Массовая коммуникация как общение в больших социальных группах
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие, функции массовой коммуникации 4
2. Подходы к изучению массовой коммуникации 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Особая роль принадлежит исследованиям Ф. де Соссюра. Изучение и постижение знаковой природы языка привело де Соссюра к мысли о том, что язык и мышление тесно взаимосвязаны. В частности, как считал ученый, язык как системное образование включает в себя три элемента, а именно, это язык (langue), речь (parole), и речевая деятельность (langage). На основе системного подхода к языку Соссюр пришел к обоснованию знаковой природы языка. Язык воспринимается ученым в качестве знаковой системы, причем, в каждом языковом знаке можно выделить означающее (план выражения) и означаемое (план содержания). Таким образом, язык является не субстанцией, а формой. Соссюр отмечал, если мы рассматриваем язык как форму, средство выражения мысли, то категорически важно воздерживаться от смешения языка с содержанием высказываемой мысли. Очень важна идея Соссюра о том, что язык является не просто системой знаков, а системой произвольных знаков. Как знаковая система, язык выражает те или иные идеи. В данном отношении язык имеет схожие черты с любыми другими знаковыми системами. Например, это те или иные символические обряды, этикетные нормы, сигнальные системы и т.п. Соссюр настаивал на том, что должна существовать особая наука, которая будет заниматься изучением знаков, проявленных на всех уровнях социальной культурной жизни. Именно так собственно и рождается семиология или семиотика.По мысли Соссюра, лингвистике в семиотике должна принадлежать особая роль, поскольку лингвистика изучает уникальные знаки, знаки особого рода, а именно, языковые, которые, безусловно, важны в контексте коммуникации. Ученый полагал, что языковой знак во многом уникален если мы будем сравнивать его с другими знаковыми системами. В частности, языковые знаки отличаются большей сложностью и включенностью во все уровни общественного и индивидуального бытия. Далее обратимся к теории Ч. Пирса. Язык как социальное культурное явление, имеющее знаковую природу, рассматривался и Пирсом. Как считал Пирс, знаковая ситуация представлена знаком, который замещает объект, осуществляя создание в разуме воспринимающего определенного впечатления, которое Пирс характеризует как интерпретанту. Наличие связи между первым элементом знаковой ситуации – знаком и вторым – это объект, дает возможность определения третьего элемента – интерпретанты или представления, которые в каждой культуре свои. Типология знаков Пирса отличается разработанностью и детальностью. Эта типология включает в себя 66 типов знаков, которые объединены в 10 групп (основой выступают свойства знаков, отношений между элементами знаковой ситуации). Что касается ранних работ Пирса, то здесь им осуществляется выделение меньшего числа знаков, но эти работы имеют важность для семиотики: - образы (icons) – речь идет о знаках, относящихся к объекту на базе схожести характеристик. Образы могут быть отражениями, диаграммами и метафорами. Типичные примеры образов – это картины, фотографии, диаграммы, формулы алгебры; - признаки (indeces) – речь идет о знаках, относящихся к объекту на основе таких аспектов, как воздействие этого объекта, смежность с объектом, они обязательно обладают некой общей с объектов характеристикой. - коды (symbols) – речь идет о знаках, относящихся к объекту на основе соглашения, обеспечивающего процесс понимания знака, как относящегося к объекту (язык жестов, язык цветов, естественные языки).Итак, когда мы говорим о теории знаков Пирса, мы, прежде всего, обращаемся к способности человека мыслить и опосредовать свою мысль знаком. Знак, в трактовке Пирса, является сложной и многогранной категорией. В своих рассуждениях Пирс придерживался «пансемиотического» взгляда на мир («всякая мысль есть знак»). Подобный пансемиотический взгляд является основой знаменитого утверждения Пирса о том, что всё имеет семиотическую природу: мышление, познание и даже сам человек. Согласно Пирсу, деятельность мысли призвана осуществить переход от реально мотивированного сомнения к твердому верованию. Посредством интерпретации человек может делать последовательные выводы, способные сделать его идеи ясными, формирующие его идентичность. Сомнения возникают в результате активной познавательной деятельности человека. Это осознание отсутствия правила действий с вещью при потребности в обладании таковым. Сомнение причиняет раздражение, вызывает борьбу, направленную на достижение верования. В свою очередь, верование есть не сиюминутное состояние сознания. Это привычка ума, длящаяся определенное время, оно (верование) осознаваемо, оно кладет конец раздражению, вызванному сомнением, оно влечет за собой установленные правила действия (привычки) с вещью. Посредником в данном процессе является знак.По утверждению Пирса знак или слово, употребляемые человеком, есть лишь орудие мысли, определяющее самотождественность человека. Эта идея стала главной для обоснования теории о семиотическом единстве согласованности интерпретаций. Единство мысли зависит от того, что она обладает потенциальностью существования в будущей мысли сообщества. Впоследствии, в частности, эти представления будут развиты в знаменитой модели коммуникации Лассуэла. Базовые основания концепции Пирса - теория интерпретант и теория семиозиса - позволяют дать следующее определение знака: это триадическое отношение, вызывающее динамический процесс интерпретации (семиозис), посредством которого в коммуникациях создаются знаки и/или связываются значения со знаками.