Главные характеристики современной психологической науки. Психология в контексте современных процессов дифференциации и интеграции наук.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История психологии
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.11.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Современная психология, её характеристика как науки 4
Процессы дифференциации и интеграции современной психологии 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Олигофренопсихология является наукой о патологии психического развития, связанной с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает формирование ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты. Тифлопсихология занимается психологией развития слабовидящих и незрячих. Кроме того, существует сравнительная психология - отрасль психологии, изучающая филогенетические формы психической жизни.Сравнительная психология изучает сходства и различия в поведении животных и человека, исследуя их психику и выявляя причины этих сходств и различий. В рамках сравнительной психологии существует отдельное направление - зоопсихология, которая изучает психику животных разных видов, родов и семейств, а также основные формы и механизмы их поведения. В настоящее время к классическим объектам исследования сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) добавились китообразные, включая дельфинов.Врожденные механизмы поведения животных являются объектом специального изучения в относительно новой науке - этологии, которая объединяет биологию и психологию.Социальная психология, в свою очередь, изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В настоящее время структура социальной психологии включает следующие три круга проблем:1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). В эту категорию входят проблемы массовой коммуникации, такие как радио, телевидение, пресса и другие средства массовой информации.2. Социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Здесь изучаются взаимоотношения и взаимодействия людей в небольших коллективах, например, в семье, команде или рабочей группе.3. Индивидуально-психологические явления (в интросреде). Этот круг проблем относится к изучению психических процессов и свойств личности, таких как мотивация, эмоции, самооценка и самопонимание.Таким образом, социальная психология является наукой, изучающей широкий спектр психологических явлений, связанных с взаимодействием людей в различных социальных средах.Рассматриваются механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, включая распространение моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, а также проблемы психологии классов, наций и религии. Исследуются социально-психологические явления в малых группах, включая взаимодействие и отношения между участниками, влияние групповой атмосферы, роль лидера и подчиненных, типы групп, формальные и неформальные группы, пределы численности, степень сплоченности и причины ее возникновения, восприятие членами группы друг друга, ценностные ориентации и другие аспекты.Если рассматривать семью в качестве маленькой группы, то одной из значимых проблем является динамика взаимоотношений между родителями и детьми, а также сохранение авторитета старших членов семьи и другие смежные вопросы.Из представленных сведений становится очевидным, что современная психология характеризуется процессом дифференциации, приводящим к значительному разветвлению ее различных направлений. Эти направления часто значительно отличаются друг от друга и имеют мало общего с смежными науками, такими как социология, техника, зоология, медицина и др. Однако они все же сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии сопровождается процессом интеграции, что позволяет связать психологию с смежными науками, например, через инженерную психологию - с техникой, через педагогическую психологию - с педагогикой и т.д.Во-первых, внутри самой психологической науки открываются новые возможности для объединения ранее несвязанных между собой отраслей. Например, на основе идеи о том, что личность формируется не только индивидуально, но и через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии и психологии труда. Это позволяет получить более полное и глубокое понимание человеческого поведения и влияния общественных факторов на психологические процессы.ЗаключениеСовременная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Она стала самостоятельной наукой, основанной на принципах естествознания. Исследование психологии требует знания законов естественных наук, таких как биология, физиология, неврология, эволюционная теория и другие. Современная психология представляет собой сложную и разнообразную систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Эти многочисленные отрасли психологии могут быть классифицированы на основе принципа развития психики в деятельности. Психологическая сторона, в качестве основания классификации, может включать: 1) конкретные виды деятельности, 2) процессы развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).Развитие психологии может быть описано через два противоположных процесса: дифференциацию и интеграцию. Важно отметить, что дифференциация в психологии происходит быстрее, чем интеграция. Каждые 5-7 лет появляется новая научная специализация в психологии, которая является результатом общественных потребностей. Однако, этот процесс также способствует интеграции различных дисциплин в психологии. Чем глубже специализированная область психологии проникает в изучаемый ею предмет и раскрывает его.Эти контакты устанавливаются с целью решения важных совместных проблем, которые требуют немедленного внимания. Они являются площадкой для обсуждения общей психологии, которая неизменно должна вернуть своих "потерявшихся" детей к порядку, объединить их научные идеи в единую систему и постепенно создать основу для будущей общетеоретической базы психологии.Список использованной литературы1. А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). - М.: Издательство МГУ, 2017. - 290 c.2. А. Р. Лурия и современная психология. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 c.3. А.Н. Леонтьев и современная психология / ред. А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2020. - 288 c.4. Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии. - М.: Прометей, 2018. - 172 c.5. Ананьин, С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики / С.А. Ананьин. - Москва: Высшая школа, 2019. - 230 c.6. Ананьин, С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. XIX - начало XX века / С.А. Ананьин. - Москва: Высшая школа, 2016. - 610 c.7. Вестник НЛП. Современная практическая психология. Выпуск 1, 1999. - М.: КСП+, 2021. - 272 c.8. Вестник НЛП. Современная практическая психология. Выпуск 1, 2001. - М.: КСП+, 2016. - 388 c.9. Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. - М.: Три квадрата, 2019. - 208 c.10. Глотова, Г.А. Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении / ред. С.И. Блохина, Г.А. Глотова. - М.: Екатеринбург: СВ-96, 2020. - 368 c.

1. А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). - М.: Издательство МГУ, 2017. - 290 c.
2. А. Р. Лурия и современная психология. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 c.
3. А.Н. Леонтьев и современная психология / ред. А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2020. - 288 c.
4. Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии. - М.: Прометей, 2018. - 172 c.
5. Ананьин, С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики / С.А. Ананьин. - Москва: Высшая школа, 2019. - 230 c.
6. Ананьин, С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. XIX - начало XX века / С.А. Ананьин. - Москва: Высшая школа, 2016. - 610 c.
7. Вестник НЛП. Современная практическая психология. Выпуск 1, 1999. - М.: КСП+, 2021. - 272 c.
8. Вестник НЛП. Современная практическая психология. Выпуск 1, 2001. - М.: КСП+, 2016. - 388 c.
9. Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. - М.: Три квадрата, 2019. - 208 c.
10. Глотова, Г.А. Актуальные проблемы клинической психологии в современном здравоохранении / ред. С.И. Блохина, Г.А. Глотова. - М.: Екатеринбург: СВ-96, 2020. - 368 c.