Оценка кредитоспособности малого предпринимательства по данным упрощённой данным бухгалтерской (финансовой) отчётности
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 25.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Понятие и специфика деятельности предприятий малого бизнеса 5
1.2 Сущность кредитоспособности и ее значение в деятельности малого предпринимательства 10
1.3 Методика оценки кредитоспособности малого предпринимательства по данным упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётности 14
2 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» ПО ДАННЫМ УПРОЩЕННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ имущественного положения предприятия 26
2.3 Оценка кредитоспособности предприятия 29
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» 35
3.1 Мероприятия по повышению кредитоспособности предприятия 35
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс на 31.12.2022 г. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах за 2022 г. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о финансовых результатах за 2021 г. 49
Далее в таблице 18 проведем оценку риска наступления финансовой несостоятельности предприятия по интегральной балльной методике.Таблица 18 – Оценка вероятности банкротства ООО «Пожарная охрана» за 20202022 гг. по скоринговой модели Л.В. Донцовой и Н.А. НикифоровойНаименование показателя2020 г.2021 г.2022 г.ЗначениеБаллыЗначениеБаллыЗначениеБаллыКоэффициент абсолютной ликвидности0,0500,1280,020Коэффициент быстрой ликвидности2,32185,39186,0518Коэффициент текущей ликвидности2,3816,56,0316,56,5716,5Коэффициент автономии-0,330-0,300-0,150Коэффициент мобильности-0,330-0,300-0,820Коэффициент финансовой устойчивости0,588,50,8313,50,9013,5Итого-43-52-48Итак, по интегральной балльной методике финансовое состояние ООО «Пожарная охрана» определяется как проблемное, так как предприятие поддерживает исключительнократкосрочную платежеспособность. Выбор в качестве заемных источников преимущественно долгосрочных обязательств выступают факторами укрепления финансового положения предприятия.Таким образом, по результатам проведенной оценки можно сделать вывод о том, что ООО «Пожарная охрана» имеет низкий уровень кредитоспособности, так как не поддерживает абсолютную ликвидность и финансовую устойчивость. Наличие непокрытых убытков в скором времени может привести малое предприятие к полному разорению.Выводы по второй главе.ООО «Пожарная охрана»» осуществляет деятельность по обеспечению пожарной безопасности. Компания функционирует на рынке 7 лет и не успела за это время выстроить грамотную финансовую работу. В 2021 году предприятие вышло на чистую прибыль, однако ее величина не покрывает прежде полученные убытки. В перспективе компания близка к банкротству, что снижает ее кредитоспособность.3РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА»3.1 Мероприятия по повышению кредитоспособности предприятияПо результатам проведенной оценки кредитоспособности ООО «Пожарная охрана» был выявлен ряд проблем:предприятие не поддерживает оптимальный остаток высоколиквидных активов, так как основную долю в имуществе занимает дебиторская задолженность, что приводит к оттоку денежных средств;в долгосрочной перспективе финансовая устойчивость предприятия также не обеспечена, так как оно имеет непокрытые убытки, а прибыль растет с медленной скоростью.Для решения выявленных проблем предлагается реализация следующих мероприятий:провести факторинг дебиторской задолженности с целью высвобождения денежных средств;разработать сайт и подключить инструменты интернет-маркетинга для повышения узнаваемости на рынке пожарной безопасности.Рассмотрим представленные мероприятия подробнее.1. Факторинг дебиторской задолженности.Факторинг представляет собой совокупность финансовых услуг по финансированию поставок продукции, страхованию кредитных рисков, по работе с должниками, поддержанию нормального состояния дебиторской задолженности. Факторинг позволяет клиентам отсрочить выплаты, а поставщику получить часть суммы за поставленную продукцию. Традиционно выделяют следующие виды факторинга:внешний и внутренний;открытый и закрытый;с регрессом и без регресса.