«Материнский и отцовский стили воспитания как факторы самооценки и тревожности ребенка»
Заказать уникальную курсовую работу- 71 71 страница
- 37 + 37 источников
- Добавлена 30.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРОВ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА 7
1.1. Характеристика стилей воспитания 7
1.2. Особенности отношений детей с матерью и отцом 16
1.3. Психологические особенности младших школьников 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРОВ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.1.1. Рабочая концепция исследования 31
2.1.2. Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.1.3. Описание выборки исследования 32
2.1.4. Описание методов и методик исследования 32
2.1.5. Описание методов статистической обработки эмпирических данных 35
2.2. Стили воспитания у матерей и отцов младших школьников 36
2.3. Специфика родительского отношения у матерей и отцов младших школьников 37
2.4. Уровень самооценки и уровень притязаний у младших школьников 40
2.5. Уровень школьной тревожности у младших школьников 41
2.6. Сравнительный анализ стилей воспитания детей у матерей и отцов 43
2.7. Взаимосвязи особенностей стилей воспитания у матерей и отцов с уровнем самооценки и тревожности у детей 44
2.8. Практические рекомендации для родителей по коррекции стилей воспитания 52
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Кооперация отца прямо связана с общей самооценкой (р≤0,05), с самооценкой внешности (р≤0,01) и уверенности (р≤0,05). То есть, чем больше отцы проявляют искренний интерес ко всему, что интересует детей, высоко ценят способности детей, стараются взаимодействовать с ними на равных, тем выше дети оценивают себя, свою внешность и уверенность в себе.Самооценка уверенностиСамооценка внешностиПринятие Уровень притязанийКооперацияСамооценка умения работатьУровень самооценкиСимбиозПритязания на характерСтрах не соответствовать ожиданиямАвторитарностьСамооценка авторитетаИнфантилизацияШкольная тревожность - прямая связь на уровне р≤0,01; - прямая связь на уровне р≤0,05; - обратная связь на уровне р≤0,01; - обратная связь на уровне р≤0,05.Рис. 8. Корреляционная плеяда взаимосвязей отцовского стиля воспитания с уровнем самооценки и тревожности детей.Симбиоз отца прямо связан с самооценкой внешности детей (р≤0,05) обратно связан со страхом детей не соответствовать ожиданиям окружающих (р≤0,05). То есть, чем больше отцы стараются быть ближе к ребенку, стремясь к удовлетворению всех его потребностей, тем выше дети оценивают свою внешность, и тем меньше у них выражены ожидания негативных оценок себя со стороны других.Авторитарность отца обратно связана с уровнем притязаний (р≤0,05), притязаниями на характер (р≤0,05), с общей самооценкой (р≤0,01), самооценкой умений работать руками (р≤0,01), внешности (р≤0,05) и уверенности (р≤0,05). То есть, чем больше отцы проявляют авторитарность, требуя безусловного послушания и устанавливая строгие дисциплинарные ограничения, тем ниже дети оценивают себя, свои практические умения, внешность и тем меньше они уверены в себе, тем ниже их уровень притязаний и тем меньше они нацелены на развитие своего характера.Инфантилизация отцов прямо связана с самооценкой авторитета (р≤0,05), и обратно связана с общей тревожностью ребенка в школе (р≤0,05) и страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (р≤0,05).То есть, чем больше отцы считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу, тем выше у детей самооценка своего авторитета среди сверстников, но тем выше их тревожность в школе и тем больше выражены ожидания негативных оценок себя со стороны других.При сравнении взаимосвязей материнского отцовского стиля воспитания с уровнем самооценки и тревожности детей можно отметить, что принятие и кооперации с ребенком обоих родителей способствует повышению самооценки детей и снижению их тревожности. Авторитарность в воспитании обоих родителей способствует повышению тревожности младших школьников и снижению их самооценки. Взаимосвязей материнского стиля воспитания с уровнем самооценки и тревожности детей значительно больше, чем отцовского стиля. То есть, принятие матерью, кооперация, эмоциональная близостьс ней, адекватный контроль в большей степени влияют на развитие детей.