Этика и профессиональная ответственность тренера в хоккее: между давлением на успех и заботой о спортсмене.
Заказать уникальный доклад- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 14.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРЕНЕРА В ХОККЕЕ 5
1.1. Спортивная этика и профессиональная ответственность как наука 5
1.2. Педагогические способности и профессионально значимые качества тренера по хоккею 7
1.3. Условия и факторы, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров по хоккею 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРЕНЕРОВ В ХОККЕЕ 16
2.1 Методика и организация исследования профессионально важных качеств личности тренера по хоккею 16
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ХОККЕЙНОМ КЛУБЕ 19
3.1. Факторы, влияющие на эффективность тренерского процесса в хоккейном клубе 19
3.2. Обоснование и разработка критериев оценки профессиональной деятельности тренеров по хоккею с шайбой 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Но тогда возникает вопрос, какими критериями необходимо пользоваться для оценки действий тренеров?Практика свидетельствует, что для исследования практической деятельности тренеров необходимо найти критерии, при помощи которых можно было бы судить о творчестве на любом этапе осуществления профессиональной деятельности, при применении любого педагогического способа или приема.Однако решение данной задачи затрудняется тем, что в спортивно-педагогической науке не сложились единые подходы к разработке критериев оценки того или иного педагогического явления. В частности, одни авторы под критериями понимают совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень развития какого-либо явления А.А. Бодалев. Другие просто отождествляют критерии с показателями. «Критерий... — это показатель...» - пишет П.Н. Городов. Третьи включают критерии в показатели. Все это требует внесения ясности в определение понятия «критерий».Специфические свойства, выполняющие функцию соотношения, мерила для определения, оценки предметов и явлений, называют критериями. Следовательно, критерий - это научная категория, отражающая специфические свойства предметов, процессов и явлений, которые выполняют функцию соотнесения их друг с другом в целях оценки или классификации.Свойства предметов, процессов и явлений могут видоизменяться, приобретаться, утрачиваться. Поэтому при выборе критериев оценки изучаемых явлений необходимо учитывать, насколько постоянно и устойчиво (атрибутивно) проявляются те или иные признаки.Не следует забывать, что обыденное, привычное восприятие свойств, предметов, процессов, явлений может быть поверхностно, легковесно и не схватывать их сути. Хотя между явлениями и сущностью имеется закономерная связь, степень существенности явлений бывает различной. Как правило, явление и сущность не совпадают между собой. Поэтому критерии должны отражать существенные свойства предметов, процессов и явлений.Далее, чтобы всесторонне исследовать какой-либо предмет или явление, более глубоко познать его сущность, необходимо изучать его различные свойства, проявляющиеся в многообразных связях и опосредствованиях. Чем всестороннее будет изучен предмет, процесс, явление, тем объективнее будут выводы исследования.Данные положения в полной мере относятся как к профессиональной деятельности педагогов в целом, так и к проблеме изучения деятельности тренеров по хоккею с шайбой.При решении задачи обоснования критериев оценки профессиональной деятельности тренеров хоккейного клуба учитывалось, что в педагогической литературе сложился ряд подходов к разработке критериев оценки деятельности преподавателей высших военных учебных заведений.В работах В.А.Михайловского и В.А.Солоницына отмечается, что к критериям оценки деятельности преподавателя следует отнести стремление к поиску нового, интерес к новизне и педагогическую активность. А.Ф.Иванов считает критериями эффективности деятельности новизну в действиях педагога и качество знаний обучаемых, а Л.Я.Радушкевич — продуктивность и значимость психологических и функциональных компонентов.ЗАКЛЮЧЕНИЕТренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером достигать вершин. Тренер должен быть профессионалом в той области, которую он преподает. Если это спорт, то за его спиной должны быть победы в соревнованиях, другие спортивные достижения.Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера.При проведении анализа этики и профессиональной ответственности тренера по хоккею, были выявлены следующие выводы.Этика и профессиональная ответственность тренера в хоккее являются важными факторами успешности тренировочного процесса и спортивных достижений команды.Этика и профессиональная ответственность тренера в хоккее зависят от уровня команды, опыта работы тренера и стиля руководства тренера.