Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Основные аспекты проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.3 Средства и методы физического воспитания формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
2.3 Анализ и обсуждения результатов формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры 25
ВЫВОДЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
Приложение 4 38
Фиксируется ㅤколичество выполненных ㅤсгибаний туловища ㅤдо касания ㅤлоктями коленей ㅤв одной ㅤпопытке за ㅤ30 секунд.9. Поднимание ног ㅤиз положения, лежа ㅤна спине. Ребенок ㅤпринимал исходное ㅤположение, лежа на ㅤспине, руками держится ㅤза нижнюю ㅤрейку гимнастической ㅤлестницы. По сигналу ㅤиспытуемый поднимает ㅤноги до ㅤугла 90º, стараясь ㅤне сгибать ㅤв коленях ㅤи опускает. Фиксируется ㅤколичество подниманий ㅤи опусканий ㅤпрямых ног ㅤв одной ㅤпопытке за ㅤ30 минут.10. Гибкость позвоночника. Испытуемый ㅤсадится перед ㅤтренажером и ㅤупирается в ㅤнего ступнями. По ㅤкоманде ребенок ㅤнаклоняется вперед ㅤтир раза ㅤстараясь максимально ㅤдотянутся до ㅤдальней точке ㅤразметки. Измеряется расстояние ㅤот начала ㅤразметки до ㅤкончиков пальцев ㅤи засчитывается ㅤкак плюс. Если ㅤребенок не ㅤдотянулся до ㅤначало разметки, то ㅤполученный результат ㅤфиксируется со ㅤзнаком минус. Для ㅤобработки результатов ㅤисследования нами ㅤиспользованы общепринятые ㅤметоды математической ㅤстатистики.2.2 Организация исследованияИсследования ㅤпроводились в ㅤтри этапа:- на ㅤпервом этапе ㅤтеоретически изучалась ㅤпроблема коррекции ㅤправильной осанки ㅤу детей ㅤдошкольного возраста ㅤсредствами физической ㅤкультуры, определялись основные ㅤпонятия, намечена модель ㅤэксперимента и ㅤпроведен констатирующий ㅤэксперимент. В ходе ㅤконстатирующего эксперимента ㅤпроведено тестирование ㅤфизических качеств ㅤдетей дошкольного ㅤвозраста, определено состояние ㅤздоровья, результаты которого ㅤпозволили достоверно ㅤсформировать контрольные ㅤи экспериментальные ㅤгруппы исследования. Также ㅤпроведены беседы ㅤи ряд ㅤконсультаций с ㅤродителями и ㅤвоспитателями, которые дали ㅤвозможность познакомить ㅤс системой ㅤмероприятий в ㅤвоспитательном процессе ㅤкак в ㅤтечении года ㅤтак и ㅤв рамках ㅤкаждого дня ㅤ(сентябрь 2023г.);- на ㅤвтором этапе ㅤпроведен формирующий ㅤэксперимент (сентябрь ㅤ- октябрь 2023г.);- на ㅤтретьем этапе ㅤпроводился контрольный ㅤэксперимент в ㅤходе, которого проведено ㅤповторное тестирование ㅤфизической подготовленности ㅤи медицинских ㅤпоказателей детей, принимавших ㅤучастие в ㅤисследовании, осуществлялся анализ ㅤи обобщение ㅤрезультатов исследования ㅤ(ноябрь 2023г.).Исследовательская ㅤработа велась ㅤс группой ㅤдетей 6 лет ㅤс функциональными ㅤнарушениями ОДА. В ㅤэксперименте участвовало ㅤ30 детей. Были сформированы ㅤдве группы ㅤконтрольная и ㅤэкспериментальная по ㅤ15 человек, из числа ㅤдетей посещающих ㅤдетский сад. Уровень ㅤфизической подготовленности ㅤи нарушение ㅤосанки детей ㅤв обеих ㅤгруппах на ㅤначало исследования ㅤнаходился на ㅤодинаковом уровне.На ㅤкаждую группу ㅤзаведен протокол ㅤс данными: Ф.И.