Важнейшим выводом семиотики Пирса является то, что в ее основе лежит ориентация на процесс. Поскольку «всякая мысль есть знак», она сама должна быть адресована какой-то другой мысли, влиять на нее, ибо в этом сущность знака. Тем самым раскрывается динамика знака как процесс перехода его от одной формы (классы знаков) к другой.Удачная попытка анализа главных параметров семиотического знака была предпринята Чарльзом Моррисом. В 1938 году им была создана работа под названием «Основания теории знаков». Моррисом было осуществлено значительное изменение состава элементов знаковой ситуации. Во-первых, речь идет о добавлении новых элементов – интерпретатора, что также крайне важно для осмысления взаимосвязи языка и культуры. Во-вторых, в семиотике он использовал элементы бихевиоризма, что позволило Моррису изменить содержание и специфику понятия «интерпретанта» – а именно, речь идет о реакции интерпретатора на знак, причем, эта реакция отличается в зависимости от языковой ситуации, от культурной принадлежности. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Понятие коммуникации отличается многосторонностью, многоаспектностью. Соответственно, возможно выделить разные его дефиниции и значения. Есть универсальное понимание коммуникации, которое предполагает рассмотрение коммуникации как способа связи между объектами, причем, эти объекты могут быть соотнесены с материальным или духовным, техническим миром. Иными словами, коммуникация – это путь связи, путь передачи сообщения, собственно передача сообщения. Есть также и сугубо социальное понимание коммуникации, в рамках которого коммуникация используется для обозначения и характеристики различных отношений, связей, возникающих в обществе. И чаще всего здесь мы можем говорить о социальной коммуникации, то есть, тех коммуникационных процессах, которые разворачиваются в системе общества. Кстати, для теории коммуникации актуальность представляет именно этот подход к дефиниции коммуникации, так как именно социальная коммуникация является специфической формой взаимодействия между людьми в аспекте передачи информации. Для передачи информации преимущественно используется язык, тем не менее, есть и иные знаковые системы. Достаточно подробно эти системы изучаются семиотикой. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГавра Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2.Гулевич О. А. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. URL: https://urait.ru/bcode/518819 (дата обращения: 19.10.2023)Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование).Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для вузов / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 415 с. (Высшее образование).Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности : учебник для вузов / С. Т. Махлина. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Высшее образование).Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. Д. Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 193 с.(Высшее образование).Романов Э.В. Основы теории коммуникации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-teorii-massovoy-kommunikatsii?ysclid=lnxcisdrsd894845399Садовская В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для вузов / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с.— (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06390-5.Федотова Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 603 с. (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8.Языки и коды культуры : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Бразговская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 186 с. — (Высшее образование).
2. Гулевич О. А. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. URL: https://urait.ru/bcode/518819 (дата обращения: 19.10.2023)
3. Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для вузов / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 288 с. — (Высшее образование).
4. Коноваленко М. Ю. Теория коммуникации : учебник для вузов / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 415 с. (Высшее образование).
5. Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности : учебник для вузов / С. Т. Махлина. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Высшее образование).
6. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. Д. Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 193 с. (Высшее образование).
7. Романов Э.В. Основы теории коммуникации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-teorii-massovoy-kommunikatsii?ysclid=lnxcisdrsd894845399
8. Садовская В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для вузов / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06390-5.
9. Федотова Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 603 с. (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8.
10. Языки и коды культуры : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Бразговская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 186 с. — (Высшее образование).