Близость с отцом положительно сказывается на самооценке детьми своей внешности и уверенности в себе. Неожиданными оказались связи инфантилизации ребенка с его уровнем тревожности и самооценкой. Если инфантилизация ребенка со стороны матери повышает тревожность в школе, ожидание негативных оценок со стороны других, то инфантилизация со стороны отца снижает страх не соответствовать ожиданиям других и общую тревожность в школе. Кроме того восприятие отцом ребенка не всерьез, как маленького способствует повышению самооценки авторитета ребенка в группе сверстников. Возможно, чувствуя, что отец относится к ребенку как несмышленому существу, не делегирую ему ответственность за какую-либо деятельность, ребенок пытается утвердиться среди сверстников.2.8. Практические рекомендации для родителей по коррекции стилей воспитанияНа основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по коррекции стилей воспитанияи нормализации детско-родительских отношений.- Разговаривайте со своим ребенком как можно более уважительно. Не имеет значения, сколько ему лет - 7 или 12. Общайтесь так, как будто он ваш друг. Не используйте уничижительные обращения, такие как "малыш", "зайчик", "сыночек" и т.д., так как он готовится к роли взрослого.- Обсудите свои планы с ребенком. Сообщите заранее, что вы собираетесь в гости на выходные, что вы ждете своего друга на ужин или планируете поездку на природу.- Стучите, когда входите в комнату.- Спрашивайте мнение ребенка по самым разным вопросам – что бы он хотел съесть на ужин, куда лучше пойти с ним в выходные, кого пригласить на праздник.- Спросите совета, в зависимости от возраста ребенка. Какое платье подходит больше всего? Какой фильм стоит посмотреть? Возможно, ребенок с удовольствием пойдет с вами в магазин, чтобы помочь выбрать модное платье, или изучит анонсы популярных фильмов.- Старайся больше доверять. Если ребенок уже достаточно большой, чтобы самостоятельно готовить и обедать, не контролируйте этот процесс.- Замените запреты и угрозы разумными позитивными стимулами и мотивацией к успеху, основанной на позитивном понимании личного опыта - все, что происходит с человеком, происходит не потому, что вы этого заслуживаете, а для того, чтобы развиваться, учиться, совершенствоваться (то есть стоит говорить об ошибке ребенка с позиции "если поступишь в подобной ситуации так и ошибешься, то сможешь избежать этого в будущем").- Увеличивайте степень свободы ребенка по мере формирования у него понимания ответственности и самоконтроля и старайтесь избегать наказания, если он не справится сразу.- Будьте последовательны: если вы говорите ребенку, что он уже взрослый и поэтому должен делать что-то конкретное самостоятельно (убирать за собой, серьезно относиться к учебе, выполнять поручения, нести ответственность и т.д.), то будьте готовы предоставить ему некоторую свободу для обучения "взрослости".- Замените формулу "мы тебя предупреждали" на "в следующий раз в подобной ситуации ты будешь знать, что делать и/или чего избегать".- Будьте готовы поддержать ребенка в любой ситуации без обид, криков и осуждения. Просто слушайте и отвечайте ровно столько, сколько он просил и когда спрашивал (ваши "причитания" не будут услышаны, а если и будут услышаны, то кроме тихой или бурной агрессии вы ничего в ответ не получите).- Делегируйте полномочия. У растущего человека есть потребность быть значительным, многозначительным. В то же время, без помощи взрослых, ребенок вполне может продемонстрировать свою силу и значимость посредством троллинга, издевательств, унижения сверстников или младших. При содействии взрослых те же потребности удовлетворяются совместными мероприятиями с младшими или для них, с менее сильными или здоровыми, с помощью для животных (волонтерство).- Открыто объявляйте о любом вкладе ребенка (благодарите его за помощь, отмечайте хорошо выполненную работу, своевременные задания, инициативу и активность). Раскройте свои сильные стороны, заметив позитив, расскажите об этом своему ребенку, напишите личное сообщение. Продемонстрируйте веру в него: "Я знаю, что ты можешь!"- Научите правильно анализировать успехи и неудачи. Успех - это результат достаточного количества усилий (конкретно опишите, что сделано хорошо). Неудача является результатом недостаточного количества усилий ("требуется больше работы", "обрати внимание на эти проблемы", "попробуй еще раз"). Научите своего ребенка мыслить позитивно: "Я могу", "У меня все получится". Научитесь говорить о себе только в позитивном ключе.