О. ребенка, диагноз, антропометрические ㅤпоказатели и ㅤданные обследования ㅤребенка, подвижность позвоночника ㅤи силовая ㅤвыносливость. Обследование детей ㅤпроводилось в ㅤначале и ㅤконце эксперимента. Результаты ㅤисследования фиксировались ㅤв протоколе.Разработана ㅤоценка эффективности ㅤмероприятий для ㅤотслеживания динамики ㅤопорно-двигательной системы ㅤребенка, физического развития ㅤи физической ㅤподготовленности (Приложение ㅤ4). Контрольная группа ㅤзанималась физической ㅤкультурой три ㅤраза в ㅤнеделю. Экспериментальная в ㅤотличие от ㅤконтрольной дополнительно ㅤзанималась корригирующей ㅤгимнастикой три ㅤраза в ㅤнеделю. Для детей ㅤэкспериментальной группы ㅤсоставлен перспективный ㅤплан работы ㅤи комплексы ㅤспециально подобранных ㅤупражнений. Занятия строились ㅤна принципах ㅤдоступности, систематичности, постоянного усложнения ㅤупражнений, интереса детей ㅤк занятиям. 2.3 Анализ ㅤи обсуждения ㅤрезультатов формирования ㅤправильной осанки ㅤу детей ㅤдошкольного возраста ㅤсредствами физической ㅤкультурыНа основе ㅤанализа протоколов ㅤисследования и ㅤсравнительного анализа ㅤрезультатов контрольной ㅤи экспериментальной ㅤгруппы, можно сделать ㅤвывод что, средний ㅤрост детей ㅤв экспериментальной ㅤгруппе составлял ㅤ113 сантиметров, а в ㅤконтрольной 115 сантиметров. На ㅤ2 сантиметра дети ㅤконтрольной группы ㅤпревышали средний ㅤрост детей ㅤэкспериментальной группы. За ㅤпериод исследования ㅤрост детей ㅤв экспериментальной ㅤгруппе увеличился ㅤв среднем ㅤна 9 сантиметров, а ㅤв контрольной ㅤгруппе на ㅤ4 сантиметра (рис ㅤ4). Рис.3. Динамика ростового ㅤпоказателя детей ㅤв период ㅤисследованияМасса тела ㅤв среднем ㅤсвоем показателе ㅤв экспериментальной ㅤгруппе составил ㅤ17 килограмм и ㅤ16 в контрольной ㅤгруппе на ㅤначало исследования. Следует ㅤотметить тот ㅤфакт, что к ㅤокончанию эксперимента ㅤповышение массы ㅤтела в ㅤконтрольной группе ㅤв среднем ㅤсоставил 8 килограмм, а ㅤв экспериментальной ㅤ5 килограмм (рис ㅤ5).Рис. 4. Динамика показателей ㅤмассы тела ㅤдетей в ㅤпериод исследования. Окружность ㅤгрудной клетки ㅤпри вдохе, выдохе ㅤи паузе ㅤна начальной ㅤстадии эксперимента ㅤв одной ㅤи другой ㅤгруппах в ㅤсреднем находилось ㅤна одном ㅤуровне. По окончанию ㅤэксперимента окружность ㅤгрудной клетки ㅤв экспериментальной ㅤгруппе в ㅤсреднем превысил ㅤпри вдохе ㅤна 3 сантиметра, при ㅤвыдохе на ㅤ2 сантиметра и ㅤпаузе на ㅤ2 сантиметра (рис ㅤ6). Рис. 5. Динамика окружности ㅤгрудной клетки ㅤдетей в ㅤпериод исследованияДинамика ㅤпоказателей задержки ㅤдыхания на ㅤвдохе - проба ㅤШтанге позволяет ㅤсудить о ㅤзначительном повышении ㅤрезультата в ㅤэкспериментальной группе. Задержка ㅤдыхания экспериментальной ㅤгруппы превышает ㅤв среднем ㅤрезультаты контрольной ㅤна 8 секунд ㅤ(рис.7).Рис.6. Динамика показателей ㅤзадержки дыхания ㅤна вдохе ㅤ- проба Штанге.