Особенности когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 70 70 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 27.10.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Клинико-психолого-педагогические аспекты специфики особенностей когнитивных функций у дошкольников 6
с нарушениями зрения 6
1.1 Понятие когнитивных функций в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 9
1.3 Особенности когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения 16
Выводы по главе 26
Аналитический обзор литературы позволил сделать следующие выводы: 26
Глава II Экспериментальная работа по изучению специфики особенностей когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения 27
2.1 Описание выборки, процедуры и методик констатирующего эксперимента 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 34
2.3 Методические рекомендации по развитию когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения 50
Выводы по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Подводя итоги проделанной работы, удалось решить следующие задачи: 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Фрагмент для ознакомления

Игра 1. Назови все красное (круглое, деревянное...). По ходу игры ведущий (его роль может выполнять кто-либо из детей) задает основание для выделения в окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные кем-то предметы нельзя.Игра проходит несколько циклов, каждый из которых начинается тогда, когда будут названы все окружающие детей предметы, соответствующие названному признаку. В каждом цикле определяется победитель – игрок, который последним назвал нужное слово.Игра 2. Одинаковые по форме.Перед началом игры дети разбиваются на четверки, выделяют ведущего и получают наборы геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные три человека должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную палочку.Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных палочек. Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету».Игра 3. Рассели жильцов.Перед началом игры дети рисуют многоэтажный дом (или получают его готовую схему), где видны этажи, квартиры. Дается им также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире.Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение детей (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).2. Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов.Игра 1. Найди одинаковые множества.Игровой материал для этой игры – коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание – найти «парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисованоодинаковое число предметов. Выигрывает тот, кто составит таких пар открыток больше других игроков.Игра 2. Найди отличияДля проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением животных (или плодов, цветов, ягод и т.д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях (рис. 10).Рисунок 10. Картинка к игре «Найди отличия»Игра 3. Сложи картинку В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки, которые игрокам предлагается сложить в наиболее короткий срок. Количество частей в картинках, которые требуется правильно расположить, постепенно увеличивается с 3–4 до 10–12 и более, при этом может меняться и форма разрезов (прямой, волнообразный, зигзагообразный и др.) (рис. 11)Рисунок 11. Картинки для вырезания 3 Запоминание визуально представленного ряда с постепеннымувеличением числа включенных в него элементов; восстановлениедеформированного ряда.Игра 1. Заметь все!На наборном полотне педагог выставляет в один ряд 6–8 картинок с изображением самых разных предметов. На рассматривание изображений детям отводится не более 5–10 секунд, после чего они закрываются и детям предлагается перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Рисунок 12. Картинки к игре «Заметь все!»Выигрывает тот, кто заметит и безошибочно назовет все предметы. Игра 2. Разложи по порядкуВедущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ними ряд картинок и запомнить расположение каждой из картинок. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Задача игроков – восстановить ряд картинок в той же последовательности. Выигрывает тот игрок, кто первым правильно восстановит картинный ряд.Также нами предложена программа коррекционно-профилактической работе, по развитию когнитивных функций у детей, имеющих нарушение зрения.Программа коррекционной программы представлена в таблице 27.Таблица 27 – Программа коррекционной работыПоказательКритерии развитияИгрыВосприятие цветаРазличение и называние всех цветов спектра и их оттенков1. «Собери капельки»2. «Собери цветик–семицветик»3. «Подбери пару»4. «Какие шарики улетели?»5. «У кого какое платье?»