Внутренний факторинг подразумевает под собой заключение договора участниками, находящимися в пределах одной страны. Внешний же факторинг подразумевает заключение договора участниками, которые являются резидентами разных стран.При открытом факторинге покупателя уведомляют о том, что была произведена переуступка права требования, и теперь покупатель должен переводить средства на счет факторинговой компании. При закрытом факторинге покупатель не уведомляется о переуступке права требования задолженности.Факторинг с регрессом подразумевает под собой заключение такого факторингового договора, когда клиент не подвергается риску несвоевременного погашения задолженности со стороны дебитора. В случае наступления такой ситуации компания-фактор наделяется правом требования уплаты долга с дебитора. Факторинг без регресса снимает с клиента не только риск ликвидности, но и кредитный риск, в данном случае компания-фактор берет на себя полную ответственность за взыскание задолженности с дебитора.Этапы проведения факторинговых операций: заключение договора на факторинговое обслуживание;информирование покупателя о смене кредитора; отправка товара покупателю на основе счета-фактура; передача отгрузочных документов компании-фактору;компания-фактор переводит от 70 до 90 % суммы поставки на счет поставщика; покупатель постепенно оплачивает поставленные товары путем перевода средств на счет компании-фактора; компания-фактор уплачивает оставшуюся сумму поставщику с учетом стоимости факторинговых услуг.В качестве компании-фактора предлагается обратиться к ООО «ВТБ Факторинг», так как данное дочернее предприятие банка ПАО «ВТБ» зарекомендовало себя на рынке факторинговых услуг с положительной стороны.2. Разработка сайта и подключение инструментов по его сопровождению.При разработке сайта предприятия необходимо соблюсти следующие условия: создание уникального заголовка для каждой страницы; проведение типографизации текста; прикрепление фотообзоров ко всем товарам на сайте; разработка адаптивной версии сайта; прикрепление формы поиска по ресурсу; разработка дополнительных языковых версий сайта; выставление отметки компании на картах «Google» и «Yandex»; создание страницы под прайс-лист; подключение дополнительных сервисов для онлайн-общения покупателей с менеджером по продажам.Так же необходимо внедрить следующие инструменты интернет-маркетинга: внедрение сервисов SEO-продвижения. SEO-продвижение представляет собой регулярные меры по приведению страниц, структуры и контента сайта, а также внешних факторов, оптимальных для корректной индексации веб-сайта поисковыми системами и повышению его рейтинга при формировании результатов выдачи для запросов пользователей соответствующей тематики;внедрение сервисов директ-рекламы в компании. Директ-реклама является инструментом, направленным на поддержание коммуникаций с клиентами, его можно охарактеризовать как регулярный процесс формирования отношений с клиентами с помощью электронной почты;внедрение сервисов контент-маркетинга. Контент-маркетинг – технология интернет-маркетинга, направленная на создание и распространение качественной, важной и полезной, для потребителей информации, на основе которой они могли бы принять потребительское решение. Сюда относится как наполнение сайта компании медиа, так и составление PR сообщений.Осуществить все эти и дополнительные действия для разработки сайта, можно разово обратившись в специализирующуюся на этом компанию или заключить договор на постоянной основе, чтобы не только создать сайт и подключить инструменты, но и проводить его контроль и обслуживание сайта в дальнейшем.Основная цель интернет-продвижения ООО «Пожарная охрана»: получение прибыли за счет повышения узнаваемости на рынке как надежной компании в сфере обеспечения пожарной безопасности и расширение рынков сбыта предлагаемых услуг. Основными преимуществами интернет-продвижения являются: широкая аудитория, на которую направлен коммуникативный процесс; возможность точечного обращения к определенной части целевой аудитории; возможность точного и быстрого анализа реакции аудитории (с помощью оценки активности, лайков, комментариев); оперативное реагирование на негатив аудитории, возможность вносить изменения; измеримость эффективности затраченных на интернет-маркетинг средств за счет пост-анализа; коммуникация с целевой аудиторией, создание, обновление и постоянное пополнение базы данных покупателей, поставщиков, контрагентов.