Сравнительные ㅤпоказатели глубины ㅤшейного и ㅤпоясничного изгиба ㅤпозвоночника свидетельствуют ㅤо значительном ㅤизменении величины ㅤфизиологических изгибов. В ㅤэкспериментальной группе ㅤизменения произошли ㅤв шейном ㅤна 1,16 сантиметра ㅤв контрольной ㅤна 0,9 сантиметра. В ㅤпоясничном отделе ㅤв экспериментальной ㅤна 1,03 сантиметра, в ㅤконтрольной на ㅤ0,82сантиметра (таблица ㅤ2). Таблица 2Сравнительные ㅤрезультаты глубины ㅤшейного и ㅤпоясничного изгибапозвоночникаДо ㅤэкспериментаПосле экспериментаИзгибыШейный ㅤизгибПоясничный изгибДлина ㅤпозвоночникаШейный изгибПояснич-ный ㅤизгибДлина Позвоноч-никаЭксперименталь-ная3,85 ± 0,042,65 ± 0,04 44,2 ± 0,032,69 ± 0,021,62 ± 0,0346,9 ± 0,01Контрольная3,92 ± 0,032,64 ±0,04 45,1 ± 0,033,02 ±0,031,82± 0,0446,8 ±0,02Представленные ㅤв таблице ㅤ4 измерения по ㅤрезультатам ромба ㅤМашкова до ㅤи после ㅤэксперимента позволяет ㅤувидеть значительное ㅤулучшение при ㅤразных отклонениях ㅤв нарушении ㅤосанки, в экспериментальной ㅤгруппе. Анализируя данные ㅤтестирования физических ㅤкачеств, приведенные в ㅤтаблице 4 можно ㅤотметить тот ㅤфакт, что, в конце ㅤэксперимента статистическая ㅤобработка показала, что ㅤу испытуемых ㅤвсех групп ㅤв тестовых ㅤпоказателях произошли ㅤсдвиги. Однако, следует отметить ㅤчто, в экспериментальной ㅤгруппе этот ㅤсдвиг более ㅤвыражен и ㅤдостоверно выше, чем ㅤв контрольной ㅤгруппе. В экспериментальной ㅤгруппе результаты ㅤтестирования превышают ㅤрезультаты контрольной ㅤгруппы в ㅤколичестве поднимании ㅤног на ㅤ5, в поднимании ㅤтуловища на ㅤ3, количество приседаний ㅤза 30 секунд ㅤна 4, увеличение ㅤгибкости на ㅤ4 сантиметра. Значительно уменьшилось ㅤстандартное отклонение ㅤрезультатов в ㅤэкспериментальной группе. Таблица ㅤ3Средние результаты ㅤизмерения ромба ㅤМашковагруппанарушенияДо экспериментаПосле ㅤэкспериментаЭкспериментальнаяКруглаяспина 13,5 13 ± 0,6 23,5 23 14 14 ± 0,125 25 Плосковогнутаяспина 14,3 14,1 ± 0,4 22,5 22 15 15 ± 0,223 23 Кругловогнутаяспина 13,3 13,1 ± 0,5 24,2 24 14 14 ± 0.225 25 КонтрольнаяКруглаяспина 13,7 13,1 ± 0,5 23,8 23,5 14,3 14 ± 0,324,8 24,7 Плосковогнутаяспина 14,5 14.3 ± 0,4 22,6 22,1 16 16 ± 0,324.5 24,3 Кругловогнутаяспина 14,5 14,3 ± 0,4 22,3 22,4 15,4 15 ± 0,323,5 23,2 Таблица 4Динамика ㅤпоказателей в ㅤдвигательных тестахДо ㅤэкспериментаПосле экспериментатестыXδmtXδmtpПодниманиеног Э252,10,6 30 1,7 0,4 7, 1 ≥ 0,05 К232,70,7 25 2,5 0,6 Подниманиетуловища Э132.10,6 17 1,4 0,3 5, 0 ≥ 0,05 К122,60,7 14 2,0 0,5Приседание Э201,70.4 26 1,1 0,36,0 ≥ 0,05 К191.90,5 22 1,4 0,4Гибкость Э31,80.4 9 1,4 0,36,0 ≥ 0,05 К32,50.7 5 2,3 0,6Э ㅤ– экспериментальная группа ㅤК – контрольная ㅤгруппаРасчет достоверности ㅤразличий и ㅤпроверка правильности ㅤвыдвинутой гипотезы, определяется ㅤпо t-критерию ㅤСтьюдента. 1. Вычисление средней ㅤарифметической величины ㅤдля каждой ㅤгруппы в ㅤотдельности по ㅤследующей формуле: Х ㅤ=∑ xi где ㅤXi - значение ㅤотдельного измерения; n- общее ㅤчисло измерений ㅤв группе. 2. В ㅤобеих группах ㅤвычислить стандартное ㅤотклонение по ㅤследующей формуле: δ = Хi ㅤmах — Хi ㅤmin Кгде Хi ㅤmах - наибольший ㅤпоказатель; Хi min- наименьший ㅤпоказатель; К-табличный коэффициент.3.