Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 08.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Она включает в себяпомощьвадаптацииксредездоровыхсверстников,проведениесовместноспсихологомдиагностики,позволяющейвыявитьуровеньумственныхспособностейребенка-инвалида,егоэмоциональноенапряжение,уровеньтревожности,зонуближайшегоразвития.Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагогсовместноскласснымруководителемпривлекаетребенкасограниченнымивозможностямиздоровьякучастиювшкольныхконцертах,праздниках,соревнованиях.Этопозволяетдетямсамоутвердиться,поверитьвсвоисилыивозможности,авздоровыхдетяхтакиесовместныемероприятиявоспитываютмилосердие,терпимость,отзывчивость.Работает с классным коллективом. Осуществляет деятельность в данномнаправлении социальный педагог совместно с педагогом-психологом иклассным руководителем. Объясняет нормально развивающимся детям,чтоучениксограниченнымивозможностямиявляетсяравнымучастником образовательного процесса. С детьми, которые не решаютсяна работу и взаимодействие с такими учениками ведет систематическуюработу,выясняетпричинутакойпозицииистараетсяизменитьеевсторонупризнанияравныхправукаждого ребенка.РаботаетссемьейребенкасОВЗ.Технологияработысоциальногопедагога с семьей ребенка включает оказание психологической помощи,правовоеконсультированиеродителей,содействиевоказанииматериальнойибытовойпомощи,оказаниепомощиродителямвовзаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальныйпедагогстремитсяпривлекатьродителейребенкасограниченнымивозможностямиздоровьяквоспитаниюиобучениюсвоихдетейактивными игармоничными личностями.Взаимодействуетсразличнымисубъектамиоказанияпомощидетям-инвалидам и различными представителями общественных организаций.Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагогоказываетпомощьвсоставленииплановсоциально-педагогическойреабилитации, взаимодействует с различными специалистами, в решениипроблемданной категориидетей[10].Социально-педагогическое сопровождение может быть эффективнымпривключениивпроцесссопровождениявсехспециалистовобразовательногоучреждения.Основная цель педагогического сопровождения состоит в том, чтобыорганизоватьвзаимосвязаннуюдеятельностьспециалистовпосредствоминтеграциивоспитательныхвозможностейучрежденийучебно-воспитательногопрофиля,атакжесоциальнойсреды.Подходсоциально-педагогическогосопровождения,предложенныйА.Ю.ТимаковойиП.С.Ральченковой,взятзаосновуприпроведенииданного исследования.Детисреднегошкольноговозраста,укоторыхимеетсязадержкапсихическогоразвития,характеризуютсянедостаточностьюпространственноговосприятияимоторики,ограниченностьюпредставленийвотношенииокружающегомира,наличиемаграмматизмов,сниженнойработоспособностью, затруднениями при фонетико-фонематическом анализе.Выражениемнезрелогосостоянияэмоционально-волевойсферы,являютсяповышеннаявнушаемость,эмоциональнаялабильность,несамостоятельность,импульсивность.Вшколедетиданнойкатегориихарактеризуютсянеуверенностьювсебе,напряженностью,пассивностью,скованностью.Необходимотакжеотметитьналичиеунихнизкойустойчивостисамооценкиинизкойкритичности,эмоциональнойлабильности,внушаемости,несамостоятельности,импульсивности,слабостиволевыхусилий.Вцеломдляних характерна личностнаянезрелость.Социально-педагогическое сопровождение детей среднего школьноговозраста с задержкой психического развития должно быть систематическим,непрерывным,т.к.условиясоциальных ресурсовмогутбытьограничены,много социальных проблем, разные подходы к обучению и воспитанию детейданной категории.Социально-педагогическое сопровождение может быть эффективнымпривключениивпроцесссопровождениявсехспециалистовобразовательногоучреждения.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализнаучно-педагогическойлитературыпоказал,чтопроблемасоциально-педагогического сопровождения средних школьников с задержкойпсихического развития является актуальной для современной школы, так какотсутствуетрегулированиенормативно-правовымидокументамиорганизациисоциально-педагогическогосопровожденияобучающихсявобразовательном учреждении и недостаточно новых подходов к проведениюметодическойработыспедагогамииспециалистамиобразовательногоучрежденияповопросаморганизацииобученияиучастиявсопровождении.