Конституционно-правовые полномочия Совета Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 25.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Становление российского парламентаризма 5
1.1. История становления российского парламентаризма 5
1.2. Эволюция моделей формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8
Глава 2. Конституционно-правовые полномочия Совета Федерации 13
2.1. Представительные полномочия Совета Федерации 13
2.2. Роль Совета Федерации в законотворческом процессе 19
2.3. Контрольные полномочия Совета Федерации 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Наиболее важным аспектом контрольной деятельности является способность палаты формировать органы государственной власти, так как Парламент и его структурные звенья играют ключевую роль в контроле над сферой государственного управления.В-третьих, контрольная деятельность Совета Федерации осуществляется через коллективных и индивидуальных субъектов. Коллективные субъекты включают палаты Федерального Собрания, комитеты и комиссии палат, а также группы сенаторов и депутатов обеих палат, киндивидуальным субъектамнепосредственно относятся сенаторы и депутаты.Каждой сфере контроля соответствуют конкретные методы осуществления контрольной деятельности. В своей деятельности Совет Федерации широко использует различные способы контроля, включая направление парламентских запросов и проведение парламентских слушаний. Парламентский запрос, как самая распространенная форма контроля, может быть направлен широкому кругу органов исполнительной власти и муниципальных органов. Тем не менее, запросы не должны вмешиваться в оперативно-розыскную или уголовно-процессуальную деятельность.Предложение о парламентском запросе Совета Федерации рассматривается Председателем Совета или его заместителями, комитетами и членами Совета Федерации, представляющими один из субъектов Федерации или группой, состоящей из не менее чем 5 человек. Ранее, в Регламенте Совета Федерации, требовалась большая численность инициативной группы (10 человек).В представленном проекте парламентского запроса указанные лица могут предложить предпочтительную форму ответа: устную или письменную.Одна из особенностей контрольных полномочий Совета Федерации заключается в сочетании традиционных методов контроля (парламентский запрос, деятельность специальных органов) с новшествами (запрос Совета Федерации, «правительственный час»). Эти новшества направлены на активное участие Совета Федерации в политической жизни государства.Основной целью контрольной деятельности Совета Федерации является не только увеличение количества контрольных процедур, но и достижение результативности. Этот аспект имеет важное значение в работе парламентского механизма Российской Федерации, который стремится обеспечить эффективность государственного управления.ЗаключениеПарламент в том виде, в котором он существует в настоящее время, появился в России относительно недавно, но установить его положение и роли в политической системе страны невозможно без учета древней истории законодательных органов. В ходе исследования мы пришли к выводу, что работа верхних палат в парламентах основывается главным образом на обеспечении многомерного представительства граждан в институтах власти. В демократическом обществе парламент обладает правом законодательства и выполняет другие властные функции только тогда, когда представляет разнообразие интересов гражданского общества. Представительство общества через политические партии недостаточно для достижения полного представительства, для чего необходимо включать в процесс представительства региональные сообщества, которые имеют исторические, территориальные, бытовые и экономические корни. Совет Федерации является государственным и политическим институтом, который продолжает изменяться и ищет оптимальную модель формирования. Мы считаем, что реализация последних инициатив высшего руководства страны в этой области сделает процесс формирования Совета Федерации более легитимным, открытым и прозрачным, а деятельность его членов будет учитывать интересы каждого региона России.В процессе анализа было установлено, что статья 102 Конституции РФ определяет полномочия Совета Федерации, включая представительскую функцию. Помимо законодательной функции, эта функция является одной из основных и наиболее явно выраженных полномочий палаты. Кроме того, данные полномочия могут быть отнесены к контрольным функциям, которые не явно указаны в Конституции, но признаются важными в сфере компетенции государства.Функцияпредставительства Совета Федерации является основой для всех остальных функций и включает в себя совокупность мер и полномочий, направленных на урегулированиесуществующих противоречий между федеральным центром и регионами, участие регионов в формировании федеральной политики и согласование интересов центральных и региональных органов власти. Эта функция отражена в организации палаты, процедурах и актах, регулирующих ее деятельность.В заключение отметим, что роль и назначение Совета Федерации как верхней палаты федерального парламента зависят от его функционального назначения в системе публичного управления и его представительной природы. Список использованных источников и литературыНормативные правовые актыКонституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : [принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик : [принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : [принята Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года] // URL: http://dslov.ru/txt/t4.htm Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями)] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года] // URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/ Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htmКонституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]: с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. (Редакция 2021 года) // Российская газета. – 2020 г. – 4 июля (№ 8198).О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 5 декабря 1995 г.:по состоянию на 5августа 2000 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 50. – Ст. 4869.