Правовые основы организации работы по выплате и доставке пенсий
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 26.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое регулирование выплаты и доставки пенсий в Российской Федерации…………………………………………………………………………7
1.1. Правоотношения по пенсионному обеспечению: общие положения……..7
1.2. Нормативно-правовые основы выплаты и доставки пенсий и органы и организации, занимающиеся выплатой и доставкой пенсии………………….14
Глава 2. Практические аспекты реализации процедурных отношений при выплате и доставке пенсий………………………………………………………29
2.1. Особенности и специфика рассмотрения заявлений о назначении пенсий и пособий и порядок их назначения………………….…………………………..29
2.2. Порядок и проблемы выплаты и доставки пенсии……………………...…36
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...59
Приложение………………………………………………………………………64
Так, доставка пенсии осуществляется или посредством АО «Почты России» или же при помощи кредитных организаций, а также иных организаций, уполномоченных заниматься доставкой пенсий. Пенсионер самостоятельно выбирает организацию, через которую ему будет доставляться пенсия и он свободен в данном выборе. При этом на пенсионера возлагается обязанность сообщить в Социальный фонд России, какой именно способ доставки пенсии был выбран гражданином. Если пенсионер выберет организацию для доставки пенсии, с которой территориальный орган СФР не имеет договора, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии будет приостановлено до заключения договора между указанными организациями, но не более 3 месяцев. В заявлении пенсионером будет указана организация, которая будет доставлять ему пенсию на время заключения договора.Территориальный орган СФР оформляет доставочный документ для доставки пенсии, который содержит информацию о начисленных суммах. Если возникают новые обстоятельства, такие как изменение места жительства или возобновление выплаты, орган Социального фонда должен оформить доставочный документ в течение 7 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения или распоряжения.Особый порядок предусмотрен в отношении страховой пенсии по инвалидности, назначенной в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении СФР, в том числе сведений об инвалидности в Федеральном реестре инвалидов. По общему правилу доставка такой пенсии пенсионеру осуществляется путем зачисления на его банковский счет, информация о реквизитах которого размещена в ЕГИССО на основании, поданного им через Единый портал госуслуг согласия на использование этих реквизитов в целях получения страховой пенсии. Вместе с тем пенсионер вправе выбрать иной способ доставки пенсии, подав указанное выше заявление о доставке (ч. 13.1 ст. 21 Закона о страховых пенсиях).В п. 1 заявления указываются сведения о пенсионере: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), СНИЛС, гражданство и адрес места жительства (места пребывания, места фактического проживания), паспортные данные, контактная информация.Если пенсионер не в состоянии действовать самостоятельно и нанимает представителя, то в пункте 2 заявления необходимо указать информацию о представителе, такую как его ФИО, адрес, контактные данные и описание его полномочий. Кроме того, требуется предоставить документ, который подтверждает полномочия представителя. Это может быть доверенность, нотариально заверенная доверенность или иной юридический документ, удостоверяющий право представления интересов пенсионера.Дальше, в пункте 3 необходимо принять решение о том, кому будет доставляться пенсия - самому пенсионеру или его представителю. Также следует выбрать место и способ доставки пенсии, а затем сделать соответствующую отметку в соответствующем поле. При выборе доставки пенсии на дом, требуется указать адрес, по которому пенсия должна быть доставлена.Если пенсионер решает получать свою пенсию через организацию, с которой Социальный фонд России не имеет договора о доставке, то в четвертом пункте заявления он должен указать альтернативный способ доставки, пока не будет заключен соответствующий договор.При заполнении заявления, в конце необходимо указать дату его заполнения, поставить свою подпись и расшифровать ее, указав свою фамилию и инициалы.Пенсионер обязан известить СФР об изменении своего места жительства в пределах РФ, чтобы пенсия выплачивалась по его новому месту жительства (месту пребывания) либо по месту фактического проживания. В этом случае выплатное дело снимается с учета по распоряжению ТО СФР на основании запроса ТО СФР по новому месту жительства пенсионера. Запрос направляется на основании заявления пенсионера о доставке пенсии, в котором указана информация о запросе выплатного дела.