, в котором есть заданный звук;подбор картинок к словам-паронимам, отличающихся одним звуком;определение места звука в слове (в начале, в середине или в конце);выделение согласного звука из стечения двуз звуков;определение количества звуков в слове;определение одинаковых звуков в двух названных словах;составление слова из заданного количества звуков.В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко[18] для обследования фонематической стороны речи предлагают следующие задания:а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук;б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).Авторами предлагается речевой материал для различных групп звуков – свистящих, шипящих, соноров. Каждая группа звуков содержит различные типы слогов (открытые, закрытые), слова из 3-8 букв, слова различной слоговой структуры, предложения, скороговорки.Также, как и в вышерассмотренных методиках, В.В.Коноваленко, С. В. Коноваленко предлагают задания на восприятие неречевых звуков (хлопки, погремушка, колокольчик), на различение слов, отличающихся одним звуком, на выделение звука в потоке других звуков, в слогах и в ряде слов. Также предлагается задание на поиск слова, неправильно произнесенного логопедом, например, суба, сарик и другие.С целью выявления состояния фонематической стороны речи Г. В. Чиркина [21]предлагает использовать приемы, направленные наразличение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);запоминание слоговых рядов.Ребенку устно предъявляется слово и предлагается сказать, из какого числа звуков оно состоит. Сначала предлагаются фонетически простые (одно- и двусложные) слова, а затем и более протяженные. После выявления им последовательности и количества звуков в слове (при условии, что ребенок справляется в той или иной степени с указанным заданием) следует изучить, как он выделяет звуки из анализируемого слова «вразбивку». Последняя группа приемов направлена на диагностику фонематических представлений, придумывание слов или отбор картинок с изображением предметов, названия которых начинаются на определенный звук.Таким образом, были рассмотрены различные методики для обследования фонематической стороны речи у детей с ОНР. Во всех методиках подчеркивается необходимость изучения восприятия на слух неречевых звуков и речевых звуков. Выводы по 2 главеОбщее недоразвитие речи – это нарушение всех сторон речевой деятельности как звуковой, так и смысловой, при нормальном интеллекте и сохранном слухе. Помимо первичного дефекта – нарушение фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи – у детей с ОНР присутствуют вторичные отклонения в других сферах – познавательной, эмоциональной, коммуникативной, моторной.Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняотличаются недостаточной сформированностью фонематической стороны речи. Это проявляется в нарушении восприятия и различении фонем, низком уровне сформированности фонематического анализа и синтеза. Для обследования состояния фонематической стороны речи детей с ОНРразработаны методики Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Г.В. Чиркиной. Данные методики предлагают задания на изучение состояния фонематического слуха, восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный анализ психолого-педагогической литературы показывает, чтофонематическая сторона речи включает в себя фонематические процессы, позволяющие различать звуки речи. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, отражать основные особенности фонем и их варианты.Фонематический анализ – это операциия разложения слова на фонемы (звуки). Фонематический синтез– это процесс объединения фонем в единое целое (слово).В процессе речевого онтогенеза происходит формирование фонематических процессов. На этапе младенчества и раннего возраста у детей создаются предпосылки для развития фонематического слуха и фонематического восприятия. В старшем дошкольном возрасте фонематические процессы становятся более совершенными и подготавливают дошкольников к дальнейшему овладению грамотой. К старшему дошкольному возрасту у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает возможность успешно овладевать программным материалом в школе.Общее недоразвитие речи – это нарушение всех сторон речевой деятельности как звуковой, так и смысловой, при нормальном интеллекте и сохранном слухе. Помимо первичного дефекта – нарушение фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи – у детей с ОНР присутствуют вторичные отклонения в других сферах – познавательной, эмоциональной, коммуникативной, моторной.Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняотличаются недостаточной сформированностью фонематической стороны речи. Это проявляется в нарушении восприятия и различении фонем, низком уровне сформированности фонематического анализа и синтеза. Для обследования состояния фонематической стороны речи детей с ОНРразработаны методики Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, О.Б. Иншаковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Г.В. Чиркиной. Данные методики предлагают задания на изучение состояния фонематического слуха, восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлтухова, Т. А. Коммуникативно-речевое развитие детей собщимнедоразвитиемречи [Текст]/ Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. – 179с.Андреева, А. В. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/ А. В. Андреева // Актуальные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1 (3). – С. 75–89.Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]/ Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2012. – 331 с.Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст]/ Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Сайма, 2003. – 45 с.Горобец, Т. С. Подходы к исследованию особенностей развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи[Текст]/ Т. С. Горобец, А. Ю. Чистобаева// Вопросы педагогики. – 2021. – № 12-2. – С. 61–64.Гришанова, И. А. Развитиефонематическихпроцессову детей[Текст]/ И. А. Гришанова. – Глазов: ГГПИ, 2019. – 151с.Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников собщимнедоразвитиемречи[Текст]: монография / Е.Е. Дмитриева, Е. Ю. Медведева. – НижнийНовгород: Изд-во НГПУ, 2021. – 162с.Евдокимова, Л. А. Подготовка к обучению грамоте детей собщимнедоразвитиемречи(ОНР)[Текст]: практическое пособие с методическими рекомендациями / Л.А. Евдокимова. – Москва : Владос, 2018. – 95с.Жукова, Н. С. Преодолениеобщегонедоразвитияречиу дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1990. – 238с.Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст]/ О. Б. Иншакова. – Москва : Владос, 2019. – 280 с.Касаткина, И. О. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст]/ И. О. Касаткина // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (345). – С. 370–371.Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва :«Гном-Пресс, 2000. – 52 с.Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи[Текст]: методическое пособие / А.Н. Корнев. – Москва : Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007. – 119с.Крылова, Е. С. Методические аспекты развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи[Текст]/ Е. С. Крылова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 188–194.Лазарева, Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/ Г. Н. Лазарева // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 21–24.Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общимнедоразвитиемречи [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. –Санкт-Петербург : Союз, 2001. – 218с.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии[Текст]/ Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.Логинова, Е. А. Общеенедоразвитиеречи. Алалия [Текст]/ Е. А. Логинова, О.В. Елецкая. – Москва : Форум: ИНФРА-М, 2020. – 62с.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций [Текст]/ авт.-сост.: Л.В. Лопатина. –Санкт-Петербург : САГА, 2006. – 271с.Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст]/ Е. М. Мастюкова. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 320 с.Методы обследования речи детей[Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2012. – 240 с.Нищева, Н.В. Развитиефонематическихпроцессови навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников [Текст]/ Н.В. Нищева. –Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 63с.Парамонова, Л. Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей собщимнедоразвитиемречи/ Л.Г. Парамонова. –Санкт-Петербург : Ленинградский государственный ун-т, 2012. – 139с.Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет[Текст]: пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А. Ткаченко. – Москва : Гном и Д, 2003. – 109 с.Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста собщимнедоразвитиемречи[Текст]: программно-методические рекомендации [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – Москва : Дрофа, 2010. – 189с.

1. Алтухова, Т. А. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова, Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2019. – 179 с.
2. Андреева, А. В. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А. В. Андреева // Актуальные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1 (3). – С. 75–89.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2012. – 331 с.
4. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Сайма, 2003. – 45 с.
5. Горобец, Т. С. Подходы к исследованию особенностей развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Т. С. Горобец, А. Ю. Чистобаева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 12-2. – С. 61–64.
6. Гришанова, И. А. Развитие фонематических процессов у детей [Текст] / И. А. Гришанова. – Глазов : ГГПИ, 2019. – 151 с.
7. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / Е. Е. Дмитриева, Е. Ю. Медведева. – Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2021. – 162 с.
8. Евдокимова, Л. А. Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] : практическое пособие с методическими рекомендациями / Л. А. Евдокимова. – Москва : Владос, 2018. – 95 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1990. – 238 с.
10. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – Москва : Владос, 2019. – 280 с.
11. Касаткина, И. О. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. О. Касаткина // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (345). – С. 370–371.
12. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва :«Гном-Пресс, 2000. – 52 с.
13. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [Текст] : методическое пособие / А. Н. Корнев. – Москва : Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007. – 119 с.
14. Крылова, Е. С. Методические аспекты развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / Е. С. Крылова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 188–194.
15. Лазарева, Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. Н. Лазарева // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 21–24.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз, 2001. – 218 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
18. Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия [Текст] / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. – Москва : Форум: ИНФРА-М, 2020. – 62 с.
19. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций [Текст] / авт.-сост. : Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург : САГА, 2006. – 271 с.
20. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е. М. Мастюкова. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 320 с.
21. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2012. – 240 с.
22. Нищева, Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 63 с.
23. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Ленинградский государственный ун-т, 2012. – 139 с.
24. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет [Текст] : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Гном и Д, 2003. – 109 с.
25. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – Москва : Дрофа, 2010. – 189 с.