Таким образом, к основным проблемам в деятельности ООО «Пожарная охрана» относятся: низкий остаток свободных денежных средств, что подрывает абсолютную ликвидность предприятия; наличие непокрытых убытков, что негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятия. Для решения данных проблем был порекомендован факторинг дебиторской задолженности и создание сайта предприятия для продвижения своей деятельности.3.2Оценка эффективности разработанных мероприятийВ качестве мероприятия по повышению платежеспособности и финансовой устойчивостиООО «Пожарная охрана» было порекомендовано: факторинг дебиторской задолженности, создание сайта и подключение инструментов интернет-маркетинга.Рассмотрим затраты на реализацию каждого мероприятия подробнее.1. Факторинг дебиторской задолженности. Полный перечень условий, на которых предоставляются факторинговые услуги выбранным предприятием, ООО «ВТБ Факторинг» для ООО «Пожарная охрана» отражены ниже в таблице 19. Таблица 19 – Условия предоставления факторингаОсновные условияОписаниеВид факторингавнутренний, открытый с правом регрессаДолжниккомпания, имеющая прибыль на последнюю отчетную дату, положительную величину чистых активов, не имеющая просроченной задолженности по кредитамПериод сотрудничества должника и кредиторане менее 6 месяцевПроцент фактуры70-95 % от общей суммы дебиторской задолженностиСрок образования выкупаемой задолженностиот 10 дней от даты исполнения обязательства по оплатеСрок кредитадо 90 днейОбщее количество должников на одного кредиторакак правило, не более 3-хПроцент за кредит0,14% в деньПроцент за риск невозврата0,4% в деньКомиссия за обслуживание1,4% в деньФормы и виды обеспечениябез обеспеченияВ целом из представленных сведений ООО «Пожарная охрана» соответствует заявленным требованиям и может заключить договор факторинга. Таким образом, для проведения факторинга в ООО «Пожарная охрана» необходимо выбрать наиболее предпочтительный вариант из двух: с регрессом или без регресса.Для этого определим величину комиссии, которую ООО «Пожарная охрана» должен будет заплатить факторинговой компании ООО «ВТБ Факторинг». Данная комиссия определяется в процентном соотношении от суммы задолженности покупателей, направляемой на факторинг.Для факторинга дебиторской задолженности в ООО «Пожарная охрана» были отобраны следующие дебиторы: «Дебитор 1» (6 210 тыс. руб.) в течение 30 дней;«Дебитор 2» (5 655 тыс. руб.) в течение 30 дней;«Дебитор 3» (4 469 тыс. руб.) в течение 60 дней. Определим размер оплаты за факторинговые услуги с регрессом: 60 дней = 4 469 * 60 * 0,14 % = 376 тыс. руб.; 30 дней = (6 210 + 5 655) * 30 * 0,14 % = 498 тыс. руб. Комиссия составит 229 тыс. руб. ((6 210 + 5 655 + 4 469) *1,4 % = 16 334 * 1,4 %). Таким образом, расходы на факторинг с регрессом складываются из двух составляющих, это оплата факторинговых услуг и комиссия. Общие расходы ООО «Пожарная охрана» за факторинг с регрессом составят 1 103 тыс. руб. (376 + 498 + 229).Если ООО «Пожарная охрана» будет обращаться к факторингу без регресса, то ему необходимо оплатить компании-фактору плату за риск невозврата долга со стороны покупателей.Определим размер оплаты за факторинговые услуги без регресса: 60 дней = 4 469 * 60 * 0,4 % = 1 073 тыс. руб.;30 дней = (6 210 + 5 655) * 30 * 0,4 % = 1 424 тыс. руб. Таким образом, затраты на факторинг без регресса составят 2 497 тыс. руб. (1 073 + 1 424).Видно, что затраты на факторинг без регресса значительно превышают затраты на факторинг с регрессом, что позволяет сделать вывод о вынесении решения в пользу факторинга с регрессом.Далее необходимо рассчитать изменение величины дебиторской задолженности при применении факторинга. Величина дебиторской задолженности при использовании факторинга составит: 17683 – 16 334 = 1 349 тыс. руб.