Сравнительный анализ французских конституций 1791-1795 гг, идейное и политическое новаторство в условиях создания модерного государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 45 45 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 15.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Исторический контекст и предпосылки создания французских конституций 1791-1795 гг. 7
1.1. Описание политической и социальной обстановки перед Французской революцией. 7
1.2. Обзор основных этапов Французской революции и их влияние на создание конституций. 12
2. Французская конституция 1791 г. 17
2.1. Основные принципы и содержание конституции, идейные и политические новации, внедренные в конституцию 17
2.2 Оценка роли и влияния конституции на модернизацию государства 21
3. Французская конституция 1793 г. 25
3.1. Основные принципы и содержание конституции, идейные и политические новации, внедрённые в конституцию 25
3.2. Сравнение с конституцией 1791 г. и причины изменения текста 28
4. Французская конституция 1795 г. 31
4.1. Основные принципы и содержания конституции, идейные и политические новации, внедрённые в конституцию 31
4.2. Оценка эффективности конституции в достижении поставленных целей модернизации государства 36
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 43
Фрагмент для ознакомления

Они также не предоставили исполнительной власти право вето, считая его необходимым по мнению Монтескье для противостояния законодательству.Таким образом, Конституция 1975 года отличается от предложенной Монтескье тем, как осуществляется разделение властей. Однако принцип того, что исполнительная власть не должна передаваться членам Законодательного собрания, все еще соблюдается (за исключением небольшой отсрочки до пятого года выборов). Также введено разделение на две палаты, предусмотренное философом.Большинство современников признают, что принцип разделения властей, закрепленный в Конституции, был реализован. Историки, включая историков права, не отрицают этого; многие считают, что это было доведено до логического завершения, если не сказать абсурдного.Фактически законодательная власть не может прямо вмешиваться в работу директории, требуется только годовой финансовый отчет, и директория не имеет возможности влиять на разработку законов. Все это сделано для разграничения обязанностей двух правительственных ведомств, и они могут общаться только через национальных посланников.С точки зрения термидорианцев, разделение властей в 1789 году было направлено на предотвращение концентрации власти с одной стороны и авторитаризма с другой. Дискуссия о необходимости создания сильной исполнительной власти также соответствует этой концепции - мощной, но подчиненной исполнительной власти, не связанной с законодательством.Создателям Конституции третьего года было свойственно недоверие к исполнительной власти. Они опасались долгосрочного удержания власти и стремились максимально реализовать принцип разделения властей. Новая организация государственной власти была известна своей сложностью, догматичностью и четким подражанием древней демократической модели. Законодательному собранию было предоставлено доминирующее положение, но в отличие от Национального собрания, они избежали создания всемогущего законодательного органа. Впервые в истории конституционного правления Франции законодательный орган был создан на основе двухпалатной системы.Право законодательной инициативы, предоставленное Конституцией, принадлежит только Совету из пятисот членов, но его решение становится законом только после одобрения Советом старейшин. Законодательная власть стала источником политических противоречий, и, следовательно, не была реализована.Конституция третьего года вызвала отрицательное отношение народа. Восстания начались, но были подавлены Бонапартом (5 октября 1795 года), и Конституция была принята с применением военной силы.4.2. Оценка эффективности конституции в достижении поставленных целей модернизации государстваНевзирая на принятие новой Конституции 1795 года, она не смогла решить трудности, с которыми столкнулось недавно сформировавшееся гражданское общество в период революции. Среди этих проблем - угроза монархии, возможность феодальной реставрации и потенциальный всплеск новой революции среди масс, вызванный трудностями, с которыми сталкиваются городские слои населения, а также идея возрождения популярности идей якобинов, все еще существовала.Термидорианцы приняли решение отказаться от Конституции 1793 года, которая была принята, но не введена в действие. Это решение было принято в основном из-за того, что она утверждала право народа на сопротивление и предоставляла юридическую возможность для прямых действий низших слоев населения, не обеспечивая достаточной стабильности и имущественной безопасности. Они считали, что это Конституция, принятая для насильственного захвата власти якобинцами.