- Используйте технику "Ощутимого развития" - практикуйте истории в формате "вчера-сегодня-завтра": что я мог сделать вчера; что я могу сделать сегодня; чему я планирую научиться завтра. Научите ребенка самопознанию, то есть принимать собственное решение о том, что получилось хорошо.- Примите ребенка, ему действительно нужно теплое отношение родителей, думайте о нем с точки зрения "мне нравится...". Интересуйтесь ребенком: чем он занимается, о чем заботится, в чем нуждается. Научите его замечать положительное в других, научите его выражать признание и одобрение. Примите его ценности (признайте сам факт их существования, а не подстраивайтесь под них). Продуктивное и интересное общение возникает в результате обсуждения ценностей.- Учитесь слушать ребенка, давать обратную связь, поддерживать и развивать контакт. В случае ошибки поддержите ребенка в выборе варианта ее исправления, потому что ошибка - это попытка, даже если она неудачна.- Насколько это возможно, сведите к минимуму потенциально опасные раздражители и провоцирующие условия (трудно говорить ребенку о вреде курения или алкоголя, если это норма в семье; невозможно научить ребенка уважению к окружающим, их мнению, если вы постоянно унижаете и оскорбляете его и окружающих в его присутствии; трудно ожидать разумного отношения от ребенка к играм, если другие демонстрируют обратное).- Будьте примером для ребенка в развитии индивидуальности. Поддержите его в утверждении и развитии его индивидуальности, тогда он почувствует себя более компетентным и обретет самоуважение, в котором он действительно нуждается.Психолог также может использовать обучающие упражнения в форме групповой работы с родителями и детьми для развития детско-родительских отношений. Например:1. Упражнение «Родительские настройки». Ведущий приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть небольшое расстояние на ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, с которыми они будут сопровождать движения своего партнера - «ребенка». Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами: 1) «Иди, я же тебе говорю, иди прямо, как я тебе говорю».2) «Может быть, ты не пойдешь, вдруг ты упадешь, ты снова испачкаешься».3) «Все хорошо, я иду рядом с тобой». Ты молодец, хорошо идешь, вперед».Вывод: Мы должны тщательно выбирать отношение, слова ободрения относительно деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его действий. В этом примере вы видели негативные и позитивные отношения в общении родителей с ребенком. Фактически, одним словом, мы можем «уничтожить» ребенка и «раскрыть» крылья за его спиной.2. Упражнение «Домик». Ведущий: это упражнение делается для того, чтобы обрести силу духа и силу ума, развивая волю. Сядьте удобно. Сплетите пальцы на запястьях в замок и поднимите их над головой - это крыша дома. Закройте глаза, держите руки над головой. Вдохните - задержите дыхание, выдох - задержите дыхание. Выполняйте упражнение от 1 до 2 минут, несколько раз в день.3. Упражнение «Волшебные шарики». Все участники сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.4. Упражнение «Разожми кулак с зернышком». Ребенок держит семя в кулаке, и родитель должен его забрать. Затем члены семьи меняются ролями. После упражнения обсуждаются методы, используемые участниками (большую часть времени они пытаются разжать кулак силой), затем предлагаются различные другие типы взаимодействия (убеждение, хитрость, просьбы и т. д.).5. Рисование семейного дерева. Предлагаются: лист ватмана, ножницы, гуашь, подставка, на которой прикреплено дерево. Родитель и ребенок обсуждают, а затем рисуют семейное древо. После окончания работы каждая семья рассказывает о своем дереве, его замечательных свойствах и о том, как оно поможет семье. 6. Упражнение «Тир». Семьям предоставляется возможность поразить цель три раза резиновым мячом среднего размера, но родитель и ребенок должны бросить мяч вместе. При попадании в цель семья получает приз. 7. Упражнение «Уборка мусора». Круглая корзинка до верха заполнена кубиками и шариками. Веревки длиной 1-1,5 метра привязывают к краю корзины по всему периметру. Сначала дети, потом родители, а затем вместе они должны одновременно поднять корзину на веревках (каждый держит веревку и тянет ее), чтобы мусор не вылился из корзины.8. Упражнение «Слепой и ведущий». Сначала ребенок закрывает глаза, и ведущий родитель ведет его через комнату, чтобы они