Денежные средства предприятия вырастут и составят56 + 16 334 – 1 103 = 15287 тыс. руб.2. В рамках второго мероприятия необходимо обратиться в компанию, которая специализируется на разработке сайтов для предприятий в сфере малого бизнеса.В качестве такой компании может выступать агентство интернет-маркетинга «BusinessBoom», которое специализируется на разработке сайтов и web-аналитике. Представим расходы на создание сайта для ООО «Пожарная охрана» в таблице20.Таблица 20 – Расходы на разработку сайта и подключение интернетмаркетинга для ООО «Пожарная охрана»МероприятиеРасчетСумма затрат, руб.Разработка сайта180 000 руб.180 000Внедрение сервисов SEO продвижения1 мес. – 30000 руб. * 12 мес. = 360 000 руб.360 000Внедрение сервисов директрекламы«Яндекс.Директ» 1 мес. – 15 000 * 12 мес. = 180 000 руб. Социальные сети 1 мес. – 10 000 руб. * 3 шт. * 12 мес. = 360 000 руб.540 000Внедрение сервисов контентмаркетинга1 мес. – 8 000 руб. * 12 мес. = 96 000 руб.96 000Всего сумма затрат в год1 176 000Совокупная стоимость расходов на реализацию второго мероприятия обойдется для ООО «Пожарная охрана» в 1 176 тыс. руб.Для оценки предполагаемого экономического эффекта создания сайта был использован метод экспертных оценок. Для этого генеральному директору, специалисту по привлечению и работе с клиентами и главному бухгалтеру было предложено выставить экспертные оценки относительно изменения выручки ООО «Пожарная охрана» после внедрения сайта (таблица21).Из таблицы видно, что по экспертной оценке ожидается увеличение выручки ООО «Пожарная охрана» на 38,83 %.Таблица 21 – Экспертная оценка влияния внедрения мероприятий по разработке сайта на выручку ООО «Пожарная охрана», %Номер экспертаПрогноз экспертов по выделенному факторуИтогоРазвитие клиентской базыПовышение узнаваемости компанииВыход на новые рынки сбыта Эксперт 114,0012,0014,0040,00Эксперт 212,5014,5012,0039,00Эксперт 312,5012,5012,5037,50Среднее значение13,0013,0012,8338,83Тогда в плановом периоде выручка предприятия вырастит на 16 245 * 0,3883 = 6 308 тыс. руб.Расходы по обычной деятельности предприятия увеличатся на затраты по разработке сайта в размере 1 176 тыс. руб.Экономическая эффективность создания сайта составит (6 308 – 1 176) / 1 176 = 4,36.На основе полученных показателей составим отчет о финансовых результатах ООО «Пожарная охрана» на плановый год (таблица 22).Таблица 22 – Отчет о финансовых результатах ООО «Пожарная охрана» на плановый годПоказательЗначение, тыс. руб.Абсолютное отклонение, тыс. руб.Темп роста, %2022 г.ПланВыручка16 24522 5536 308138,83Расходы по обычной деятельности16 19217 3681 176107,26Прочие расходы51510100,00Налоги на прибыль (доходы)127427327400,00Чистая прибыль (убыток)14 8604 859485993,35Из представленной таблицы видно, что предприятие сможет выйти на чистую прибыль в размере 4 859 тыс. руб. По данным отчета о финансовых результатах составим бухгалтерский баланс ООО «Пожарная охрана» на плановый период в таблице 23. За счет чистой прибылибудут покрыты убытки прошлых лет, и собственный капитал ООО «Пожарная охрана» составит 251 тыс. руб. Также за счет факторинга и увеличения прибыли вырастит остаток денежных средств.Таблица 23 – Бухгалтерский баланс ООО «Пожарная охрана»на плановый годПоказательЗначение, тыс. руб.Абсолютное отклонение, тыс. руб.Темп роста, %2022 г.ПланАКТИВМатериальные внеоборотные активы11 17311 1730100,00Запасы1 5351 5350100,00Денежные средства 5620 14720 09135976,79Финансовые и другие оборотные активы 17 6831 349-16 3347,63БАЛАНС30 44734 2043 757112,34ПАССИВКапитал и резервы-4 6092514 860-5,45Долгосрочные заемные средства25 53125 5310100,00Другие долгосрочные обязательства6 5926 5920100,00Кредиторская задолженность2 9331 830-1 10362,39БАЛАНС30 44734 2043 757112,34Определим риск наступления банкротства предприятия в плановом периоде с учетом изменений коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости в таблице 24.Таблица 24 – Оценка риска банкротства ООО «Пожарная охрана» в плановом годуНаименование показателя2022 г.