конституционные обязанности граждан Российской Федераций

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 37 37 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА …………………………5
1.1. Основы правового статуса человека и гражданина…………………….5
1.2. Общая характеристика понятия «конституционные обязанности» и их классификация…………………………………………………………...8
1.3. Гражданство РФ, как основание возникновения конституционных обязанностей……………………………………………………………14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ.……………………………………...........................................19
2.1 Обязанности, направленные на обеспечение здоровья, образования и культуры граждан Российской Федерации и ответственность за неисполнение………………………………………………………………….19
2.2. Обязанности, направленные на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства, ответственность за неисполнение………………………………………………………………….25
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНАМИ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..34

Фрагмент для ознакомления

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по статье 15.3 КоАП и наказывается штрафов в размере от 500 до одной тысячи рублей для должностных лиц. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ).Обязанность по защите родины наступает вместе с достижением гражданином возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, например, военная обязанность.Под защитой Отечества прежде всего понимается охрана суверенитета и безопасность государства, обеспечение целостности и неприкосновенности его территории, по этому ст. 59 Конституции РФ закрепляет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.В соответствии ФЗ «О воинской обязанности и военной службе РФ» военная обязанность представляет собой воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Однако, военная обязанность не в полной мере связана с защитой Отечества. Законом разрешено заменить военную службу на альтернативную, а альтернативная гражданская служба сама по себе к защите государства никаким образом не относится и никакого отношения не имеет.Военная обязанность распространяется только на отдельные категории граждан.Не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, также женщины, граждане, не имеющие военно-учетной специальности, и лица мужского пола, постоянно проживающие за пределами России.Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, от военной службы по призыву граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях, а ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.), не призываются также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (ред. от 24.07.2023). Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ, которые издаются два раза в год.За уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы наступает уголовная ответственность по ст. 328 УК РФ или административная ответственности за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету ст. 21.5 КоАП РФ, за уклонение от медицинского обследования по ст. 21.6КоАп РФ; за умышленные порча или утрата документов воинского учета по ст. 21.7. КоАП.ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНАМИ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ3.1. Актуальные проблемы реализации конституционных обязанностей гражданами Российской ФедерацииРеализация Конституции - это процесс, который требует усилий со стороны всех граждан и институтов общества. Однако, несмотря на ясные указания, существуют проблемы, мешающие полноценному исполнению конституционных обязанностей.Одной из главных проблем является недостаточная информированность граждан о своих правах и обязанностях. Многие люди не знают, что гарантирует им Конституция, и какие возможности она предоставляет. Это создает пробелы в понимании законов и ведет к нарушениям.Еще одной причиной невыполнения конституционных обязанностей является низкий уровень правовой культуры. Важно, чтобы каждый гражданин понимал, что он не только имеет права, но и обязанности перед обществом. Это поможет укрепить правовое сознание и сделать наше общество более законопослушным.Кроме того, коррупция и слабая правоохранительная система также играют свою роль в невыполнении конституционных обязанностей. Необходимо бороться с этими явлениями на всех уровнях и обеспечить справедливость и равенство перед законом для всех граждан.Некоторые трудности при выполнении гражданами своих конституционных обязанностей связаны с отсутствием четких нормативных актов, которые бы конкретизировали саму обязанность и установили порядок ее исполнения. Более того, может отсутствовать ясность относительно мер ответственности за невыполнение таких обязанностей, как, например, получение основного общего образования.Кроме того, исполнению обязанностей может мешать нежелание граждан или их уклонение от выполнения. В некоторых случаях возникают даже проблемы в связи с обширной нормативной базой, которая регулирует исполнение обязанностей и содержит противоречия между различными законодательными актами. В результате гражданин сталкивается с трудностями при попытке выполнить свою обязанность, поскольку требования этих актов могут противоречить друг другу. Примером может служить обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов.Однако, несмотря на эти проблемы, важно понимать, что исполнение обязанностей является неотъемлемой частью функционирования общества. Ведь именно через выполнение этих обязанностей обеспечивается порядок и справедливость в нашей жизни. Поэтому необходимо стремиться к устранению препятствий, связанных с исполнением обязанностей, и разработке эффективных механизмов, которые бы помогли гражданам справиться с возникающими трудностями.