Управление качеством жизни населения региона (на примере Смоленской области)
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 22.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы управления качеством жизни населения региона 5
1.1 Качество жизни населения как объект регионального управления 5
1.2 Правовые основы реализации управления качеством жизни населения региона 8
Глава 2. Анализ и совершенствование управления качеством жизни населения Смоленской области 13
2.1 Общая характеристика развития Смоленской области 13
2.2 Управление качеством жизни населения Смоленской области 18
2.3 Пути совершенствами управления качеством жизни населения Смоленской области 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Приложение 1 37
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Структурная перестройка экономики потребует времени и средств, что отрицательно отразится на занятости и доходах бизнеса и населения в ближайшие 3-5 лет. Для большинства населения более востребованными будут продукты питания и промышленные товары первой необходимости, нежели товары роскоши. Элитарная прослойка общества сократится. Для повышения качества жизни в России приведения его к мировым стандартам необходимо проведение экономической политики, позволяющей увеличить ВВП на душу населения в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл., что означает доведение темпов ежегодного роста ВВП до 10-12%. (см. Приложение 7).Чем более серьезными будут вложения в экономику государства, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира и, следовательно, достигнуто повышение уровня и качества жизни. Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, совершенствования нормативно-правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность и кадрового обеспечения инновационной экономики. На региональном уровне в рамках проводимой социально–экономической политики развития Смоленской области современные управляющие процессы, связанные с развитием и социализацией, выстраиваются в упорядоченные формы, базирующиеся на общественно значимых стандартах и ориентирах развития. В том числе: совокупность форм формируют институциональную природу и системную организацию современных процессов стабилизации и повышения качества жизни населения Смоленской области; совокупность региональных социальных стандартов формируют перечень общественно востребованных компетенций, знаний, ценностей, норм служащих системы стабилизации и повышения качества жизни населения Смоленской области.В качестве приоритетов задач развития Смоленской области следует выделить следующие:Обеспечение безопасности населения. Устойчивый естественный рост качества жизни населения.Переход к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития в секторе промышленности.Стимулирование ускорения технологического развития производственных процессов в секторе промышленности. Ускоренное внедрение цифровых технологий в секторе промышленности.Ниже в таблице 12 приведена оценка возможностей для устойчивого развития территорий с учетом тенденции в 2023–2030 гг.Таблица 12 - Приоритеты развития с учетом тенденции в 2023–2030 гг.Сфера Точки ростаПроблемные зоныДемографическая ситуация, ситуация на рынке трудаПотенциальные зоны для развития: Естественная прибыль населения: стабильное увеличение рождаемости и сокращение смертности; Рост численности трудоспособного населения; Наличие незанятых квалифицированных кадров. Приоритетные проблемы для решения: Неравномерное распределение занятых по отраслям экономики; Диспропорция между спросом и предложением рабочей силы (как профессиональная, так и отраслевая). Промышленность, градообразующее предприятиеПотенциальные зоны для развития: Наличие крупных предприятий в промышленности; Наличие свободных производственных площадей и мощностей; Наличие предприятия, имеющего стратегическое значение, как для города, так и для российской промышленности в целом. Приоритетные проблемы для решения: Недоиспользование производственных площадей; Большой физический и моральный износ основных фондов; Неудовлетворительное состояние дорог; Неблагоприятная динамика финансовых показателей градообразующего предприятия. Малый и средний бизнес Потенциальные зоны для развития: Высокая доля трудоспособного населения, занятая в малом предпринимательстве; Наращивание темпов развития производственной сферы. Приоритетные проблемы для решения: Неразвитая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства; Наличие проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства; Высокий предпринимательский риск: усиление конкуренции с крупными предприятиями; Сокращение объемов производимой продукции; Слабая диверсификация производственной сферы. Низкая пропускная способность внутрирегионских транспортных магистралей и дорог, несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям населения. Социальная инфраструктура – образование Потенциальные зоны для развития: Наличие широкой сети общеобразовательных учреждений; Высокие показатели качества образования. Приоритетные проблемы для решения: кадровый потенциала и обеспечения МТС инфраструктуры образованиеСоциальная инфраструктура – здравоохранениеПотенциальные зоны для развития: Активное участие в федеральных, муниципальных и целевых программах. Приоритетные проблемы для решения: кадровый потенциала и обеспечения МТС инфраструктуры образованиеПродолжение таблицы 12.