Слагаемые журналистского мастерства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 28 28 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.10.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1.Понятие журналистского мастерства 7
1.1.Журналист в системе творческой профессиональной деятельности 7
1.2.Личностное измерение журналистского мастерства 9
Глава 2. Трансформация требований к мастерству журналиста в условиях развития новых медиа 15
2.1. Выявление и анализ основных изменений требований к слагаемым мастерства журналиста 15
2.2.Разработка рекомендаций к подготовке журналистов в новых условиях 18
Заключение 24
Литература 27
Фрагмент для ознакомления

Журналист должен уметь грамотно и объективно выделить существенные признаки объекта, установить связи между фактами.Таким образом, на современном этапе важно включать в образовательный процесс как можно больше заданий, которые развивают логическое мышление, культуру работы с информацией, а также реализуют творческий потенциал будущего журналиста.К сожалению, недостаток в развитии логического мышления приводит к тому, что, приступая к профессиональной деятельности, журналист сталкивается с целым рядом проблем.Без развитого логического мышления даже высокий творческий потенциал не поможет начинающему журналисту достигнуть подлинного мастерства. Обучение журналистике как творческой синтетической по своему существу деятельности – это система, которая включает в себя много уровней. Сегодня, в век универсальных журналистов, готовых работать в новых медиа, это особенно важно и актуально. РЕПРОДУКТИВНЫЙ уровень: студент воспроизводит то, что ему уже знакомо, или то, с чем он познакомился сам. РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ уровень: студент совершает частично- поисковую деятельность. ТВОРЧЕСКИЙ уровень: студент проявляет самостоятельность в постановке задач и в поиске путей их решения.Если проанализировать типовые учебные программы, пособия, то можно будет увидеть то, что достаточно часто идет явный уклон в сторону какого-то одного уровня или аспекта подготовки, тогда как наблюдается недостаток творческих и исследовательских заданий. Только на основе комплексного и системного подхода к компетенциям журналиста есть возможность совершенствования существующей системы подготовки специалистов, способных быть мастерами своего дела, готовыми постоянно неустанно совершенствоваться в профессии. Задания творческого уровня не просто способствуют обогащению интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Как всякий акт творчества, они затрагивают непосредственное бытие, внутренний, душевный мир учащегося, продвигая его к новому уровню личностного развития. Для журналистского образования проблема внедрения в учебный процесс таких заданий является актуальной, так как освоение процесса журналистского творчества предполагает приобретение умения оперативно создавать информационные продукты, отражающие новизну действительности. Журналист, в силу специфики профессиональной деятельности, должен постоянно быть готовым работать в режиме поиска и создания нового, да еще и в жестких временных рамках. Так что проблема творчества для журналистики не только философская, но и психологическая, и педагогическая. Перед будущими журналистами ставятся задачи, обеспечивающие их переход к метапознавательной деятельности, то есть к осознанному использованию собственных приемов, способов, подходов. Личностный компонент способствует развитию аксиологического потенциала будущего специалиста. Общеизвестно, что система ценностей в зачаточном состоянии дается человеку от рождения, но в деятельности и в общении она может корректироваться и изменяться. Интенсивно этот процесс проходит в ситуациях личностного выбора, сопряженного с эмоциональным переживанием. В качестве примера журналистских дисциплин, предоставляющих студентам выбор общественных идеалов, предметно-воплощенных и личных ценностей, выступают «Основы творческой деятельности журналиста» и «Профессиональная этика журналиста». Типовые и учебные программы, учебно-методические пособия по данным дисциплинам раскрывают способ творческой деятельности журналиста с учетом аксиологического ядра изучаемых явлений, что отражается и в системе понятий; «творчество как высшая форма труда», «планетарное сознание», «духовное сотрудничество», «моральный выбор», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д. Вместе с тем, развитию аксиологического потенциала будущего журналиста, человека, влияющего на общественное сознание, сегодня, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. В современной системе журналистского образования студентам предоставлена полная свобода в выборе системы ценностей. Однако это не означает, что, предоставляя студентам в их учебной деятельности условия для нравственного и этического самоопределения, образование не должно культивировать гуманистические ценности. Напротив, исходя из сказанного, учебные задания, направленные на раскрытие аксиологического потенциала студента, мы рассматриваем как чрезвычайно важные. Принято считать, что не все учебные дисциплины ввиду своей специфики могут содержать личностный компонент, особенно те из них, которые ориентированы на фундаментальные знания. Однако это не так. Во многих курсах университетской журналистской подготовки, ориентированных на сугубо теоретическое изучение материала, учебный материал подается таким образом, чтобы вызвать личный отклик студентов, активизировать их мировоззренческую реакцию. Современный образовательный процесс должен протекать в условиях единства теории и практики. Журналистика является как творчески ориентированной, так и практически ориентированной деятельностью. Теоретические знания – это только фундамент, тогда как будущим журналистам необходимо учиться применять все полученные знания на практике.Практические занятия в вузовской профессиональной подготовке должны занять особое положение, так как на них, как правило, происходит формирование не только практического опыта при обсуждении и разрешении теоретических проблем, но также опыта совместной деятельности, что особенно ценно для развития теоретико-практического мышления будущего журналиста. Кроме того, как уже отмечалось ранее, в современных условиях журналист должен быть универсальным, прекрасно владеть новыми технологиями, а значит, компьютерная грамотность, включение ИКТ в обучающий процесс должны стать важной стратегией. Таким образом, анализ существующих подходов к организации обучения журналистов позволяет нам говорить о том, что сегодня в журналистском образовании накоплен большой инновационный опыт по преподаванию журналистики как творческой профессии. В центр обучения поставлен человек и его многообразная деятельность. Учебный процесс является двусторонним и, таким образом, взаимодействие преподавателя и студентов лежит в плоскости явных диалогических отношений.