Фрагмент для ознакомления
В 80-е гг. расширяются жанровые границы в творчестве писателя: вышли в свет книги литературно-критических и публицистических статей «Посох памяти», большой очерк «Там, в окопах», впервые писатель выступил в жанре большой эпической формы – роман «Печальный детектив» (1986).Концентрация социально-психологических зол, нагнетание отрицательных фактов современной действительности вызывают после прочтения «Печального детектива» острое ощущение драматизма жизни. Раздробленность очерково-публицистической композиции «Печального детектива» преодолевается введением центрального образа – Леонида Сошнина, бывшего оперуполномоченного милиции. Затронута и такая проблема, как деформация некоторых исконных народных представлений о добре и зле. К позднему творчеству относится и повесть «Веселый солдат». Повесть «Веселый солдат» посвящена военной теме. Великая Отечественная война 1941-1945 года стала одной из самых трагических страниц в отечественной истории. На мой взгляд, особенно пронзительно, реалистично звучит тема войны в произведениях Астафьева. Военная тема столь сильно привлекала писателя в силу того, что именно она заполняла все его существо, душу, она отзывалась в сердце. И действительно, сам писатель принял в ней непосредственное участие. С войной были связаны самые пронзительные жизненные впечатления, а значит, Астафьеву было, чем поделиться с читателями: судьбы людей на войне, ужас смерти, патриотизм, самоотверженное служение идеалам… В повести «Веселый солдат» прекрасно показано, как тяжело расставаться со своими детскими мечтами, стремлениями, как трудно сохранить в себе человека.Повесть «Веселый солдат» является автобиографической, она посвящена трагическому событию в жизни нашего Отечества – Великой Отечественной войне. В этом произведении писатель передал свои впечатления о войне, поделился с читателями болью и трагизмом пережитого им военного опыта.В первую очередь, обращаясь к анализу произведения, важно выделить его композиционные особенности. А именно, произведение «Веселый солдат» имеет кольцевую композицию. Безусловно, Астафьев выбирает такую композицию неслучайно, кольцевая композиция играет важную роль в раскрытии и воплощении художественного замысла. Эта композиция также поддерживается опорными художественными деталями, символами, образами и средствами выразительности. Кольцевая композиция основана на принципе обрамления, повторения определенных элементов в финале произведения из его начала. В начале произведения мы можем прочитать: «Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне».Данное начало сразу вводит нас в атмосферу трагического повествования. В целом, все повествование посвящено военной жизни, противостоянию силам зла, о том, как человек учится жить в условиях войны, которые противоречат основным гуманистическим ценностям бытия. Война стирает границу между добром и злом, она нивелирует эти ценности, искажает их. Тема трагического несоответствия высшего, вечного и войны прекрасно показана Астафьевым. История солдата – это также и история человека, который стремится к победе, который отчаянно хочет снова зажить нормальной жизнью, сохранить в себе то, что было в нем до того, как разразилась война и перевернула все. В финале повести мы читаем: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека».Круг как бы замыкается, человек, который прошел войну, увы, не будет прежним, он будет невольно возвращаться к тем событиям и заново их переосмысливать и переживать. Убийство человека – это противоречит естественным ценностям, пусть даже это убийство совершается на войне. Герой считает, что за это убийство его настигла расплата, поскольку никто и ничто не может оправдать убийство, этот крест придется нести до самого конца жизни: последующее ранение он связывает именно с этим убийством: «Нет, мой немец оказался не самым мстительным…». Постепенно герой «забывает» об этом, но на протяжении повествования он не может заставить свою память замолчать, во внутреннем монологе, в разговоре с женой он постоянно возвращается к тем событиям. Таким образом, кольцевая композиция заставляет нам понять, что воспоминание об убийстве фашиста является подлинной причиной страданий и переживаний героя, которые он переживает во время своего пути. Повествование Астафьева проникнуто гуманистическим настроением, он проводит мысль о том, что враг или не враг – не столь важно, поскольку все на войне являются людьми. И убийство не имеет оправданий. Соответственно, герой думает о том, а кем мог быть убитый им человек: «Бедный, видать, человек был – может, крестьянин… может, рабочий…». То есть, герой вспоминает о фашисте как о человеке, он не видит в нем врага: «Немец, убитый мною, походил на кого-то из моих близких, и я долго не мог вспомнить – на кого…. Тем война и бесчеловечна и ужасна, что она стирает гуманизм и любовь, она несовместима с состраданием и жалостью, со всем тем, что составляет сущность человека. В произведении Астафьева можно выделить две части: «Солдат лечится» и «Солдат женится».