При решении задачи проведения теоретического анализа социально-педагогическогосопровождениякаквидапедагогическойдеятельностивработеизученыопределениясоциально-педагогическогосопровождения.Социально-педагогическоесопровождение–процесс,содержащийкомплексцеленаправленныхпоследовательныхпедагогическихдействий,помогающихчеловекупонятьвозникающуюжизненнуюситуациюиобеспечивающихегосаморазвитиенаосноверефлекиипроисходящего.Определение социально-педагогического сопровождения П.С. РальченковойиА.Ю.Тимаковоймывзялизаосновупринаписанииданнойисследовательской работы.Прирешениизадачираскрытияпсихолого-педагогическихособенностей детей среднего школьного возраста с задержкой психическогоразвития были изучены основные характеристики развития детей среднегошкольного возрастасзадержкой психического развития.Так, теоретический анализ показал, что для детей среднего школьноговозрастасзадержкойпсихическогоразвитияхарактерно:ограниченностьзнанийипредставленийобокружающеммире,нарушениеработоспособности,быстраяпресыщаемостьдеятельностью,трудностифонетико-фонематическогоанализа,наличиеаграмматизмов,недостаточностьмоторикиипространственноговосприятия.Незрелостьэмоционально-волевойсферы,выражаетсявэмоциональнойлабильности,импульсивности,несамостоятельности,повышенной внушаемости. В школе наблюдается состояние напряженности,скованности,пассивность,неуверенностьв себе.Такжеследуетвыделитьэмоциональнуюлабильность,слабостьволевыхусилий,импульсивность,несамостоятельностьивнушаемость,низкую критичность и устойчивость самооценки, личностную незрелость вцелом.Длярешениятретейзадачимыописалиособенностиорганизациисоциально-педагогического сопровождения среднего школьного возраста сзадержкой психическогоразвития.Социально-педагогическое сопровождение детей среднего школьноговозраста с задержкой психического развития должно быть систематическим,непрерывным,т.к.условиясоциальных ресурсовмогутбытьограничены,много социальных проблем, разные подходы к обучению и воспитанию детейданной категории.Социально-педагогическое сопровождение может быть эффективнымтолькопривключениивпроцесссопровождениявсехспециалистовобразовательногоучреждения.СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫБеляева,Л.А.,БеляеваМ.А.Категории«социальнаяработа»и«социально-педагогическая деятельность» и их взаимосвязи // Понятийныйаппарат педагогики и образования: сб. науч. р. / Урал.гос. пед.ун-т; отв.ред.М.А.Галагузова.–Екатеринбург:ООО«СВ-96»,2018.– С.185-197.Василькова,Ю.В.Социальнаяпедагогика:курслекций:Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова–2-е изд.,стереотип.–Москва:"Академия",2021.– 440с.Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы /В.Н.Гуров// Педагогика.–2020.–№4.–С.54-58.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ;/науч. ред. Л. В. Беловинский. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2019. – С. 382.Козырева,Е.А.Программапсихологическогосопровожденияшкольников, их учителей и родителей: (С 1-го по 11-й кл.) / Е. А. Козырева;Ин-т"Открытоео-во".–Москва:Магистр,2021.–46с.Кострикова,Ю.В.Методическиерекомендациипосоциально-педагогическомусопровождениюдетейсособымиобразовательнымипотребностями/Ю.В,Кострикова//Вмиренаукиинноваций: сб.ст.междунар. науч.-практ. конф., 25 дек. 2016г., Пермь: в 2 т. / Перм. гос. пед.ун-т.–Уфа: Аэтерна,2016.–С.115-117.Кутякова,Н.К.Проблемысоциально-педагогическогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условияхоздоровительно-образовательноголагеря./Н.К.Кутякова,Л.А.Петрова//Казанскаянаука. 2016.–№2. –С. 141-144.Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкойпсихического развития. / Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С. В.