Вычислить ㅤстандартную ошибку ㅤсреднего арифметического ㅤзначения (m)по ㅤформуле: М = δ √ n-1 4. Вычислить ㅤсреднюю ошибку ㅤразности по ㅤформуле: Xэ – Xк t ㅤ= √ mэ² + mк²По специальной ㅤтаблице определяем ㅤдостоверность различий. Для ㅤэтого полученное ㅤзначение (t) сравнивается ㅤс граничным ㅤпри 5 %-ном ㅤуровне значимости ㅤ(t) при числе ㅤстепеней свободы ㅤf = nэ ㅤ+ nк - 2, где ㅤnэ и ㅤnк - общее ㅤчисло индивидуальных ㅤрезультатов соответственно ㅤв экспериментальной ㅤи контрольной ㅤгруппах. В нашем ㅤслучае табличное ㅤзначение (t ㅤ0,05) = 2,05 сравнивая его ㅤс нашими ㅤзначениями, то можно ㅤотметить что, оно ㅤбольше граничного ㅤзначения. Следовательно, различия между ㅤполученными в ㅤэксперименте средними ㅤарифметическими значениями ㅤсчитаются достоверными, а ㅤзначит, достаточно оснований ㅤдля того, чтобы ㅤговорить о ㅤтом, что одна ㅤметодика формирования ㅤправильной осанки ㅤу детей ㅤдошкольного возраста ㅤсредствами физической ㅤкультуры оказалась ㅤэффективной. ВЫВОДЫВ процессе ㅤпроведения организованных ㅤзанятий по ㅤлечебной гимнастике ㅤв условиях ㅤдошкольного учреждения ㅤпозволили определить ㅤкоррекцию нарушения ㅤосанки у ㅤдетей дошкольного ㅤвозраста и ㅤсделать анализ ㅤрезультатов в ㅤначале и ㅤконце эксперимента.Результаты ㅤисследования показали ㅤдостоверное влияние ㅤна улучшение ㅤпоказателей таких ㅤантропометрических данных ㅤкак, увеличение окружности ㅤгрудной клетки. Незначительное ㅤувеличение массы ㅤтела в ㅤэкспериментальной группе ㅤпо сравнению ㅤс контрольной ㅤгруппой. Измерения по ㅤрезультатам ромба ㅤМашкова и ㅤглубины шейного ㅤи поясничного ㅤизгиба позвоночника ㅤдо и ㅤпосле эксперимента ㅤпозволяет увидеть ㅤзначительное изменение ㅤв нарушении ㅤосанки в ㅤэкспериментальной группе.Показатели ㅤзадержки дыхания ㅤпроба Штанге ㅤпозволяет сделать ㅤвывод что, рациональный ㅤподбор упражнений ㅤдыхательной гимнастики ㅤв экспериментальной ㅤгруппе способствовал ㅤовладению навыка ㅤрационального дыхания. Исходя ㅤиз результатов ㅤисследования по ㅤокончанию эксперимента ㅤможно сделать ㅤвывод, что использование ㅤспециальных средств, методов ㅤпо коррекции ㅤи профилактике ㅤнарушения осанки ㅤу детей, проведение ㅤорганизованных занятий ㅤпо корригирующей ㅤгимнастики в ㅤусловиях дошкольного ㅤучреждения, позволили своевременно ㅤскорректировать и ㅤустранить нарушение ㅤосанки у ㅤдетей дошкольного ㅤвозраста.На основании ㅤпроведенного исследования ㅤнами изучена ㅤпроблема коррекции ㅤправильной осанки ㅤдетей дошкольного ㅤвозраста средствами ㅤфизической культуры ㅤв теории ㅤи практики. Определены ㅤособенности физического ㅤразвития и ㅤусловия, способствующие коррекции ㅤнарушения осанки.Подобрана ㅤметодика формирования ㅤправильной осанки ㅤдетей дошкольного ㅤвозраста средствами ㅤфизической культуры ㅤс учетом ㅤиндивидуальных особенностей. Выделены ㅤформы, средства и ㅤметоды, направленные на ㅤформирования правильной ㅤосанки детей ㅤдошкольного возраста.Подобранная ㅤнами методика ㅤэкспериментально апробирована. В ㅤрезультате эксперимента ㅤи анализа ㅤполученных данных ㅤисходная гипотеза ㅤо том, что ㅤпроцесс формирования ㅤправильной осанки ㅤу детей ㅤдошкольного возраста ㅤбудет наиболее ㅤуспешным, если:- учтены особенности ㅤфизического развития ㅤдетей дошкольного ㅤвозраста;-определены условия, способствующие ㅤкоррекции нарушения ㅤосанки;- разработана методика, направленная ㅤна формирование ㅤправильной осанки ㅤсредствами физической ㅤкультуры; - учитывается индивидуальный ㅤподход.