Для передачи выплатного дела в ТО СФР по новому месту жительства потребуетсятакже подготовить заявление, в отдельном поле которого необходимо указать на запрос выплатного дела, а также в зависимости от ситуации следующие документы1)документ, удостоверяющий вашу личность (например, паспорт гражданина РФ);2)документы, удостоверяющие полномочия и личность представителя (в случае обращения через представителя);3)документы о регистрации, подтверждающие смену места жительства (например, паспорт гражданина РФ с отметкой о месте регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания);4)заявление, подтверждающее место вашего нового фактического проживания;5)письменное согласие на подачу заявления и документов в ТО СФР вашим работодателем (в данном случае работодатель представляет также документ, подтверждающий, что вы состоите в трудовых отношениях с ним, и документ, подтверждающий полномочия представителя работодателя).Заявление и необходимые документы можно представить в Территориальный орган Социального фонда России (ТО СФР) различными способами. Гражданин может подать заявление лично, явившись в ТО СФР, включая возможность подачи заявления при выездном приеме. Также есть возможность подать заявление через представителя, который будет действовать от имени пенсионера. Если существует соглашение о взаимодействии с Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), и прием таких заявлений предусмотрен в перечне услуг МФЦ, то заявление и документы можно также представить через МФЦ. Кроме того, можно направить заявление по почте или в электронной форме через Единый портал госуслуг.Территориальный орган СФР по новому месту жительства направит запрос выплатного дела в ТО СФР по прежнему месту жительства в течение дня, следующего за днем получения заявления, содержащего информацию о запросе выплатного дела на основании п. 14 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению[14].При желании ознакомиться с материалами, связанными с пенсионными выплатами, пенсионер имеет право обратиться с запросом на предоставление своего выплатного дела. Это позволяет ему получить доступ к документам и информации, которые касаются его пенсии.Однако на практике территориальные органы СФР иногда отказывают в удовлетворении такого запроса, объясняя, что законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять пенсионерам доступ к их выплатным делам. Такие отказы основываются на том, что в настоящее время не существует явной законодательной нормы, которая бы обязывала СФР предоставлять пенсионерам доступ к их выплатным документам. Тем не менее, это не означает, что пенсионер не имеет возможности получить свое выплатное дело. В случае отказа территориального органа СФР, пенсионер может обратиться в судебный порядок и обжаловать этот отказ. Таким образом, пенсионер имеет право ознакомиться со своим выплатным делом, даже если территориальный орган СФР отказывает в предоставлении такой информации. В случае отказа пенсионер может обратиться в суд для защиты своих прав и требовать доступа к своим выплатным документам. При этом мы полагаем, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть право гражданина ознакомиться с выплатным делом. Данное законодательное положение позволит в полной мере обеспечить право пенсионера на получение тех сведений, которые непосредственно его касаются, а также избежать случаев необоснованного отказа территориальными органами Социального фонда России в предоставлении выплатного дела.Если территориальный орган Социального фонда Российской Федерации не имеет необходимых документов или информации, необходимых для осуществления доставки пенсии, или если не поступили документы или сведения, которые влияют на процесс выплаты и доставки пенсии, то доставочный документ не будет оформлен, в том числе:а) если пенсионер сменил место жительства, и его пенсия ранее выплачивалась по месту нахождения организации или учреждения (например, стационарной организации социального обслуживания, исправительного учреждения, образовательного учреждения, медицинской организации или другой организации), и при этом не было подано новое заявление о доставке пенсии или запроса на получение выплатного (пенсионного) дела от территориального органа СФР по новому месту жительства, то выплата пенсии может быть приостановлена;б) в случае ликвидации организации, осуществляющей доставку, либо отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и (или) непредставления пенсионером нового заявления о доставке пенсии;в) в случае смерти опекуна или попечителя пенсионера, окончания