Теоретические аспекты исследования образа смерти в учениях Карла Юнга
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 12.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования образа смерти в учениях Карла Юнга 4
1.1 Смерть в юнговском анализе существования 4
1.2 Смерть и психическая реальность 9
1.3 Архетипы и переживание смерти 16
Глава 2. Сны и смерть: эмпирический аспект 20
2.1 Язык сноведений в юнгианском подходе: символика, способ бытия, подготовка к смерти 20
2.2 Анализ групповых исследований, представленных в литературе 33
2.3 Вклад аналитической психологии 38
Заключение 49
Список использованных источников 51
Гринберг и Бланк аналогичным образом наблюдали сновидения умирающего онкологического больного, который был направлен на лечение от депрессии и враждебности. Они обнаружили, что, несмотря на высокий уровень сознательного отрицания смерти со стороны пациента, его сны, по-видимому, предвосхищают смерть, отражая темы потери и декатексиса. Кроме того, в сновидениях пациента были выявлены многочисленные темы, которые могут символизировать смерть (например, теневой незнакомец, снится, что он призрак). Авторы пришли к выводу, что серия сновидений свидетельствует о принятии смерти на бессознательном уровне, хотя это и не выливается в осознанное понимание [Greenberg, 1970].2.3 Вклад аналитической психологииПо сравнению с другими подходами, юнгианские психологи в целом уделили больше внимания значению сновидений в процессе умирания. Этот вклад был сделан в форме исследований единичных случаев , исследований множества случаев, а также обобщения и интерпретации анекдотических рассказов о снах и видениях умирающих. В дополнение к исследованиям воображения в контексте смерти Гордон предложил анализ протоколов Роршаха умирающих. Ханна описала серию образов, возникших во время активного воображения у пациента, который впоследствии скоропостижно скончался.Приведенные выше исследования демонстрируют удивительно последовательные результаты. Это можно объяснить последовательностью как в интерпретационных подходах, так и в теоретической формулировке результатов.Как правило, юнгианские исследователи стремятся выйти за рамки субъективного опыта умирания, чтобы прояснить архетипические образы, структурирующие этот опыт. Ввиду относительной согласованности этих исследований целесообразно обратить внимание на основные темы, которые возникли, а не представлять краткое описание каждого исследования. Чтобы избежать ненужных повторений, в дальнейшем обсуждении мы будем рассматривать не столько реальные образные модели, которые были представлены в этих исследованиях, сколько их общие интерпретации.1. Символические обозначения смерти и умиранияПо общему мнению, реальность смерти предвосхищается и отражается в символических образах, которые имеют поразительное сходство с мотивами смерти в мифах, религии и алхимии. Другими словами, реальность смерти или угроза смерти, по-видимому, формирует архетипическую реакцию, которая, по крайней мере бессознательно, лежит в основе переживания индивидом процесса умирания.Некоторые исследования подтверждают идею о том, что сновидения или спонтанные фантазии могут даже предвосхищать случаи внезапной или неожиданной смерти. В контексте неизлечимых заболеваний сновидческие образы также могут служить ценным индикатором течения и прогноза заболевания, и некоторые исследователи указывают на значение сновидений как диагностического средства. Например, Локхарт предполагает, что определенные образы могут помочь распознать серьезное физическое заболевание, даже если оно не является очевидным с медицинской точки зрения, и он, и Хайманописывают случаи пациентов, чьи сны, как оказалось, предвосхищали диагноз рака[Welman, 1995]. Последний автор приходит к выводу, что «символы сновидений могут быть истолкованы как отражение психических и органических состояний». В рамках пилотного исследования, проведенного в рамках настоящего проекта, Вейман и Фабер рассказали о случае с пациентом, который проходил терапию у настоящего автора, и чьи сны аналогичным образом вовремя предупреждали о раке.2. Самость и трансформацияВ соответствии с теоретическими предпосылками юнгианской танатологии, эмпирические исследования показали, что приближение смерти, как правило, выражается через образы целостности и трансцендентности, т.