Экономические последствия чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 01.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Экономические последствия от ЧС 5
1.1. Определение, классификация ..5
1.2. Методы определения экономического ущерба 8
Глава 2. Экономические механизмы обеспечения защиты от ЧС. Определение, виды и применение 11
Заключение 14
Список литературы 15
Примерами подобных механизмов можно считать возложение материальной и экономической ответственности на руководство предприятий для соблюдения экологических норм. Несмотря на то, что в плане санкций, как отрицательных, например, в виде наложенных за нарушение штрафов, так и положительных в виде предоставления льгот, наблюдается чисто экономическая составляющая механизмов, их установление имеет чисто административно-правовой характер. Другим примером «механизмов» можно считать формирование системы экономического стимулирования мероприятий по снижению риска возможных ЧС, например, повышения квалификации сотрудников, модернизации оборудования и пр. Основными элементами экономических механизмов для предотвращения ЧС можно считать такие элементы как уровни и фонды безопасности. Уровнем безопасности можно считать меру отсутствия рисков возникновения ЧС по причине субъективных (исправность оборудования, надлежащая квалификация персонала, соблюдение техники безопасности) и объективных (климатических факторов, рисков возникновения неблагоприятных метеорологических условий) факторов. По уровням безопасности экономические факторы разделяются на:Текущий (краткосрочный), основывающийся на настоящем соблюдении необходимого законодательства в рамках верной эксплуатации природных ресурсов, а также оборудования. Соблюдение данного уровня безопасности является обязательным и, как и ответственность за его нарушение, лежит на определенном ответственном юридическом лице;Целевой (долгосрочный), основывающийся на научном представлении о возможности максимального снижения риска возникновения ЧС. На данном уровне безопасности юридическое лицо ответственно лишь за соблюдение установленных норм, которые корректируются, исходя из научных взглядов.Еще одной составляющей экономических механизмов является формирование фонда безопасности, представляющий собой совокупность различных сборов с предпринимателей, например, экологический сбор, сбор за выброс АХОВ и пр., Средства, собранные в данный фонд, применяются в случае возникновения ЧС для ее ликвидации. Данную систему можно сравнить с системой страховых взносов, которые потом могут быть направлены на лечение какой-либо травмы.Так можно привести пример с ЧС, связанных с паводками. Изначально при прогнозировании погоды было обнаружено, что в будущем предвидится значительное количество осадков, которые, вследствие поверхностного стока, попадут в реки, что, вследствие резкого повышения их уровня, создаст угрозу подтопления находящихся на берегу в нижнем течении населенных пунктов. Так, исходя из объемов стоков, спрогнозированных гидрометеорологами, будет сделан вывод о возможных площадях подтопления. Исходя из этого, будут предприняты меры по предотвращению катастрофических последствий и предприняты соответствующие экономические механизмы. Таковыми, например, могут быть выделение средств на строительство, обучение сотрудников служб МЧС действиям в условиях паводков. Далее средства могут быть направлены на проведение возможной эвакуации населения в случае невозможности иных мер по предотвращению ЧС. Таким образом, можно утверждать, что экономические механизмы обеспечения защиты от ЧС являются основным средством как для решения экономических последствий при ЧС, так и для предотвращения самих чрезвычайных ситуаций посредством выделения и сбора средств на превентивные меры. Поэтому можно утверждать, что эти две составляющими являются взаимодополняемыми. В то же время, в отличие от последствий и их расчетов, экономические механизмы имеют больший упор на нормативно-правовое законодательство, где как раз они и закреплены в виде сборов, санкций, льгот, субсидий и прочих форм. Без осуществления данных механизмов была бы невозможна ни одна ликвидация ЧС, ни одно, тем более, проведение превентивных мер по ее предотвращению.ЗаключениеЭкономическая опора на разрешение последствий ЧС, а также на проведение превентивных мероприятий является обоснованной и одной из важнейших, поскольку обеспечение любых работ на данном моменте развития экономических отношений не представляется возможным без грамотных, последовательных и комплексных расчетов, а также без самой массы финансов и капитала различной направленности. В то же время это невозможно представить без должного нормативно-правового сопровождения, где будет закреплены определенные размеры сборов, прописана ответственность руководителей и структур, без чего экономическая оценка, а также процесс ликвидации и преодоления последствий ЧС лишился бы системности и был бы обречен на провал. Именно поэтому система экономических последствий и экономических механизмов, несмотря на свое явное «экономическое» начало, представляют собой одно целое, скрепленное нормативным правом.Список литературыБезопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / под общ.ред. Н. К. Дёмика. – М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2007. – 268 с. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2022 году» / Министерство ГО ЧС. М., 2023. С.14Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2023. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/560438170?ysclid=ln7o8jma8e874446649 (Дата обращения 01.10.2023);Статья 15. Возмещение убытков // ГК РФ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. – 1997-2023. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/4734407fbf4d5eec5306840f8b75b994e5d57090/?ysclid=ln7q8566er590484566 (Дата обращения 01.10.2023);Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации // №68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. – 1997-2023. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/66741b4caa496b0501a410f5e27b58f45f61bb28/?ysclid=ln7n69rixz546829315 (Дата обращения 01.10.2023);Федеральный бюджет на 2022-2024 гг. в цифрах [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Гос. Думы РФ. – М., 2023. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/52813/ (Дата обращения 30.09.2023);Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций: электр. Учеб.пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obzh.ru/eco/index.html (Дата обращения 30.09.2023);
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / под общ. ред. Н. К. Дёмика. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007. – 268 с.
2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2022 году» / Министерство ГО ЧС. М., 2023. С.14
3. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2023. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/560438170?ysclid=ln7o8jma8e874446649 (Дата обращения 01.10.2023);
4. Статья 15. Возмещение убытков // ГК РФ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. – 1997-2023. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/4734407fbf4d5eec5306840f8b75b994e5d57090/?ysclid=ln7q8566er590484566 (Дата обращения 01.10.2023);
5. Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации // №68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. – 1997-2023. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/66741b4caa496b0501a410f5e27b58f45f61bb28/?ysclid=ln7n69rixz546829315 (Дата обращения 01.10.2023);
6. Федеральный бюджет на 2022-2024 гг. в цифрах [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Гос. Думы РФ. – М., 2023. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/52813/ (Дата обращения 30.09.2023);
7. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций: электр. Учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obzh.ru/eco/index.html (Дата обращения 30.09.2023);