Называние цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном миреСоотнесение предметов с цветными силуэтными и контурными изображениямиВосприятие формаРазличение и называние геометрических фигур и геометрических тел6. «Волшебный мешочек»7. «Определи правильно»8. «Построй башню»9. «Карточки-загадки»10. «Волшебные коробочки»Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановкеСоотнесение формы предметов с геометрическими эталонамиВосприятие величиныОпределение и обозначение в речи величины окружающих предметов11. «Строим башню из кубиков»12. «Собираем башню из колец»13. «В гости к бабушке»14. «Нарядим кукол»15. «Кто внимательнее»Сопоставление предметов по величинеВосприятие изображенийВосприятие изображения с трехплановой перспективой, понимание заслоненности одного предмета другим 16. «Обведи по пунктирной линии контур»17. «Что обуваем»18. «Моя любимая одежда»19. «Помогите детенышам найти свою маму»20. «Кто что ест?»Осязание и мелкая моторикаОриентировка в пространствеСоциально-бытовая ориентировкаДалее, предоставим описание каждой игры, которые были подобраны с целью развития когнитивных функций у детей.1. «Собери капельки».Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.Ход игры: перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Воспитатель говорит: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». Используется шесть цветов спектра.2. «Собери цветик-семицветик».Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.Ход игры: воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.3. «Подбери пару».Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.Ход игры: для игры используется цветное лото в рисунках. Воспитатель раскладывает перед ребёнком одинакового цвета.4. «Какие шарики улетели?».Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.Материал: цветное лото с флажками и шариками.Ход игры: воспитатель раскладывает в ряд флажки, ребёнок подбирает похожие по цвету шарики.5. «У кого какое платье?».Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.Ход игры: воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье.6. «Волшебный мешочек».Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.Ход игры: воспитатель объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит. Дети по очереди подходят и опускают руку в мешочек, не глядя в него. Нащупав какой-либо предмет, не вынимая руку из мешка, ребенок должен сказать, что он взял. 7. «Определи правильно».Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.Ход игры: воспитатель кладет перед ребенком нарисованную конструкцию и треугольник. Ребенку предлагается найти на рисунке такой же треугольник, а затем расположить его на листе бумаги так, как показано на рисунке, и обвести карандашом.8. «Построй башню».Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.Ход игры:  одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше.9. «Карточки-загадки».Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы.Ход игры: ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).10. «Волшебные коробочки».Цель игры: научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.Ход игры:  воспитатель – раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то – только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.11. «Строим башню из кубиков».Цель: учить детей правильно использовать различия в размерах предметов, развивать конструктивные способности детей, воспитывать аккуратность в работе со строительным материалом.   Ход игры: воспитатель предлагает детям построить из кубиков высокую башню. Сначала воспитатель показывает, как это делается, сопровождая свои действия словами: «Сначала поставим самый большой кубик, на него ставим кубик чуть поменьше, сверху ставим кубик еще меньше чем этот, а на самый верх поставим самый маленький кубик. Вот башенка и готова». Дети повторяют за действиями воспитателя. 12. «Собираем башню из колец». Цель: учить детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, воспитывать интерес к игре, усидчивость. Ход игры: воспитатель раздает детям колечки и предлагает построить башню из них. Показывает, как это нужно правильно делать, комментируя свои действия. 13. «В гости к бабушке».Цель: закреплять знания и умение детей в сравнении двух предметов по длине путем приложения.Ход игры: воспитатель на фланелеграфе в центре размещает бабушкин дом, к нему ведут 2 дороги (длинная и короткая) разного цвета. Что надо сделать, чтобы узнать какая дорога длиннее, а какая – короче (наложить одну полоску на другую)? Какая дорожка длиннее? 14. «Нарядим кукол».Цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по длине и находить равные, упражнять в завязывании ленточек.Ход игры: воспитатель предлагает детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости к другим ребятам. Их надо причесать и завязать красивые ленточки. Но вот здесь в коробке так много разных ленточек, так что сначала нужно навести порядок: в одну сторону отложить ленточки одной длины, в другую – ленточки другой длины. После того как дети справятся с заданием, они с помощью воспитателя завязывают куклам бантики, играют с ними.15. «Кто внимательнее».