О государственной охране: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г.: одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 г.: по состоянию на 4 августа 2023 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г.: по состоянию на 17 октября 2011 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 28 января 2009 г.: одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 г.: по состоянию на 3 декабря 2012 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 7. – Ст. 789.О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 9 декабря 2020 г.: одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 г.: по состоянию на 29 мая 2023 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8585.О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 1626 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1993. – № 42. –Ст. 3994.Список литературыАвакьян, С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 560 с.Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России / С.А. Авакьян. –М.: Российский юридический издательский дом, 1999. – 432 с.Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2001. – 784 с.Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова // Проспект. – URL:http://constitution.garant.ru/sciencework/comment/5817497/chapter/5/#block_5000.Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций // Материалы международного семинара, 22-23 мая 2003 г. – М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2003. – 145 с.Булаков, О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О. Н. Булаков. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 753 с.Вихарев, А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: вопросы конституционной теории и практики/ А. А. Вихарев. – М.: Эслан, 2003. –144 с.Гранкин, И. В. Парламент России / И. В. Гранкин. – М.: Изд-во гуманит. литературы, 2001. – 368 с.Григорьева, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / Е. А. Григорьева; под ред. Н.И. Воробьева. – М.: Статут, 2014. – 315 с.Заикин, С.С. Незаметная конституционная поправка, или Зачем нужны представители Федерации в Совете Федерации / С.С. Заикин // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. –№ 6. – С. 21-47.Казакова, А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовые основы формирования и деятельности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Анастасия Александровна Казакова. – М., 2008. – 235 с.Кокотов, А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура / А. Н. Кокотов // Правоведение. – 2001. – № 1. – С. 54-56.Комкова,Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 448 с.Комарова, В.В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей / В. В. Комарова // Актуальные проблемы российского права. – 2017. –№ 9. – С. 33-46.Коровникова, Е.А. Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации: канд. юрид. наук: 12.00.03 / Екатерина Александровна Коровникова. – М., 2007. – 198 с.Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права / О. Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2001. – 444 с.Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. 730 с.Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). 2-е изд., изм. и доп. М.: Юркомпани, 2012. 344 с.О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. 7-ФКЗ. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».Полуян Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2002. С. 23Рубель Н.В. Проблемы повышения эффективности законотворческой деятельности Совета Федерации / Н.В. Рубель, О.Ю. Кулагина // Вестник науки : международный научный журнал. 2018. № 7(7). Т. 3. С. 172–177.Сайфутдинова В.М.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации через призму российского избирательного законодательства // 20-летний опыт развития избирательной системы в современной России: достижения, проблемы, перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Уфа, 2013. С. 27-32.Современные задачи политического, социального и экономического развития Российского государства. Роль и место Совета Федерации (из выступления Хабриевой Т.Я.) // Материалы заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2012. С. 24Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 126.Толкачев К.Б. Законотворческий процесс в системе политико-властных отношений федеративного государства / К.Б. Толкачев // Вестник ВЭГУ. 2017. № 3(89). С. 85.Фадеев В.И. Как формировать Совет Федерации? // О выборах. 2007. N 1. С. 19 - 21.Федосов, П. А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт / П. А. Федосов // Полис. – 2001. – № 1. – С. 28-34.Игнатьев, Н. П. Земский Собор: [Воспоминания] / Н. П. Игнатьев; [Вступ. ст.: И.В. Лукоянов] Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. С.-Петерб. фил. – СПб.; Кишинев: Нестор, 2000. – 191 с.Дамешек, Л. М., Дамешек, И. Л., Перцева, Т.А. Сибирские реформы М. М. Сперанского 1822 г.: опыт административного регулирования интересов и региона: монография / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек, Т. А. Перцева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», МБУК «Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова». - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – 339 с.Узаконения 20 февраля 1906 г. Высочайший манифест. Именной высочайший указ Правительствующему сенату о Государственном совете. Именной высочайший указ Правительствующему сенату о Государственной думе. Учреждение Государственной думы. –СПб, 1906. – 36 с.Чистяков, О. И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие / О. И. Чистяков. – М.: Зерцало-М, 2004. – 216 с.
1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : [принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm
2. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик : [принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm
3. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : [принята Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года] // URL: http://dslov.ru/txt/t4.htm
4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями)] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
5. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года] // URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/
6. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик [принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm
7. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]: с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. (Редакция 2021 года) // Российская газета. – 2020 г. – 4 июля (№ 8198).
8. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 5 декабря 1995 г.: по состоянию на 5 августа 2000 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 50. – Ст. 4869.
9. О государственной охране: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г.: одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 г.: по состоянию на 4 августа 2023 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.
10. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г.: по состоянию на 17 октября 2011 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 28 января 2009 г.: одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 г.: по состоянию на 3 декабря 2012 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 7. – Ст. 789.
12. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 9 декабря 2020 г.: одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 г.: по состоянию на 29 мая 2023 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8585.
13. О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 1626 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1993. – № 42. –Ст. 3994.
Список литературы
14. Авакьян, С. А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 560 с.
15. Авакьян, С. А. Федеральное Собрание – парламент России / С.А. Авакьян. –М.: Российский юридический издательский дом, 1999. – 432 с.
16. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2001. – 784 с.
17. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е. Ю. Бархатова // Проспект. – URL:http://constitution.garant.ru/sciencework/comment/5817497/chapter/5/#block_5000.
18. Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций // Материалы международного семинара, 22-23 мая 2003 г. – М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2003. – 145 с.
19. Булаков, О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О. Н. Булаков. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 753 с.
20. Вихарев, А. А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: вопросы конституционной теории и практики / А. А. Вихарев. – М.: Эслан, 2003. –144 с.
21. Гранкин, И. В. Парламент России / И. В. Гранкин. – М.: Изд-во гуманит. литературы, 2001. – 368 с.
22. Григорьева, Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / Е. А. Григорьева; под ред. Н.И. Воробьева. – М.: Статут, 2014. – 315 с.
23. Заикин, С. С. Незаметная конституционная поправка, или Зачем нужны представители Федерации в Совете Федерации / С.С. Заикин // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 6. – С. 21-47.
24. Казакова, А. А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовые основы формирования и деятельности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Анастасия Александровна Казакова. – М., 2008. – 235 с.
25. Кокотов, А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура / А. Н. Кокотов // Правоведение. – 2001. – № 1. – С. 54-56.
26. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 448 с.
27. Комарова, В. В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей / В. В. Комарова // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 9. – С. 33-46.
28. Коровникова, Е. А. Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации: канд. юрид. наук: 12.00.03 / Екатерина Александровна Коровникова. – М., 2007. – 198 с.
29. Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права / О. Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2001. – 444 с.
30. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. 730 с.
31. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). 2-е изд., изм. и доп. М.: Юркомпани, 2012. 344 с.
32. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. 7-ФКЗ. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
33. Полуян Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2002. С. 23
34. Рубель Н.В. Проблемы повышения эффективности законотворческой деятельности Совета Федерации / Н.В. Рубель, О.Ю. Кулагина // Вестник науки : международный научный журнал. 2018. № 7(7). Т. 3. С. 172–177.
35. Сайфутдинова В.М.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации через призму российского избирательного законодательства // 20-летний опыт развития избирательной системы в современной России: достижения, проблемы, перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Уфа, 2013. С. 27-32.
36. Современные задачи политического, социального и экономического развития Российского государства. Роль и место Совета Федерации (из выступления Хабриевой Т.Я.) // Материалы заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2012. С. 24
37. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 126.
38. Толкачев К.Б. Законотворческий процесс в системе политико-властных отношений федеративного государства / К.Б. Толкачев // Вестник ВЭГУ. 2017. № 3(89). С. 85.
39. Фадеев В.И. Как формировать Совет Федерации? // О выборах. 2007. N 1. С. 19 - 21.
40. Федосов, П. А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт / П. А. Федосов // Полис. – 2001. – № 1. – С. 28-34.
41. Игнатьев, Н. П. Земский Собор: [Воспоминания] / Н. П. Игнатьев; [Вступ. ст.: И.В. Лукоянов] Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. С.-Петерб. фил. – СПб.; Кишинев: Нестор, 2000. – 191 с.
42. Дамешек, Л. М., Дамешек, И. Л., Перцева, Т.А. Сибирские реформы М. М. Сперанского 1822 г.: опыт административного регулирования интересов и региона: монография / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек, Т. А. Перцева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», МБУК «Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова». - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – 339 с.
43. Узаконения 20 февраля 1906 г. Высочайший манифест. Именной высочайший указ Правительствующему сенату о Государственном совете. Именной высочайший указ Правительствующему сенату о Государственной думе. Учреждение Государственной думы. – СПб, 1906. – 36 с.
44. Чистяков, О. И. Конституция СССР 1924 года: учеб. пособие / О. И. Чистяков. – М.: Зерцало-М, 2004. – 216 с.