Инновационные образовательные технологии в обучении искусству в частном образовательном учреждении
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 59 + 59 источников
- Добавлена 03.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования инновационных образовательных технологий при обучении искусству в общеобразовательной школе 10
1.1. Понятие, классификация инновационных образовательных технологий в обучении искусству 10
1.2. Анализ опыта использования инновационных образовательных технологий в обучении искусству 19
1.3. Особенности развития процессов воображения у учащихся подросткового возраста 30
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Практическое применение инновационных образовательных технологий про подростков при обучении искусству в общеобразовательной школе 41
2.1. Организационно-методические основы исследования инновационных образовательных технологий при обучении искусству подростков. Уровень воображения, творческих способностей подростков на констатирующим этапе эксперимента 41
2.2. Организация, содержание, реализация коррекционной работы по формированию надлежащего уровня воображения, творческих способностей, креативности у подростков с использованием инновационных образовательных технологий 52
2.3. Оценка эффективности использования инновационных педагогических технологий при обучении подростков искусству в общеобразовательной школе 66
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Рост креативности, воображения не могу не отразиться и на качестве рисунков. Результаты оценки рисунка на контрольном этапе эксперимента показали, что уровень умений подростков в экспериментальной группе выросли существеннее, чем таковые в контрольной группе. На основе полученных сведений, результатов исследования мы можем сделать следующие выводы:ИПТ представляют собой педагогические технологии, которые предполагают использование инноваций в процессе обучения. ИПТ делают обучение более эффективным, они повышают предметные результаты, снижают нагрузку на педагогом и обучающихся по усвоению все более усложняющегося материала. Благодаря ИПТ улучшается мотивация у обучению, лучше развиваются все когнитивные процессы, которые есть у обучающихся. Кроме того, при использовании ИПТ имеет место не только улучшение предметных результатов, то и повышение уровня развития межмепрдметных компетенций. Среди ИПТ мы выделяем технологию проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, технология разнотравного обучения, проектной деятельности, интерактивного обучения.Целью практической части исследования была оценка влияния ИПТ на эффективность обучения подростков искусству. В исследовании приняли участие 14 подростков. Из них 7 человек были отнесены к контрольной группе, 7 человек – к экспериментальной группе. В контрольной группе обучение велось с использованием традиционных технологий. В экспериментальной группе обучение велось с элементами ИПТ. Анализ результатов оценки креативности, владения обучающимися живописными умениями и навыками показал на констатирующем этапе эксперимента показал, что они были относительно невысокими, требовали коррекции.Для коррекции выявленных недостатков мы использовали разнообразные ИПТ, в частности проблемного обучение, проектного обучения, разноуровневого (дифференциального) обучения, игрового обучения, педагогики сотрудничества. Данные, полученные нами на контрольном этапе эксперимента показывают, что уровень креативности, уровень владения живописными техниками у детей экспериментальной группы вырос более существенно, чем уровень владения живописными техниками у детей контрольной группы. Это позволяет говорить о важности использования ИПТ при обучении подростков искусству.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
2. Ахмедова Э.М. Особенности применения технологии проектного обучения на уроках / Э.М. Ахмедова // Вестник Московской международной академии, 2020. – № 1-2. – С. 76-79.
3. Бугай Н.Р. Современные педагогические технологии / Бугай Н.Р., Маришина А.А. // Теория и практика современной науки, 2021. – № 1 (67). – С. 87-89.
4. Быстрота Н.В. Содержание педагогической технологии / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 72-3. – С. 56-59.
5. Ваганова О.И. Личностно-ориентированные технологии в теории и практике вузовского обучения / О.И. Ваганова, Е.А. Алешугина, Е.Ю. Коновалова, И.Е. Барабина // Балтийский гуманитарный журнал, 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 20-23.
6. Ваганова О.И. Технология индивидуализации обучения / О.И. Ваганова, Е.С. Павлова, О.Г. Шагалова, И.Р. Воронина // Балтийский гуманитарный журнал, 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 208-211.
7. Ваничкина В.Г. Особенности творческого воображения подростков / В.Г. Ваничкина // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения», 2014. – № 1. – С. 623-626.
