«Будущее энергетической геополитики: тренды и сценарии развития мировой энергетики.»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Геополитика
  • 36 36 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 16.10.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы энергетической мировой политики 5
1.1 Историческая значимость энергетической геополитики 5
2.2 Современная энергетическая динамика 12
Глава 2. Анализ современной мировой энергетической политики 17
2.1 Ключевые международные организации и их роль 17
2.2 Роль России в развитии мировой энергетики 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, переход к устойчивым энергетическим системам требует значительных инвестиций и политических реформ, которые могут столкнуться с сопротивлением.В заключение, приверженность Всемирного экономического форума формированию глобальной энергетической политики подчеркивает огромную важность энергетики в современную эпоху. Его инициативы, партнерские отношения и вклад способствовали продвижению дискуссий по вопросам перехода к устойчивой энергетике, энергетической безопасности и экологической устойчивости. Поскольку энергетика продолжает оставаться ключевым фактором экономического роста и глобального благосостояния, роль ВЭФ в формировании энергетической политики будет оставаться ключевой в стремлении к более устойчивому и справедливому энергетическому будущему.2.2 Роль России в развитии мировой энергетикиЭнергетическая геополитика вышла на передний план в мировых делах, и Россия становится главным фактором влияния на этой сложной арене. Значительные запасы нефти, природного газа и ядерный энергетический потенциал России позволяют ей играть заметную роль в формировании динамики мировой энергетической политики. В этой дискуссии рассматривается многогранная роль России в энергетической геополитике, основное внимание уделяется ее огромным энергетическим ресурсам, дипломатическим усилиям и глобальным последствиям ее энергетической политики.Выдающееся положение России в энергетической геополитике подкрепляется ее богатыми энергетическими ресурсами, которые играют ключевую роль в ее геополитическом влиянии.Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, сосредоточенными в таких регионах, как Сибирь и Арктика. "Газпром", государственная компания, является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров природного газа. Ключевые трубопроводы, включая "Северный поток" и "Турецкий поток", укрепляют позиции России как основного поставщика газа в Европу.Россия является крупным мировым игроком в нефтяном секторе, обладающим значительными запасами в таких регионах, как Сибирь и Урал. Его значительные мощности по добыче нефти и экспорту оказывают существенное влияние на мировые энергетические рынки.Ядерный энергетический потенциал России значителен, она обладает мощной атомной промышленностью и значительной долей на мировом ядерном рынке. Помимо внутреннего использования, Россия поставляет ядерные технологии и топливо многим странам, еще больше усиливая свое влияние.Энергетическая дипломатия России предполагает деликатное взаимодействие сотрудничества и конкуренции с ключевыми мировыми игроками в области энергетики. Его взаимодействие как с западными, так и с восточными партнерами в значительной степени определяет его энергетическую стратегию.Роль России как основного поставщика газа в Европу дает ей существенные рычаги влияния на европейскую энергетическую безопасность. Временами она использовала поставки газа и трубопроводные проекты, такие как "Северный поток", в качестве дипломатических инструментов, вызывая обеспокоенность по поводу энергетической зависимости Европы от России.Россия стремится расширить свое присутствие на азиатских энергетических рынках, особенно за счет сделок с Китаем и таких инициатив, как трубопровод "Сила Сибири". Этот поворот в сторону Азии диверсифицирует направления экспорта энергоносителей из России, снижая ее зависимость от европейских рынков.Россия сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны Соединенных Штатов на мировых энергетических рынках, особенно в сфере экспорта нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Это соперничество имеет геополитические последствия, влияющие на динамику энергетических отношений России с Европой и за ее пределами.Контроль России над энергетическими ресурсами обеспечивает ей значительное геополитическое влияние, позволяя отстаивать свои интересы на международной арене. Энергетическая дипломатия часто пересекается с более широкими геополитическими вопросами, формируя отношения России с такими образованиями, как Европейский союз и Соединенные Штаты.Россия использовала свой контроль над поставками энергоносителей в качестве дипломатического рычага, время от времени прекращая поставки газа, чтобы оказать давление на страны. Эта практика породила опасения по поводу энергетической безопасности и диверсификации в Европе.Глобальный энергетический ландшафт неразрывно связан с проблемами безопасности, а энергетическая инфраструктура подвержена геополитической напряженности и конфликтам. Действия России на Украине и ее роль на европейском газовом рынке подчеркнули эти риски для безопасности.