Дисциплинарная ответственность по Административному праву. Дисциплинарный проступок как основание для наложения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Особенности дисциплинарной ответственности судей и прокуроров.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 27.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1.Дисциплинарная ответственность в административном праве: подходы к определению 5
1.2.Специфика понятия «дисциплинарный проступок» 14
ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СУДЕЙ, ПРОКУРОРОВ 18
2.1.Дисциплинарная ответственность военнослужащих 18
2.2.Дисциплинарная ответственность судей и прокуроров 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Отягчающие обстоятельства представлены: - продолжением противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира о его прекращении;- повторным совершением такого же дисциплинарного проступка, - совершением двух и более дисциплинарных проступков, - совершением дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;- совершением дисциплинарного проступка в состоянии опьянения [22]. Если дисциплинарный проступок является малозначительным, то командир может ограничиться устным замечанием, освободив военнослужащего от дисциплинарной ответственности. У военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственность, есть право объяснить, предоставить доказательства, воспользоваться помощью защитника с того момента, как судья гарнизонного военного суда принял решение о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке. Отдельно нужно сказать о сроке давности. Военнослужащего нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, если истек 1 год с дня совершения проступка. Что касается исполнения дисциплинарного взыскания, то оно должно начаться до того, как истек срок давности. Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не предполагает унижение его достоинства, причинение ему физических наказаний, грубости. Существуют следующие виды взысканий для военнослужащих:выговор;строгий выговор;лишение увольнительной;лишение знака отличия;предупреждение о неполном соответствии;понижение в звании;понижение в должности;понижение в должности и одновременно понижение в звании;досрочное увольнение (для контрактников);отчисление из военного вуза (для курсантов);дисциплинарный арест [20].Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.2.2.Дисциплинарная ответственность судей и прокуроров В статье 122 Конституции Российской Федерации осуществляется закрепление принципа неприкосновенности судей, соответственно, судью нельзя привлечь к уголовной ответственности иначе как в порядке, который определен Федеральным законом. Тем не менее, в статье 12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлена дисциплинарная ответственность судей.Если ориентироваться на данную статью, то мы увидим, что любые аморальные проступки судьи будут расцениваться в качестве дисциплинарного нарушения, кроме того, в эту категорию включены случаи нарушения судьями неписаных правил морали, этикета и нравственности.Решение о наложении взыскания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей. Если речь идет о судье Конституционного Суда Российской Федерации, то в этом случае дисциплинарное взыскание накладывают по решению Конституционного Суда. За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.Далее обратимся к дисциплинарной ответственности работников прокуратуры.Служба в органах и организациях прокуратуры имеет статус федеральной государственной службы. Прокурорские работники, соответственно – это федеральные государственные служащие, исполняющие обязанности по должности федеральной государственной службы, учитывая требования ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно действующему законодательству, работники органов и организаций прокуратуры, в случае неисполнения ими или ненадлежащего исполнения по их вине своих служебных обязанностей и совершения тех проступков, которые порочат честь прокурорского работника, могут быть подвергнуты определенным дисциплинарным взысканиям [15]. Существуют такие виды взысканий: замечание; ‒ выговор; ‒ увольнение по соответствующим основаниям. Но в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий является расширенным, в частности, там предусмотрены такие виды взысканий: ‒ замечание; ‒ выговор; ‒ предупреждение о неполном должностном соответствии; ‒ увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона. В свою очередь, дисциплинарная ответственность работников прокуратуры регулируется специальным законодательством. В статье 41.7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работникам органов и организаций прокуратуры, дополнен такими взысканиями, как строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение относительно неполного служебного соответствия [15]. Возможность привлечь работника к дисциплинарной ответственности за совершение тех проступков, которые порочат честь прокурорского работника – это важная особенность Закона о прокуратуре. Такого рода основание дисциплинарной ответственности можно объяснить наличием повышенных требований к сотрудникам прокуратуры как федеральным государственным служащим. Соответственно, законодателем официальное закрепляется, что случаи нарушения нравственных и моральных норм влекут за собой наступление дисциплинарной ответственности. Данная позиция актуальна и для судебной практики. Тем не менее, хотелось бы отметить, что факт отсутствия в законе определения проступка, порочащего честь прокурорского работника, а также примерного их перечня, создает дополнительные трудности привлечения работников к ответственности либо же вообще невозможности ее применить, так как это оценочные понятия. В частности, что для одного есть аморально, безнравственно, для другого может находиться в пределах нормы. Правом наложения дисциплинарных взысканий в полном объеме наделен Генеральный прокурор Российской Федерации, кроме того, он же определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право наложения дисциплинарных взысканий на работников, назначаемых ими на должность, исключая лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, а также увольнение работников, которые назначены ими же на должность. Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», применяется исключительно с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, при этом, не учитывается время болезни работника или пребывания его в отпуске. Во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске дисциплинарное взыскание не может быть наложено.Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения. Тот работник, который совершил проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до того, как будет решен вопрос относительно наложения дисциплинарного взыскания, отстранен от должности, денежное содержание при этом сохраняется.Что касается процедуры отстранения от должности, то ее производят по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначения работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.Таким образом, дисциплинарная ответственность военнослужащих, судей и прокуроров предполагает более расширенный перечень дисциплинарных взысканий. Это обусловлено тем, что на военнослужащих, судей и прокуроров накладывается государством особая ответственность, связанная с поддержанием общественной и государственной безопасности. ЗАКЛЮЧЕНИЕЮридическая ответственность – это установленная в правовых нормах мера государственного принуждения за совершенное преступление, применяемая специально уполномоченными государственными органами и осуществляемая в процессуальной форме, выражающаяся в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера. Юридическая ответственность выступает формой реализации санкций к конкретному лицу в конкретном случае, возлагает новую дополнительную ответственность, опираясь на государственное принуждение.