Цель: закреплять знания детей о способах сравнения предметов по ширине, воспитывать желание довести начатое до конца.Ход игры: воспитатель показывает детям 2 коробочки разного цвета. Они одинаковые по высоте и длине, но разные по ширине, ребенок прикладывает ленточки по длине, убеждается, что они одинаковые по длине. Воспитатель предлагает проверить одинаковые ли ленточки по ширине, какая из них шире, а какая – уже. «Обведи по пунктирной линии контур».Цель: учить детей обводить по контуру, не отрывая руки, продолжать учить классифицировать предметы по их прямому назначению.Ход упражнения: воспитатель предлагает детям обвести по пунктирной линии контур, определить, что изображено на рисунке. (Дети называют предметы одежды, обуви, головных уборов, называют обобщающее слово).«Что обуваем».Цель: уточнить знания детей об обуви.Оборудование: картинки с временами года, картинки с обувью.Ход игры: Педагог показывает детям картинки с разными временами года, нужно подобрать обувь к различным погодным условиям.«Моя любимая одежда».Цель: уточнить знания детей об одежде, уточнить цвет и фактуру материала.Оборудование: мяч.Ход игры: Дети передают друг другу мяч. Педагог произносит слова: Ты катись веселый мячик, Быстро, быстро по рукам… У кого веселый мячик, Про любимую одежду Быстро все расскажет нам. Раз, два, три – говори.Дети по очереди рассказывают о своей любимой одежде, уточняя цвет и фактуру материала.«Помогите детенышам найти свою маму».Цель: развивать соотносить взрослых животных с их детенышами.Ход игры: воспитатель говорит детям – «Ребята, животные со своими детками гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детенышам найти своих мам и назовите их».«Кто что ест?».Цель: умение соотносить животных и то, чем они питаются.Ход игры: Педагог предлагает детям по картинкам определить, чем питаются животные.Таким образом, предполагается, что представленная программа коррекционной работы основанной на подборе заданий, направленных на развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, поспособствует зрительному восприятию у детей. При этом важно задания подбирать так, чтобы заинтересовать ребенка, так как у детей с нарушениями зрения снижен познавательный интерес.Программа коррекционной программы для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения,может быть направлена и на развитие других когнитивных функций:– развитие внимания;– развитие праксиса.Рекомендации на развития внимания детей 5-7 летнего возраста, имеющих нарушение зрения.Ввиду того, что внимание может успешно развиваться в ходе изучения материала, а затем представлении его в виде презентации или сообщения. В этой связи рекомендуется:1. Составлять синквейны. Довольно популярным и эффективным в настоящее время становится один из методов развития критического мышления как синквейн. Смысл данного методического приема в том, чтобы ученик в краткой форме представил учебный материал, информацию, которая позволяет оценить его знания. При составлении синквейна необходимо придерживаться следующих правил:– детей необходимо познакомить с правилами составления синквейна;– при определении темы сиснквейна желательно ориентироваться на пожелания детей, а также степень их индивидуальных особенностей и способностей.Пример синквейна представлен далее.Рисунок 13. Пример синквейна для занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения2. Составление презентаций, демонстрация которых может передавать информацию о предметах, различных материалов, что позволит детям расширять кругозор и уровень внимания.В качестве комплексных упражнений для развития праксиса предлагаем:1. «Перешагивание через препятствие»:детям предлагается пройтиприставнымшагомчерезпредметы(брусочки,палочки),лежащиепараллельно на расстоянии 20 см (5 предметов).Цель занятия: формируется кинетическая основа движений, способность к моторному программированию, контроль и коррекция допускаемых ошибок. Кроме этого проба позволяет оценить способность принятия инструкции или образца выполнения задания, динамическую координацию, обучаемость в процессе обследования, соразмерность и скорость движений ребенка.2.«Вытягивание лент» с двухступенчатой инструкцией («Вытяни ленту, дай мне в руку»). В крышке коробки через узкое отверстие продернуты несколько лент (длина 25-30 см). Ребенку предлагается вытянуть их и отдать экспериментатору в руку. Цель занятия: развивать навык моторного программирования, восприятие схемы тела, кинетическую организацию движения, контроль и коррекцию допускаемых ошибок. Помимо вышесказанного, занятие позволяет развивать пальцевый и кистевой праксис, скорость принятия программы, обучаемость в процессе обследования, характеристики движений (сила, соразмерность и точность).