срока действия полномочий опекуна и попечителя пенсионера, когда пенсионеру, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель;г) в случае смерти родителя, являвшегося получателем пенсии, назначенной ребенку, не достигшему возраста 18 лет, либо в случае лишения этого родителя родительских прав и отсутствии заявления о доставке пенсии законного представителя этого пенсионера, либо самого пенсионера после достижения им 14 лет;д) при поступлении информации от кредитной организации о невозможности зачисления пенсии на счет пенсионера в связи с закрытием счета пенсионера (его законного представителя), расхождением в номере счета пенсионера (его законного представителя), расхождением в фамилии, имени, отчестве пенсионера (его законного представителя) и других случаях при отсутствии нового заявления о доставке пенсии;е) если пенсионер не предоставляет заявление о выборе способа доставки пенсии и не предоставляет информацию о реквизитах своего банковского счета в кредитной организации, которая хранится в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, то выплата и доставка пенсии осуществляются в беззаявительном порядке. Таким образом, пенсия будет выплачиваться и доставляться пенсионеру в соответствии с установленными нормами и процедурами, не требуя от него дополнительных действий или заявлений.В случае неполучения пенсии в течение шести месяцев подряд в связи с указанными выше обстоятельствами, ее выплата приостанавливаетсяДля получения своей пенсии необходимо предъявить документ, который подтверждает личность гражданина. Однако, если лицо желает, то он может воспользоваться услугой доставки пенсии по доверенности. Для этого необходимо получить специальное разрешение, которое выдаётся в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, поскольку данная доверенность должна быть нотариально удостоверена. Так, А.П. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» о признании решения незаконным, обязании произвести выплату пенсии, взыскании процентной компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что он, под руководством сотрудницы пенсионного отдела военного комиссариата обратился в Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тульской области» за выплатой пенсии за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации и внес в полупустой бланк акта свои персональные данные. Далее он узнал, что военный комиссар Тульской области прекратил ему (истцу) выплату пенсии и рекомендует обратиться для назначения пенсии к военному комиссару якобы по месту его (Степанова А.П.) постоянного проживания.Он является неработающим и не занимающимся коммерческой деятельностью пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Он желал, чтоб его пенсия выплачивалась по доверенности, и документально подтверждал в пенсионном отделе военного комиссариата факт его регистрации по месту жительства в пределах территории Российской Федерации. Действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в назначении и выплате пенсии бывшему военнослужащему, как его отсутствие по адресу регистрации по месту жительства.На основании вышеизложенного, просит суд признать изложенное решение в полном объеме незаконным; обязать произвести выплату всех сумм пенсий, причитающихся Степанову А.П. за период с 01 декабря 2017 года по день вынесения решения суда, путем зачисления соответствующих сумм во вклад (на банковскую карту Степанова А.П.). По результатам исследования материалов дела доводы истца были подтверждены и удовлетворены судом[17].Все суммы пенсии, которые были начислены пенсионеру в текущем месяце, включая суммы за предыдущие периоды, но не полученные им по причине его смерти в указанном месяце, выплачиваются с учетом всех неполученных пенсионером сумм, которые он должен был получить вовремя из-за ошибок или недостатков работы территориального органа СФР в прошлом. Эти выплаты не имеют ограничений по времени и также учитываются излишне выплаченные пенсионеру суммы, если он нарушил свои обязательства перед Пенсионным фондом.При определении круга лиц, которые имеют право на получение начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, используется перечень лиц, установленный в ч. 2 ст. 10 Закона страховых пенсиях. При этом условие, касающееся права на пенсию по случаю потери кормильца, не учитывается. То есть, лица, указанные в перечне, имеют право на получение этих начисленных сумм пенсии, независимо от того, были ли они фактическими кормильцами пенсионера или нет.В современных условиях одной из важных проблем в области пенсионного обеспечения является вопрос о выплате пенсий и пособий гражданам после их смерти.