Основой юридической ответственности государственных служащих выступает правонарушение, которое, определяется группой признаков, образующих его структуру, а юридическим основанием — норма права и должный правоприменительный акт, в котором компетентный орган обозначает определенный объем и форму принудительных мер к данному правонарушителю. Институт юридической ответственности занимает важное место в структуре организации государственной службы и государственной власти. Именно ответственность служащих помогает способствовать осуществлению контроля за их деятельностью с целью недопущения вмешательства в права и законные интересы, как рядовых граждан, так и государства в целом. Юридическая ответственность является обратной связью в отношениях между обществом государственно-управленческими системами.На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что по административному праву дисциплинарная ответственность является сложным социально-правовым феноменом, который имеет определенные характерные признаки: 1.Отражает потребность государства в лице нанимателя в том, чтобы защищать служебно-правовые отношения от дисциплинарных проступков.2. Выступает в форме дисциплинарного принуждения в рамках служебных правоотношений.3.Представляет собой одно из базовых средств недопущения нарушений установленной дисциплины, а также добросовестного соблюдения должностных обязанностей.4. В содержательном плане состоит в таком аспекте, как установление и применение мер дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарных (в некоторых случаях - за административные правонарушения при исполнении служебных обязанностей) проступков.5. Реализуется в форме административно-юрисдикционного производства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994, N 32, ст. 3301.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004, N 31, ст. 3215.Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 23.09.2023)Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30.04.2010 N 68-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 23.09.2023) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 23.09.2023)Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // СПС КонсультантПлюсУказ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 01.02.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // «Собрание законодательства РФ», 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.ЛитератураАдминистративное право Российской Федерации: практикум / А.А. Демин, А.П. Алехин, Д.Н. Кордик [и др.] ; под редакцией А. П. Алехин. М.: Зерцало-М, 2015. 256 c. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. URL: http://www.iprbookshop.ru/52226.htmlБондарев А.С. Ролевая субъективная юридическая обязанность – вид и мера юридической ответственности // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2015. № 2. С. 8-16.Варапаев В.О. К вопросу об определении состава правонарушения// Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdfГолощапова Д.С. Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры / Д. С. Голощапова // Молодой ученый. 2018. № 7 (193). С. 128-130.Деменкова Н.Г., Игнатова М.С. К вопросу о законодательном закреплении понятий «государственный служащий» и «должностное лицо» // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 25-27.Институт юридической ответственности: Монография / Авт. кол.: Липинский Д.А., Романова В.В., Репетева О.Е., Чуклова Е.В., Станкин А.Н., Степанова В.В., Савельев Ю.М.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Липинского. М.: РИОР, 2017. С. 23.Кандрина Н.А. Дисциплинарная и административная ответственность государственных гражданских служащих: проблемы определения правовой природы / Н.А. Кандрина // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 2. С. 49-53.Овсянникова Э.А. Административное право: учебное пособие. Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. URL: http://www.iprbookshop.ru/80634.html Магда В.Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда // Молодой ученый. 2021. № 14 (356). С. 231-233.Очаковский В.А. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации / В.А. Очаковский, Я.А. Крутова, Н.А. Жукова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 99. С. 1348–1364. Туганов Ю.Н. Правовые основы военной службы : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, С. И. Журавлев. М. : Издательство Юрайт, 2023 // Образовательная платформа Юрайт [сайт].URL: https://urait.ru/bcode/518943 (дата обращения: 21.09.2023).
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 23.09.2023)
7. Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30.04.2010 N 68-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 23.09.2023)
9. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 23.09.2023)
10. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // СПС КонсультантПлюс
11. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 01.02.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // «Собрание законодательства РФ», 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
Литература
12. Административное право Российской Федерации: практикум / А.А. Демин, А.П. Алехин, Д.Н. Кордик [и др.] ; под редакцией А. П. Алехин. М.: Зерцало-М, 2015. 256 c. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. URL: http://www.iprbookshop.ru/52226.html
13. Бондарев А.С. Ролевая субъективная юридическая обязанность – вид и мера юридической ответственности // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2015. № 2. С. 8-16.
14. Варапаев В.О. К вопросу об определении состава правонарушения// Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf
15. Голощапова Д.С. Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры / Д. С. Голощапова // Молодой ученый. 2018. № 7 (193). С. 128-130.
16. Деменкова Н.Г., Игнатова М.С. К вопросу о законодательном закреплении понятий «государственный служащий» и «должностное лицо» // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 25-27.
17. Институт юридической ответственности: Монография / Авт. кол.: Липинский Д.А., Романова В.В., Репетева О.Е., Чуклова Е.В., Станкин А.Н., Степанова В.В., Савельев Ю.М.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Липинского. М.: РИОР, 2017. С. 23.
18. Кандрина Н.А. Дисциплинарная и административная ответственность государственных гражданских служащих: проблемы определения правовой природы / Н.А. Кандрина // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 2. С. 49-53.
19. Овсянникова Э.А. Административное право: учебное пособие. Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. URL: http://www.iprbookshop.ru/80634.html
20. Магда В.Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда // Молодой ученый. 2021. № 14 (356). С. 231-233.
21. Очаковский В.А. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации / В.А. Очаковский, Я.А. Крутова, Н.А. Жукова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 99. С. 1348–1364.
22. Туганов Ю.Н. Правовые основы военной службы : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов, С. И. Журавлев. М. : Издательство Юрайт, 2023 // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/518943 (дата обращения: 21.09.2023).