е. темы самости. На этом основании Фортьепришел к выводу, что смерть влечет за собой восстановление оси «эго-самость». Вейман и Фабер проанализировали серию сновидений умирающей онкологической пациентки на предмет наличия двух основных тем: смерти и возрождения, а также прогрессивной эволюции образов, относящихся к архетипическому женскому началу. Была подтверждена идея о том, что на уровне психической реальности смерть представляет собой возникновение самости и выход за пределы конечного эго. Наиболее обширное исследование сновидений в процессе умирания было предпринято фон Франц, которая, опираясь на различные источники, собрал сны, приснившиеся в течение шести месяцев, предшествовавших смерти сновидца. Вместо того чтобы следовать обычным процедурам контент-анализа, фон Франц применила новаторский подход к выявлению тематического сходства между сновидениями умирающих и символическим языком алхимии. Используя юнговский метод амплификации, она выделила ряд мотивов, которые, по-видимому, формируют опыт умирания, таких как жертвоприношение, образы растительности, мотив путешествия и образы воскрешения. Из этих мотивов она выделила две особенно яркие темы: трансценденция и соединение противоположностей, а также понятие «тонкого тела», обозначающее совокупность, включающую в себя как «физическое», так и «психологическое» тела. Фон Франц пришла к выводу, что окончательное приближение смерти отражается в жизни сновидений темами интеграции и объединения, что свидетельствует о становлении самости как доминирующего измерения психологической жизни.Как и следовало ожидать, юнгианские исследователи также обычно обращают внимание на символические указания на трансформацию и индивидуацию в процессе умирания. В связи с этим образы целостности обычно интерпретируются как свидетельство законченности и завершения опуса индивидуации, независимо от того, осознается это или нет. Вейман и Фабер аналогично утверждают, что в контексте умирания сновидения свидетельствуют о глубокой трансформации и проявлении ранее не осознававшихся потенциальных возможностей «я». В своем исследовании фон Франц пришла к следующему выводу:«почти все символы, которые появляются в сновидениях о смерти, - это образы, которые также проявляются в процессе индивидуации, особенно во второй половине жизни... Как будто этот процесс, если он не был осознанно пережит до смерти, может быть «телескопирован»давлением надвигающейся смерти».Таким образом, приведенные выше исследования могут служить эмпирическим подтверждением идеи о том, что конец жизни - это не просто период психологической стагнации, а, возможно, период творческого роста и развития. Широко распространено мнение о том, что сновидения, проявляющиеся в присутствии смерти, при осознанном к ним отношении могут побудить умирающего человека к более полному и осмысленному отношению к жизни. Эдингерпришел к выводу, что символика сновидений служит цели «посвящения» умирающего в тайны смерти, которые не очевидны для обыденного сознания; рассказывая о серии сновидений, записанных в течение двух лет до смерти сновидца, он утверждал, что сны могут рассматриваться как «уроки метафизики», которые служат подготовкой к смерти[Welman, 1995].Исследование, проведенное Вайманом и Фабером (1992), показало, что даже если сны не обсуждались с умирающим субъектом, нуминозность архетипических образов, по-видимому, вдохновляла его на значимую трансформацию, что выражалось в глубоких изменениях в сознательном отношении субъекта к смерти.3. Возможность жизни после смертиПоследняя тема, которую мы рассмотрим, является, пожалуй, самой спорной и непонятной концепцией, возникшей в результате юнгианских исследований сновидений и смерти. Она связана с идеей о том, что сновидческие образы, проявляющиеся перед смертью, указывают на обещание продолжения существования после смерти тела. Это центральная линия интерпретации в работах фон Франц. Она выделила мотивы, указывающие на разрушение «старого» тела и сопутствующее проявление «нового», «тонкого» тела, и пришла к выводу, что сны о смерти показывают «некое продолжение жизненного процесса, которое... невообразимо для обыденного сознания». Или еще более эксплицитно: «...бессознательная психика уделяет очень мало внимания резкому окончанию телесной жизни и ведет себя так, как будто психическая жизнь индивида, то есть процесс индивидуации, будет просто продолжаться... Существуют также сны, которые символически указывают на окончание телесной жизни и явное продолжение психической жизни после смерти. Бессознательное совершенно очевидно «верит» в жизнь после смерти» [Юнг, 2022, с. 36].