Наше исследование ㅤполностью подтвердилось. коррекция ㅤдвигательный осанка ㅤфизическийСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ㅤЛИТЕРАТУРЫ Кучма В.Р. Гигиена ㅤдетей и ㅤподростков [Текст ㅤ| / Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 480с. Кузьмичева, О.А. Применение ㅤметода биологической ㅤобратной связи ㅤпо электромиограмме ㅤдля коррекции ㅤдвигательных нарушений: Учебно ㅤметодическое пособие ㅤ[Текст] / О.А. Кузьмичева - СПб., 2003. - 17 с. Лебедева, Н.Т. Физическая ㅤкультура шестилеток ㅤ[Текст] / Н.Т. Лебедева. - Мн.: Асвета, 1987. -136 с. Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика ㅤ[Текст] / Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и ㅤспорт, 1982. - 232 с. Лукьянова, Е.А. Тренируем дыхание ㅤ[Текст] / Е.А. Лукьяненко, О.Ю. Ер молаев, В.П. Сергиенко. - М.: Знание, 1987. - 96с. Маркс, О.В. Ортопедическая ㅤдиагностика [Текст] / О.В. Маркс. - М. ; «Наука ㅤи техника», 1978. - 356 с. Махабхарата. Бхишмапарва, или ㅤКнига о ㅤБхишме [Электронный ㅤресурс] / Махабхарата// Режим доступа: http://realyoga.ru. - 16.12.2009. Машков, В.Н. Общие ㅤосновы лечебной ㅤфизкультуры [Текст] / В.Н. Maui ㅤков. -М., 1999. -184 с. Миловзорова, М.С. Анатомия и ㅤфизиология человека ㅤ[Текст] / М.С. Ми-ловзорова. - М. : Медицина, 1972. - 232 с. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура: Новейший ㅤсправочник [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова.- 2003. - 457 с. Милюкова, И.В. Полная ㅤэнциклопедия лечебной ㅤгимнастики [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимовой; Под ㅤобщей ред. проф. Т.А. Евдо ㅤкимовой. - СПб.: Сова; М. : Эксмо, 2003. - 512 г. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки ㅤу детей ㅤмладшего школьного ㅤвозраста средствами ㅤгимнастики: // Афтореф. дис... канд. пед. наук. [Текст] / Л.Г. Мирхадарова. - Волгоград : ВГАФК, 1997. - 23 с. Могендович, М.Р. Кинезофилия ㅤи моторно-висцеральная ㅤкоординация [Текст] / М.Р. Могендович ㅤ// ЛФК и ㅤмассаж. Спортивная медицина. -2008. -№ 11.-С. 49-57. Нарушения ㅤосанки [Электронный ㅤресурс]. - Режим доступа: http://www.evrninov.ru. - 30.01.2010.Ожегов, СИ. Словарь ㅤрусского языка ㅤ[Текст] / СИ. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Оникс, 2007. - С. 588. Осокина, Т.И. Физическая ㅤкультура в ㅤдетском саду ㅤ[Текст] / Т.И. Осо кина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с. Павлов, И.П. Полное ㅤсобрание сочинений ㅤ[Текст] / И.П. Павлов. - М.: АН СССР, 1951.-Т. 3. Кн. 2.-324 с.Пиманова, Е.А. Методика ㅤзанятий тренирующей ㅤнаправленности с ㅤдетьми дошкольного ㅤвозраста [Текст] / Е.А. Пиманова, А.Н. Воропаев. -М., 1989. - С. 30-33. Потапчук, А.А. Осанка ㅤи физическое ㅤразвитие детей ㅤ[Текст] / А.А. По-тапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : «Речь», 2001. - 162 с. Правосудова, В.Н. Учебник по ㅤлечебной физической ㅤкультуре - М. : Физкультура ㅤи спорт, 1980. - 415 с.Приложение ㅤ1Приложение 2Приложение ㅤ3Приложение 4Размещено ㅤна Allbest.ru
1. Кучма В.Р. Гигиена ㅤ детей и ㅤ подростков [Текст ㅤ | / Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 - 480с.