ПланЗначениеБаллыЗначениеБаллыКоэффициент абсолютной ликвидности0,02011,0120Коэффициент быстрой ликвидности6,051811,7518Коэффициент текущей ликвидности6,5716,512,5916,5Коэффициент автономии-0,1500,010Коэффициент мобильности-0,820-0,470Коэффициент финансовой устойчивости0,9013,50,9513,5Итого-48-68Таким образом, набранная сумма баллов будет соответствовать интервалу от 64 до 100, что позволяет отнести ООО «Пожарная охрана» к компаниям с нормальным уровнем кредитоспособности. Выводы по третьей главе.Повышение кредитоспособности ООО «Пожарная охрана» в плановом году связано с повышением показателей платежеспособности и финансовой устойчивости благодаря разработанным мероприятиям по факторингу дебиторской задолженности и продвижению предприятия в сети интернет.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗначительный процент банкротств, среди малых предприятий, дает возможность оставаться среди них на плаву наиболее эффективно функционирующим организациям. В основе создания эффективной системы управления малым предприятием лежит оценка кредитоспособности хозяйствующего субъекта.Цель оценки кредитоспособности предприятия заключается в комплексном исследовании его работы для обоснованной оценки вероятности возврата предоставленных ему ресурсов. Основным видом деятельности ООО «Пожарная охрана» является обеспечение пожарной безопасности. Организация относится к микропредприятиям, так как годовой размер выручки не превышает 120 млн. руб., а численность работников составляет 4 человека, что меньше 15.Оценка кредитоспособности показала, что в целом компания платежеспособна, так как имеет возможность рассчитаться по текущим обязательствам ликвидными активами. Однако минимально необходимый остаток денежных средств в кассе и на расчетном счете не поддерживается. Помимо этого относительные коэффициенты финансовой устойчивости ниже нормативных значений, а устойчивые пассивы, такие как долгосрочные обязательства, являются основным фактором снижения риска банкротства. В целях повышения кредитоспособности предприятия было порекомендовано провести факторинг дебиторской задолженности на сумму 16 334 тыс. руб. и разработать сайт с подключением инструментов интернет-маркетинга на общую сумму 1 176 тыс. руб. для продвижения компании на рынке пожарной безопасности. Методом экспертных оценок было определено, что выручка организации после реализации мероприятий вырастит на 38,83 %, что обеспечит прибыль в размере 4 860 тыс. руб. Платежеспособность и финансовая устойчивость ООО «Пожарная охрана» укрепятся, а организация будет относиться ко второму классу финансового состояния, т.е. нормальному, при котором риск наступления банкротства оценивается как незначительный.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023) [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.09.2023).Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 25.09.2023).Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 25.09.2023).Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023)[Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 25.09.2023).Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 25.09.2023).Балашев Н.Б. К вопросу оценки кредитоспособности предприятия / Н.Б. Балашев, О.Ю. Куприянова // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2022. – № 1. – С. 54-55.Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум / В.И. Бариленко. – М.: Юрайт, 2023. – 455 с.Ван Хорн Дж. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / Дж. Ван Хорн. – М.: Вильямс, 2020. – 1056 с. Мурзин Д.А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса: учебное пособие / Д.А. Мурзин, Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин. – М.: Юрайт, 2023. – 261 с.Проданова Н.А. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная. – М.: Юрайт, 2023. – 220 с.Пронин С.А. Современные методы оценки кредитоспособности малого и среднего бизнеса / С.А. Пронин // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 2090-2094.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 378 с.Хутова Л.А. Анализ и оценка кредитоспособности предприятия / Л.А. Хутова, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 38(6). – С. 339-343.Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 208 с.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – ГКС. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.09.2023).ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ АБухгалтерский баланс на 31.12.2022 г.ПРИЛОЖЕНИЕ БОтчет о финансовых результатах за 2022 г.ПРИЛОЖЕНИЕ ВОтчет о финансовых результатах за 2021 г.Федеральное государственное образовательное бюджетноеучреждение высшего образования«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»(Финуниверситет)Самарский финансово-экономический колледж(Самарский филиал Финуниверситета)ОТЗЫВна курсовую работуСтудентки Смирновой Юлии ГеннадьевныГруппа 105Специальность 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)Тема курсовой работыОценка кредитоспособности малого предпринимательства по данным упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётностиРуководитель:_____________________________ (ф.и.о.)Тема курсовой работы Петровой Ю.Г. является актуальной, т.к. необходимым инструментом управления финансами малого предприятия является четкое понимание взаимосвязи всех факторов, влияющих на общий уровень его финансового состояния, что и представляет собой оценка кредитоспособности.Содержание курсовой работыполностью соответствует заданию. Все вопросы задания раскрыты правильно и последовательно.Курсовая работа построена логично. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.Во введении отражена актуальность выбранной автором темы, приведены цели и задачи курсовой работы.В первой главе дано понятие и раскрытаспецифика деятельности малых предприятий, представлено определение кредитоспособности и ее значение в деятельности малого бизнеса, приведена методикаоценки кредитоспособности малого предприятия.Во второй главе проведена оценка кредитоспособности ООО «Пожарная охрана» по данным упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. В третьей главе разработаны мероприятия по повышению кредитоспособности ООО «Пожарная охрана» и проведена оценка их эффективности. Приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса.На основе данных анализа автор сделал выводы по проведенному исследованию. Существенных недостатков в курсовой работе нет. Замечаний по оформлению курсовой работы и стилю изложения материала нет.При написании курсовой работы использовалась бухгалтерская документацияООО «Пожарная охрана». Курсовая работа выполнена на хорошем теоретическом и практическом уровне, соответствует предъявленным требованиям, представляет интерес для предприятия и заслуживает оценки «отлично». «___»___________ 2023 г. Руководитель_________ /_____________ /
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023) [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.09.2023).
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 25.09.2023).
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 25.09.2023).
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023) [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 25.09.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 25.09.2023).
6. Балашев Н.Б. К вопросу оценки кредитоспособности предприятия / Н.Б. Балашев, О.Ю. Куприянова // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2022. – № 1. – С. 54-55.
7. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум / В.И. Бариленко. – М.: Юрайт, 2023. – 455 с.
8. Ван Хорн Дж. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / Дж. Ван Хорн. – М.: Вильямс, 2020. – 1056 с.
9. Мурзин Д.А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса: учебное пособие / Д.А. Мурзин, Н.Г. Барышников, Д.Ю. Самыгин. – М.: Юрайт, 2023. – 261 с.
10. Проданова Н.А. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная. – М.: Юрайт, 2023. – 220 с.
11. Пронин С.А. Современные методы оценки кредитоспособности малого и среднего бизнеса / С.А. Пронин // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 2090-2094.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 378 с.
13. Хутова Л.А. Анализ и оценка кредитоспособности предприятия / Л.А. Хутова, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 38(6). – С. 339-343.
14. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 208 с.
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – ГКС. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.09.2023).