8. Вертакова Ю.В. Традиционные технологии обучения и обеспечения качества экономического образования эпохи цифровой трансформации / Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников // Управленческое консультирование, 2020. – № 3 (135). – С. 54-60.
9. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» / Ю. Гавронская // Высшее образование в России, 2008. – №7. – С. 101-104.
10. Гладков А.В. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации / А.В. Гладков, О.И. Ваганова, М.П. Прохорова // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 274-276.
11. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / М. Н. Гуслова. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 317 с.
12. Ефимова Н.С. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2013. – 288 с. – ISBN 978-5-8199-0301-8.
13. Замурагина А.А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства / А.А. Замурагина, А.А. Муслимова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 2023. – Т. 2. – № S1 (67). – С. 149-151.
14. Иманова А. В. Понятие педагогической технологии, обзор педагогических технологий / А. В. Иманова // Вестник научных конференций, 2020. – №11-3(63). – С. 41-43
15. Кадыркулов К.К. Место и роль инновационных технологий в оптимизации педагогического процесса / К.К. Кадыркулов // Бюллетень науки и практики, 2022. – Т. 8. – № 9. – С. 565-570.
16. Канунникова Т.А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства / Т.А. Канунникова // Наука и школа, 2016. – № 1. – С. 181-187.
17. Канунникова Т.А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства / Т.А. Канунникова // Наука и школа, 2016. – № 1. – С. 181-187.
18. Карлыбаева А.М. Современные педагогические технологии / А.М. Карлыбаева // Мировая наука, 2022. – № 6 (63). – С. 98-100.
19. Карлыбаева А.М. Современные педагогические технологии в образовательном процессе / А.М. Карлыбаева // Экономика и социум, 2022. – № 10-2 (101). – С. 358-360.
20. Карташева А.Д. Диагностика развития воображения у обучающихся детской художественной школы на занятиях по композиции / А.Д. Карташева, О.Ю. Евсеева // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2023. – № 4 (80). – С. 63-68.
21. Карташева А.Д. Развитие фантазии и воображения учащихся на занятиях по композиции / А.Д. Карташева, О.А. Овсянникова // E-Scio, 2021. – № 5 (56). – С. 523-629.
22. Киригитов Б.А. Технологии разноуровневого обучения в педагогическом процессе / Б.А. Киригитов // Экономика и социум, 2020. – № 6 (73). – С. 728-730.
23. Колдина М.И. Личностно-ориентированная технология в обучении дисциплинам в области декоративно-прикладного искусства / М.И. Колдина, Д.Э. Любченко, Ю.Д. Нагорная // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслого флота: психолого-педагогические науки, 2022. – № 4 (62). – С. 137-139.
24. Комова А.Д. Сущность игровой технологии / А.Д. Комова // Теория и практика современной науки, 2019. – № 5 (47). – С. 748-750.
25. Кузнецова Н.В. Личностно-ориентированные технологии обучения / Н.В. Кузнецова, Я.А. Федулова // Наука и образование, 2022. – Т. 5. – № 3. – С. 21-28..
26. Лобашев В.Д. Возрастные аспекты игровых технологий / В.Д. Лобашев, И.В. Лобашев // Наук и школа, 2022. – № 2. – С. 179-191.
27. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 583 с.
28. Мамаева А.Н. Интерактивные технологии в обучении современного образования / А.Н. Мамаева // Теория и практика современной науки, 2020. – № 5 (59). – С. 275-278.
29. Марютина Т.М. Психофизиология : общая, возрастная, дифференциальная, клиническая : учебник для студентов высших учебных заведений / Т.И. Марютина. – М.: Инфра-М, 2015. – 434 с.
30. Медведенко В.В. Использование игровых технологий в учебном процессе детской школы искусств / В.В. Медведенко, Г.А. Тумашева, М.А. Тумашева // миру науки, культуры, образования, 2017. – № 3 (64). – С. 238-241.
31. Мельниченко Н.Н. Современные педагогические технологии, соответствующие ФГОС (игровые технологии) / Н.Н. Мельниченко // Вестник научных конференций, 2021. – № 7-2 (71). – С. 95-97.