Конституция 1795 года оказалась недолговечной. Ее существование продолжалось только 4 года, до государственного переворота 18 брюмера - 9 ноября 1799 года, совершенного Наполеоном Бонапартом. Эта конституция потерпела неудачу в основном из-за неудачной реализации принципа разделения властей. Она предусматривала полную независимость законодательной и административной властей, лишая их возможности конструктивного взаимодействия и влияния друг на друга. Борьба между различными ветвями правительства была заложена в самой Конституции, которая не предоставляла средств для законного разрешения конфликтов между конституционными властями. Генеральный секретарь и его назначенные министры не имеют права посещать советы и участвовать в их заседаниях. Они не могут представлять законодательные предложения непосредственно перед представителями законодательной власти. Взаимодействие между Директорией и Советом происходит исключительно через посредников, что является недостаточным. Принятие национального бюджета и законов требует личного присутствия и разъяснений на заседаниях Совета представителей административного департамента. Члены Палаты не имеют возможности участвовать в законотворчестве, не обладают законодательной инициативой и не обладают правом приостановки действия права вето на законы, принятые Палатой.Ни один из комитетов не может провести расследование по действиям членов Директории и министров, связанным с их распоряжениями, вынести осуждение или потребовать их отставки. Таким образом, советы были лишены возможности эффективного контроля над действиями и политикой исполнительной власти. В случае конфликтов между различными правительственными ведомствами отсутствуют конституционные средства разрешения кризиса. Директория не имеет права раньше времени распустить Палату, провести новые выборы и передать спор на решение избирателей. Члены Совета не могут отстранять министров и членов Директории.Неудачное планирование законодательных и административных органов привело к их неэффективности. Разделение законодательной власти между двумя палатами является правильным, но разделение функций между ними было неудачным. Парламент из пятисот членов предлагает и обсуждает законопроекты, а Совет старейшин может принимать их только в целом, не имея возможности вносить поправки или отклонять их. Законопроект, отклоненный Советом старейшин, может быть вновь представлен Советом пятисот членов только через год. Конституция не предусматривает юридической возможности преодоления разногласий между Советами. Например, для разработки согласованного законопроекта создается посреднический комитет, включающий представителей каждой палаты. Разделение законодательных функций между двумя палатами предопределяет конфликт между ними. В результате оба комитета оказались бессильными.Неэффективность административной власти определяется порядком, в котором она избирается и согласовывается. Члены директории были избраны Советским Союзом, законодательной властью, что предопределило зависимость исполнительной власти от Советского Союза. Народ не избирал директоров и не знал их. Разделение высшей административной власти между пятью директорами привело к неразрешимому конфликту между ними. Конституция 1795 года не дала Франции прочной и стабильной власти, и вскоре она начала нарушаться. Республика должна быть спасена государственным переворотом или с помощью военной силы.Заключение3 Конституции, которые были приняты во время Французской революции, ознаменовали разные этапы ее истории.Хотя действие Декларации прав человека не обладает регулятивной способностью, а всего лишь декларацией принципов, ее значение огромно в написании Конституций той эпохи. Декларация прав человека и гражданина 1789 года вобрала в себя национальный и мировой исторический опыт, а именно идеологические соображения и закрепленные в конституции права и свободы личности. Некоторые из идей, содержащихся в документе, имеют надорганизационный характер, основанный на содержащейся в нем социальной значимости.Мы рассмотрели первую Конституцию Королевства Франция, принятую 3 сентября 1791 года. Революционные изменения во французском законодательстве и государстве, произошедшие в первый период Французской революции, были закреплены в тексте Конституции 1791 года. Это первая Конституция в истории страны, ознаменовавшая переход от абсолютной монархии к конституционному строю. Это закрепило сложившееся в те годы перераспределение власти и приход к власти буржуазного делового сообщества.Конституция 1791 года закрепила новый национальный и политический порядок, сложившийся с 1789 по 1791 год. Она представила передовые принципы: национальный суверенитет, разделение властей; огласила обширный перечень личных и гражданских прав. Однако документ не является гибким и пытается установить верховенство представительного органа. Это привело к слабостям конституционного строя и предопределило их дальнейшую эволюцию.Декларация и Конституция 1793 года стали важнейшим результатом правления якобинцев, и в них их политическая активность была наиболее очевидна. Эти документы были подготовлены на основе конституционного проекта жирондистов. Во время революционного правления 1793-1794 годов была предпринята попытка создать идеальное общество в соответствии с принципами одной из теорий Просвещения, также известной как «якобинская диктатура».