Социальная инфраструктура – культураПотенциальные зоны для развития: Необходимость обновления материально–техническая база учреждений культуры с учетом опыта деятельности в 2021-2022Приоритетные проблемы для решения: Низкая степень обновляем фондов; Техническая инфраструктура Потенциальные зоны для развития: Наличие и реализация программы муниципального уровня Приоритеты проблем для решения: Высокий процент износа сетей тех. инфраструктуры края; Недостаточное использование энергосберегающих устройств и технологий. Управление развитием осуществляется путем организации повседневной работы властей Смоленской области, вся работа строилась в соответствии с теми приоритетами и задачами, которые ставятся перед регионом, и в соответствии с теми вопросами и обращениями, решение которых, прежде всего, необходимо для жителей региона.ЗАКЛЮЧЕНИЕКЖН – это важнейший показатель развития современного общества, значение которого выходит далеко за рамки социально- экономической сферы. Этот фактор в значительной мере определяет и цели социально-экономической политики, и социальную «атмосферу» в обществе, и уровень его социальной стабильности, и возможности социальных катаклизмов. В первой главе исследования были обобщены концептуальные основы управления КЖН и проведена ее системная структуризация. Представляется, что использование этих результатов в процессе стратегического управления КЖН и управления реализацией новых национальных и федеральных проектов, а также государственных и региональных программ развития нашей страны, позволит сделать эти процессы более целенаправленными и эффективными. Рассматривая процессы обеспечения качества жизни населения (далее – КЖН) и реализации потенциала экономического роста следует отметить, что в теории пока нет единого подходы к категории КЖН.По результатам проведённого анализа, можно констатировать, что в 2022 -2023гг ситуация с КЖН ухудшилась по сравнению с показатели в среднем по РФ и ЦФО. При этом наблюдается, что показатели КЖН являются нестабильными: к общим причинам тенденции снижения уровня КЖН в можно отнести неблагоприятную экономическую ситуацию в экономике, что отразилось и на социальной сфере региона. Все рассмотренные показатели качества жизни населения региона характеризуются высокой дифференциацией показателей, что говорит о разнообразном характере проблем. В рамках проводимой социально–экономической политики для стабилизации и повышения качества жизни населения современные управляющие процессы, связанные с развитием и социализацией, выстраиваются в упорядоченные формы, базирующиеся на общественно значимых стандартах и ориентирах развития. Положительными сторонами являются: усиление внимания вопросам социального благополучия населения Смоленской области, как со стороны государственных институтов, так и со стороны неправительственных организаций, гражданского общества; разработка специальных программ, с учетом в них представителей социально – уязвимых групп населения Смоленской области в качестве целевой группы населения; материальная поддержка населения в рамках социального страхования через трансформацию системы. В качестве проблем можно выделить следующие:1) Отсутствие согласованности и координации действий между органами власти всех уровней и различных структур и организаций, специализирующихся на формировании потенциала экономического роста и обеспечения КЖН.2) Рост доли убыточных предприятий, что приводит к снижению поступлений в региональный бюджет, снижение финансовых ресурсов развития региона, снижение уровня доходов работников этих предприятий. Это говорит о необходимости развития кооперации и интеграции между предприятиями области.3) Отсутствие объективности в распределении бюджетных ресурсов на те или иные инвестиционные проекты обеспечения КЖН.В качестве приоритетов задач развития управления КЖН в Смоленской области следует выделить следующие:Обеспечение безопасности населения. Устойчивый естественный рост качества жизни населения.Переход к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития в секторе промышленности.Стимулирование ускорения технологического развития производственных процессов в секторе промышленности. Ускоренное внедрение цифровых технологий в секторе промышленности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) в // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Научная литератураГосударственное антикризисное управление / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Ма : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.Государственное и муниципальное управление / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с. Иванова А.А. Муниципальное управление и местное самоуправление - Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 48 с.Приморский край в цифрах: Краткий статистический сборник/ Приморскстат, 2022. – 66 с. Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 250 с. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 42 с.Управление качеством жизни населения / под общ.ред. С.Г. Захаровой. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. 157 с.Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 сПериодические изданияБольшаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.Губачиков А.