Зорина–Москва:изд.центр ВЛАДОС,2020.–303с.Летунова, В. Е. Программа «Дети группы риска в системе работыППМС–центра»/В.Е.Летунова.–Санкт-Петербург:Изд-воРГПУ,2014.–3с.Мамайчук,И.И.Помощьпсихологаребенкусзадержкойпсихического развития. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – Санкт-Петербург:Эко-Вектор,2017.–С.347-352.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений/Б.Н.Алмазов,М.А.Беляева,Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева.– Москва:Академия,2022.–С.164-168.Олешко,С.Н.Социально-педагогическоесопровождениеобразовательной деятельности российской школы в условиях ФГОС / С.Н.Олешко // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы IIВсероссийскойнауч.-практ.конф.17-18сент.2015г.,Краснодар:в2т./АнапскийфилиалФГБОУВПО«Московскийпедагогическийгосударственныйуниверситет»;отв.ред.Т.Г.Сироштаненко–Краснодар:Юг,2015. –С.82-85.Ростовцева,М.В.,КудашовВ.И.Этапысоциальнойадаптации:философскиеаспекты./ М.В. Ростовцева, В.И. Кудашов//Профессиональное образование в современном мире. – 2016. –Т. 6. № 3. – С.414-420.Тимакова,А.Ю.,РальченковаП.С.Анализсодержаниясопровождения ситуации развития ребенка (на примере детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей). / А.Ю.Тимакова, П. С. Ральченкова //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С.1561–1565.–URL: http://e-koncept.ru/2016/86335.htm.
2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова –2-е изд., стереотип. – Москва: "Академия", 2021. – 440 с.
3. Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы / В.Н. Гуров // Педагогика. – 2020. – № 4. – С.54-58.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ;
5. /науч. ред. Л. В. Беловинский. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2019. – С. 382.
6. Козырева, Е.А.Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей: (С 1-го по 11-й кл.) / Е. А. Козырева; Ин-т "Открытое о-во". – Москва: Магистр, 2021. – 46 с.
7. Кострикова, Ю.В.Методические рекомендации по социально- педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями / Ю.В, Кострикова // В мире науки инноваций: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 25 дек. 2016г., Пермь: в 2 т. / Перм. гос. пед. ун-т. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 115-117.
8. Кутякова, Н.К. Проблемы социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях оздоровительно-образовательного лагеря. / Н.К. Кутякова, Л.А. Петрова //Казанская наука. 2016. – № 2. – С. 141-144.
9. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. / Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С. В. Зорина – Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 303 с.
10. Летунова, В. Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС – центра» / В. Е. Летунова. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2014. – 3 с.
11. Мамайчук, И. И.Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2017. – С. 347-352.
12. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – Москва: Академия, 2022. – С. 164-168.
13. Олешко, С.Н. Социально-педагогическое сопровождение образовательной деятельности российской школы в условиях ФГОС / С.Н. Олешко // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. 17-18 сент.2015г., Краснодар: в 2 т. / Анапский филиал ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»; отв. ред. Т.Г. Сироштаненко –Краснодар: Юг, 2015. – С. 82-85.
14. Ростовцева, М.В., Кудашов В.И. Этапы социальной адаптации: философские аспекты./ М.В. Ростовцева, В.И. Кудашов // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. –Т. 6. № 3. – С. 414-420.
15. Тимакова, А.Ю., Ральченкова П.С. Анализ содержания сопровождения ситуации развития ребенка (на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). / А.Ю.Тимакова, П. С. Ральченкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1561–1565. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86335.htm.