ЗаключениеПрофессия журналиста носит многообразный и творческий характер, является по многим параметрам универсальной, в ней наблюдается сочетание рационального и чувственного. Профессия журналиста требует широкой образованности, с более углубленными знаниями в одной или нескольких областях, коммуникативных способностей, владения языком и способами профессиональной творческой деятельности.На мастерство журналиста оказывает влияние личностное психологическое измерение. Существует достаточно много типологий личности журналиста. Личностные качества журналиста во многом способны определять профессиональную успешность, сферу развития журналиста, взаимодействие с коллективом и т.п. Например, личности управляющего типа стремятся к лидерству, к руководящим позициям в мире журналистики, те личности, которые тяготеют к «рыночному» типу, склонны воспринимать информацию как выгодный товар, соответственно, социальная роль и миссия журналистики для них малозначительна (такие журналисты проводят свои профессиональные будни в погоне за сенсациями). Особо среди других типов выделяется пассионарный тип. Дело в том, что именно пассионарии обеспечивают прогресс журналистики и ее реализацию как социального института, который не только информирует, но и воспитывает, проводит в жизни вечные ценности.Пассионарные журналисты часто бросают вызов власти, социальной несправедливости, они открывают в журналистике как науке и практической деятельности новые горизонты, что позволяет говорить о высочайших вершинах мастерства.В практической части мы провели анализ изменений в требованиях к журналисту и его навыкам, а также разработали рекомендации по совершенствованию системы подготовки журналистов на современном этапе. В результате теоретического обобщения и обоснования специфики журналистской деятельности в условиях трансформации медиасистемыможно констатировать следующее. Изменения базовых параметров функционирования журналистики в XXI в. приводят к формированию новой журналистики как социального института, системы видов деятельности, совокупности профессий.На журналистскую профессию и представления о слагаемых мастерства журналиста влияет технологический прогресс. Особенностью современной журналистики является ее технологизация, которая включает оперативность, мобильность, умение делать одновременно несколько видов деятельности, удовлетворять актуальные потребности и запросы аудитории.В конце XX века журналисты считались «рупором общества», но сегодня ситуация изменилась. Аудитория, которая приобрела право голоса увеличивает возможности прямой коммуникации и существенно трансформирует роль журналиста. Характерными чертами журналистской деятельности является непрерывность создания контента, оперативность и производительность, полифункциональность, качественно новый уровень взаимодействия с аудиторией. Таким образом, сформировалась потребность в журналисте-универсале, который, кроме традиционных профессиональных качеств, должен оперативно реагировать на события, владеть техническими навыками, определять оптимальную медиаплатформу для трансляции определенного события.Эволюция журналистики является важнейшим следствием функционирования новой коммуникативной реальности. Появление журналистики граждан и трансформация базовых принципов журналистской деятельности ставит вопрос о фундаменте профессии и ее ценностной сущности. Соответственно, сегодня следует уделить повышенное внимание совершенствованию системы подготовки журналистов. В частности, сделать акцент на мировоззренческом компоненте, в большей степени реализовывать потенциал творческих практических и аналитических заданий в процессе подготовки.Также современный журналист – это не просто творческий специалист, но и универсал, владеющий самыми разными компетенциями. Соответственно, реализация творческого потенциала современного журналиста немыслима без углубленной технологической, компьютерной, информационной подготовки. ЛитератураЛазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/lazutina-gv-osnovy-tvorcheskoy-deyatelnosti-zhurnalista_99f1831a1ef.html?ysclid=lhop4mm2k5379411100 (Дата обращения 03.09.2023)Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=360366&ysclid=lm3nxjqh567903999 (Дата обращения 03.09.2023)Олешко В. Ф. Социальная журналистика: какой она должна быть в информационную эпоху /В.Ф. Олешко // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Вып. 63. - 2012. - № 5 (259).- С. 113 - 117.Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/pronina-ee-psihologiya-zhurnalistskogo-tvorchestva_aec9f44194a.html?ysclid=lhop0ifvtm798675733 (дата обращения 03.09.2023)Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. - М.: Академический проект, 2007.- 280 с.Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 254 с.Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/037.htm (Дата обращения 03.09.2023)Тертычный А. А. Логическая культура журналиста. - М.: ВК, 2005. - 394 с.Шестерина А.М. Психология журналистики [Электронный ресурс]. Воронеж, 2010. - Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1612552-pall.html (Дата обращения 03.09.2023)Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: МГУ, 2002. - 120 с.

Литература

1.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/lazutina-gv-osnovy-tvorcheskoy-deyatelnosti-zhurnalista_99f1831a1ef.html?ysclid=lhop4mm2k5379411100 (Дата обращения 03.09.2023)
2.Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=360366&ysclid=lm3nxjqh567903999 (Дата обращения 03.09.2023)
3.Олешко В. Ф. Социальная журналистика: какой она должна быть в информационную эпоху /В.Ф. Олешко // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - Вып. 63. - 2012. - № 5 (259). - С. 113 - 117.
4.Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/pronina-ee-psihologiya-zhurnalistskogo-tvorchestva_aec9f44194a.html?ysclid=lhop0ifvtm798675733 (дата обращения 03.09.2023)
5.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. - М.: Академический проект, 2007. - 280 с.
6.Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 254 с.
7.Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/037.htm (Дата обращения 03.09.2023)
8.Тертычный А. А. Логическая культура журналиста. - М.: ВК, 2005. - 394 с.
9.Шестерина А.М. Психология журналистики [Электронный ресурс]. Воронеж, 2010. - Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1612552-pall.html (Дата обращения 03.09.2023)
10. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: МГУ, 2002. - 120 с.