Уитмонт также утверждал, что сны в конце жизни изображают смерть «не как угрозу, а как исполнение, временную следующую фазу». Вейман и Фабер также утверждают, что образы смерти раскрываются как фундаментально парадоксальные, указывающие, с одной стороны, на разрушение и дезинтеграцию, а с другой - на воскрешение и возрождение.То, что в процессе умирания проявляются образы, которые на протяжении многих поколений воплощали надежду на бессмертие, здесь не оспаривается, но именно интерпретация этих образов вызывает серьезные споры. Юнг утверждал, что возможность жизни после смерти «имеет такое неисчислимое значение, что должна побудить дух исследования к величайшим усилиям», и предлагал считать сны наиболее подходящими данными для рассмотрения этой возможности:«Не только мои собственные сны, но и иногда сны других людей помогали сформировать, пересмотреть или подтвердить мои взгляды на жизнь после смерти»[Юнг, 2022, с. 77].Конечно, за пределами наших эпистемологических возможностей находится вопрос о том, действительно ли существует посмертное существование, но это не означает, что жизнь после смерти не является важной психологической проблемой, особенно для умирающего человека. Однако следует с большой осторожностью делать выводы о возможности вечности на основе образов сновидений и не забывать, что в конечном итоге мы имеем дело с психической, или символической, реальностью, а не с буквальной.Итак, основным следствием юнгианских исследований сновидений в контексте смерти и умирания является то, что процесс умирания основывается и отражается в архетипических образах смерти и связанных с ней психологических возможностях (целостность, возрождение, трансформация и т.д.). Выяснилось также, что умирание ассоциируется, по крайней мере на бессознательном уровне, с появлением самости как архетипа целостности, а значит, с «завершением» индивидуации. Существует также мнение, что сознательное участие в архетипической драме смерти и умирания может способствовать значимому росту и трансформации.По сути, некоторые исследования подтверждают идею о том, что сновидения открывают путь к осмысленному гнозису смерти и раскрывают возможности воображения, которые компенсируют утрату символических моделей в современной религиозной и социальной жизни по-видимому, подытоживают сказанное, утверждая, что, помимо других своих функций, сновидения, проявляющиеся в процессе умирания, служат, во-первых, для подготовки человека к смерти, а во-вторых, для его обучения осмысленному пути умирания. Итак, Юнг считал, что смерть – это не только биологический феномен, но и глубокий символический опыт. Он утверждал, что каждый человек имеет свою индивидуальную картину мира, которая определяется его личными ассоциациями и архетипами. Архетипы – это универсальные образы и символы, присутствующие в коллективном бессознательном всех людей.Когда человек сталкивается с потерей или травматическим событием, таким как смерть близкого человека, его личная картина мира может подвергаться серьезным изменениям. Это вызывает различные эмоциональные реакции – от горя до страха или даже отчаяния. В юнгианской терапии работа с такими эмоциями осуществляется через активное исследование символов и архетипов.Одним из ключевых понятий в юнгианском анализе является процесс индивидуации – это постепенное раскрытие и развитие своей уникальной личности. Именно в рамках этого процесса человек имеет возможность осознать связь между собственными переживаниями, потерями и символами, которые отражают его глубинные эмоциональные состояния.Работа с травмой и потерей в контексте юнгианской терапии начинается с активного разговора о переживании смерти. Целью этого разговора является осознание связей между более поверхностными эмоциями и более глубокими архетипическими образами, которые могут быть связаны с опытом потери или травмы.Важно отметить, что в контексте юнгианской терапии нет прямых рекомендаций о том, как именно работать с переживаниями смерти. Вместо этого юнгианскийанализист предлагает своему пациенту создать безопасное пространство для саморефлексии и выражения эмоций, связанных с потерей. Это может быть достигнуто через различные методы, включая рисование, письмо или даже медитацию.