Так, Счетная Палата Российской Федерации провела проверку персонифицированного учета в Пенсионном Фонде РФ за 2017-2019 годы. В результате обнаружено, что из-за задержки информации о смерти пенсионера и снятия денег с его счета родственниками, были сделаны переплаты в размере 377 035,00 тыс. рублей в двух органах Пенсионного Фонда. Однако, эти переплаты могут быть возвращены только через суд или добровольное возмещение родственниками [34].До октября 2018 года информация о смерти граждан поступала из ЗАГСов, однако с введением системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) в октябре 2018 года, сведения о смерти теперь предоставляются онлайн из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Родственники получают документ о смерти, и информация автоматически вносится в реестр, который управляется Федеральной налоговой службой (ФНС) [23, с. 97].Кроме того, на 1 января 2020 года в территориальных органах СФР имеются данные о смерти 5,6 тысяч умерших граждан, которые были получены через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), но не могут быть идентифицированы в информационных базах СФР. Это происходит из-за несоответствия информации о фамилии, паспортных данных и месте регистрации умершего между базой данных ЗАГС, ФНС России и СФР.В результате, базы данных ЗАГС, ФНС и СФР содержат несогласованную информацию о персональных данных одних и тех же граждан. Это означает, что эти ведомства не эффективно и не слаженно взаимодействуют друг с другом для своевременного получения актуальной и достоверной информации.Несвоевременное поступление в Пенсионный фонд Российской Федерации (СФР) информации о смерти граждан или невозможность их идентификации не оказывает прямого влияния на ведение персонифицированного учета, но серьезно влияет на процесс пенсионного обеспечения. Согласно законодательству Российской Федерации, выплата пенсии прекращается территориальным органом СФР с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла смерть пенсионера. Таким образом, задержки или проблемы с идентификацией могут привести к продолжению выплаты пенсии после смерти пенсионера, что может вызвать необоснованные переплаты и затраты для системы пенсионного обеспечения.Для устранения выявленных нарушений было предпринято мероприятие, которое заключается в сопоставлении персонифицированной информации о гражданах, содержащейся в базах данных вышеупомянутых органов, по единому идентификатору (например, СНИЛС, ИНН). Это позволяет актуализировать сведения и исключить наличие разнородной информации о тех же самых гражданах. Таким образом, целью данного мероприятия является создание единой и надежной базы данных, которая содержит актуальную информацию о гражданах [22, с. 46].Помимо неэффективного взаимодействия между ведомствами, одной из причин несвоевременного прекращения выплаты пенсии является отсутствие сообщения о смерти пенсионера со стороны его родственников. Сообщение о смерти родственника является гражданской обязанностью близких, однако закон не предусматривает ответственности за невыполнение этой обязанности. Прекращение выплаты пенсии осуществляется на основании заявления (Приложение 1). Некоторые родственники умершего могут использовать это обстоятельство, чтобы задержать время и получить деньги, на которые у них нет законных оснований.С целью предотвращения подобных ситуаций в будущем, рекомендуется внести поправки в законодательство, которые устанавливают ответственность близких родственников за несообщение о смерти гражданина. Предлагается требовать, чтобы заявление о смерти было подано не позднее, чем через три дня после наступления смерти или обнаружения тела умершего. Такие изменения позволят повысить осведомленность и своевременное информирование официальных органов о смерти гражданина.Помимо прочего также возможно необоснованное получение пенсии по случаю потери кормильца, что также влечет за собой в последующем судебные разбирательства. Так, ГУ УПФР в Суворовском районе обратилось в суд с иском к М.М., в котором просит взыскать с ответчика в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации незаконно полученную социальную пенсию по случаю потери кормильца, а также расходы по уплате госпошлины.По указанию заявителей, начиная с 1 октября 2011 года М.М. Потапенко получал социальную пенсию в качестве нетрудоспособного гражданина. Однако, на основании запроса об остановке выплаты пенсии, которое было получено 25 августа 2014 года соответствующим органом пенсионного фонда, пенсия была прекращена с 1 октября 2014 года в связи с переездом М.