Выводы по главеМы провели констатирующий эксперимент в сентябре 2022 года, на базе детского сада компенсирующего вида №11 города Москвы. Были использованыметодики на определение цвета, формы, величины, восприятие изображений по автору Е.Н. Подколзиной, методика исследования мышления и методика исследования памяти «исследование пространственно-зрительной памяти».В соответствии с проведенной диагностикой и определением уровней развития восприятия, выделенными Л.Б. Осиповой, получили следующие результаты: – по результаты диагностики определения восприятия цвета у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у 20% детей, низкий у 80% детей. Высокий уровень у детей не выявлен;– по результаты диагностики определения восприятия формы у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у 20% детей, низкий у 80% детей. Высокий уровень у детей не выявлен;– по результатам диагностики определения восприятия величины у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у 10% детей, низкий у 90% детей. Высокий уровень у детей не выявлен;– по результатам диагностики определения восприятия изображений у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у половины детей (50%), вторая половина детей (50%) имеет низкий уровень. Высокий уровень у детей не выявлен.В соответствии с проведенной диагностикой и определением уровня мышления, выявили, что у детей–участников эксперимента высокий уровень у 20% детей, средний уровень наблюдается у 40% детей, низкий также у 40% детей. В соответствии с проведенной диагностикой и определением уровня «исследование пространственно-зрительной памяти», в соответствии с чем были получены результаты, у детей–участников эксперимента, средний и низкий уровни наблюдаются у равного количества детей по 50%. Высокий уровень у детей не выявлен.Мы составили методические рекомендации и программу коррекционно-профилактической работы, направленные на развитие когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, которые основаны на играх.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги проделанной работы, удалось решить следующие задачи:– мы изучили понятие когнитивных функций в психолого-педагогической литературе, на основании чего установили, что особенность таких детей заключаются в том, что ребенок с нарушением зрения не имеет полноценной возможности опираться на зрительное восприятие в своей деятельности. Из-за отсутствия полноценной информации об окружающем мире, опаски столкнуться с каким-либо объектом в процессе передвижения, невозможности получить полноценную информацию об окружающих предметах, у ребенка снижается интерес к познанию, появляется отставание в развитии, ребенок испытывает трудности в восприятии окружающих объектов. Для таких детей характерно наличие нарушений развития когнитивных функций;– мы обосновали клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями зрения, что позволяет сказать гам о том, что данная характеристика имеет большое значение для понимания особенностей развития и обучения этих детей. Это исследование помогает расширить наши знания о влиянии нарушений зрения на психологическое и педагогическое состояние ребенка, а также позволяет разработать эффективные методы работы с такими детьми. При рассмотрении клинической стороны, мы обнаружили, что дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности в осознании окружающего мира и взаимодействии с ним. Их способность воспринимать информацию через зрительный канал существенно ограничена, что может приводить к задержке в развитии различных психологических функций. Однако, несмотря на эти трудности, дети с нарушениями зрения обладают уникальными способностями и могут развивать другие чувства и навыки на более высоком уровне;– нами рассмотрены особенности когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения, в соответствии с чем отметили, что эти особенности имеют важное значение для оценки и развития познавательных способностей детей данной возрастной группы. Обнаружено, что у дошкольников с нарушениями зрения наблюдаются трудности в восприятии и анализе визуальной информации. Это может привести к ограниченности в понимании окружающего мира и затруднениям в усвоении новых знаний. Кроме того, изучение когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения позволяет выявить специфические механизмы компенсации и адаптации, которые развиваются у этих детей. Например, некоторые из них могут развить более развитые слуховые или тактильные способности, чтобы компенсировать недостаток в зрении.– мы провели описание выборки, процедуры и методик констатирующего эксперимента в сентябре 2022 года, на базе детского сада компенсирующего вида №11 города Москвы. В ходе исследования были определены методики для диагностики развития когнитивных способностей, такие как: на определение цвета, формы, величины, восприятие изображений по автору Е.