Чем выше уровень команды, опыт работы тренера и степень демократичности и ситуативности стиля руководства тренера, тем выше этика и профессиональная ответственность тренера в хоккее.Самые высокие показатели этики и профессиональной ответственности тренера в хоккее имеют тренеры профессиональных команд.Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению со спортсменами, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать роль тренера в подготовке спортсмена, стиль его деятельности, профессионально-значимые качества, психические состояния тренера и т.д.В современном обществе значительно расширяется диапазон психологического изучения субъекта спорта. Соответственно расширяется спектр психологического познания мира деятельности в сфере спорта. При рассматривании приоритетных задач современной практической психологии встает вопрос о необходимости широкого применения психологического знания в тренерской деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫУказы, Постановления, Кодексы1. Министерство труда и социальной защиты российской федерации приказ от 21 апреля 2022 г. n 237н об утверждении профессионального стандарта «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта».2.Кодекс спортивной этики: этика и принципы «фэйр плэй» в спорте (rusbiathlon.ru)https://rusbiathlon.ru/blogs/biathlon/id104773. Федеральный закон от 04.12.2007 n 329-фз (ред. от 24.06.2023) «О физической культуре и спорте в российской федерации»4. Кодекс профессиональной этики тренераЛитературные источники4. Доронина, Л.К. Общение тренеров с командой / Л.К. Доронина // Научные основы физического воспитания и спорта: сб. науч. работ ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. – Ленинград, 1976. – С. 132–134.6. Жариков, Е.С. О некоторых интеллектуально-психологических качествах современного тренера // Хоккей: ежегодник. – М., 1981. – С. 36–38.7. Жмарев, Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера /8.Жмарев. – Киев: Здоров’я, 1980. – 144 с.9. Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена /Р.М. Загайнов. – М.: Советский спорт, 2005. – 106 с.10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – С. 168–184.11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.12. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.13. Исаев, А.А. Особенности педагогического мастерства тренеров детских спортивных коллективов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Исаев; ЛГУ им.А.А. Жданова – Л., 1981. – 16 с.14. Казакова, Т.Б. Профессионально-педагогическая направленность личности тренера / Т.Б. Казакова, М.К. Павлова // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф.«Ананьевские чтения – 2000»; СПб. ун-та; под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2000. –С. 27–29.15. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов; КГУ. – Казань, 1969. – 278 с.16. Коломейцев, Ю.А. Социально-психологический анализ деятельности тренера спортивной группы / Ю.А. Коломейцев // Теория и практика физ. культуры. – 1976. –№ 6. – С. 13–15.ПРИЛОЖЕНИЯАнкета «Удовлетворенность тренера своей педагогической деятельностью» (по Е.П. Ильину, 2000)1. Удовлетворены ли Вы своей профессией? _______________________________2. Удовлетворены ли Вы отношением к учебно-тренировочному процессуа) спортсменов _______________________________________б) их родителей ______________________________________в) администрации ____________________________________г) педагогического коллектива _________________________3. Что Вас не удовлетворяет в работе?а) однообразие; б) невозможность проявить творчество;в) бесполезность своего труда; г) плохая материальная база.д) разобщенность интересов с коллегами по работе;е) большая трата времени на оформление документации;4. Какая сторона профессиональной подготовки Вас больше всего удовлетворяет?а) методическая; б) теоретическая;в) практическая (техника владения упражнениями); г) физические кондиции;д) умение общаться; е) организационная.5. Удовлетворены ли Вы результатами своей работы?а) физическим развитием спортсменов; б) сформированными навыками;в) снижением травматизма; г) спортивными достижениями.6. Чем удовлетворяет Вас данное место работы?а) заработной платой; б) близостью от места проживания;в) психологическим климатом в педагогическом коллективе.