Главной задачей государства является обеспечение того, чтобы граждане пользовались своими естественными и неотъемлемыми правами. К ним относятся свобода, равенство, собственность и безопасность. Из-за своей политической активности якобинцы уделяли особое внимание гражданскому равенству.Якобинская Конституция отвергла принцип разделения властей и вместо этого установила простую государственную структуру. Автор документа считает, что разделение властей противоречит суверенитету народа, и что суверенитет народа должен быть единым и неделимым. Конституция 1793 года отменила практику разделения граждан на активных и пассивных избирателей, поскольку это было несовместимо с концепцией равенства. Он фактически узаконил всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года.Из-за сложной внешней и внутриполитической ситуации введение конституции было отложено. Якобинцы верили, что только установив революционную диктатуру, можно укрепить республиканскую форму правления.Наиболее актуальным вопросом в этот период является восстановление конституционного порядка. Формально Конституция 1793 года все еще действует, хотя фактически она не применялась. Новый конституционный документ был принят в августе 1795 года и называется Конституцией третьего года республики.Она известна своим мягким характером и потерей революционного пафоса. Там нет упоминания о правах людей, таких как право сопротивляться угнетению. Документ опирается на укрепление экономических, моральных и правовых основ буржуазного общества для стабилизации его развития.Степень демократичности Конституции 1791-1795 годов в основном обусловлена историческим моментом, когда были созданы эти документы. Если Декларация 1791 года была прежде всего идеологической декларацией революции, то задача конституции 1795 года уже включала практическое применение идей, что не всегда было легко.Якобинская Конституция была хорошей идеей и прорывом в демократической мысли того времени. Но, очевидно, именно из-за ее радикальной натуры она никогда не становится активной. Можно сказать, что Конституция 1793 года опередила свое время.Конституция третьего года существования республики содержит все ограничения, и нет никаких других условий, кроме исторического опыта. Она была сформирована для того, чтобы защитить общество от новых потрясений и революционных волнений.Таким образом, я добился поставленных мною целей и задач. Я провел сравнительный анализ трех конституций Великой французской революции с 1791-1795 гг.В соответствии с поставленной с данной целью, я также добился выполнения определенных задач. А именно изучил основные характеристики Декларации прав человека и гражданина. Я рассмотрел французскую политическую систему в соответствии с Конституцией 1791 года и выяснил, что Конституция 1791 года отражала стремление создать конституционный строй, но сталкивалась с проблемами, такими как социальные и экономические потрясения, что привело к ее ослаблению и, в конечном итоге, к Директории. Более того, я рассмотрел Конституцию 1793 года, которая является первой республиканской Конституцией, которая отражала более радикальные идеи Якобинской фракции, но не вступила в силу из-за политических и социальных турбулентностей. А также представил обсуждение проекта новой конституции 1795 года. Конституция 1795 года была попыткой стабилизировать политическую ситуацию после периода Якобинского Террора. Она призвана была внести умеренность в политическую систему, но не принесла долгосрочной стабильности.Список использованных источников и литературыИсточники:1. Конституция Франции – 1791 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1791.htm2. Конституция Франции – 1793 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm3. Конституция Франции – 1795 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1795.htm4. Конституция – 1799 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://larevolution.ru/Constitution99.html5. Конституционная Хартия Франции – 1814 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/6. Конституционная Хартия Франции – 1830 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=7727. Конституция Франции – 1848 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=6748. Гражданский кодекс – 1804 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/77/231/34260.php9. Робеспьер, М. Избранные произведения [Текст] : В 3 т. : [Пер. с фр.] / Изд. подгот. А. З. Манфред [и др.] ; [Сост. и вступ. статья, с. 7-85, д-ра ист. наук А. З. Манфреда] ; [Коммент. канд. ист. наук А. Е. Рогинской]. - Москва : Наука, 1965;Робеспьер, М. Революционная законность и правосудие [Текст] : cтатьи и речи / пер. с фр. Н. Лапшиной ; под ред. и с предисл., [с. 3-42], А. Герцензона. - Москва : Госюриздат, 1959. – 275 с.; Робеспьер, М. Переписка Робеспьера [Текст] / Собрал Ж. Мишон ; Пер. Ф. Шуваевой ; Под ред. и с предисл. Ц. Фридлянд. - Ленинград : Прибой, 1929. – 265 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009231785/10. Талейран, Ш.М. Жизнь без морали. Мемуары дипломата [Текст] / Шарль Морис Талейран. – 412 с.; Талейран, Ш.М. Мемуары [Текст] / Талейран ; пер. с фр. Е. В. Тарле. - Москва : Бизнеском, 2011. – 350 с.; Талейран, Ш.