Зарождение и становление славянской филологии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Филология
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 25.11.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
1. Введение
2. Начальный период развития славянской филологии
3. Период становления славяноведения как науки
4. Период дифференциации славяноведения
5. Новейший период развития славянской филологии
6. Выводы
7. Список использованной литературы и источников
Фрагмент для ознакомления

Толстого, Н.Е.Ильиной, В.Г.Чургановой, коллективная работа «Славянская морфонология. Субстантивное словоизменение» [6, с.182]Значительными являются достижения славянских филологов в области акцентологии, как в диахроническом разрезе Московской школы В.М.Иллича-Свитыча, а также в синхроническом, например, в работах А.А. Зализнякапо акцентологии в русском языке.В славянской филологии развиваются и организационно-правовые формы: национальные славистические комитеты, международный славистический комитет, в котором работают 37 комиссий, которые проводят заседания в течение периода между славистическими съездами.Количество комиссий возрастает от съезда к следующему съезду.«На съездах славистов рассматривается самый широкий спектр вопросов: славянский этногенез и этимология, история славянских языков в связи с историей славянской духовной и материальной культуры, диалектология и лингвогеография, социолингвистика и контактология, славянская ономастика, современное состояние литературных языков, варьирование их нормы, иноязычное влияние, проблемы глобализации и интернационализации, современные теории и методы изучения грамматической структуры славянских языков, функциональных стилей, их состояние и перспектива и др.»[1, с.6]Подводя итог сказанному, хотелось бы напомнить о одном интересном предложении о перспективах университетской славы, которое высказал в начале ХХ века хорватский славист академик В.Ягич В статье «История и перспективы славянской науки (славистики)» он написал: «Славистика вопиет о реформе» [3, с.24]. Ученый призывал к координации учебных программ университетских программ, к определению набора лингвистических предметов и дисциплин, которые были бы обязательны к изучению во всех университетах славянских стран, чтобы каждое новое поколение филологов знало историю славяноведения.В частности, академик В.Ягич считал целесообразным заключить «канон дисциплин первого класса», который был бы обязательным для всяких славянских университетов, а затем шли предметы местной национальности. «Канон дисциплин первого ряда» - это предметы общеславистической проблематики.Приходится с сожалением признать, что XX век до конца не решил эту проблему. Тенденция координации, унификации общеславянских дисциплин в университетах не наблюдается и на рубеже ХХ и XXI веков.ВыводыЗарождение и изучение славянских языков началось примерно с десятого века, с деятельности солунских братьев Кирилла и Мефодия. В то время формировались языки, устанавливалась их письменная организация. В десятом веке монах Храбр продолжает защищать великое достижение Кирилла, утверждая и доказывая, что славянский язык не хуже греческого, в нем есть звуки, которые невозможно передать греческими буквами. Он приводит в качестве аргументов распространенные славянские слова.Работа по унификации толкования слов продолжается в тринадцатом веке путем создания словарей. Конечно, первый словарь, как приложение к Новгородской кормчей, состоял из 174 толкований слов. Этот процесс продолжается, привлекая все новых исследователей. Пример тому – труд Яна Парум Шульце, который хотел сохранить свой язык для потомков.Большой вклад в развитие славянской грамматики внес М.В. Ломоносов. Он впервые привлек методы наблюдения и эксперимента для лингвистического анализа.Зарождение науки славистики связано с именем Йозефа Добровского. Этот ученый считается основателем славянского языкознания как науки, ещё при жизни его называли «отцом», «патриархом» славистики. Именно он внёс основополагающий вклад в изучение старославянского и кодификацию чешского литературного языка.В его научные интересы, как историка, входили вопрос о прародине славян и средневековая чешская историография. Он нашел и сделал общим достоянием значительное число древних историко-философских источников и разработал методику описания их и изучения.Как историк,Добровский одним из первых последовательно применял критический метод по отношению к языковым источникам.Девятнадцатый век окончательно утвердил славистику, как науку. Работы Павла Йозефа Шафарика, Виктора Ивановича Григоровича, Измаила Ивановича Срезневского, Александра Востокова, Федора Буслаева, Александра Потебни, Ивана Бодуэна де Куртенэ являются золотым фондом славистики.Ярким представителем славистики на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков стал Алексей Александрович Шахматов. Он воспитал множество талантливых учеников, который тоже внесли большой вклад в развитие славистики, и завершил процесс становления нашей страны центром славянской филологии.Примечательно, что изучением славистики занимались не только представители славянских народов. Француз Антуана Мэйе, немец Макс Фасмер, француз АндреаВайанвместе с Евфимием Карским, Львом Щербой, Афанасием Селищевым и другими учеными внесли большой вклад в развитие славянского языкознания. Развивается славянская география и создается новая лингвистическая дисциплина – история славянского литературного языка.В ХХ веке дискутировались вопросы нахождения славянской прародины. Эти споры продолжаются и сейчас, потому что ученые считают, что невозможно определить славянскую прародину на основе одной лингвистической информации.В славянской филологии имеются и организационно-правовые формы: национальные славистические комитеты, международный славистический комитет, которые являются открытыми площадками для обсуждения насущных вопросов современной славистики.Таким образом, путь пройденный славянской лингвистикой, был сложным. Это был путь формирования науки, накопления и систематизации полученных знаний. И сегодня славянское языкознание не стоит на месте: обновляются данные, появляются новые методы и средства исследования, которые позволяют увидеть уже известные факты новым взглядом, что дает новый толчок развитию славистики.Список использованной литературы и источниковАнаньева Наталья Евгеньевна Некоторые итоги и перспективы славянской филологии в XXI в // Славянский альманах. 2015. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-itogi-i-perspektivy-slavyanskoy-filologii-v-xxi-v (дата обращения: 26.10.2023).Деревяго А.Н.Славянская филология: вводный курсhttps://rep.vsu.by/handle/123456789/2213Дуличенко А.Д. Введение в славянскую филологию [Электронныйресурс]: учеб. пособие / А.Д. Дул иченко. – 2-е изд., стер. –М. : ФЛИНТА, 2014 – 720 с. Жолобов О. Ф. Славяне и славянские языки. Вводный курс: учеб. пособие. — Казань, 2016. - 150 с.Ларин, Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X - середина XVIII в.)/Б.А. Ларин. - М.: Высшая школа, 1975.-328с.Славянская морфонология. Субстантивное словоизменение / Отв. ред. Т. В. Попова. М., 1987; Славянское и балканское языкознание. Проблемы морфонологии. М., 1981.

Список использованной литературы и источников
1. Ананьева Наталья Евгеньевна Некоторые итоги и перспективы славянской филологии в XXI в // Славянский альманах. 2015. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-itogi-i-perspektivy-slavyanskoy-filologii-v-xxi-v (дата обращения: 26.10.2023).
2. Деревяго А.Н. Славянская филология: вводный курс https://rep.vsu.by/handle/123456789/2213
3. Дуличенко А.Д. Введение в славянскую филологию [Электронный
ресурс]: учеб. пособие / А.Д. Дул иченко. – 2-е изд., стер. –
М. : ФЛИНТА, 2014 – 720 с.
4. Жолобов О. Ф. Славяне и славянские языки. Вводный курс: учеб. пособие. — Казань, 2016. - 150 с.
5. Ларин, Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X - середина XVIII в.)/Б.А. Ларин. - М.: Высшая школа, 1975.-328с.
6. Славянская морфонология. Субстантивное словоизменение / Отв. ред. Т. В. Попова. М., 1987; Славянское и балканское языкознание. Проблемы морфонологии. М., 1981.