Н. Подколзиной, методика исследования мышления и методика исследования памяти «исследование пространственно-зрительной памяти»;– нами проанализированы и интерпретированы полученные результаты исследования, результат которых показал, что необходимость проведения коррекционных и методических мероприятий с детьми, имущими нарушение зрения необходим;– мы предложили методические рекомендации по развитию когнитивных функций у дошкольников с нарушениями зрения, которые направлены на развитие когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Наш подход основывается на использовании игр, которые являются не только увлекательными, но и эффективными инструментами для развития различных когнитивных функций. Мы предлагаем разнообразные игры, которые способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения и других важных познавательных навыков у дошкольников, имеющих нарушение зрения.В заключение отметим, тот факт, что у детей, имеющих нарушение зрения, имеются низкие показатели диагностических критериев, что подтверждает выдвинутую гипотезу в курсовой работе.Таким образом, гипотеза подтверждена, цели нашей работы достигнуты, задачи решены. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А.Я. Акшонина. – М.: Логос, 2008. – 187 с.2. Бабина Е.С. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения. Бабина Е.С. // Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С 101-108.3. Баранская Л.Т., Павлова Е.В. Нейропсихология. Учебное пособие. – Екатеринбург: УГМУ. 2020. – 115 с.4. Би, Х. Развитие ребенка. – 9-е изд. [Текст] – СПб: Питер, 2004 – 767 с.5. Волков Б.С Психология дошкольного возраста : учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2017. – 270 с.6. Волокитина Т.В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие. КИРА, Архангельск 2013. – 175с.7. Витковская А.М., Кантор В.З., Никулина Г.В., Рогушин В.К. – Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения 1997. 8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956 – 225 с.9. Венедиктова, М.В. Методическое пособие по обучению и воспитаниюдетей с нарушением зрения дошкольного возраста / М.В. Венедиктов. – НижнийНовгород: Перспектива, 2004. – 102 с.10. Григорьева, Л.П. Особенности зрительного опознания изображенийслабовидящими детьми / Л.П. Григорьева. – М.: Глобус, 2010. – 209 с.11. Гуревич, К.М., Борисова, Е.М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для вузов.- 3-е изд. [Текст] / К.М. Гуревич – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.12. Дефектология Проф: Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixicheskogo_razvitiya_slepyix_i_slabovidyashhix_detej13. Дефектология Проф: Особенности работы с детьми с нарушениями зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_rabotyi_s_detmi_s_narusheniyami_zreniya. Дата обращения 15.09.202314. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования – учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.15. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, 2008. – 192 с.16. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа для детей с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 129 с.17. Дружинин, В.Н. ,Ушаков, Д.В. Когнитивная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. –М.:ПЕР СЭ, 2007. – 480 с.18. Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей [Текст] И.В. Дубровина. - М: Просвещение, 2003. – 305 с.19. Журнал педагог: Психолого-педагогической характеристика с нарушением зрения возрастных и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=12958. Дата обращения 15.09.202320. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников / Т.В. Егорова. – М.: Педагогика, 2010. – 150 с.21. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.22. Лысова А.А. Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Рекпол 2011. – 29 c.23. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006. – 336 с. 24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.25. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. – 127 с.26. Маллаев, ДМ. Упражнения при нарушении зрения / Д.М. Маллаев. – М.: Советский спорт, 2005. – 257 с.27. Муссейибова, Т.А. Первые пространственные представления / Т.А. Муссейибова. – М.: Владос, – 2003. – 283 с.28. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 263 с.29. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 264 с.30.Образовательная социальная сеть: Характеристика детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/10/23/harakteristika-detey-s-narusheniem-zreniya. Дата обращения 15.09.202331. Образовательная социальная сеть: Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/29/vzaimosvyaz-lechebno-vosstanovitelnoy-raboty-i.Дата обращения 15.09.202332. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности – монография. – Челябинск, Цицеро, 2011. – 112 с.33. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения - Методическое пособие. Челябинск, 2015. – 59 с.34. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. Подколзина Е. Н. – М.: Обруч, 2014. – 72 с.35. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения - Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. – 39 с.36. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.37. Розанова, Т.В. Специальная психология / Т.В. Розанова. – М.: Академия, 2007. – 315 с.38. Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bskdou24.ru/Дата обращения 15.09.2023.39.Сековец Л.С., Разумова Л.И. и др. Коррекция нарушений зрения у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ, Под ред. Л. С. Сековец. – М.: аркти, 2006. – 368 с.40. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 2000. – 310 с.41. Солсо, Р.П. Когнитивная психология [Текст] / Р.П. Солсо - СПб: Дом Питер, 2002. – 286 с.42. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 464 с.43. Файловый архив студентов: лекция по тифлопедагогике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/7145512/page:18/Дата обращения 15.09.2023.44. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб. Питер, 2003. – 496 с.45. Хватько И. Н. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира/ Хватько И.Н. Солдатова Л. В., Коростелёва О. В. Молодой ученый - №46, ч 4, 2017. – 321 с.46. Чуприкова, Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников [Текст] / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии.- 2005 - №3. – с. 104-11447. Шадрикова, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / В.Д. Шадрикова. - М: Просвещение, 1990 – 150 с.48. Школьный вестник: Азбука тифлопедагога: словарь-справочник. [электронный ресурс] Режим доступа: http://s-vestnik.ru/node/334Дата обращения 15.09.2023.49. Шматко, Н.Б. Дети с отклонениями зрения / Н.Б. Шматко. – М.:Просвещение, 2006. – 153 с.50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия,2004. – 421 с.51. Электронное педагогическое издание: Педагогическая газета, Парменова И. А. Особенности мысленных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=45378. Дата обращения 15.09.2023.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Таблица для заполнения данных по диагностике ребенкаДанные выполнения диагностических заданий ребенком 5-6 лет (старшая группа).Фамилия, имя ребенка______________________________________Группа№ __________________Дата проведения обследования _______________________________Зрительное восприятиеДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Подбери предметы по цвету и оттенкам. Назови цвета»«Назови цвет окружающих предметов»«Какого цвета животное?»«Назови цвет (овощи, фрукты, цветы)»«Предметы и их изображения: цветные, контурные и силуэтные»«Покажи и назови геометрическиефигуры, у которых есть углы»«Покажи и назови геометрическиефигуры, геометрические тела»«Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная геометрическая фигура, геометрическое тело»«Подбери для каждого предметасвой домик»«Назови величину предмета»«Разложи предметы по величине»«Рассмотри картинку. Что нарисовано ближе к тебе? Что дальше оттебя? Какие предметы спряталисьза другими?»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямПриложение 2Упражнения для диагностики уровня развития зрительного восприятияВозраст: 5 – 7 летЦель упражнения: научить детей выделять предметы по их очертаниюХод выполнения: детям показывают картинку с нанесенными друг на друга прозрачными предметами. Дети ищут предметы и рядом, в колонку с примерами предметов, вписывают найденное количество предметов.«Цветная рыбалка»Детям предлагается поймать рыбку, и в зависимости от цвета пойманной рыбки положить в соответствующее по цвету ведерко.Дидактическая игра на восприятие величины В ходе игры детям предлагается разложить рыбки в соответствии с размером аквариума (большой, средний и маленький)Приложение 3Карточки для диагностики методика «Проставь значки» оценка переключения и распределения внимания Приложение 4Кубики КоосаДиагностика умения анализировать пространственную структуру предлагаемого образца, выделять части и вновь синтезировать их в целостный пространственный образ

1. Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А.Я. Акшонина. – М.: Логос, 2008. – 187 с.
2. Бабина Е.С. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения. Бабина Е.С. // Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С 101-108.
3. Баранская Л.Т., Павлова Е.В. Нейропсихология. Учебное пособие. – Екатеринбург: УГМУ. 2020. – 115 с.
4. Би, Х. Развитие ребенка. – 9-е изд. [Текст] – СПб: Питер, 2004 – 767 с.
5. Волков Б.С Психология дошкольного возраста : учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2017. – 270 с.
6. Волокитина Т.В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие. КИРА, Архангельск 2013. – 175с.
7. Витковская А.М., Кантор В.З., Никулина Г.В., Рогушин В.К. – Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения 1997.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956 – 225 с.