М. Потапенко в другой район Тульской области. Впоследствии, в январе 2017 года было обнаружено, что выплата пенсии была возобновлена с 1 января 2015 года из-за ошибки в работе программно-технического комплекса при остановке выплаты пенсии.Следовательно, за период с 01.01.2015 года по 09.01.2017 года ответчик необоснованно получал две пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемых УПФР в Суворовском районе Тульской области и УПФР по г. Кимовск и Кимовскому району Тульской области. В результате чего образовалась переплата пенсии по случаю потери кормильца. Исковые требования были удовлетворены [16].Таким образом, в Российской Федерации законодательством предусмотрено получение пенсии умершего пенсионера, но процедура осложнена определенными ограничениями. На наш взгляд, устранение ограничений в получении данной выплаты и введение ответственности за несообщение в установленный срок сведений о смерти близких родственников будет способствовать своевременному поступлению в органы ЗАГС информации о смерти. В совокупности с актуализацией и идентификацией персональных данных в информационных данных органов СФР, ЗАГС и ФНС выплаты пенсий будут прекращаться в установленный законодательством срок, что поможет избежать переплат и дальнейших судебных разбирательств.Еще одна проблема связана со следующим обстоятельством: как было рассмотрено в предыдущем параграфе настоящей главы выпускной квалификационной работы, в результате смерти гражданина, члены его семьи вправе получить пенсионную выплату за текущий месяц, в котором умер пенсионер.Согласно законодательству, начисленные суммы пенсии, которые причитались пенсионеру при жизни, могут быть получены только один раз - за текущий месяц. Они выплачиваются членам семьи, проживавшим с пенсионером на день его смерти. Обращение должно быть сделано в течение шести месяцев со дня смерти. Пенсия будет выплачена за весь месяц, в котором пенсионер умер, даже если это было 1 число. Если несколько членов семьи обратятся за выплатой, суммы будут равномерно распределены между ними. Однако Социальный Фонд России может отказать в выплате неполученных сумм пенсии по определенным причинам.1. Представленные документы не подтверждают родственную связь между заявителем и умершим пенсионером. В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», членами семьи умершего пенсионера, имеющими право на неполученную сумму пенсии, являются: дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг, дедушка и бабушка умершего. Однако часто бывает так, что у умершего пенсионера отсутствуют указанные родственники, но присутствуют другие родственники (дяди, тети, племянники, правнуки и т.д.), которые фактически проживали с умершим и оказывали ему заботу. В случае обращения этих лиц за получением пенсионных выплат, им будет вынуждено отказать в соответствии с текущим законодательством.Мы считаем, что важно расширить круг лиц, которые имеют право обратиться за выплатой пенсии при условии, что они могут подтвердить свое совместное проживание с умершим пенсионером и осуществляли уход за ним.Такое расширение позволит учесть ситуации, когда близкие люди, не являющиеся прямыми родственниками, проживали с пенсионером и оказывали ему заботу и поддержку. В настоящее время право на выплату пенсии после смерти пенсионера обычно предоставляется только ближайшим родственникам, таким как супруги и дети. Однако есть случаи, когда другие люди, не являющиеся родственниками, проживали с пенсионером и заботились о нем.Расширение круга лиц, имеющих право на выплату пенсии, при условии подтверждения совместного проживания и осуществления ухода за умершим пенсионером, будет справедливым и учитывать такие ситуации.Однако у близких родственников пенсионера могут возникнуть сложности с получением выплаты, поскольку часто предоставляемые документы являются старыми и написаны вручную, что затрудняет их чтение, а также содержат ошибки. В результате становится невозможно достоверно установить родственную связь между наследником и умершим пенсионером. По нашему мнению, для упрощения этого процесса, Социальному фонду Российской Федерации (СФР) следует использовать систему межведомственного взаимодействия с ЗАГС (Запись актов гражданского состояния).