Тема света в Похвалах Великой Субботы
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 03.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Понятие света в богословии 5
1.1 Учение о свете в мистическом богословии 5
1.2. Богословие света в православной духовной традиции 7
1.3 Свет в религиозно-философской мысли: диалектика и мифология света в творчестве А.Ф. Лосева 10
Глава 2 Свет в Похвалах Великой Субботы 18
Заключение 23
Список источников и литературы 25
Дева горько вопияше.74. Ужасеся земля, и солнце, Спасе, скрыся, Тебе Невечернему Свету, Христе, зашедшу во гробе плотски.78. Раздирается церковная завеса Твоим распятием, покрывают светила, Слове, свет, Тебе скрывшуся солнцу под землю.86. Зашел еси под землю Светоносец правды, и мертвыяякоже от сна воздвиглеси, отгнав всякую тьму сущую во аде. 98. Солнце свет возсиявает по нощи, Слове, и Ты же воскрес, просияваеши по смерти ясно, яко от чертога.101. Зашел еси, Светотворче, и с Тобою зайде свет солнца: трепетом же тварь содержится, всех Тяпроповедающи Творца.105. Светильник ногамамоима за кон Твой, и свет стезям моим. Доброты, Слове, прежде не имел еси, ниже вида, егда страдал еси, но воскрес провозсиялеси, удобрив человеки божественными зарями.106. Зашел есиплотию в землю невечерний Светоносец, ине терпя зрети солнце померче, полудни еще сущу.123. Ужасеся видевшее, Невидимый Свете, Тебе, Христе мой, во гробе сокрываема, бездыханна же, и помрачи солнце свет.Здесь ужаснулось солнце, которое увидев Свет незримый, - Тебя, Христе, следовательно, это сам Спаситель, который Мой, во гроб полагается и бездыханна, и помрачило свой свет130. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Твоим, говорит, озаряемый светом, получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подобным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангельских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25), разумея апостолов, потому что в злобе они были младенцами.135. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научимя оправданием Твоим. По лицу угадывают, в каком расположении тот, кого встречают, к тому, кто встречает, – в добром или недобром, благоволительном или неблаговолительном. Мрачное лицо означает неблаговоление, лицо светлое – благоволение, отношение любовное, а в высшем – и покровительственный, и защитительный взор, с желанием сделать всякое добро. Потому говоря: просвети лице Твое, пророк молится о Божием к себе любительном благоволении.Лице Божие невидимо, но созерцается умом. При этом совесть дает знать – в каком отношении состоит созерцающий Бога к созерцаемому, всевидящему Богу, и в чувстве отражается Божие благоволение или неблаговоление к нему, смотря по свидетельству совести. Это не что-нибудь воображаемое, а то, что действительно происходит в духе от действительного воздействия Божия на него. Бог везде есть и все содержит; Он держит и дух человека. Это держание отражается в духовном чувстве, соответственно строю духа. Посему просвети лице – может означать еще: даруй мне, Господи, всегда воззревать на Тебя умными очами без боязни и смущения за свою неисправность пред Тобою. Даруй выну предзревать Тебя пред собою и никогда не дерзнуть оскорбить Тебя чем-либо и понудить благостыню Твою омрачить светлое лице Свое. В мирном, несмущенном, дерзновенном воззревании к Богу – отрада и крепость ревнителей о богоугождении. Оно преисполняет дух сладостною теплотою и держит все силы в напряженной готовности тотчас приступать к делу в угодность Господу, как только укажут его текущие обстоятельства. Это есть самое спасительное состояние – светлым лицом воззреватьна светлом лице Божие. Оно одно может заменить все подвижнические приемы, хотя без них трудно ему установиться и стоять, если даже не невозможно.160. Свете очию Моею, сладчайшее Мое Чадо, како во гробе ныне покрываешися?Проанализировал стихиры Похвалы Великой субботы, можно выделить три контекста, которые связаны между собой. Первый это Свет, который означает Бога, второй контекст – это производное что исходит от Господа определенная божественная энергия и третий контекст – это непосредственно явления природы, которые выступают в качестве метафоры.ЗаключениеСвет имеет глубокие символические и метафорические значения, является основой для многих мифологических систем, религиозных и философских концепций.В религиозных контекстах свет может символизировать божественное присутствие, просветление и истину. В христианстве, например, свет ассоциируется с Богом и Христом как источником духовного просветления. В других религиях также присутствуют световые символы, отражающие духовные и космические аспекты.свет играет важную роль в объединении различных аспектов реальности в единое онтологическое целое. Вот разбор основных понятий, представленных в тексте:Свет как связующее звено: Свет служит связующим элементом, который объединяет разнообразные аспекты реальности, такие как телесное и духовное, чувственное и умопостигаемое, вещественное и идеальное, тварное и нетварное.Свет как субстанция всего сущего: В метафизическом плане свет рассматривается как фундаментальная субстанция всего, что существует. Это относится к онтологическому аспекту света.Свет как сущность прекрасного: Свет также рассматривается с эстетической точки зрения и считается сущностью прекрасного. Это означает, что свет вносит гармонию и красоту в мир.Свет как принцип познания: Свет служит принципом познания, что означает, что через свет можно получать знания и осознавать мир. Это связано с гносеологическим аспектом света.Свет в самосознании православия: в контексте православия свет может быть воспринимаем как сама жизнь. Это связано с экзистенциальным планом и указывает на жизнь, которая основана на знании о созерцаемом свете.Свет мистически как познание и созерцание: Свет в мистическом контексте рассматривается как средство познания и созерцания. Это означает, что через свет можно достичь глубокого понимания и духовного опыта.