М. Организация проектного управления в органах государственной и муниципальной власти в условиях цифровизации экономики // Право и экономика: прогресс и цифровые технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Нальчик, 2019. С. 137–148.Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.Куделич М. И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы // Финансовый журнал. 2019. № 4. С. 36–49О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Смоленской области в 2022 году: Материалы к государственному докладу. – Смоленск: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области, 2023. – 185 сО социально-экономическом положении Смоленской области в январе-апреле 2023 года. 2023: Доклад/Смоленскстат – С., 2023. – 55 сМаликов Н.С, Маликов И.Ф. Взаимосвязь качества населения и качества его жизни (часть I) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 294–302Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2022 год: [Ежегодник]. Вып. 1(202) / В. Н. Бобков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Бобков, А. А. Гулюгина. – М. : ИЭ РАН, 2023. – 166 сУлумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 19–30Ресурсы Интернет Сайт Правительство Смоленской области [электронный ресурс] – Режимдоступа:https://econ.admin-smolensk.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-i-analiz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/РЕГИОНАЛЬНАЯЭКОНОМИКАИПРОСТРАНСТВЕННОЕРАЗВИТИЕВ2Т.ТОМ1. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов / Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В.,Под общ.ред. Лимонова Л.Э. – Национальный исследовательский университет «Высшая школаэкономики»(г.Москва).,2022г.–319c.–ISBN978-5-534-05251-0–Режимдоступа:https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-1-469046 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум длявузов/УгрюмоваА.А.,ЕрохинаЕ.В.,СавельеваМ.В.-Московскийгосударственныйтехнический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва); Российская академия народногохозяйстваигосударственнойслужбыприПрезидентеРФ(г.Москва).,2022г.-477c.-ISBN9785-534-07638-7 – Режим доступа: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-489882 ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Приложение 2Приложение 3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) в // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Научная литература
2. Государственное антикризисное управление / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – Ма : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
3. Государственное и муниципальное управление / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
4. Иванова А.А. Муниципальное управление и местное самоуправление - Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 48 с.
5. Приморский край в цифрах: Краткий статистический сборник/ Приморскстат, 2022. – 66 с.
6. Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 250 с.
7. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 42 с.
8. Управление качеством жизни населения / под общ. ред. С.Г. Захаровой. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. 157 с.
9. Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 с
Периодические издания
10. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
11. Губачиков А.М. Организация проектного управления в органах государственной и муниципальной власти в условиях цифровизации экономики // Право и экономика: прогресс и цифровые технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Нальчик, 2019. С. 137–148.
12. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517
13. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
14. Куделич М. И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы // Финансовый журнал. 2019. № 4. С. 36–49
15. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Смоленской области в 2022 году: Материалы к государственному докладу. – Смоленск: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области, 2023. – 185 с
16. О социально-экономическом положении Смоленской области в январе-апреле 2023 года. 2023: Доклад/Смоленскстат – С., 2023. – 55 с
17. Маликов Н.С, Маликов И.Ф. Взаимосвязь качества населения и качества его жизни (часть I) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 294–302
18. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2022 год: [Ежегодник]. Вып. 1(202) / В. Н. Бобков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Бобков, А. А. Гулюгина. – М. : ИЭ РАН, 2023. – 166 с
19. Улумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 19–30
Ресурсы Интернет
20. Сайт Правительство Смоленской области [электронный ресурс] – Режим доступа: https://econ.admin-smolensk.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-i-analiz-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/
21. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов / Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва)., 2022 г. – 319 c. – ISBN 978-5-534-05251-0 – Режим доступа: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-1-469046
22. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум для вузов / Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (г. Москва); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)., 2022 г. - 477 c. - ISBN 9785- 534-07638-7 – Режим доступа: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-489882