Однако основной акцент в юнгианской терапии при работе с травмой и потерей делается на активном исследовании символов. Юнг считал, что символы – это язык бессознательного, который может помочь человеку осознать и прояснить его внутренний мир. В контексте работы с переживанием смерти символический материал может помочь клиенту выразить свое горе и находить новые способы отношения к утрате.Примером такого символического материала может быть мечта о умершем близком человеке или образцы поведения, которые вызывают эмоциональные реакции. Юнгианскийанализист помогает клиенту расшифровывать эти символы и образы, чтобы проникнуть в глубинные слои его психики и осознать связь с потерей.Также стоит отметить, что процесс исцеления после травмы или потери может быть долгим и сложным. Юнгианская терапия предлагает клиенту время для саморефлексии, интеграции переживаний и поиска новых способов адаптации к измененной реальности. Важно помнить, что каждый человек имеет свой собственный темп работы с травмой, и юнгианскийанализист поддерживает клиента в его индивидуальном процессе заживления.Таким образом, работа с травмой и потерей в контексте юнгианской терапии требует осознания символов и архетипов, которые отражают глубинные эмоциональные состояния клиента. С помощью активного разговора о переживании смерти и использования символического материала пациент может обрести новое понимание своего опыта потери и продвинуться на пути индивидуации.Юнгианская терапия предлагает ряд практических методов и техник, которые помогают клиентам работать с этой темой, разрешать свои страхи и осознавать глубинные значения, связанные со смертью.Один из таких методов - активное воображение или импровизация. Клиенту предлагается закрыть глаза, расслабиться и визуализировать свою собственную смерть. Он может представить это как образ или символическую картину. Эта форма работы помогает клиенту осознать свои эмоции, мысли и чувства по отношению к смерти. Проявление страхов или тревог может быть началом работы с соответствующими ассоциациями и образами, которые могут возникнуть в процессе импровизации.Другой метод, который может быть использован при работе с темой смерти, - активное слушание музыки. Юнг утверждал, что музыка может быть выразительным языком для наших подсознательных частей личности. Клиентам предлагается прослушивать различные композиции, которые находят отклик в их душе и вызывают эмоциональные реакции. Музыка становится катализатором для осознания и выражения связанных с темой смерти мыслей и чувств.Третий метод - создание коллажей или журнала. Клиентам предлагается выбрать изображения, фотографии или слова, которые ассоциируются у них со смертью или процессом умирания. Затем они располагают выбранные элементы на бумаге или доске, формируя своеобразный коллаж или страницы журнала. Это позволяет клиентам визуализировать свои мысли и чувства по отношению к смерти, а также обнаружить скрытые ассоциации и символы, которые могут иметь глубокий смысл для них.Важной частью юнгианской терапии является работа со сновидениями. Сны могут содержать множество образов и символов, связанных со смертью или процессом умирания. Клиентам предлагается записывать свои сны и анализировать их вместе со специалистом. Это помогает расшифровывать скрытые сообщения, которые подсознание пытается передать клиенту через символический язык сновидений.Как эффективны эти методы и техники в работе с темой смерти? Ответ на этот вопрос будет индивидуален для каждого клиента. Однако, опыт показывает, что использование юнгианских методов может быть очень полезным для работы с этой темой. Работа через активное воображение и импровизацию позволяет клиенту более осознанно относиться к своим страхам и тревогам по отношению к смерти. Активное слушание музыки может помочь клиенту выразить эмоции, которые он может испытывать в связи с этой темой. Создание коллажей или журнала позволяет клиенту визуализировать свои мысли и чувства по отношению к смерти и обнаружить глубинные значения, скрытые за символами. Работа со сновидениями может помочь клиенту расшифровать скрытые сообщения подсознания.Важно отметить, что юнгианский подход не является универсальным решением для всех клиентов. Каждый человек уникален со своими индивидуальными потребностями и особенностями. Психотерапевт должен быть готов адаптировать свой подход и методы работы в зависимости от конкретной ситуации и клиента.