Социально-психологические особенности российского потребителя.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 15.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Концепции потребительского поведения 4
2. Тенденции изменения потребительского поведения в России 12
3. Культурные ценности современных потребителей в России 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Индивидуализм или коллективизм:в обществе выше ценитсяинициатива и индивидуальная активность иликонформность иколлективная активность? К примеру, американское общество очень индивидуалистично, в нем правит культ самостоятельности, личного успеха. В России граждане более коллективно ориентированные, сказывается советская идеология коммунизма и равенства. Поэтому больше ценится конформность и коллективная активность.Иерархия или сеть: в каком типе отношений с другими людьми преимущественно видит себя человек данной культуры? Во властной вертикали или в сети отношений, где связи горизонтальные?Подчинение или партнерство: деятельность человека строится на подчинении другим людям или потребительпредпочитает партнерские отношения?Так, для российского сознания по-прежнему остаются привычными иерархичные отношения, где есть авторитетный начальник или чиновник, которого следует слушаться. Западный демократичный подход к управлению и созданию самоуправляемых команд пока только начинает перениматься соотечественниками, а поэтому нашей рекламе следует отражать российские реалии и делать акцент на иерархичность, подчинение. Дисциплина илисамостоятельность: ценится ли дисциплина больше, чем независимость и самостоятельность?Здесь можно противопоставить коллективных, исполнительных японцев и более независимых, плохо подчиняющихся правилам россиян. Романтическая ориентация: верит ли культура, что «любовь все преодолевает»? К примеру, российская культура содержит в себе немало романтичных образов, и русских можно назвать довольно романтичными людьми, особенно в части традиционных ценностей: здесь общество высоко ценит семейные, любовные союзы и оправдывает жертвенность ради любви (вспомнить жен декабристов, до сих пор высоко почитаемых в русской культуре).Маскулизмилифеминизм: до какой степени социальная власть по умолчанию принадлежит мужчинам? По данным Всемирного экономического форума – 2019 г., Россия занимает 81-ое место в мире по показателю гендерного равенства.А значит, в нашей стране власть по-прежнему с перевесом принадлежит мужчинам. Чего нельзя сказать о скандинавских странах, возглавивших рейтинг: там аудитория не поймет рекламные идеи, если они будут содержать даже намек на сексизм и как-либо дискриминировать женский пол.Взрослый илиребенок: семейная жизнь ориентирована на потребностивзрослых илидетей? В России многие семьи живут девизом «дети – цветы жизни», «дети – это святое», будучи уверенными, что ребенку нужно отдавать все самое лучшее, даже в ущерб интересам родителей. Приоритет детства наблюдается и в Израиле, где такой подход не только закреплен в культуре, но и активно поддерживается на государственном уровне. В таких странах продвижение детских товаров найдет надежный фундамент в виде соответствующих культурных ценностей.Молодость или старость: мудрость и престиж приписывается более молодым или более старым членам культуры? В российских регионах Кавказа мы видим, что пожилые члены общества почитаются как носители мудрости и знания, а молодежь должна смиренно слушать их наставления. И реклама не должна противоречить такому распределению ролей. В европейской части России также присутствует возрастная субординация, но в меньшей степени.Конкуренция или кооперация: человек добивается успеха, превосходя других людей или же благодаря сотрудничеству с ними? Американское общество довольно конкурентно, а активная рыночная борьба в США не считается чем-то странным, аморальным. Для россиян же конкуренция свойственна в меньшей степени, поскольку веками в нашей культуре воспевались идеалы взаимопомощи, коллективности, товарищества.Далее, ценности,ориентированные на среду,отражают отношение общества к его физической,экономической и технической среде. Для этого необходимо найти ответы на следующиевопросы.Чистота: до какой степени чистота обеспечивается за пределами минимума, необходимого для здоровья?К примеру, в Индии и многих других странах Азии чистоте не уделяется много внимания, вплоть до антисанитарных условий.Для педантичных немцев важна чистота не только дома, но и всех городских улиц. Россия находится где-то посередине между этими крайностями.