Возможными путями решения этих проблем являются улучшение нормативной базы, установление четких правил и процедур исполнения обязанностей, а также повышение информированности граждан о своих правах и обязанностях. Кроме того, важно создать условия, которые стимулировали бы граждан к исполнению своих обязанностей, например, через систему поощрений и наказаний.3.2. Пути решения выявленных проблемОдним из путей решения проблемы выполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей является просвещение населения и развитие правовой культуры. Это можно сделать через систему школьного образования, включающую в учебный план правовое воспитание, проведение информационно-просветительских мероприятий, предоставление информации о правах и обязанностях граждан. Такие меры должны быть направлены на все слои населения и учитывать особенности различных групп гражданВажно также усилить роль государственных институтов и правоохранительных органов в обеспечении выполнения гражданами своих конституционных обязанностей. Это предполагает ужесточение ответственности за нарушение прав граждан, развитие механизмов обращения граждан по поводу нарушения их прав и создание эффективных систем защиты прав граждан.Необходимо также создать условия для активного участия граждан в общественной жизни и в процессах принятия решений, затрагивающих их права и интересы. Этого можно достичь путем развития гражданского общества, поддержки и развития механизмов гражданского участия, вовлечения граждан в процессы принятия решений на местном и региональном уровне, создания условий для активной гражданской позиции.Эффективным шагом можетстать усиление ответственности государства за выполнение своих обязательств перед гражданами. Этого можно достичь путем ужесточения механизмов контроля со стороны общества, таких как независимые органы по контролю за выполнением гражданами своих конституционных прав и обязанностей, а также путем повышения прозрачности и открытости государственных институтов.В целом решение проблемы выполнения гражданами Российской Федерации конституционных обязанностей требует комплексного подхода, включающего просвещение, развитие правовой культуры, усиление роли государства и правоохранительных органов, контроль со стороны общества и создание условий для активного участия граждан в общественной жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, можно сказать, что под конституционной обязанностью необходимо пониматьустановленное основным законом государства требование, в соответствии с которым каждый гражданин должен совершать определенные действия или воздерживаться от них для обеспечения реализации своих прав и свобод, а также исполнения законодательства и поддержания общественного порядка.Конституционные обязанности являются неотъемлемой частью правового статуса гражданина и устанавливают его ответственность перед обществом и государством. Они направлены на обеспечение социального мира, безопасности и благополучия всех граждан.Основные особенности конституционных обязанностей граждан Российской Федерации:1.Верховенство конституционных обязанностей. Конституционные обязанности являются первичными, и все остальные обязанности должны им соответствовать. Органы власти и государственные органы не вправе принимать решения и совершать юридические действия, противоречащие конституционным обязательствам. В случае коллизии конституционные нормы всегда имеют преимущественную силу. 2.Конституционные обязательства составляют правовую основу всех обязанностей, установленных законом.3.Основные конституционные обязательства устанавливаются в обобщенном виде. Эти обязательства конкретизируются и детализируются в обязательствах, установленных отраслевыми нормами. 4.Конституционные обязанности распространяются на всех граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории Российской Федерации.5.Сфера действия конституционных обязанностей одинакова для всех граждан Российской Федерации, из чего вытекают принципы равенства прав и правового положения граждан. 6.Конституционные обязанности носят постоянный и непрерывно действующий характер. Лицо может исполнять свои обязанности до тех пор, пока оно является гражданином Российской Федерации.Конституционные обязанности граждан Российской Федерации можно разделить на две группы: общие и специальные обязательства.К общим обязательствам относятся обязанности, распространяющиеся на всех, такие как соблюдение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, уважение прав и свобод других лиц, охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам, забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры и природы. Эти обязанности являются обязательными для всех граждан. К специальным обязательствам относятся родительские обязанности, обязанность трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, обязанность работающих граждан платить установленные законом налоги и сборы, служба в армии. Эти обязанности должны исполнять соответственно родители, несовершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и некоторые другие категории лиц.Все вышеперечисленные обязанности можно систематизировать, объединив в две группы: 1. Обязанности, направленные на обеспечение здоровья, образования и культуры граждан Российской Федерации − соблюдение Конституции и законов; уважение прав и свобод других лиц; забота о детях и нетрудоспособных родителях; получение основного общего образования; забота о памятниках истории и культуры; сохранение природы и окружающей среды. 2. Обязанности, направленные на обеспечение стабильного экономического развития и безопасности государства можно отнести − уплата налогов и сборов; защита Отечества.Соблюдение вышеперечисленных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за несоблюдение гражданином конституционных обязанностей зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно относится. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права. За нарушение иных обязанностей предусмотрена административная и имущественная ответственность.В ходе исследования были выделены проблемы выполнения не гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей. Перечислим пути их решения:Сделать через систему школьного образования, включающую в учебный план правовое воспитание, проведение информационно-просветительских мероприятий, предоставление информации о правах и обязанностях граждан. Усилить роль государственных институтов и правоохранительных органов в обеспечении выполнения гражданами своих конституционных обязанностей. Создать условия для активного участия граждан в общественной жизни и в процессах принятия решений, затрагивающих их права и интересы. Усилить ответственность государства за выполнение своих обязательств перед гражданами. Этого можно достичь путем ужесточения механизмов контроля со стороны общества, таких как независимые органы по контролю за выполнением гражданами своих конституционных прав и обязанностей, а также путем повышения прозрачности и открытости государственных институтов. В целом решение проблемы выполнения гражданами Российской Федерации конституционных обязанностей требует комплексного подхода, включающего просвещение, развитие правовой культуры, усиление роли государства и правоохранительных органов, контроль со стороны общества и создание условий для активного участия граждан в общественной жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный конституционный закон от 20.06.2004 № 5- ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»(с изм. и доп. от 30.12.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1- ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека» (с изм. и доп. от 29.05.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (документ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 28.04.2023 № 138 – ФЗ «О гражданстве РФ»).Федеральном законе от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм и доп. от 30.05.2023)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Федерального закона от 25.06.2002 № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Федеральный закон от 25.07.2002 № 113 – ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изм. и доп. от 13.06.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (ред. от 24.07.2023) // СПС Консультант Плюс.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.Кодекс об административных правонарушений Российской Федерации от 30.12.2001 № 1955 – ФЗ (ред .от 04.08.2023) (с изм. и доп. от 01.09.2023 // СПС КонсультантПлюс.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп. от 01.01.2023) // СПС КонсультантПлюс.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (с изм и доп. от 04.08.2023) // СПС КонсультантПлюс.Авакьян, С. А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1.: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 864 с.Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 551 с.Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 551 с.Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. — 10-e изд., изм. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 784 с.Власова, Г. Б., Цечоев, Г. Х. Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества // Молодой ученый. — 2020. — №10. — С. 900-903.Деревцова, Л. И. Классификация прав и свобод человека и гражданина, основные институты их защиты в современной России // Молодой ученый.— 2019. — №14. — С. 446-449.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
3. Федеральный конституционный закон от 20.06.2004 № 5- ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»(с изм. и доп. от 30.12.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1- ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека» (с изм. и доп. от 29.05.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
5. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (документ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 28.04.2023 № 138 – ФЗ «О гражданстве РФ»).
6. Федеральном законе от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм и доп. от 30.05.2023)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
7. Федерального закона от 25.06.2002 № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113 – ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изм. и доп. от 13.06.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
10. Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (ред. от 24.07.2023) // СПС Консультант Плюс.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/.
12. Кодекс об административных правонарушений Российской Федерации от 30.12.2001 № 1955 – ФЗ (ред .от 04.08.2023) (с изм. и доп. от 01.09.2023 // СПС КонсультантПлюс.
13. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп. от 01.01.2023) // СПС КонсультантПлюс.
14. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (с изм и доп. от 04.08.2023) // СПС КонсультантПлюс.
15. Авакьян, С. А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1.: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 864 с.
16. Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 551 с.
17. Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 551 с.
18. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. — 10-e изд., изм. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 784 с.
19. Власова, Г. Б., Цечоев, Г. Х. Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества // Молодой ученый. — 2020. — №10. — С. 900-903.
20. Деревцова, Л. И. Классификация прав и свобод человека и гражданина, основные институты их защиты в современной России // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 446-449.