поменялись ролями. В конце упражнения каждый делится своими чувствами в каждой роли.9. Упражнение «стеклянная стена». Ребенок должен молча, с помощью выражения лица и жестов, передавать информацию родителю через стеклянную стену. Примеры сообщений: мы идем в кино на комедию; бабушка звонит тебе по телефону; приготовь пасту, пожалуйста; поиграй в шашки со мной, пожалуйста; пойдем в гости. Таким же образом, дети должны расшифровать сообщения от родителей. Примеры сообщений: приведи в порядок свою комнату; сделай свою домашнюю работу; садись читать; доешь кашу; включи телевизор; не трогай мою косметику.10. Упражнение «Ширма чувств». Ведущий дает каждой семье карточку с двумя эмоциями, которые должны быть представлены невербально. Например: «Радость - печаль», «Любопытство - удивление», «Обида - удовольствие», «Страх - гнев». Эмоция отображается перед ширмой, и после выхода с другой стороны демонстрируется выражение уже другой эмоции.11. Упражнение «Ролевая игра». Семья должна сыграть короткую сцену с хорошим финалом. Примерные темы: «Я поссорился с другом», «Учительница наказала», «Готовим домашнее задание», «Не дают мне посмотреть телевизор».12. Приемы снятия напряжения, страха, беспокойства, стресса, гнева.- Дыхание животом. Попробуйте вдохнуть через живот, а не лёгкими, то округляя его, то «сдувая» и втягивая. Чтобы контролировать движение, положите руки на пупок. Продолжительность процедуры 5 минут.- Замедленное дыхание. Сделайте глубокий вдох в течение 4 секунд, затем задержите дыхание на тот же период. Повторите по очереди в течение 5 минут.- «Эскимо». Встаньте, расставив ноги на ширине плеч. Подтяните свое тело, потянувшись вверх. В этом положении задержитесь, пока не привыкнете к напряжению и не устанете. Попробуйте чувствовать себя замороженным. А потом представьте, что солнце светит на вас и что вы медленно таете под его лучами. Расслабляются руки, плечи, шея, лицо. Ноги будут последними. При этом важно правильно дышать. - «Берег моря». Сидя удобно, представьте, что вы сидите у моря. Легкий ветерок дует на вас, солнце светит с неба, и вы греетесь в его лучах. Устраните все проблемы, не думайте ни о чем. Заканчивайте, когда вы почувствуете себя расслабленным.- «Семь свечей». Представьте себе, что перед вами 7 зажженных свечей, которые нужно задуть по очереди. Визуализировав, делайте это медленно с каждой по очереди, представляя все в мельчайших деталях. После «задувания» всех семи свеч погрузитесь в темноту и пусть ваши мысли покоятся в вашей голове.- «Все получится». Этот метод поможет сосредоточиться на проблеме и решить её. Пошагово продумывайте действия, концентрируясь на ощущении, которое возникает после каждого проделанного «шага». Запомните свой теоретический план и воплощайте его в жизнь. - Рисунок. Попробуйте нарисовать на листе альбома ситуацию которая вас так сильно волнует. Рисуйте не только лица и предметы, но и эмоции: рисунок поможет снять напряжение. На обратной стороне рисунка напишите несколько предложений, описывающих общую ситуацию или ваши собственные чувства по этому поводу. Разорвите или сожгите бумагу, чтобы устранить проблему.- «Выжатый лимон». Примите позу лотоса или любую другую позу для себя. Представьте, что вы держите в руках лимон. Сожмите и приложите усилие, извлекая сок. Затем «переместите» фрукт в другую руку, выжимая его до конца.- «Масштаб». Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в доме, расположенном посреди длинной улицы. Улица принадлежит к району, район к городу, он к стране, страна к континенту. Далее идет планета, вселенная. Осознайте величину мира и поймите, насколько незначителен масштаб вашей проблемы.- «Верблюжий караван». Займите удобную для себя позицию и закройте глаза. Вы находитесь в пустыне, над вашей головой светит жаркое солнце. Его лучи оказывают на вас успокаивающее действие. Караван верблюдов медленно движется по песку, животные ритмично качают головами. Вы взбираетесь на одного и совершаете путешествие с караваном. Вы ни о чем не думаете, все проблемы и заботы остались за пределами мира песка. Проведите столько времени в пустыне, сколько вам нужно для расслабления.13. Разговор с родителями. Предлагается поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: что нового вы заметили или узнали о вашем ребенке на сегодняшнем занятии? Что было нового в вашем взаимодействии? Кто из вас думал или даже пытался изменить привычные способы общения со своим ребенком? Затем ведущий рассказывает о неконструктивных («выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-выигрыш») и конструктивных («выигрыш-выигрыш») методах разрешения конфликтов и знакомит родителей с шестью этапами конструктивного разрешения конфликтов.