Мы считаем, что наследники не должны предоставлять документы в СФР, так как вся информация о рождении, браке и смерти граждан хранится в базах данных ЗАГС. Поэтому Социальный фонд Российской Федерации должен запрашивать необходимые сведения напрямую из баз ЗАГС. Это позволит избежать проблем, связанных с предоставлением старых и трудночитаемых документов, а также поможет установить достоверную родственную связь между наследниками и умершим пенсионером.2. Согласно представленным документам, не подтверждается совместное проживание заявителя с умершим пенсионером на день смерти. Факт проживания наследника подтверждается местом прописки в паспорте. Местом проживания пенсионера является адреса доставки пенсии, указанный в последнем заявлении пенсионера (он может быть отличным от адреса регистрации по паспорту). Считаем, что данный метод определения факта совестного проживания неверен, так как наследник может иметь прописку по одному адресу, а фактически проживать с пенсионером на день его смерти. Мы предлагаем в качестве альтернативы провести опрос соседей пенсионера, который будет осуществлен участковым уполномоченным полиции. При этом будет составлен акт проверки, а заявителю будет выдана справка, подтверждающая факт совместного проживания заявителя с пенсионером на день его смерти. Если пенсионер проживал один или уже прошло шесть месяцев со дня его смерти, неполученная пенсия будет наследоваться на общих основаниях, согласно установленным законом правилам и процедурам наследования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 26.11.2001 № 146-ФЗ[3]. В данном случае в СФР предоставляется свидетельство о праве на наследство, на основании которого производится выплата.В завершение главы выпускной квалификационной работы необходимо подчеркнуть, что процедура по реализации гражданами своего права на получение пенсии или пособия делится на несколько стадий, среди которых основными являются: подготовка необходимых документов; подача документов в соответствующий орган; рассмотрение заявления; принятие решения о назначении и выплате пенсии или пособия.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе проведенного анализа положений действующего законодательства РФ, материалов судебной практики, а также научных исследований, сделаны следующие выводы.Правоотношения по пенсионному и социальному обеспечению являются одними из наиболее важных в сфере социальной защиты населения. Они возникают между гражданами и государством, а также между работодателями и работниками.Пенсионное обеспечение представляет собой систему государственных пенсий, которые выплачиваются гражданам в возрасте пенсионного возраста или инвалидам. Право на пенсию возникает у граждан, которые достигли определенного возраста и имеют стаж работы не менее установленного законом. Пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета.Правоотношения по доставке и выплате пенсий регулируются различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, среди которых федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», а также Приказ Минтруда России «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии».Процесс доставки и выплаты пенсии включают в себя несколько стадий, к которым относятся следующие: 1. Подготовка документов, необходимых для назначения соответствующей выплаты.2. Подача документов в уполномоченный орган одним из удобных способов. При этом стоит отметить, что в целях совершенствования процедурных правоотношений законодатель предусмотрел возможность подачи документов многими способами – лично, путем отправки письма по почте, через личный кабинет Госуслуг и другими способами.3. Рассмотрение уполномоченным органом представленных документов, проверка их на правильность заполнения и достаточность.4. Принятие решение о назначении выплаты, либо об отказе в назначении выплаты.5. Собственно доставка и выплата пенсии.Выплата пенсии, включая организацию доставки, – это ежемесячное начисление территориальным органом СФР причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии.Под доставкой пенсии понимается передача начисленной суммы пенсии пенсионеру путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.Согласно действующему пенсионному законодательству, каждому гражданину предоставляется право выбора способа получения своей пенсии после выхода на пенсию. Законодательство устанавливает различные варианты доставки, такие как получение пенсии через банк, почтовую службу или другую специализированную организацию.Законодатель регулярно проводит различного рода реформы, направленные на совершенствование процедурных правоотношений: принимаются различные нормативные акты, устраняющие бюрократизм в процедурных отношениях, упрощение порядка назначения и выплаты пенсий и пособий. Одним из важнейших нововведений с 1 января 2023 г. является объединение СФР и ФСС и создание Социального фонда России.Однако несмотря на все проводимые реформы еще существуют некоторые проблемы, которые были выявлены при написании дипломной работы. 