Рекомендации по использованию юнгианского подхода к образу смерти в психотерапии:1. Разработка безопасного пространства: Психотерапевт должен создать безопасную и доверительную атмосферу, в которой клиент может открыться на обсуждение своих эмоций и мыслей о смерти. Это может потребовать времени и терпения, так как эта тема может быть для многих людей очень чувствительной.2. Работа с символами: Юнгианский подход предлагает работу с символами, которые связаны со смертью. Психотерапевту следует помочь клиенту расшифровать значения этих символов, чтобы лучше понять его личное отношение к смерти.3. Анализ сновидений: Сны могут содержать ценную информацию о нашем бессознательном отношении к жизни и смерти. Использование анализа сновидений может помочь клиентам осознать скрытые страхи или желания в отношении смерти.4. Использование активного воображения: Психотерапевт может провести с клиентом упражнение по активному воображению, чтобы помочь ему лучше понять свое отношение к смерти. Клиент может быть попрошен представить себе свою собственную смерть или изобразить образы, которые ассоциируются у него со смертью.5. Самосознание и саморазвитие: Юнгианский подход акцентирует важность самосознания и саморазвития для достижения гармонии и баланса. Психотерапевт должен поддерживать клиента в его стремлении к осознанию и принятию своего отношения к смерти.Итак, использование юнгианского подхода к образу смерти в психотерапии может быть ценным инструментом для работы со сложной темой. Однако, эффективность этого подхода зависит от индивидуальных потребностей каждого клиента и готовности психотерапевта адаптироваться к различным реакциям и эмоциям, возникающим при работе с этой темой. Важно создать безопасное пространство для клиента, чтобы он мог выразить свои эмоции и мысли без страха или осуждения. Терапевт должен быть готов к возможной конфронтации со своими собственными страхами и предрассудками по отношению к этой теме.ЗаключениеОбраз смерти является одной из ключевых концепций в юнгианской психологии и психотерапии. Этот подход, разработанный швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом, основывается на предположении о том, что у каждого человека есть бессознательные аспекты личности, которые играют значительную роль в формировании его поведения и эмоционального состояния.Понятие образа смерти относится к коллективному бессознательному – аспекту бессознательного, содержащего общечеловеческие архетипы и символы. Образ смерти может проявляться как в индивидуальных фантазиях и снах, так и в мифологических представлениях различных культур.Юнг утверждал, что образ смерти необходим для полноценного функционирования личности. Одной из причин этого является то, что столкновение с осознанием своей неизбежной конечности помогает человеку осознать ценность жизни и принять ее в полной мере. Образ смерти может также помочь людям столкнуться со своими скрытыми страхами и травмами, что способствует их развитию и самопознанию.Образ смерти может вызывать у людей негативные эмоции и страхи. Часто клиенты в психотерапевтической работе испытывают тревогу или дискомфорт, когда им предлагается изучить эту тему. Это связано с нашим природным инстинктом к самосохранению и стремлением избегать мыслей о конечности своего бытия.Однако, преодоление страха перед смертью и осознание ее неотъемлемой части жизни может иметь глубокий трансформационный эффект на психическое состояние человека. Признание своей собственной уязвимости и ощущение временности всех вещей помогает людям ценить моменты жизни, строить более осознанные отношения и принимать ответственность за свои действия.В юнгианской психотерапии специалисты используют различные методы для работы с образом смерти у клиентов. Это может быть работа с архетипами через анализ символов и мифов, проведение фантазийных упражнений или использование ритуалов и обрядов. Целью такой работы является интеграция образа смерти в личность клиента, чтобы помочь ему найти гармонию в своем отношении к этому аспекту жизни.Юнгианский подход к образу смерти в психотерапии предлагает новый взгляд на эту тему. Он призывает людей перестать избегать мыслей о конечности и начать исследовать свое отношение к смерти. Это может быть сложным процессом, требующим времени и поддержки специалиста, но результаты такой работы могут быть весьма значимыми для личностного роста и психического благополучия.