Выводы по главе 21. Большинствоматерей придерживаютсядемократического, авторитетного стилявоспитания. Среди отцов таких испытуемых только двое. Убольшинства отцоввыраженавторитарныйтипвоспитания.Многие отцыпридерживаютсялиберальногостилявоспитания.Онисклонныустранятьсяотвоспитания,ребенкупредоставляютполнуюсвободу.2. Матери и отцы в целом положительно относятся к детям и принимают их такими, какие они есть, достаточно уважают и принимают индивидуальность детей, стараются одобрять их интересы, поддерживать планы, но это не всегда получается. Респонденты вполне адекватно оценивают способности детей, хотя иногда им трудно быть на равных с ребенком. Родители в целом устанавливают оптимальную психологическую дистанцию со своими детьми, стараются быть ближе к детям, но не препятствовать их автономии, удовлетворяют основные разумные потребности детей. Респонденты осуществляют надлежащий контроль над детьми. Как правило, они считают неудачу детей случайной и сохраняют веру в способности ребенка. У матерей больше выражено принятие ребенка, кооперация и симбиоз с ним. У отцов больше выражена авторитарность.3. Уровень самооценки у детей в целом средний, но они имеют заниженную самооценку по шкале умения многое делать своими руками. Выше всего младшие школьники оценивают свои интеллектуальные способности и авторитет у сверстников. Уровень притязаний у детей в пределах нормы по всем шкалам. Более выраженный уровень притязаний они имеют на свои интеллектуальные способности и внешность. 4. В среднем в группе детей уровень школьной тревожности выше среднего. Больше всего младшие школьники переживают по поводу развитиясвоих социальных контактов со сверстниками. Иногда младшие школьники переживают, и довольно сильную тревогу в ситуациях проверки знаний, испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, у них фрустрированы потребности в успехе, достижении высокого результата, они большеориентируются на значимость других в оценке своих результатов.5. Результаты сравнительного анализа показали, матери более демократичны в воспитании. У отцов больше выражен либо авторитарный либо либеральныйстильвоспитания. Матери больше, чем отцы проявляют выраженное позитивное отношение к ребенку, полностью принимают детей. Также у матерей значительно меньше эмоциональная дистанция между собой и детьми.6. Результаты корреляционного анализа показали, что принятие и кооперации с ребенком обоих родителей способствует повышению самооценки детей и снижению их тревожности. Авторитарность в воспитании обоих родителей способствует повышению тревожности младших школьников и снижению их самооценки. Принятие матерью, кооперация, эмоциональная близостьс ней, адекватный контроль в большей степени влияют на развитие детей. Близость с отцом положительно сказывается на самооценке детьми своей внешности и уверенности в себе. Инфантилизация ребенка со стороны матери повышает тревожность в школе, ожидание негативных оценок со стороны других, инфантилизация со стороны отца снижает страх не соответствовать ожиданиям других и общую тревожность в школе. Восприятие отцом ребенка не всерьез, как маленького способствует повышению самооценки авторитета ребенка в группе сверстников. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного исследования являлось выявление особенностей материнского и отцовского стилей воспитания как факторов самооценки и тревожности ребенка.При проведении исследования был поставлен и решен ряд задач.Проанализировавнаучную литературуможно заключить, чтопод стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического и психологического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере общения и взаимодействия. Тип семейного воспитания характеризуется параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации.Вклад каждого из родительских стилей не может рассматриваться в изоляции. В стиле родительского воспитания находят свое отражение особенности функционирования семьи. Ценностное отношение к ребенку наряду с высокой рефлексией и ответственностью является наиболее продуктивным стилем воспитания. Принятие и любовь, кооперация с ребенком, поддержка его самостоятельности – важные условия гармоничного развития ребенка и его успешной социализации в обществе. Недостаточное принятие ребенка, чрезмерная фиксация на успехах, игнорирование его интересов и потребностей могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем.Отношения, возникшие в результате взаимодействия матери и ребенка, можно назвать собственно привязанностью, если они обладают ее специфическими свойствами, к которым относится стремление человека при наличии угрозы к близости с объектом привязанности. Отцовская любовь обусловлена, в отличие от безусловной любви матери, отцовская любовь обусловлена, в отличие от безусловной любви матери, ее нужно заслужить, что служит сильным стимулом для нравственного развития ребенка.В результате проведения эмпирического исследования выяснилось, что большинствоматерей придерживаютсядемократического, авторитетного стилявоспитания. Среди отцов таких испытуемых только двое. Убольшинства отцоввыраженавторитарныйтипвоспитания.Многие отцыпридерживаютсялиберальногостилявоспитания.Онисклонныустранятьсяотвоспитания,ребенкупредоставляютполнуюсвободу.Матери и отцы в целом положительно относятся к детям и принимают их такими, какие они есть, адекватно оценивают способности детей, хотя иногда им трудно быть на равных с ребенком. Родители в целом устанавливают оптимальную психологическую дистанцию со своими детьми, стараются быть ближе к детям, но не препятствовать их автономии, осуществляют надлежащий контроль над детьми. Как правило, они считают неудачу детей случайной и сохраняют веру в способности ребенка. У матерей больше выражено принятие ребенка, кооперация и симбиоз с ним. У отцов больше выражена авторитарность.Уровень самооценки у детей в целом средний, но они имеют заниженную самооценку по шкале умения многое делать своими руками. Выше всего младшие школьники оценивают свои интеллектуальные способности и авторитет у сверстников. Уровень притязаний у детей в пределах нормы по всем шкалам. Более выраженный уровень притязаний они имеют на свои интеллектуальные способности и внешность. В среднем в группе детей уровень школьной тревожности выше среднего. Больше всего младшие школьники переживают по поводу развитиясвоих социальных контактов со сверстниками. Иногда младшие школьники переживают, и довольно сильную тревогу в ситуациях проверки знаний, испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, у них фрустрированы потребности в успехе, достижении высокого результата, они большеориентируются на значимость других в оценке своих результатов.Результаты сравнительного анализа показали, матери более демократичны в воспитании. У отцов больше выражен либо авторитарный либо либеральныйстильвоспитания. Матери больше, чем отцы проявляют выраженное позитивное отношение к ребенку, полностью принимают детей. Также у матерей значительно меньше эмоциональная дистанция между собой и детьми.Результаты корреляционного анализа показали, что принятие и кооперации с ребенком обоих родителей способствует повышению самооценки детей и снижению их тревожности. Авторитарность в воспитании обоих родителей способствует повышению тревожности младших школьников и снижению их самооценки. Принятие матерью, кооперация, эмоциональная близостьс ней, адекватный контроль в большей степени влияют на развитие детей. Близость с отцом положительно сказывается на самооценке детьми своей внешности и уверенности в себе. Инфантилизация ребенка со стороны матери повышает тревожность в школе, ожидание негативных оценок со стороны других, инфантилизация со стороны отца снижает страх не соответствовать ожиданиям других и общую тревожность в школе. Восприятие отцом ребенка не всерьез, как маленького способствует повышению самооценки авторитета ребенка в группе сверстников. Таким образом, гипотезы исследования подтвердились:существуют значимые различия в стиляхвоспитаниядетей у матерей и отцов и особенности стилей воспитанияу матерей и отцов взаимосвязаны с уровнем самооценки и тревожности у детей.На основе результатов исследования разработаны практические рекомендации для родителей по коррекции стилей воспитания.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 8-е изд. – СПб. : Питер, 2016. – 1052 с.Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003. – 447с.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270с.