Энергетическая геополитика России сталкивается с различными вызовами и неопределенностями. Растущая конкуренция со стороны Соединенных Штатов и других производителей энергии создает проблемы для энергетического доминирования России. Меняющийся глобальный энергетический ландшафт, включая рост использования возобновляемых источников энергии, может изменить динамику энергетического рынка.Политические трения с западными странами, воплощенные в санкциях, могут повлиять на энергетическую деятельность России и инвестиции за рубежом. Эта напряженность может также повлиять на энергетическое сотрудничество России с Европой.Переход во всем мире к более чистым и устойчивым источникам энергии создает препятствия для энергетического сектора России, зависящего от ископаемого топлива. Реакция России на этот переход и ее усилия в области возобновляемых источников энергии определят ее будущий энергетический ландшафт.Роль России в энергетической геополитике характеризуется ее богатыми энергетическими ресурсами, энергетической дипломатией и значительным влиянием на мировых энергетических рынках. Его политика и действия отражаются на глобальном политическом ландшафте и ландшафте безопасности. Поскольку энергетический ландшафт продолжает развиваться, Россия сталкивается с вызовами и неопределенностями, которые будут определять ее будущую роль в энергетической геополитике. Понимание энергетических стратегий России и их глобального влияния необходимо для того, чтобы ориентироваться в запутанной паутине глобальной энергетической политики и ее далеко идущих последствиях.ЗаключениеБудущее энергетической геополитики находится на ключевом перекрестке, где глобальное энергетическое развитие совпадает с постоянно меняющейся геополитической динамикой. Этот всесторонний анализ выявил несколько заметных тенденций и перспективных сценариев, которым суждено очертить контуры энергетического ландшафта в предстоящие десятилетия. В этом заключительном выступлении мы обобщаем ключевые выводы и обращаем внимание на инструментальную роль России в этих разворачивающихся повествованиях.Одной из наиболее заметных тенденций, формирующих энергетическую геополитику будущего, является глобальный переход к использованию более чистых и устойчивых источников энергии. Настоятельная необходимость борьбы с изменением климата стимулировала значительные инвестиции в возобновляемые источники энергии, электрификацию и энергоэффективность. Как следствие, уменьшающаяся зависимость от ископаемого топлива, особенно угля и нефти, постепенно снижает геополитическое влияние регионов, сильно привязанных к этим ресурсам.Экспоненциальный рост использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечная энергия, энергия ветра и гидроэнергетика, коренным образом меняет глобальную энергетическую ситуацию. Стремительное снижение затрат на возобновляемые источники энергии и революционные технологические достижения являются катализаторами, способствующими распространению этих устойчивых источников энергии. Эта тенденция способствует повышению энергетической безопасности и одновременно уменьшает влияние традиционных экспортеров энергоносителей.Сдвиг парадигмы в сторону децентрализованных энергетических систем, подкрепленный распространением распределенных энергетических ресурсов и интеграцией технологий интеллектуальных сетей, катализирует глубокие преобразования в моделях производства и потребления энергии. Одновременно цифровизация энергетической инфраструктуры готова открыть новую эру управления энергосистемами, повышения энергоэффективности и повышения энергетической устойчивости.Устойчивое доминирование России в сфере природного газа, особенно ее статус основного поставщика в Европу, остается ключевым фактором, определяющим ее геополитическое влияние на мировой энергетической арене. Строительство стратегических трубопроводов, таких как "Северный поток-2", служит для того, чтобы подчеркнуть и закрепить это выгодное положение. Однако стремительный рост использования возобновляемых источников энергии и преобладание экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из различных стран, в первую очередь из Соединенных Штатов, привносят определенную сложность и конкуренцию в доминирование России, ориентированной на газ.Россия стратегически диверсифицирует направления экспорта энергоносителей, уделяя особое внимание растущим азиатским энергетическим рынкам, в первую очередь Китаю. Проявляющийся в далеко идущих энергетических соглашениях и знаковых проектах, таких как трубопровод "Сила Сибири", этот поворот в сторону Азии символизирует согласованные усилия России по сокращению своей зависимости от европейских рынков. Одновременно эта стратегическая переориентация энергетической дипломатии подчеркивает стремление России усилить свое геополитическое влияние на растущих рынках Востока.Участие России в геополитических головоломках, воплощением которых является ситуация на Украине, отражается на запутанной паутине глобальной энергетической безопасности. Взаимодействие энергетической инфраструктуры, геополитической напряженности и скрытого призрака сбоев подчеркивает сложную взаимосвязь между энергетикой и безопасностью. Более того, заметная зависимость некоторых европейских стран от российского газа вызывает сбивающие с толку вопросы, касающиеся энергетической безопасности и императивов диверсификации.