Видные ученые-дефектологи о реализации проблемы инклюзивного обучения детей с ОВЗ
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 22.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое основы исследования проблем инклюзивного обучения детей с ОВЗ 5
1.1. Инклюзивное образование на современном этапе 5
1.2. Инклюзивное образование в исследованиях видных учёных-дефектологов 6
Глава 2. Видные исследователи об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ 10
2.1. Видные учёные-дефектологи об инклюзивной школе 10
2.2. Видные учёные-дефектологи о педагогических условиях реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Рассматривая этот вопрос, В.Н. Мезинов и О.Ю. Люленкова называют пять ключевых факторов:− функциональная недоступность для образовательной деятельности;− психологические барьеры;− недостаточный уровень педагогического образования родителей;− неумение вести диалог со взрослыми;− негативные отношения в семье [4].Только спрогнозировав возможное ухудшение, связанное с адаптацией ребенка с ограниченными возможностями к условиям инклюзивного образования, можно добиться его успешной интеграции в это обучение. С этой точки зрения П.Я. Гальперин отмечает, что педагогический процесс с детьми с ограниченными возможностями в рамках инклюзивного образования будет более успешным, если:− позиция преподавателя и выбранный стиль общения с учащимися будут определять продуктивное обучение и воспитание;− в школьном коллективе будет благоприятный микроклимат;− в семье не будет конфликтных ситуаций [2].Современные требования, содержащиеся в Федеральном государственном стандарте, должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, что возможно благодаря внедрению индивидуализированной и дифференцированной системы образования. Основой такого образовательного подхода, как отмечает Р.В. Полешко, является: «учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся; вариативность учебного материала; вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой); ориентация на социальную адаптацию, компенсацию и развитие учащихся». Другими словами, один и тот же учебный материал в рамках одной и той же рабочей программы должен быть представлен по-разному: для детей с нарушениями зрения акцент делается на слуховом воспроизведении, для детей с нарушениями слуха - на визуальных материалах и т.д.[6]Достижению этих целей будет способствовать использование нетрадиционных форм работы, позволяющих разнообразить учебные занятия и сделать их более увлекательными. Такая работа требует от преподавателя тщательной подготовки и учета мельчайших деталей, связанных с восприятием учебного материала учащимися. В связи с этим при структурировании учебного материала важно выделять существенное и опускать второстепенное.В дополнение ко всему вышесказанному О.С. Никольская отмечает, что для наиболее успешной адаптации детей с ограниченными возможностями к инклюзивному образованию необходимо активно применять здоровьесберегающие технологии, в зависимости от формы нарушений, имеющихся у детей с ограниченными возможностями (например, артикуляционные упражнения для детей с нарушениями речи). Более того, формат инклюзии предполагает чередование изучения учебного материала с уроками физкультуры для всех категорий детей, что способствует, помимо прочего, предотвращению переутомления [5].Невозможно не отметить важность среды, специально адаптированной к потребностям детей с ограниченными возможностями.Таким образом, организация педагогического процесса в классе начальной школы с детьми дошкольного возраста в формате инклюзивного обучения требует создания специализированных педагогических условий, призванных облегчить функциональные действия таких детей (адаптированная архитектурная среда и наличие помощников), образовательную деятельность (адаптация учебного материала) и социальное взаимодействие (создание условий для активного общения детей друг с другом).ЗаключениеВ рамках проведённого обзора работ видных учёных-дефектологов отмечается, что в основе инклюзии лежат принципы демократизации и отсутствия дискриминации по любому признаку. Инклюзивное образование – своего рода признание ценности и уникальности личности, признание прав на самореализацию и достойную жизнь в целом. Понятие «инклюзивное образование» возникло в области специального образования в ходе ряда преобразований. В психологии организация инклюзивного образования для обучающихся с ОВЗ предполагает разработку индивидуальных маршрутов их сопровождения, максимально ориентированных на всестороннее, гармоничное развитие, формирование навыков взаимодействия с социумом, интеграцию в общество.У любого ребенка процесс адаптации к школе имеет свои затруднения в силу кардинального изменения обстоятельств жизни, однако для детей с ОВЗ эти затруднения имеют более тяжелый характер, так как функциональная неготовность к образованию, связанная с плохим состоянием здоровья, провоцирует целый комплекс вторичных факторов, препятствующих их интеграции в школьную среду (возникновение нервных и психических расстройств, повышенная напряжённость, недостаточная работоспособность, депрессивные состояния и т.п.). Оптимизация педагогических условий инклюзии для школьников с ОВЗ должна осуществляться путем повышения компетентности педагога, родителей, самого ребенка и его одноклассников, то есть всех участников учебного процесса. В целом, успешность учебной и социальной деятельности рассматриваемой категории детей «тесно связана со степенью сформированной у них мотивационной сферы, положительного микроклимата в школе, особенностей взаимодействия.Список использованных источниковВыготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Владос, 2018. 688 с.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Сфера, 2018. 309 с.Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2018. №2. С.18-24.Мезинов, В.Н. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности / В.Н. Мезинов, О.Ю. Люленкова // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 4(26). – С. 45-53. Никольская О.С., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М.: «Чистые пруды», 2018. 203 с.Полешко, Р.В. Особенности организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха / Р.В. Полешко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – С. 281-285.Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку. М.: Владос, 2019. 233 с.Семаго Н.Я. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. М.: Инклюзивное образование, 2020. 140 с.
1. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Владос, 2018. 688 с.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Сфера, 2018. 309 с.
3. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2018. №2. С.18-24.
4. Мезинов, В.Н. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности / В.Н. Мезинов, О.Ю. Люленкова // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 4(26). – С. 45-53.
5. Никольская О.С., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М.: «Чистые пруды», 2018. 203 с.
6. Полешко, Р.В. Особенности организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха / Р.В. Полешко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – С. 281-285.
7. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку. М.: Владос, 2019. 233 с.
8. Семаго Н.Я. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. М.: Инклюзивное образование, 2020. 140 с.