Знание как новая жизнь: Знание, полученное через свет, считается новой формой жизни, что подчеркивает важность познания и духовного развития.Этот текст обобщает различные аспекты света, представляя его как сущность, которая играет важную роль в философии, эстетике и религиозной практике, особенно в православии.118-м псалме и «похвалах», которые его сопровождают. 118-й псалм - это один из самых длинных псалмов в Библии, и он часто известен как «Псалом о слове Божьем» или «Псалом о законе Господа». Этот псалм состоит из 176 стихов и является одним из акростихов в Библии, где каждая секция (обычно 8 стихов) начинается буквой из ивритского алфавита в алфавитном порядке.Ваше уточнение касается «похвал», которые сопровождают каждый из 176 стихов. Эти похвалы или «HymnstotheResurrection» прославляют победу Христа над смертью и, вероятно, являются последней частью этого псалма. Эти тексты были, как вы упомянули, составлены неизвестным греческим песнописцем в позднем периоде, возможно, в XV-XVI веках.Этот аспект псалма 118 связан с христианским представлением о воскрешении и победе Христа над смертью, что является одной из основных тем в христианстве. Эти «похвалы» прославляют эту веру и символизируют радостное воскрешение. В Похвалах субботыСвет в Похвале Великой субботы представляет три контекста, которые связаны между собой. Первый это Свет, который означает Бога, второй контекст – это производное что происходит от Господа определенная божественная энергия и третий контекст – это непосредственно явления природы, которые выступают в качестве метафорыСписок источников и литературы1.Аверинцев С.С. Метафизика света // Аверинцев С.С. София-Логос: словарь. Киев: Дух и Лiтера, 2001. С. 135–136.2.Аверинцев С.С. Мистика // Аверинцев С.С. Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2010. С. 579–580.3.Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 416 с.4.Булгаков С.Н. Мистика в православии // Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. С. 308–332.5.Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 416 с.6.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. 408 с.7.Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Paris: YmcaPress, 1980. 367 с.8.Геронимус А., прот. Богословие священнобезмолвия // Синергия: проблемы аскетики и мистики православия. М.: Ди-Дик, 1995. С. 151–176.9.Геронимус А., прот. Заметки по богословию имени и языка // Современная философия языка в России: Предварительные публикации 1998 г. / сост. и общ. ред. Ю.С. Степанова. М.: Институт языкознания РАН, 1999. С. 70–191.10.Геронимус А., прот. Космология в контексте православного богословия // Исследования по истории физики и механики. М., 1999. С. 38-50.11.Геронимус А., прот. Современное знание в свете антропологии преподобного Максима Исповедника // Богословская конференция русской православной Церкви. Учение Церкви о человеке. 5–8 ноября 2001 г. Материалы. М., 2002. С. 84–105.12.Геронимус А., прот. Православное богословие и пути фундаментальной науки // Христианство и наука: сборник докладов. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2003. С. 208–256.13.Геронимус А., прот. Тождество и различие в богословии, философии и науке // Христианство и наука: сборник докладов. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. М.: 2005. С. 106–152.14.Геронимус А., прот. Математика в контексте православного богословия // Христианство и наука. М., 2008. С. 191–244.15.Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.: Канон, 1995. 384 с.16.Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни. Введение в богословие старца Софрония (Сахарова). Эссекс: Свято-Иоаннно-Предтеченский монастырь; М.: ЛЕПТА – ПРЕСС, 2002. 400 с.17.Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Ленинград: Эго, 1991. 255 с.18.Иерофей (Влахос). «Знаю человека во Христе...»: Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. 432 с.19.Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. 675 с.20.Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 959 с.21.Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 б. – 960 с.22.Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. – М.: Мысль, 1994. 920 с.23.Лосев А. Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Алетейя, 1997. 615 с.24.Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. – М.: Мысль, 1999. 719 с.25.Лосев А.Ф. Имяславие и платонизм // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 45-56.26.Лосев А.Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах». СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009. 220 с. 27.Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2000. 631 с.28.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. 586 с.29.Паскаль Блез. Мысли / пер. с фр. К.: REFL-book, 1994. 528 с.30.Северюхин А., прот. Вступительное слово // Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. СПб.: Изд-во НП-Принт, 2014. Вып. 1. С. 6–7.31.Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Essex: Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 1985. 255 с.32.Софроний [(Сахаров)], архимандрита Рождение в Царство непоколебимое. – М.: СвятоИоанно-Предтеченский монастырь, Паломник, 2000. 224 с.33.Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998. 256 с.34.Хоружий С.С. Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме // Огонь и Свет в сакральном пространстве: Материалы международного симпозиума / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Индрик, 2011. С. 29–37.35.Хоружий С.С. Исследования по исихастской традиции: в 2 т. – Т. 1: К феменологии аскезы. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 240 с.36.Шмалий В., свящ. Богословие // Православная энциклопедия. – Т. 5. – М.: Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 515–520.37.Шишков А.М. Метафизика света // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2010. С. 546.