Природа: ее рассматривают как нечто прекрасное идостойное восхищения или как ресурс, средстводостижения цели и даже препятствие, которое должно быть преодолено? К счастью, современное цивилизованное обществосегодня приходит к пониманию, что природа – это наш дом, и ценность экологии становится крайне велика. Будет недопустимо выпускать рекламу, пропагандирующую потребительское, безответственное отношение к природе как к ресурсу.Традиция илиизменение: отдается предпочтение существующим образцам поведения или новым?Кавказские регионы России довольно традиционны и консервативны (особенно те, где господствует ислам), а потому новые тенденции общество воспринимает неохотно, предпочтение отдается точному соблюдению ритуалов. Традиционные ценности характерны и для остальной части России.Исполнение илистатус: система вознаграждения культуры основывается на результатах,достигнутых человеком, или на унаследованных факторах, таких как класс, семейная династия? В современной России принадлежность к семейной династии не играет большой культурной роли.Решение проблем илифатализм: людей настраивают наактивное преодоление проблем или же доминирует подход «будь что будет»? Американцы традиционно исповедуют активное, преобразовательное отношение к действительности, быстрый и инициативный подход к решению проблем. Более фаталистичны русские, что отражается в таких народных пословицах и поговорках: «утро вечера мудренее», «наперед не загадывай». Для русских большое значение имеет «судьба».Принятие риска или безопасность. Кем больше восхищаются – тем, кто рискует своим установившимся положением для преодоления препятствий и достигает высокие цели – или тем, кто не делает этого? В американской культуре всячески поощряется риск и инициатива – качества прирожденных предпринимателей. Тогда как в России в культуре народа крепко сохраняется принцип «не высовываться», «инициатива наказуема», «лучше синица в руке, чем журавль в небе».И наконец, ценности,ориентированные на себя,выражают подход потребителей к своей жизни. Эти ценности также важны для маркетинга. Для того чтобы получить представление о наиболее существенныхценностях,ориентированных на себя, необходимо найти ответы на следующиевопросы.Упорный,тяжелый труд или досуг:кого больше уважают –индивида, работающего упорнее, чем это экономически необходимо, или того, кто этого не делает и предпочитает больше времени оставить для своего досуга? Насколько значимодостижение материального благосостояния, богатства?К примеру, в американской культуре заложен культ успеха, материального благосостояния, а вот в культуре России материальным благам отводится не так значения, гораздо больше ценится «духовность».Отложенное илинемедленное удовлетворение.Люди ориентированы на экономию или на яркую жизньодним днем? Чувственное удовлетворение иливоздержание: насколько приемлемо предаваться чувственным, телесным удовольствиям, таким как вкусная еда, напитки и др.?Российское общество все больше становится обществом потребления, удовольствия, и чувственным удовольствиям здесь отведено много места.Россиянам не свойственно рационально подходить к тратам.Юмор илисерьезность: жизнь рассматривается как крайне серьезное дело или преобладает легкий подход, с юмором и иронией?В русской культуре к жизни относятся довольно серьезно, а смерть ассоциируется с трагедией и скорбью. Несколько иначе дела обстоят в Мексике: там жизнь и смерть воспринимаются гораздо легче, а День памяти мертвых празднуют с весельем, задором. Для мексиканцев даже загробный мир похож на яркий, пестрый карнавал.Таким образом, можно заключить, что культурные ценностипотребителейв России многообразны и являются значимым фактором реакции на маркетинговые стимулы.ЗаключениеВ работе были определены основные тренды потребительского поведения в России, которые во многом обусловлены технологическим и экономическим контекстом в стране. Это развитие интернет-торговли, поиск информации о товарах в соцсетях, рационализация покупок, использование скидок и промокодов, патриотизм и поддержка отечественного производителя, современныхк новому опыту и самореализация через потребление.Культурные ценностипотребителейв России также являются значимым фактором реакции на маркетинговые стимулы. Чтобы добиться специфической реакции и желаемого поведения потребителя, маркетологам необходимо тщательно узнавать и активно использоватьспецифику культурных ценностей в современной России.Список использованной литературыАгапова В.Н. Культурные ценности и способы их классификации: философско-культурологический аспект // Философия и культура. – 2018. – №9. – С. 1-5.Бурукина О.