32. Мохорт А.В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения / А.В. Мохорт // Экономика и социум, 2020. – № 2 (70). – С. 409-413.
33. Мусина Л.М. Личностно-ориентированный подход в обучении / Л.М. Мусина // Педагогическая наука и практика, 2021. – № 2 (32). – С. 37-42.
34. Немов Р.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов : в 2-х частях. Часть 1 / Р.С. Немов, Е. С. Романова. – М.: Владос, 2021. – 528 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.
36. Панцева Е.Ю. Технология проблемного обучения в учебном процессе / Е.Ю. Панцева, О.П. Кислякова // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 72-3. – С. 272-274.
37. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л.А. Головей и др.; под общей ред. Л.А. Головей. – 2-е изд., испр. – М.: Юрайт, 2023. – 415 с.
38. Психология человека от рождения до смерти. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
39. Рахимов З.Т. Педагогические технологии – фактор развития образования / З.Т. Рахимов, Д.З. Хидорова // Проблемы науки, 2020. – № 5 (53). – С. 58-61.
40. Самсонова В.А. Развитие воображения подростков средствами абстрактной живописи / В.А. Самсонова // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2023. – № 5 (81). – С. 522-525.
41. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технолгий, 2006. – 556 с.
42. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов. – 3-е издание, переработанное. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 304 с.
43. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 227 с.
44. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Н. Суртаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
45. Тимерханов Д.Г. Технология разноуровневого обучения на основе системы оценивания / Д.Г. Тимерханов, И.И. Кацай // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2022. – № 5 (17). – С. 203-238.
46. Тимиркаева А.В. Технология проблемного обучения / А.В. Тимиркаева // StudNet, 2021. – Т. 4. – № 1. – С. 1-4.
47. Туник Е.Е. Диагностика креативности: адаптированный вариант / Е.Е. Туник. – СПб.: Речь, 2006. – 174 с.
48. Холько М.Е. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 201 с.
49. Царева Д.В. Проблемный метод обучения в процессе освоения музыки XX века / Д.В. Царев, Е.В. Булкина // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2019. – Т. 18. – № 1 (150). – С. 68-75.
50. Черникова С.М. Интерактивные методы, формы и средства обучения в процессе подготовки учителей изобразительного искусства / С.М. Черникова, Н.Ю. Тепляков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2020. – № 2 (87). – С. 277-279.
51. Чечина А.И. Методы проблемного обучения и типы проблемных задач при обучении изобразительному искусству / А.И. Чечина, В.В. Водопьянова // Форум серия: роль науки и образования в современном информационном обществе, 2010. – № 1-1 (2). – С. 51-54.
52. Шадрин А.В. Инновационная педагогическая технология формирования креативного потенциала учителя в процессе преподавания общеправовых дисциплин / А.В. Шадрин // Приволжский научный вестник, 2012. – № 12 (16). – С. 94-98.
53. Шаимкулов О.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.
54. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.
55. Шевелева О.Е. Развитие пространственного воображения у подростков с использованием технологий 3D моделирования / О.Е. Шевелева // Мировая наука, 2018. – № 3 (12). – С. 132-134.
56. Шевченко О. И. Педагогические технологии в образовательном процессе / О. И. Шевченко, И. И. Ветров // Образование и воспитание, 2019. – № 5(25). – С. 51-53.
57. Шехмирзова А.М. Генезис понятия педагогической технологий / А.М. Шехмирзова, Л.В. Грибина // Russian Journal of Education and Psychology, 2020. – Т. 11. – № 3. – С. 55-61.
58. Шешко А.С. Формирование эстетических представлений детей на основе личностно-ориентированных методов обучения изобразительному искусству / А.С. Шешко // Наука и школа, 2019. – № 1. – С. 183-188.
59. Юсупов Б.Э. Вопросы педагогических систем, педагогических технологий и педагогических исследований в педагогическим процессе / Б.Э. Юсупов // Вестник науки, 2021. – Т. 4. – № 6 (39). – С. 58-63.