Таким образом, образ смерти в юнгианской психотерапии играет важную роль в процессе самоанализа и развития человека. Работа с этим аспектом бессознательного может помочь клиентам принять свою уязвимость, оценить ценность жизни и найти гармонию в своем отношении к смерти. Она является неотъемлемой частью юнгианской терапевтической практики и предлагает новые возможности для личностного роста и самопознания.Список использованных источниковТарнапольская Г.М. Отношение к смерти и практика самореализации в махабхарате с позиции юнгианского психоанализа / Г.М. Тарнапольская // Вестник Томского государственного университета. История. – 2018. – №4 (24). – С. 173-177Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2022. – 448 с.Холл Д.А. Юнгианское толкование сновидений / Д.А. Холл. – М., 2022. – 204 с.Юнг К.Г. Нераскрытая самость / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2022. – 256 с.Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг. - М.: АСТ, 2023. – 224 с.Юнг К.Г. Древняя и современная интерпретация сновидений / К.Г. Юнг. – М.: Клуб Касталия, 2022. – 230 с.Юнг К.Г. О психоанализе / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2022. – 288 с.Юнг К.Г. Ответ Иову / К.Г. Юнг. – М.: Канон +, 2020. – 352 с.Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2021. – 320 с.Юнг К.Г. Проблема души нашего времени / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2022. – 352 с.Юнг К.Г. Реальное и сверхреальное / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.Юнг К.Г. Символы трансформации / К.Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2021. – 583 с.Avens, R. Imaginal body: para-Jungian reflections on soul, imagination, and death / R. Avens. - Washington, D.C.: University Press of America, 1982. – 228 p.Boss, M. The analysis of dreams / M. Boss. - London : Rider, 1957. – 223 p.Brooke, R. Jung and Phenomenology / R. Brooke. - London: Routledge & Kegan Paul, 1991. – 312 p.Hannah, B. Encounter with the soul: active imagination as developed by C G Jung / B. Hannah. - Boston, 1981.Gordon, R. The death instinct and its relation to the self / R. Gordon // Journal of Analytical Psychology, 1961. – pp. 119-137Greenberg H.R. Dreams of a dying patient / H.R. Greenberg, H. Blank // British Journal of Medical, 1970. – pp. 355-362Harding, M.E. The reality of the psyche / M.E. Harding, 1968. – 202 p.Hillman, J. Suicide and the soul / J. Hilman. - Zurich: Spring Publications, 1964. – 194 p.Hillman, J. The Dream and the Underworld / J. Hillman. - Harper & Row, 1979. – 243 p.Mattoon, M. A. Jungian psychology in perspective. / M.A. Mattoon. - New York: Free Press, 1981. – 325 p. Romanyshyn, R. D. Technology as symptom and dream / R.D. Romanyshyn. - New Fetter Lane, London, 1989. – 265 p.Welman M. Death and gnosis: archetypal dream imagery in terminal illness / M. Welman. - Rhodes university, Grahamstown, South Africa, 1995. – 355 p.Whitmont, E. C. The symbolic quest: basic concepts of analytical psychology / E.C. Whitmont. - Princeton: Princeton University Press, 1969. – 240p.Coolidge F. L. Dreams of the dying / F.L. Coolidge, C.E. Fish // OMEGA - Journal of Death and Dying [электронныйресурс]. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.2190/64PK-QTX2-KE9P-XH5PCorbin, H. Mundus imaginalis, or the imaginary and the imaginalfulling, 1972, 1-19 [электронныйресурс]. – URL: https://www.imagomundi.com.br/espiritualidade/mundus_imaginalis.pdfGordon, R. The death instinct and its relation to the self / R. Gordon// Journal of Analytical Psychology, 2006. - P. 119-137. – URL: https://www.researchgate.net/publication/229709039_The_Death_Instinct_and_Its_Relation_to_the_SelfPrince, P. N. Dreams of the dying patient: an exploration of content / P.N. Prince, R.F. Hoffmann // OMEGA - Journal of Death and Dying. – pp.1-11[электронныйресурс]. – https://doi.org/10.2190/018D-1TJW-T1NQ-MUJYWeiman M. The dream in terminal illness: a Jungian formulation / М. Weiman. P. Faber // Journal of Analytical Psychology. – 1992. – pp. 61-81 [электронныйресурс].– URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/1372305/Калита И. Феноменология архетипичного [электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/256853377_Fenomenologia_arhetipicnogo
2. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2022. – 448 с.