А. Российская телереклама: управление процессом восприятия и манипулирование сознанием потребителей // Тренды и управление. – 2021. – №1.Валько Д.В., Мальцева А.С.Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. – 2020. – №3.Психология человека и общества: научно-практические исследования / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 332 с.Соломатина Е.Н. Теоретико-методологические аспекты изучения потребления и потребительских практик в современной социологии // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – №10.Глобальные тренды и российский потребитель [Электронный ресурс] //GfK Consumer Life. ‒ Режим доступа: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/2405078/cms-pdfs/fileadmin/user_upload/dyna_content/ru/documents/press_releases/2017/gfk-global-russian-trends-sep_2017_report.pdf(дата обращения: 16.10.2023).Интернет-торговля в России: объем составил 3,2 трлн рублей [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний интернет-торговли. ‒ Режим доступа: https://akit.ru/internet-torgovlya-v-rossii-2020 (дата обращения: 16.10.2023).Какие культурные ценности влияют на поведение ваших потребителей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.elitarium.ru/kulturnye-cennosti-chelovek-obshchestvo-kultura-tradiciya-strana-problema-reshenie-povedenie-orientaciya-deyatelnost-udovletvorenie-uspekh-status-marketing-reklama-vozdejstvie (дата обращения: 16.10.2023).Blumer H. Symbolic Interactionism: Perspective and Method. University of California Press, 1969.Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. Harvard University Press, 1984.Douglas M., Isherwood B. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption. Routledge, 1979.Thaler R.H. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. WW Norton & Company, 2015.Veblen T. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study in the Evolution of Institutions. Macmillan, 2015.Global Web Index [Electronic resource]. ‒ URL: https://www.globalwebindex.com (date of treatment: 16.10.2023).Digital 2021 Global Overview Report [Electronic resource] / We Are Social. ‒ URL: https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital (date of treatment: 16.10.2023).
1. Агапова В.Н. Культурные ценности и способы их классификации: философско-культурологический аспект // Философия и культура. – 2018. – №9. – С. 1-5.
2. Бурукина О.А. Российская телереклама: управление процессом восприятия и манипулирование сознанием потребителей // Тренды и управление. – 2021. – №1.
3. Валько Д.В., Мальцева А.С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. – 2020. – №3.
4. Психология человека и общества: научно-практические исследования / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 332 с.
5. Соломатина Е.Н. Теоретико-методологические аспекты изучения потребления и потребительских практик в современной социологии // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – №10.
6. Глобальные тренды и российский потребитель [Электронный ресурс] // GfK Consumer Life. ‒ Режим доступа: https://cdn2.hubspot.net/hubfs/2405078/cms-pdfs/fileadmin/user_upload/dyna_content/ru/documents/press_releases/2017/gfk-global-russian-trends-sep_2017_report.pdf (дата обращения: 16.10.2023).
7. Интернет-торговля в России: объем составил 3,2 трлн рублей [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний интернет-торговли. ‒ Режим доступа: https://akit.ru/internet-torgovlya-v-rossii-2020 (дата обращения: 16.10.2023).
8. Какие культурные ценности влияют на поведение ваших потребителей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.elitarium.ru/kulturnye-cennosti-chelovek-obshchestvo-kultura-tradiciya-strana-problema-reshenie-povedenie-orientaciya-deyatelnost-udovletvorenie-uspekh-status-marketing-reklama-vozdejstvie (дата обращения: 16.10.2023).
9. Blumer H. Symbolic Interactionism: Perspective and Method. University of California Press, 1969.
10. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. Harvard University Press, 1984.
11. Douglas M., Isherwood B. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption. Routledge, 1979.
12. Thaler R.H. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. WW Norton & Company, 2015.
13. Veblen T. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study in the Evolution of Institutions. Macmillan, 2015.
14. Global Web Index [Electronic resource]. ‒ URL: https://www.globalwebindex.com (date of treatment: 16.10.2023).
15. Digital 2021 Global Overview Report [Electronic resource] / We Are Social. ‒ URL: https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital (date of treatment: 16.10.2023).