1. Пенсионер может обратиться за запросом своего выплатного дела с целью ознакомления с материалами, которые касаются его пенсионных выплат. Однако на практике территориальные органы СФР иногда отказывают в удовлетворении такого запроса, указывая на отсутствие законодательной обязанности предоставлять пенсионерам доступ к их выплатным делам. При этом мы полагаем, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть право гражданина ознакомиться с выплатным делом. Данное законодательное положение позволит в полной мере обеспечить право пенсионера на получение тех сведений, которые непосредственно его касаются, а также избежать случаев необоснованного отказа территориальными органами Социального фонда России в предоставлении выплатного дела.2. Проблемой является ситуация, когда граждане не сообщают о смерти другого гражданина, в результате чего пенсия продолжает начисляться и выплачиваться незаконно. Для решения этой проблемы мы считаем необходимым принять следующие меры.Во-первых, необходимо предусмотреть институт ответственности за несообщение о смерти гражданина. Это поможет стимулировать граждан сообщать о смерти и предотвратить незаконные выплаты пенсий. Введение ответственности за несообщение о смерти может включать штрафные санкции или другие меры, которые будут служить дисциплинарным механизмом для граждан.Во-вторых, важно наладить эффективное межведомственное взаимодействие с органами ЗАГС, которые выдают свидетельство о смерти.3. При получении пенсии умершего пенсионера в Российской Федерации существуют ограничения, которые усложняют процедуру. Устранение этих ограничений и введение ответственности за несообщение о смерти близких родственников в срок позволит своевременно передавать информацию о смерти в органы ЗАГС. Актуализация и идентификация персональных данных в информационных системах ПФР, ЗАГС и ФНС позволит корректно прекращать выплаты пенсий в соответствии с законодательством, предотвращая переплаты и судебные разбирательства.Мы также считаем важным расширить круг людей, которые имеют возможность обратиться для получения выплаты при условии подтверждения того, что они совместно проживали с умершим пенсионером и оказывали ему уход.
I. Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.09.2023).
2.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 10.09.2023).
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/ (дата обращения: 10.09.2023).
4.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения: 10.09.2023).
5.Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 10.09.2023).
6.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О страховых пенсиях». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 10.09.2023).
7.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О накопительной пенсии». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (дата обращения: 10.09.2023).
8.Федеральный закон от 18.03.2023 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О почтовой связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303180022 (дата обращения: 10.09.2023).
9.Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35739/ (дата обращения: 10.09.2023).
10.Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 (ред. от 30.12.2020) «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172678/f39366bdde432c5930b0c8600f03cac982769582/ (дата обращения: 10.09.2023).
11.Приказ Минтруда России от 14.11.2014 № 881н (ред. от 05.08.2021) «Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172940/ (дата обращения: 10.09.2023).
12.Приказ Минтруда России от 05.08.2021 № 545н (ред. от 25.10.2022) «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии». [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/402925717/ (дата обращения: 10.09.2023).
13.Письмо Минтруда России от 30.11.2020 № 21-2/10/ООГ-3284. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/vyplata_pensii_nedeesposobnym/ (дата обращения: 10.09.2023).
14.Постановление Правления ПФ РФ от 25.07.2019 № 404п (ред. от 23.09.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_338368/ (дата обращения: 10.09.2023).
II. Учебная и монографическая литература
15.Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО [Текст] / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт. 2019. – 518 с.
III. Периодические издания
16.Александрова, А. В. Российское пенсионное законодательство: некоторые проблемы теории и практики [Текст] / А. В. Александрова // Наука. Общество. Государство. – 2022. – Т. 10. – №. 3 (39). – С. 23-32.
17.Бабич, К. В. Современное состояние и реформирование правоотношений в сфере пенсионного обеспечения [Текст] / К. В. Бабич // Правопорядок: история, теория, практика. – 2019. – №. 1 (20). – С. 31-36.