2. Кузьмичева, О.А. Применение ㅤ метода биологической ㅤ обратной связи ㅤ по электромиограмме ㅤ для коррекции ㅤ двигательных нарушений: Учебно ㅤ методическое пособие ㅤ [Текст] / О.А. Кузьмичева - СПб., 2003. - 17 с.
3. Лебедева, Н.Т. Физическая ㅤ культура шестилеток ㅤ [Текст] / Н.Т. Лебедева. - Мн.: Асвета, 1987. -136 с.
4. Лисицкая, Т.С. Художественная гимнастика ㅤ [Текст] / Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и ㅤ спорт, 1982. - 232 с.
5. Лукьянова, Е.А. Тренируем дыхание ㅤ [Текст] / Е.А. Лукьяненко, О.Ю. Ер молаев, В.П. Сергиенко. - М.: Знание, 1987. - 96с.
6. Маркс, О.В. Ортопедическая ㅤ диагностика [Текст] / О.В. Маркс. - М. ; «Наука ㅤ и техника», 1978. - 356 с.
7. Махабхарата. Бхишмапарва, или ㅤ Книга о ㅤ Бхишме [Электронный ㅤ ресурс] / Махабхарата// Режим доступа: http://realyoga.ru. - 16.12.2009.
8. Машков, В.Н. Общие ㅤ основы лечебной ㅤ физкультуры [Текст] / В.Н. Maui ㅤ ков. -М., 1999. -184 с.
9. Миловзорова, М.С. Анатомия и ㅤ физиология человека ㅤ [Текст] / М.С. Ми-ловзорова. - М. : Медицина, 1972. - 232 с.
10. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура: Новейший ㅤ справочник [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова.- 2003. - 457 с.
11. Милюкова, И.В. Полная ㅤ энциклопедия лечебной ㅤ гимнастики [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимовой; Под ㅤ общей ред. проф. Т.А. Евдо ㅤ кимовой. - СПб.: Сова; М. : Эксмо, 2003. - 512 г.
12. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки ㅤ у детей ㅤ младшего школьного ㅤ возраста средствами ㅤ гимнастики: // Афтореф. дис... канд. пед. наук. [Текст] / Л.Г. Мирхадарова. - Волгоград : ВГАФК, 1997. - 23 с.
13. Могендович, М.Р. Кинезофилия ㅤ и моторно-висцеральная ㅤ координация [Текст] / М.Р. Могендович ㅤ // ЛФК и ㅤ массаж. Спортивная медицина. -2008. -№ 11.-С. 49-57.
14. Нарушения ㅤ осанки [Электронный ㅤ ресурс]. - Режим доступа: http://www.evrninov.ru. - 30.01.2010.
15. Ожегов, СИ. Словарь ㅤ русского языка ㅤ [Текст] / СИ. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - М. : Оникс, 2007. - С. 588.
16. Осокина, Т.И. Физическая ㅤ культура в ㅤ детском саду ㅤ [Текст] / Т.И. Осо кина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
17. Павлов, И.П. Полное ㅤ собрание сочинений ㅤ [Текст] / И.П. Павлов. - М.: АН СССР, 1951.-Т. 3. Кн. 2.-324 с.
18. Пиманова, Е.А. Методика ㅤ занятий тренирующей ㅤ направленности с ㅤ детьми дошкольного ㅤ возраста [Текст] / Е.А. Пиманова, А.Н. Воропаев. -М., 1989. - С. 30-33.
19. Потапчук, А.А. Осанка ㅤ и физическое ㅤ развитие детей ㅤ [Текст] / А.А. По-тапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : «Речь», 2001. - 162 с.
20. Правосудова, В.Н. Учебник по ㅤ лечебной физической ㅤ культуре - М. : Физкультура ㅤ и спорт, 1980. - 415 с.