1. Аверинцев С.С. Метафизика света // Аверинцев С.С. София-Логос: словарь. Киев: Дух и Лiтера, 2001. С. 135–136.
2. Аверинцев С.С. Мистика // Аверинцев С.С. Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2010. С. 579–580.
3. Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 416 с.
4. Булгаков С.Н. Мистика в православии // Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. С. 308–332.
5. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 416 с.
6. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. 408 с.
7. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Paris: Ymca Press, 1980. 367 с.
8. Геронимус А., прот. Богословие священнобезмолвия // Синергия: проблемы аскетики и мистики православия. М.: Ди-Дик, 1995. С. 151–176.
9. Геронимус А., прот. Заметки по богословию имени и языка // Современная философия языка в России: Предварительные публикации 1998 г. / сост. и общ. ред. Ю.С. Степанова. М.: Институт языкознания РАН, 1999. С. 70–191.
10. Геронимус А., прот. Космология в контексте православного богословия // Исследования по истории физики и механики. М., 1999. С. 38-50.
11. Геронимус А., прот. Современное знание в свете антропологии преподобного Максима Исповедника // Богословская конференция русской православной Церкви. Учение Церкви о человеке. 5–8 ноября 2001 г. Материалы. М., 2002. С. 84–105.
12. Геронимус А., прот. Православное богословие и пути фундаментальной науки // Христианство и наука: сборник докладов. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2003. С. 208–256.
13. Геронимус А., прот. Тождество и различие в богословии, философии и науке // Христианство и наука: сборник докладов. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. М.: 2005. С. 106–152.
14. Геронимус А., прот. Математика в контексте православного богословия // Христианство и наука. М., 2008. С. 191–244.
15. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.: Канон, 1995. 384 с.
16. Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни. Введение в богословие старца Софрония (Сахарова). Эссекс: Свято-Иоаннно-Предтеченский монастырь; М.: ЛЕПТА – ПРЕСС, 2002. 400 с.
17. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Ленинград: Эго, 1991. 255 с.
18. Иерофей (Влахос). «Знаю человека во Христе...»: Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. 432 с.
19. Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. 675 с.
20. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 959 с.
21. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 б. – 960 с.
22. Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. – М.: Мысль, 1994. 920 с.
23. Лосев А. Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Алетейя, 1997. 615 с.
24. Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. – М.: Мысль, 1999. 719 с.
25. Лосев А.Ф. Имяславие и платонизм // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 45-56.
26. Лосев А.Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах». СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009. 220 с.
27. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 2000. 631 с.
28. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. 586 с.
29. Паскаль Блез. Мысли / пер. с фр. К.: REFL-book, 1994. 528 с.
30. Северюхин А., прот. Вступительное слово // Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. СПб.: Изд-во НП-Принт, 2014. Вып. 1. С. 6–7.
31. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Essex: Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 1985. 255 с.
32. Софроний [(Сахаров)], архимандрита Рождение в Царство непоколебимое. – М.: СвятоИоанно-Предтеченский монастырь, Паломник, 2000. 224 с.
33. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998. 256 с.
34. Хоружий С.С. Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме // Огонь и Свет в сакральном пространстве: Материалы международного симпозиума / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Индрик, 2011. С. 29–37.
35. Хоружий С.С. Исследования по исихастской традиции: в 2 т. – Т. 1: К феменологии аскезы. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 240 с.
36. Шмалий В., свящ. Богословие // Православная энциклопедия. – Т. 5. – М.: Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 515–520.
37. Шишков А.М. Метафизика света // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2010. С. 546.