Россия находится на переломном этапе, когда она сталкивается с вызовом, связанным с глобальным переходом к энергетике. Ее традиционная зависимость от экспорта ископаемого топлива, являясь источником значительного геополитического влияния, подвергает ее долгосрочным рискам, особенно по мере сокращения глобального спроса на традиционные ресурсы. Для России крайне важно диверсифицировать свой энергетический портфель, включив в него возобновляемые источники энергии, и активно решать насущные экологические проблемы.Список использованной литературыБелобородов С. С., Гашо Е. Г., Ненашев А. В. Возобновляемые источники энергии и водород в энергосистеме: проблемы и преимущества //СПб.: Наукоемкие технологии. – 2021. – Т. 151.Борталевич С. И. Энергетическая безопасность как фактор социально-экономического развития регионов //Проблемы современной экономики. – 2011. – №. 4. – С. 249-252.Воропай Н. И., Сендеров С. М. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований //М.: ИНП РАН. – 2011.Костылева Е. Г., Сидорин Н. О., Слетов П. А. Информационная и энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности //Евразийский юридический журнал. – 2020. – №. 7. – С. 425-426.Мастепанов А. М. Влияние западных санкций на развитие энергетики России. Регулирование энергетической политики //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – №. 6. – С. 5-24.Мищенко Я. В. Восточный вектор энергетической политики России //Энергетическая политика. – 2020. – №. 8 (150). – С. 42-51.Нариманов Б. А., Арзикулов Ф. Ф. У. Возобновляемые источники энергии, вопросы устойчивости и смягчения последствий изменения климата //Universum: технические науки. – 2020. – №. 10-3 (79). – С. 66-70.Семикашев В. Экономическая политика для отраслей ТЭК России в условиях санкций //Энергетическая политика. – 2022. – №. 8 (174). – С. 28-41.Смирнов Е. Н. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций //Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №. 4. – С. 7-35.Abas N., Kalair A., Khan N. Review of fossil fuels and future energy technologies //Futures. – 2015. – Т. 69. – С. 31-49.Abbott, K.W., Genschel, P., Snidal, D., Zangl, B., 2015. Two Logics of Indirect Governance: Delegation and Orchestration. British Journal ofPolitical Science 46, 719-729.Asmelash E. et al. Role of IRENA for global transition to 100% renewable energy //Accelerating the transition to a 100% renewable energy era. – 2020. – С. 51-71.Burke M. J., Stephens J. C. Political power and renewable energy futures: A critical review //Energy research & social science. – 2018. – Т. 35. – С. 78-93.Clark J. G. The political economy of world energy. – 1990.Cox, R., Jacobson, H., 1974. The Framework for Inquiry, in: Cox, R., Jacobson, H. (Eds.), Anatomy of Influence: Decision Making in International Organisations. Yale University Press, New Haven, Conn, pp. 371-436.Esu F., Sindico F. IRENA and IEA: moving together towards a sustainable energy future—competition or collaboration? //Climate Law. – 2016. – Т. 6. – №. 3-4. – С. 233-249.Graz J. C. How powerful are transnational elite clubs? The social myth of the World Economic Forum //New Political Economy. – 2003. – Т. 8. – №. 3. – С. 321-340.Hughes L., Lipscy P. Y. The politics of energy //Annual Review of Political Science. – 2013. – Т. 16. – С. 449-469.IEA, 2016. Clean Energy Ministerial Secretariat finds new home at the IEA. International Energy Agency, Paris.Kahler, M., 2013. Rising powers and global governance: negotiating change in a resilient status quo. International Affairs 89, 711-729.Lackner K. S. Comparative impacts of fossil fuels and alternative energy sources //Issues in environmental science and technology. – 2010. – Т. 29. – С. 1.Lim H. C. World economic forum //The Wiley‐Blackwell Encyclopedia of Globalization. – 2012.Lincoln S. F. Fossil fuels in the 21st century //Ambio. – 2005. – С. 621-627.Liu L. et al. Mitigating environmental pollution and impacts from fossil fuels: The role of alternative fuels //Energy Sources, Part A. – 2007. – Т. 29. – №. 12. – С. 1069-1080.Lockwood M. et al. Historical institutionalism and the politics of sustainable energy transitions: A research agenda //Environment and Planning C: Politics and Space. – 2017. – Т. 35. – №. 2. – С. 312-333.Qazi A. et al. Towards sustainable energy: a systematic review of renewable energy sources, technologies, and public opinions //IEEE access. – 2019. – Т. 7. – С. 63.Schwab K. et al. World economic forum //Global Competitiveness Report (2014-2015). – 2015.Sinsel S. R., Riemke R. L., Hoffmann V. H. Challenges and solution technologies for the integration of variable renewable energy sources—a review //renewable energy. – 2020. – Т. 145. – С. 22.Van de Graaf T. Fragmentation in global energy governance: Explaining the creation of IRENA //Global Environmental Politics. – 2013. – Т. 13. – №. 3. – С. 14-33.Van de Graaf T., Sovacool B. K. Global energy politics. – John Wiley & Sons, 2020.