М. Мемуары [Текст] : Старый режим. Великая революция. Империя. Реставрация / [Пер. и примеч. С. и Л. Фейгин] ; Ред. и статья [с. 8-81] Е. В. Тарле. - Москва : Изд-во ИМО, 1959. – 440 с.11. Гизо, Ф. В борьбе за свободу : Очерки из жизни Вашингтона / М. Гизо. - Санкт-Петербург, 1907. - [2], II, 148 с. [Электронный ресурс]. URL: https://apusbook.info/download/v-borbe-za-svobodu#form; Гизо, Ф. История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции / Соч. Гизо; Ред. пер. К.К. Арсеньева; [Вступ. ст. Барсова]. - 2-е изд., изм. - Санкт-Петербург : Н. Тиблен, 1864. - X, 242 с.Литература:Документы истории Великой французской  революции. В 2х т. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 528с.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII- XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. – М.: Высш. Шк., 1990. – 303с.Марат Ж.П. Памфлеты./ Под ред. Ф. Кон. – М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1937. – 136с.Робеспьер М. Революционная законность и правосудие: статьи и речи. – М.: Юридическая литература, 1959. – 276с.Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Высшая школа, 1955. – 466с.Манфред А. З. Великая французская революция. – М.: Наука, 1983. – 434с.Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. – 536с.Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учеб.2е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – 752с.История государства и права зарубежных стран. В 2х т. Ч.2. / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА-НОРМА-М, 1998. – 712с.Рогинская А. Е. Очерки по истории Франции (XVII – XIX вв.). – М.: Изд-во ИМО, 1958. – 368с.Чудинов А. В. Смена вех: 200-летие Революции и российская историография. / Французский Ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799гг.: Итоги юбилея. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. - с. 5-23.Собуль А. Первая республика. – М., 1974. Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1907./ эл. вариант: http:// liberte.newmail.ru/14-07-89.html/.Исторические этюды о Французской революции. (Памяти В. М. Далина). – М.: ИВИ РАН, 1998. Бовыкин Д. Ю. Термидор, или миф о конце революции. // Вопросы истории, 1999, №3, с. 149-160.Адо А. В. Место Французской революции в процессе перехода страны от феодализма к капитализму. // Новая и новейшая история, 1989, №3, с. 17-25.Пименова Э. Эро де Сешель – творец французской конституции 1793 г. – М.: Государственное издательство, 1923. – 85с. Бовыкин Д. Ни короля, ни монархии. Исполнительная власть в Конституции III года республики.// Исторические этюды о Французской революции. (Памяти В. М. Далина). – М.: ИВИ РАН, 1998. Сажина В. В., Тагунов Д. Е. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Пособ. – Мн.: Книжный дом, 2005. – 280 с.Карлейль Т. История Французской революции / Пер. с англ. Ю. В. Дубровина и Е. А. Мельниковой (ч. I). — М.: Мысль, 1991. — 575с.Манфред А.З. История Франции. В трех томах. Том 2. М., 1973. – 432 с.Тарле, Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе : исторические очерки / Е. В. Тарле. - Москва : URSS, 2010. – 136 с.Виталий Юрьевич Захаров. Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1 2017. 2017 - 513с.Французская революция 1789-1799 г. История Франции / [текст]. [Электронный доступ] URL: https://www.france.promotour.info/histoire/histoire-26.php#about4История Франции с древнейших времен до современности. / [текст]. [Электронный доступ]. URL: https://www.france.promotour.info/histoire/index.php

1. Конституция Франции – 1791 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1791.htm
2. Конституция Франции – 1793 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm
3. Конституция Франции – 1795 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1795.htm
4. Конституция – 1799 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: http://larevolution.ru/Constitution99.html
5. Конституционная Хартия Франции – 1814 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/
6. Конституционная Хартия Франции – 1830 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=772
7. Конституция Франции – 1848 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=674
8. Гражданский кодекс – 1804 / [текст]. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/77/231/34260.php
9. Робеспьер, М. Избранные произведения [Текст] : В 3 т. : [Пер. с фр.] / Изд. подгот. А. З. Манфред [и др.] ; [Сост. и вступ. статья, с. 7-85, д-ра ист. наук А. З. Манфреда] ; [Коммент. канд. ист. наук А. Е. Рогинской]. - Москва : Наука, 1965;Робеспьер, М. Революционная законность и правосудие [Текст] : cтатьи и речи / пер. с фр. Н. Лапшиной ; под ред. и с предисл., [с. 3-42], А. Герцензона. - Москва : Госюриздат, 1959. – 275 с.; Робеспьер, М. Переписка Робеспьера [Текст] / Собрал Ж. Мишон ; Пер. Ф. Шуваевой ; Под ред. и с предисл. Ц. Фридлянд. - Ленинград : Прибой, 1929. – 265 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009231785/
10. Талейран, Ш.М. Жизнь без морали. Мемуары дипломата [Текст] / Шарль Морис Талейран. – 412 с.; Талейран, Ш.М. Мемуары [Текст] / Талейран ; пер. с фр. Е. В. Тарле. - Москва : Бизнеском, 2011. – 350 с.; Талейран, Ш.М. Мемуары [Текст] : Старый режим. Великая революция. Империя. Реставрация / [Пер. и примеч. С. и Л. Фейгин] ; Ред. и статья [с. 8-81] Е. В. Тарле. - Москва : Изд-во ИМО, 1959. – 440 с.