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о феномене отцовства и отношении россиян к современным отцам. – Москва, 2019. – 65с.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007. – 96 с.Дворянчикова Н.С., Кошкина И.В.О различиях воспитательных стратегий отца и матери // Вестник науки и творчества. – 2016. – №3(3). – С.84 – 89.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6 – 16.Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции / Н.Ю. Егорова, А.В. Курамшев // Социально – гуманитарные знания. – 2008. – №4 – С. 106 – 118.Елисеева А.С. Межличностная коммуникация и феномен растерянности в общении / А.С. Елисеева, К.К. Хатанзейский. В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. – 2019. – С. 302-304.Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 18 – 30.Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. – М.: МГППУ, 2007. – 11с.Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.Крайг Г. Психология развития. – С Пб.: Питер, 2017. – 992с.Кулагина И.Ю. Младшие школьники особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.Маковецкая Г.А. Внутрисемейные отношения. – СПб.: Дарья и Ко – 2014. – 289 с.Медведовская В.Ф. Жизненный цикл семьи: системно-категориальный анализ. – Караганда: Издательство КарГУ, 2011. – 74с.Мухина В.С. Детская психология. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 272 с.Ожигова Л.Н., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. – М: Проспект, 2019. – 144 с.Осохеева Б.Р. К вопросу об изменении социально-экономического статуса современной молодой семьи // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. Всероссийская научно-практическая конференция 5-6 июля 2006г. Том 2. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – С. 280-284.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.Прихожан А.М. Психология тревожности. – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.Пухтаевич Л.Г. Формирование положительной самооценки в младшем школьном возрасте: методич. рекомендации. – Волгоград, 2013. – 14 с. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 101 с.Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 4-8.Смолева Т.О. Игровая роль в социализации ребенка / В сборнике: Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии. Материалы межвузовской конференции (с международным участием). – 2019. – С. 254-258.Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.Тё В.В. Отличительные особенности функций отца и матери в воспитании личности ребёнка // Вестник науки. – 2021. – №6 (39). – С. 45 – 52.Троицкая И.Ю., Петрова Т.Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 207-209.Тухужева Л.А. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. В сборнике: ПЕРСПЕКТИВА–2021. материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – 2021. – С. 432-435. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Деловая книга, 2019. – 736с. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 383 с.ПРИЛОЖЕНИЕРезультаты диагностикиТаблица 1Результаты диагностики по тесту«Стиливоспитания»(поР.В.Овчаровой)МатериОтцы№Балл№Балл1251112252113263234274165275166226177227218268239239181020102411171120122612221321132214231423152515251621162617161722182518211921192320282022Среднее, М23,3Среднее, М20,3Станд. отклонение, σ3,3Станд. отклонение, σ4,2Таблица 2Результаты диагностики по опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)МатериОтцы№ПринятиеКооперацияСимбиозАвторитарностьИнфантилизацияПринятиеКооперацияСимбиозАвторитарностьИнфантилизация127774121643322446541212623256732162474427653013834452575422244216267653224422728554218426582366442365449202748276530101524668217111196443103365121023771231721325673223852514267643108234152676431412551616545214637317236544103361182257251842721916267312317320112255162274М21,75,05,44,43,516,14,22,95,13,0σ5,41,91,41,32,05,42,31,32,01,6Таблица 3Результаты по методике Т. Дембо – С. Рубинштейн №Ум, способностиХарактер Авторитет у сверстниковУмение работать рукамиВнешность Уверенность