9. Венедиктова, М.В. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста / М.В. Венедиктов. – Нижний Новгород: Перспектива, 2004. – 102 с.
10. Григорьева, Л.П. Особенности зрительного опознания изображений слабовидящими детьми / Л.П. Григорьева. – М.: Глобус, 2010. – 209 с.
11. Гуревич, К.М., Борисова, Е.М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для вузов.- 3-е изд. [Текст] / К.М. Гуревич – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.
12. Дефектология Проф: Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixicheskogo_razvitiya_slepyix_i_slabovidyashhix_detej
13. Дефектология Проф: Особенности работы с детьми с нарушениями зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_rabotyi_s_detmi_s_narusheniyami_zreniya. Дата обращения 15.09.2023
14. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования – учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
15. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, 2008. – 192 с.
16. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа для детей с нарушениями зрения / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 129 с.
17. Дружинин, В.Н. ,Ушаков, Д.В. Когнитивная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. –М.:ПЕР СЭ, 2007. – 480 с.
18. Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей [Текст] И.В. Дубровина. - М: Просвещение, 2003. – 305 с.
19. Журнал педагог: Психолого-педагогической характеристика с нарушением зрения возрастных и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=12958. Дата обращения 15.09.2023
20. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников / Т.В. Егорова. – М.: Педагогика, 2010. – 150 с.
21. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
22. Лысова А.А. Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Рекпол 2011. – 29 c.
23. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006. – 336 с.
24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
25. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. – 127 с.
26. Маллаев, ДМ. Упражнения при нарушении зрения / Д.М. Маллаев. – М.: Советский спорт, 2005. – 257 с.
27. Муссейибова, Т.А. Первые пространственные представления / Т.А. Муссейибова. – М.: Владос, – 2003. – 283 с.
28. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 263 с.
29. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 264 с.
30. Образовательная социальная сеть: Характеристика детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/10/23/harakteristika-detey-s-narusheniem-zreniya. Дата обращения 15.09.2023
31. Образовательная социальная сеть: Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/29/vzaimosvyaz-lechebno-vosstanovitelnoy-raboty-i. Дата обращения 15.09.2023
32. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности – монография. – Челябинск, Цицеро, 2011. – 112 с.
33. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения - Методическое пособие. Челябинск, 2015. – 59 с.
34. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. Подколзина Е. Н. – М.: Обруч, 2014. – 72 с.
35. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения - Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. – 39 с.
36. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.
37. Розанова, Т.В. Специальная психология / Т.В. Розанова. – М.: Академия, 2007. – 315 с.
38. Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bskdou24.ru/ Дата обращения 15.09.2023.
39. Сековец Л.С., Разумова Л.И. и др. Коррекция нарушений зрения у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ, Под ред. Л. С. Сековец. – М.: аркти, 2006. – 368 с.
40. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 2000. – 310 с.
41. Солсо, Р.П. Когнитивная психология [Текст] / Р.П. Солсо - СПб: Дом Питер, 2002. – 286 с.
42. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 464 с.
43. Файловый архив студентов: лекция по тифлопедагогике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/7145512/page:18/ Дата обращения 15.09.2023.
44. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб. Питер, 2003. – 496 с.
45. Хватько И. Н. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира/ Хватько И.Н. Солдатова Л. В., Коростелёва О. В. Молодой ученый - №46, ч 4, 2017. – 321 с.
46. Чуприкова, Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников [Текст] / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии.- 2005 - №3. – с. 104-114
47. Шадрикова, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / В.Д. Шадрикова. - М: Просвещение, 1990 – 150 с.
48. Школьный вестник: Азбука тифлопедагога: словарь-справочник. [электронный ресурс] Режим доступа: http://s-vestnik.ru/node/334 Дата обращения 15.09.2023.
49. Шматко, Н.Б. Дети с отклонениями зрения / Н.Б. Шматко. – М.: Просвещение, 2006. – 153 с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 421 с.
51. Электронное педагогическое издание: Педагогическая газета, Парменова И. А. Особенности мысленных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=45378. Дата обращения 15.09.2023.