11. Гизо, Ф. В борьбе за свободу : Очерки из жизни Вашингтона / М. Гизо. - Санкт-Петербург, 1907. - [2], II, 148 с. [Электронный ресурс]. URL: https://apusbook.info/download/v-borbe-za-svobodu#form; Гизо, Ф. История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции / Соч. Гизо; Ред. пер. К.К. Арсеньева; [Вступ. ст. Барсова]. - 2-е изд., изм. - Санкт-Петербург : Н. Тиблен, 1864. - X, 242 с.
Литература:
1. Документы истории Великой французской революции. В 2х т. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 528с.
2. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII- XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. – М.: Высш. Шк., 1990. – 303с.
3. Марат Ж.П. Памфлеты./ Под ред. Ф. Кон. – М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1937. – 136с.
4. Робеспьер М. Революционная законность и правосудие: статьи и речи. – М.: Юридическая литература, 1959. – 276с.
5. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Высшая школа, 1955. – 466с.
6. Манфред А. З. Великая французская революция. – М.: Наука, 1983. – 434с.
7. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. 1789-1799. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. – 536с.
8. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учеб.2е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – 752с.
9. История государства и права зарубежных стран. В 2х т. Ч.2. / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА-НОРМА-М, 1998. – 712с.
10. Рогинская А. Е. Очерки по истории Франции (XVII – XIX вв.). – М.: Изд-во ИМО, 1958. – 368с.
11. Чудинов А. В. Смена вех: 200-летие Революции и российская историография. / Французский Ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799гг.: Итоги юбилея. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. - с. 5-23.
12. Собуль А. Первая республика. – М., 1974.
13. Тэн И. Происхождение современной Франции. СПб., 1907./ эл. вариант: http:// liberte.newmail.ru/14-07-89.html/.
14. Исторические этюды о Французской революции. (Памяти В. М. Далина). – М.: ИВИ РАН, 1998.
15. Бовыкин Д. Ю. Термидор, или миф о конце революции. // Вопросы истории, 1999, №3, с. 149-160.
16. Адо А. В. Место Французской революции в процессе перехода страны от феодализма к капитализму. // Новая и новейшая история, 1989, №3, с. 17-25.
17. Пименова Э. Эро де Сешель – творец французской конституции 1793 г. – М.: Государственное издательство, 1923. – 85с.
18. Бовыкин Д. Ни короля, ни монархии. Исполнительная власть в Конституции III года республики.// Исторические этюды о Французской революции. (Памяти В. М. Далина). – М.: ИВИ РАН, 1998.
19. Сажина В. В., Тагунов Д. Е. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Пособ. – Мн.: Книжный дом, 2005. – 280 с.
20. Карлейль Т. История Французской революции / Пер. с англ. Ю. В. Дубровина и Е. А. Мельниковой (ч. I). — М.: Мысль, 1991. — 575с.
21. Манфред А.З. История Франции. В трех томах. Том 2. М., 1973. – 432 с.
22. Тарле, Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе : исторические очерки / Е. В. Тарле. - Москва : URSS, 2010. – 136 с.
23. Виталий Юрьевич Захаров. Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII - 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1 2017. 2017 - 513с.
24. Французская революция 1789-1799 г. История Франции / [текст]. [Электронный доступ] URL: https://www.france.promotour.info/histoire/histoire-26.php#about4
25. История Франции с древнейших времен до современности. / [текст]. [Электронный доступ]. URL: https://www.france.promotour.info/histoire/index.php