ОбщееУПСОУПСОУПСОУПСОУПСОУПСОУПСО190657040655565558060705073,354,2290506045804585658035704077,546,7380707060604560459050905075,053,3495657560605055558070605570,859,2585658065704560458045805575,853,3670607560755555457055754570,053,3785509055705065457030655074,246,78706070301005560508075655574,254,29100905540553555358050805070,850,01070206535854550308520602069,228,31185456030604065407535603567,537,51290605035805050209030803573,338,31385658055856570608560756580,061,71495758065857075556055806579,264,21590707055807065607555856077,561,71660494540656555257055552558,343,21780506540603570506040605065,844,21890657035704545358075605569,251,71985708055807055355530655070,051,72085655040706560358020804070,844,2М84,060,568,047,072,852,861,044,376,347,370,847,572,149,9σ9,914,211,911,911,511,49,412,39,616,810,212,05,19,0Таблица 4 Результатыисследования уровня школьной тревожностив двух группах детей№ОТПССФПДСССПЗСНОНФЗПУ1114634223218866644231058322324158556234513713443136169642325712882323181399542269191175531810211011565181111884211612201095653413169754332141052213111594412332161710756323179710232231815713543321917874543620145445325М14,37,67,54,04,02,92,33,8σ3,72,12,81,41,61,00,92,1
2. Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 8-е изд. – СПб. : Питер, 2016. – 1052 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.
4. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003. – 447с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270с.
6. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о феномене отцовства и отношении россиян к современным отцам. – Москва, 2019. – 65с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007. – 96 с.
8. Дворянчикова Н.С., Кошкина И.В. О различиях воспитательных стратегий отца и матери // Вестник науки и творчества. – 2016. – №3(3). – С.84 – 89.
9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
10. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6 – 16.
11. Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции / Н.Ю. Егорова, А.В. Курамшев // Социально – гуманитарные знания. – 2008. – №4 – С. 106 – 118.
12. Елисеева А.С. Межличностная коммуникация и феномен растерянности в общении / А.С. Елисеева, К.К. Хатанзейский. В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. – 2019. – С. 302-304.
13. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 18 – 30.
14. Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. – М.: МГППУ, 2007. – 11с.
15. Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.
16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
17. Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.
18. Крайг Г. Психология развития. – С Пб.: Питер, 2017. – 992с.
19. Кулагина И.Ю. Младшие школьники особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
20. Маковецкая Г.А. Внутрисемейные отношения. – СПб.: Дарья и Ко – 2014. – 289 с.
21. Медведовская В.Ф. Жизненный цикл семьи: системно-категориальный анализ. – Караганда: Издательство КарГУ, 2011. – 74с.
22. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 272 с.
23. Ожигова Л.Н., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. – М: Проспект, 2019. – 144 с.
24. Осохеева Б.Р. К вопросу об изменении социально-экономического статуса современной молодой семьи // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. Всероссийская научно-практическая конференция 5-6 июля 2006г. Том 2. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – С. 280-284.
25. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.
26. Прихожан А.М. Психология тревожности. – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
27. Пухтаевич Л.Г. Формирование положительной самооценки в младшем школьном возрасте: методич. рекомендации. – Волгоград, 2013. – 14 с.
28. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
29. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 101 с.
30. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 4-8.
31. Смолева Т.О. Игровая роль в социализации ребенка / В сборнике: Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии. Материалы межвузовской конференции (с международным участием). – 2019. – С. 254-258.
32. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
33. Тё В.В. Отличительные особенности функций отца и матери в воспитании личности ребёнка // Вестник науки. – 2021. – №6 (39). – С. 45 – 52.
34. Троицкая И.Ю., Петрова Т.Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 207-209.
35. Тухужева Л.А. Проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. В сборнике: ПЕРСПЕКТИВА–2021. материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – 2021. – С. 432-435.
36. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Деловая книга, 2019. – 736с.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 383 с.