18.Глотова, Н.И. Формирование пенсионных накоплений граждан: индивидуальная проблема или проблема государства [Текст] / Глотова Н.И. // Социально-экономическая политика страны и Сибирского региона в условиях цифровой экономики. Материалы XII международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Алтайского филиала Фин. университета. под общ. ред. В.А. Ивановой, Т.Е. Фасенко. – 2020. – С. 44-52.
19.Ерохина, Е. В. Проблема несвоевременного прекращения выплаты пенсии гражданам Российской Федерации [Текст] / Е. В. Ерохина // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения. – 2021. – С. 97-104.
20.Карпова, Н.С. Социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы [Текст] / Н.С. Карпова // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 210-212.
21.Кручек, И. В. К вопросу о совершенствовании пенсионного законодательства [Текст] / И. В. Кручек // Крымский научный вестник. – 2020. – №. 1 (26). – С. 33-37.
22.Мирзалиева, М. М. Общая характеристика и виды правоотношения по социальному обеспечению [Текст] / М. М. Мирзалиева // Проблемы совершенствования законодательства. – 2019. – С. 203-205.
23.Назаров, А. Д. О проблеме пенсионного обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и путях ее решения [Текст] / А. Д. Назаров, И. Б. Лапин, Н. Н. Астапкович // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2020. – №. 10 (221). – С. 36-41.
24.Торосян, Р. А. Проблемы реализации конституционного права осуждённых граждан на социальное обеспечение в местах лишения свободы [Текст] / Р. А. Торосян // Современные проблемы криминалистики и судебной экспертизы. – 2020. – С. 75-79.
25.Хадыкина, Е. В. Понятие и содержание государственной политики РФ в области пенсионного обеспечения [Текст] / Е. В. Хадыкина // Право и экономика. – 2020. – С. 71-83.
26.Хвостенко, Т. М. Комплексная обработка деловой информации в ПФР [Текст] / Т. М. Хвостенко, П. А. Климов // Обработка экономической информации с использованием прикладного программного обеспечения. – 2019. – С. 131-135.
27.Чегебаева, А. А. Право граждан на пенсионное обеспечение: определения, законы, факты, коллизии [Текст] / А. А. Чегебаева // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. – 2021. – Т. 1. – №. 4. – С. 778-784.
IV. Интернет-ресурсы
28.Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации по организации индивидуального (персонифицированного) учета, расходованию средств на его функционирование, а также по соблюдению прав застрахованных лиц в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года». [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/cc3/ cc3f734f6ee3b7008e0a3438487fed47.pdf (дата обращения 15.09.2023).
29.Способы выплаты и период доставки пенсий и других социальных выплат. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/branches/tula/info/~0/7328 (дата обращения: 10.09.2023).
30.СФР планирует продлить упрощенный порядок оформления пенсий и пособий через Госуслуги. [Электронный ресурс]. URL: https://admmuji.ru/blog/zakon/pfr-planiruet-prodlit-uproshhennyj-poryadok-oformleniya-pensij-i-posobij-cherez-gosuslugi.html (Дата обращения: 13.04.2023).
31.СФР планирует продлить упрощенный порядок оформления пенсий и пособий через Госуслуги. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://admmuji.ru/blog/zakon/pfr-planiruet-prodlit-uproshhennyj-poryadok-oformleniya-pensij-i-posobij-cherez-gosuslugi.html (дата обращения: 13.04.2023).
V. Материалы судебной практики
32.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 № 4-КГ20-24-К1. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=648060#0Fl0AQT6k4pqnSM6 (дата обращения: 11.09.2023).
33.Решение Кимовского городского суда Тульской области от 23.06.2017 по делу № 2-536/2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/j60b0uanij1v/?regular-txt (дата обращения: 10.09.2023).
34.Решение Центрального районного суда г. Тулы от 24.06.2019 по делу № 2-1345/2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/56SkMC5ULRLV/?regular-txt (дата обращения: 10.09.2023).
35.Решение Шатурского городского суда Московской области от 09.02.2022 по делу № 2-27/2022. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/wahwYcdTRBLc/?regular-txt (дата обращения: 10.09.2023).
36.