Список использованной литературы

1. Белобородов С. С., Гашо Е. Г., Ненашев А. В. Возобновляемые источники энергии и водород в энергосистеме: проблемы и преимущества //СПб.: Наукоемкие технологии. – 2021. – Т. 151.
2. Борталевич С. И. Энергетическая безопасность как фактор социально-экономического развития регионов //Проблемы современной экономики. – 2011. – №. 4. – С. 249-252.
3. Воропай Н. И., Сендеров С. М. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований //М.: ИНП РАН. – 2011.
4. Костылева Е. Г., Сидорин Н. О., Слетов П. А. Информационная и энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности //Евразийский юридический журнал. – 2020. – №. 7. – С. 425-426.
5. Мастепанов А. М. Влияние западных санкций на развитие энергетики России. Регулирование энергетической политики //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – №. 6. – С. 5-24.
6. Мищенко Я. В. Восточный вектор энергетической политики России //Энергетическая политика. – 2020. – №. 8 (150). – С. 42-51.
7. Нариманов Б. А., Арзикулов Ф. Ф. У. Возобновляемые источники энергии, вопросы устойчивости и смягчения последствий изменения климата //Universum: технические науки. – 2020. – №. 10-3 (79). – С. 66-70.
8. Семикашев В. Экономическая политика для отраслей ТЭК России в условиях санкций //Энергетическая политика. – 2022. – №. 8 (174). – С. 28-41.
9. Смирнов Е. Н. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций //Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №. 4. – С. 7-35.
10. Abas N., Kalair A., Khan N. Review of fossil fuels and future energy technologies //Futures. – 2015. – Т. 69. – С. 31-49.
11. Abbott, K.W., Genschel, P., Snidal, D., Zangl, B., 2015. Two Logics of Indirect Governance: Delegation and Orchestration. British Journal of Political Science 46, 719-729.
12. Asmelash E. et al. Role of IRENA for global transition to 100% renewable energy //Accelerating the transition to a 100% renewable energy era. – 2020. – С. 51-71.
13. Burke M. J., Stephens J. C. Political power and renewable energy futures: A critical review //Energy research & social science. – 2018. – Т. 35. – С. 78-93.
14. Clark J. G. The political economy of world energy. – 1990.
15. Cox, R., Jacobson, H., 1974. The Framework for Inquiry, in: Cox, R., Jacobson, H. (Eds.), Anatomy of Influence: Decision Making in International Organisations. Yale University Press, New Haven, Conn, pp. 371-436.
16. Esu F., Sindico F. IRENA and IEA: moving together towards a sustainable energy future—competition or collaboration? //Climate Law. – 2016. – Т. 6. – №. 3-4. – С. 233-249.
17. Graz J. C. How powerful are transnational elite clubs? The social myth of the World Economic Forum //New Political Economy. – 2003. – Т. 8. – №. 3. – С. 321-340.
18. Hughes L., Lipscy P. Y. The politics of energy //Annual Review of Political Science. – 2013. – Т. 16. – С. 449-469.
19. IEA, 2016. Clean Energy Ministerial Secretariat finds new home at the IEA. International Energy Agency, Paris.
20. Kahler, M., 2013. Rising powers and global governance: negotiating change in a resilient status quo. International Affairs 89, 711-729.
21. Lackner K. S. Comparative impacts of fossil fuels and alternative energy sources //Issues in environmental science and technology. – 2010. – Т. 29. – С. 1.
22. Lim H. C. World economic forum //The Wiley‐Blackwell Encyclopedia of Globalization. – 2012.
23. Lincoln S. F. Fossil fuels in the 21st century //Ambio. – 2005. – С. 621-627.
24. Liu L. et al. Mitigating environmental pollution and impacts from fossil fuels: The role of alternative fuels //Energy Sources, Part A. – 2007. – Т. 29. – №. 12. – С. 1069-1080.
25. Lockwood M. et al. Historical institutionalism and the politics of sustainable energy transitions: A research agenda //Environment and Planning C: Politics and Space. – 2017. – Т. 35. – №. 2. – С. 312-333.
26. Qazi A. et al. Towards sustainable energy: a systematic review of renewable energy sources, technologies, and public opinions //IEEE access. – 2019. – Т. 7. – С. 63.
27. Schwab K. et al. World economic forum //Global Competitiveness Report (2014-2015). – 2015.
28. Sinsel S. R., Riemke R. L., Hoffmann V. H. Challenges and solution technologies for the integration of variable renewable energy sources—a review //renewable energy. – 2020. – Т. 145. – С. 22.
29. Van de Graaf T. Fragmentation in global energy governance: Explaining the creation of IRENA //Global Environmental Politics. – 2013. – Т. 13. – №. 3. – С. 14-33.
30. Van de Graaf T., Sovacool B. K. Global energy politics. – John Wiley & Sons, 2020.