3. Холл Д.А. Юнгианское толкование сновидений / Д.А. Холл. – М., 2022. – 204 с.
4. Юнг К.Г. Нераскрытая самость / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2022. – 256 с.
5. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг. - М.: АСТ, 2023. – 224 с.
6. Юнг К.Г. Древняя и современная интерпретация сновидений / К.Г. Юнг. – М.: Клуб Касталия, 2022. – 230 с.
7. Юнг К.Г. О психоанализе / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2022. – 288 с.
8. Юнг К.Г. Ответ Иову / К.Г. Юнг. – М.: Канон +, 2020. – 352 с.
9. Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2021. – 320 с.
10. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2022. – 352 с.
11. Юнг К.Г. Реальное и сверхреальное / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.
12. Юнг К.Г. Символы трансформации / К.Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2021. – 583 с.
13. Avens, R. Imaginal body: para-Jungian reflections on soul, imagination, and death / R. Avens. - Washington, D.C.: University Press of America, 1982. – 228 p.
14. Boss, M. The analysis of dreams / M. Boss. - London : Rider, 1957. – 223 p.
15. Brooke, R. Jung and Phenomenology / R. Brooke. - London: Routledge & Kegan Paul, 1991. – 312 p.
16. Hannah, B. Encounter with the soul: active imagination as developed by C G Jung / B. Hannah. - Boston, 1981.
17. Gordon, R. The death instinct and its relation to the self / R. Gordon // Journal of Analytical Psychology, 1961. – pp. 119-137
18. Greenberg H.R. Dreams of a dying patient / H.R. Greenberg, H. Blank // British Journal of Medical, 1970. – pp. 355-362
19. Harding, M.E. The reality of the psyche / M.E. Harding, 1968. – 202 p.
20. Hillman, J. Suicide and the soul / J. Hilman. - Zurich: Spring Publications, 1964. – 194 p.
21. Hillman, J. The Dream and the Underworld / J. Hillman. - Harper & Row, 1979. – 243 p.
22. Mattoon, M. A. Jungian psychology in perspective. / M.A. Mattoon. - New York: Free Press, 1981. – 325 p.
23. Romanyshyn, R. D. Technology as symptom and dream / R.D. Romanyshyn. - New Fetter Lane, London, 1989. – 265 p.
24. Welman M. Death and gnosis: archetypal dream imagery in terminal illness / M. Welman. - Rhodes university, Grahamstown, South Africa, 1995. – 355 p.
25. Whitmont, E. C. The symbolic quest: basic concepts of analytical psychology / E.C. Whitmont. - Princeton: Princeton University Press, 1969. – 240p.
26. Coolidge F. L. Dreams of the dying / F.L. Coolidge, C.E. Fish // OMEGA - Journal of Death and Dying [электронный ресурс]. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.2190/64PK-QTX2-KE9P-XH5P
27. Corbin, H. Mundus imaginalis, or the imaginary and the imaginal fulling, 1972, 1-19 [электронный ресурс]. – URL: https://www.imagomundi.com.br/espiritualidade/mundus_imaginalis.pdf
28. Gordon, R. The death instinct and its relation to the self / R. Gordon// Journal of Analytical Psychology, 2006. - P. 119-137. – URL: https://www.researchgate.net/publication/229709039_The_Death_Instinct_and_Its_Relation_to_the_Self
29. Prince, P. N. Dreams of the dying patient: an exploration of content / P.N. Prince, R.F. Hoffmann // OMEGA - Journal of Death and Dying. – pp.1-11 [электронный ресурс]. – https://doi.org/10.2190/018D-1TJW-T1NQ-MUJY
30. Weiman M. The dream in terminal illness: a Jungian formulation / М. Weiman. P. Faber // Journal of Analytical Psychology. – 1992. – pp. 61-81 [электронный ресурс]. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/1372305/
31. Калита И. Феноменология архетипичного [электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/256853377_Fenomenologia_arhetipicnogo