Как мы видим, в названии частей писатель использует прием лексического повтора, который органично связан с кольцевой композицией повести в целом. Ощущение ненужности, покинутости не оставляет солдата в первой части, герой описывает, каким образом относились к раненым, каковы были условия содержания раненых бойцов, описанное оставляет неизгладимое впечатление: «Безобразно доставляли раненых с передовой в тыл. Выбыл из строя – никому не нужен, езжай лечись, спасайся как можешь».То есть, человек оказывается предоставленным самому себе, никому не нужным. Война лишает человека важной составляющей, базовой потребности – в защите, в заботе, в сострадании. Война является страшной и беспощадной, она калечит судьбы. Каждый человек сражается сам за себя, выживая как может. Вторая часть повести посвящена описанию жизни после войны, которая ставит новые задачи и вызовы перед героем. Безусловно, возвращаться к нормальной жизни крайне сложно. Казалось бы, что все идет своим чередом: первые семейные радости и ссоры, конфликты с семьей жены… Но и тут герой сталкивается с трагедией – смертью дочери, голодом, болезнями, а потом и снова радостное событие – рождение сына, появляется на счет вторая дочь. Послевоенное время – это и время поисков себя, своего места в жизни. Герой получает образование, постоянно работает, чтобы содержать семью, а сочетать учебу и работу крайне сложно. НО эти трудности оказались «веселому солдату» по плечу. Безусловно, во второй части повествования Астафьев реализует важную задачу – показать, как сложно найти себя в послевоенной жизни, как непросто воссоздать страну из руин и вернуться к нормальному существованию. Заключение Таким образом, преимущественно произведения Астафьева посвящены судьбе человека на войне и в послевоенные годы. Война представлена событием, которое не совместимо с гуманистическими ценностями человеческой жизни. Война – это страшное событие и тяжелейшее нравственное испытание. Героями повествования являются обычные люди, но способные на личностный подвиг, люди сильные духом, люди военных лет, которые познали ценность дружбы, любви, самой человеческой жизни.Вместе с тем, Астафьев без прикрас показывает и тех людей, которые не способны на сострадание, которые не смогли в военное время сохранить в себе человеческое. В частности, это те врачи и санитары, которые не оказывали должной помощи раненым бойцам, проявляющие халатность и не способные на сочувствие. Произведения Астафьева учат современного человека вечно помнить о военном подвиге советского народа, оно призывает не повторять войн, которые ломают человеческие жизни и лишают личность ее прирожденного права жить в счастье и гармонии. Список литературыАстафьев В.П. Пастух и пастушка // В.П. Астафьев. Избранное. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 363 с.Астафьев В. Царь-рыба. – Режим доступа: lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/ryba.txt_with-big-pictures.html#9Белоногова Е.В. Образ-мотив реки в повествовании рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_EISN_2013/Philologia/8_136972.doc.htmБобкова Ю. Г. Символика воды в текстах ранних произведений В. П. Астафьева // Астафьевские чтения: Выпуск второй (17 – 18 мая 2003 года). – Пермь: Мемориал центр истории полит. репрессий «Пермь-36», 2004.Быкова О.П. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина. – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/55970?ysclid=lnk35e2fm4519952347Гончаров П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы 1950 – 1990-х годов: моногp. – М.: Высш. шк., 2003. Литература великого подвига (Великая Отечественная война в литературе). — М., 1980. Мусатов, В.В. История русской советской литературы ХХ в. (советский период) / В.В.Мусатов. – М.,2001.
1. Астафьев В.П. Пастух и пастушка // В.П. Астафьев. Избранное. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 363 с.
2. Астафьев В. Царь-рыба. – Режим доступа: lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/ryba.txt_with-big-pictures.html#9
3. Белоногова Е.В. Образ-мотив реки в повествовании рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/13_EISN_2013/Philologia/8_136972.doc.htm
4. Бобкова Ю. Г. Символика воды в текстах ранних произведений В. П. Астафьева // Астафьевские чтения: Выпуск второй (17 – 18 мая 2003 года). – Пермь: Мемориал центр истории полит. репрессий «Пермь-36», 2004.
5. Быкова О.П. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина. – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/55970?ysclid=lnk35e2fm4519952347
6. Гончаров П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы 1950 – 1990-х годов: моногp. – М.: Высш. шк., 2003.
7. Литература великого подвига (Великая Отечественная война в литературе). — М., 1980.
8. Мусатов, В.В. История русской советской литературы ХХ в. (советский период) / В.В.Мусатов. – М.,2001.