Опросник «Индивидуальный стиль педагогической деятельности тренера»Текст опросника:1. Вы составляете подробный план тренировки?2. Вы планируете тренировки лишь в общих чертах?3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана тренировки?4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в навыках, умениях спортсменов или трудности при выполнении заданий?5. Вы отводите большую часть тренировки объяснению нового материала?6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал?7. Часто ли Вы обращаетесь к спортсменам с вопросами в процессе объяснения?8. В процессе сдачи контрольных нормативов много ли внимания Вы уделяете каждому спортсмену?9. Вы всегда добиваетесь от спортсменов абсолютно правильного выполнения упражнений?10. Вы всегда добиваетесь, чтобы спортсмен самостоятельно исправил свои ошибки?11. Вы часто используете разнообразный материал при разучивании новых упражнений?12. Вы часто меняете направленность работы на тренировке?13. Допускаете ли Вы, чтобы сдача контрольных нормативов спонтанно перешла в разучивание новых упражнений?14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы спортсменов?15. Вы постоянно следите за активностью всех спортсменов во время тренировки?16. Может ли неподготовленность или настроение спортсменов во время тренировочного занятия вывести Вас из равновесия?17. Вы всегда сами исправляете ошибки спортсменов?18. Вы всегда укладываетесь в рамки тренировки?19. Вы строго следите за тем, чтобы спортсмены выполняли упражнения самостоятельно, без подсказок или помощи?20. Вы всегда детально оцениваете выполнение каждого упражнения?21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым спортсменам?22. Часто ли Вы поощряете спортсменов за хорошо выполненное упражнение?23. Часто ли Вы порицаете спортсменов за плохо выполненное упражнение?24. Часто ли Вы контролируете навыки и умения спортсменов?25. Часто ли Вы повторяете разученные упражнения?26. Вы можете перейти к изучению новых упражнений, не будучи уверенным, что предыдущие усвоены всеми спортсменами?27. Как Вы думаете, спортсменам интересно у Вас на тренировке?28. Как Вы думаете, спортсменам комфортно у Вас на тренировке?29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп тренировки?30. Вы сильно переживаете невыполнение спортсменом предъявляемых требований?31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на тренировке?32. Вас отвлекает «рабочий шум» на тренировке?33. Вы часто анализируете свою деятельность на тренировке?Обработка результатов: За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл (ответ «да»). Для определения доминирующего стиля рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество набранных баллов необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в шкалу.Эмоционально-импровизационный – ЭИС (15 вопросов): 2, 3, 5, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 21, 22, 26, 27, 28, 29Эмоционально-методический – ЭМС (25 вопросов): 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33.Рассуждающе-импровизационный – РИС (17 вопросов): 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 18, 20, 22, 25, 26, 27, 28.Рассуждающе-методический – РМС (16 вопросов): 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 31, 32, 33.
1. Министерство труда и социальной защиты российской федерации приказ от 21 апреля 2022 г. n 237н об утверждении профессионального стандарта «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта».
2. Кодекс спортивной этики: этика и принципы «фэйр плэй» в спорте (rusbiathlon.ru) https://rusbiathlon.ru/blogs/biathlon/id10477
3. Федеральный закон от 04.12.2007 n 329-фз (ред. от 24.06.2023)
«О физической культуре и спорте в российской федерации»
4. Кодекс профессиональной этики тренера
Литературные источники
4. Доронина, Л.К. Общение тренеров с командой / Л.К. Доронина // Научные основы физического воспитания и спорта: сб. науч. работ ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. – Ленинград, 1976. – С. 132–134.
6. Жариков, Е.С. О некоторых интеллектуально-психологических качествах современного тренера // Хоккей: ежегодник. – М., 1981. – С. 36–38.
7. Жмарев, Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера /
8. Жмарев. – Киев: Здоров’я, 1980. – 144 с.
9. Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена /
Р.М. Загайнов. – М.: Советский спорт, 2005. – 106 с.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – С. 168–184.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
12. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
13. Исаев, А.А. Особенности педагогического мастерства тренеров детских спортивных коллективов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Исаев; ЛГУ им.А.А. Жданова – Л., 1981. – 16 с.
14. Казакова, Т.Б. Профессионально-педагогическая направленность личности тренера / Т.Б. Казакова, М.К. Павлова // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф.«Ананьевские чтения – 2000»; СПб. ун-та; под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2000. –С. 27–29.
15. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов; КГУ. – Казань, 1969. – 278 с.
16. Коломейцев, Ю.А. Социально-психологический анализ деятельности тренера спортивной группы / Ю.А. Коломейцев // Теория и практика физ. культуры. – 1976. –№ 6. – С. 13–15.