Вопросы оптимизации пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 48 48 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 06.12.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретический аспект пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей 7
1.1. Ретроспективный анализ формирования законодательства в сфере пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей 7
1.2. Пенсионное обеспечение и предоставления социальных гарантий сотрудникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, как факторы стимулирования их служебной деятельности 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения сотрудников УИС и членов их семей 24
Глава 2. Особенности пенсионного обеспечения сотрудников УИС и членов их семей и предоставления иных социальных гарантий 30
2.1 Право на пенсию сотрудника уголовно-исполнительной системы, и условия его реализации 30
2.2 Пенсия за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы, иные виды пенсий, право на выбор пенсии 34
2.3 Исчисление пенсий сотрудникам уголовно-исполнительной системы, порядок назначения и выплаты 40
2.4 Социальные гарантии сотрудникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей и их классификация 43
Глава 3. Правая реализация и защита пенсионных и иных социальных прав сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей 48
3.1 Практика реализации правовых норм в сфере защиты пенсионных и иных социальных прав сотрудников УИС и членов их семей 483.2 Предложения по совершенствованию правовых и организационных основ деятельности с законодателя и субъектов управления в сфере пенсионного обеспечения и предоставления социальных гарантий сотрудникам УИС и членам их семей 61
Заключение 71
Список использованных источников 74

Фрагмент для ознакомления

Имеют место некоторые аспекты, которые связаны с тем, что сотрудники уголовно-исполнительной системы сами могут совершить преступления в том числе тяжкого либо особо тяжкого характера подвергнуться лишению специальных званий на основании приговора суда быть подвергнутыми домашнему аресту либо заключению под стражу. В этой связи необходимо исследовать как данные обстоятельства влияют на назначение им пенсии им такое социальное обеспечение в данном случае им полагается.Такие обстоятельства, как помещение сотрудника уголовно- исполнительной системы под стражу либо осуществление в отношении него домашнего ареста, необходимо рассмотреть сквозь призму относимости указанных периодов к подлежащим зачету в выслугу лет. Как устанавливается правовым регулированием ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ сотрудник должен быть отстранен от выполнения своих служебных обязанностей. Как предусматривает пп. б) п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, если привлечение к уголовной ответственности было необоснованным, то происходит реабилитация сотрудника и для исчисления его выслуги лет подлежит зачету время нахождения под стражей на льготных основаниях. При этом, исходя из буквального толкования нормы, не представляется возможным сделать однозначный вывод в отношении домашнего ареста. Одной из проблем, связанных с социальным обеспечением сотрудников и членов их семей, могут быть названы аспекты однозначного правового регулирования возмещения расходов на проезд в организацию санаторно-курортного лечения для пенсионеров ведомства. Кроме того, имеют место и проблемные аспекты, связанные с перемещением на новое место жительства. На данный момент имеет место порядок, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 г. № 63, однако регламентация документов для возмещения вызывает вопросы. При этом действие приказане затрагивает членов семьи и касается лишь деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Важным вопросом является соотношение прав на пенсию страхового характера и в рамках обеспечения для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, имеют место случаи, когда сотрудники работают в уголовно- исполнительной системе, однако не могут получить пенсию в связи с недостаточностью их трудовых лет для выслуги. Вследствие, когда они достигнут пенсионного возраста, то им будет назначена пенсия по старости страхового характера. При этом размер ее будет небольшим связи с отсутствием отчисления страховых взносов и формирования накопительной части пенсии. Следовательно данный сотрудники оказываются в неблагоприятном положении в отношении обычных пенсионеров, поскольку не обладают правом на пенсию по линии уголовно-исполнительной системы, а по линии общей страховой системы их пенсия будет иметь достаточно небольшой размер. В целом для Российской Федерации не свойственно значительная активность граждан по формированиюнакопительной пенсии, а также негосударственных видов пенсий, что может быть объяснено недостаточным уровнем правовой грамотности и уверенности в получении государственной пенсии. Однако государство обладает целью не только предоставить пенсию, но и стимулировать граждан к добровольному пенсионному страхованию, а также формированию накопительной части пенсии. В этой связи представляется, чточто разъяснения пенсионного законодательства сотрудникам уголовно-исполнительной системы,а также важности предприятия собственных действий для получения пенсии в значительном размере, должны производиться систематически.Следует отметить, что существуют судебные дела по взысканиюизлишне выплаченных пенсий.Так, ГУФСИН России по Самарской области обратился в суд с иском против Н., требуя взыскать излишне выплаченную пенсию в размерев федеральный бюджет. При обосновании исковых требований, истец указал, что на основании заключения о назначении пенсии за выслугу летответчикубыла назначена пенсия за выслугу сроком 20 лет. Ва ходе рассмотрения материалов суд пришел к заключению, чтоответчик получал пенсию без законных оснований вопределенное время, так как он не уведомил отдел пенсионного обеспечения о своем восстановлении на службу в течение трехдневного срока, как было указано в уведомлении о назначении пенсии. Исходя из этого, исковые требования Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области о взыскании излишне выплаченной пенсии удовлетворяются.Как следует из Инструкции, утвержденной Приказом Минюста России от 30.12.2005 № 258 «Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе» пенсионные органы уголовно-исполнительной системы могут осуществлять взаимодействие сиными органами, такими какорганы государственной противопожарной службы, прокуратуры, вправе взаимодействовать с местными военными комиссариатами, органами безопасности, внутренних дел, таможенными органами, а также органами Социального фонда РФ. Представляется, что не только такое правомочие должно быть закреплено, но и основные направления взаимодействия, который на практике уже могли бы быть осуществлены соответствующими органами. Иными словами, простое указание на возможность сотрудничества не является достаточным и требует пересмотра на текущий моментв связи с длительным действием данной Инструкции и существенным изменением общественных отношений. Можно предположить, что взаимодействие на организованных началах с такими органами, как органы ЗАГС, миграционные органы, органы медико-социальной экспертизы, позволит не допускатьлибо оперативно разрешать возникающие в практической деятельности сложности. Например, в определенных ситуациях возникают проблемы с прекращением своевременных пенсионных выплат после смерти пенсионера из-за отсутствия доступа к информации о его смерти. Взаимодействие со службами иных ведомственных органов позволит своевременно обмениваться информациейобустройстве пенсионера на работу, переводе его в иную организацию. Взаимодействие с миграционными службами позволит актуально получать информацию о пересечении границы для изменения места жительства.Таким образом, на наш взгляд, законодательствомдолжен быть урегулирован аспект взаимодействия между службами, занятыми пенсионным обеспечением в системе исполнения уголовных наказаний, в том числе такими:-органы ЗАГС, позволит своевременно прекращать выплату пенсии в связи со смертьюполучающего пенсионное обеспечение, -взаимодействия с учреждениями медико-социальной экспертизы, что может включать обмен информацией по поводу установления инвалидности, -миграционными органами, что может касаться предоставления сведений об изменении места жительства, в том числе, выезда за границу- кадровыми управлениямииных правоохранительных органов и ведомств, что позволит получать информацию о состоянии в служебных отношениях с иными силовыми структурами, -органами Социального фонда по широкому кругу возникающих вопросов.Таким образом, в ходе проведенного исследования, нами были выявлены многочисленные проблемы практической реализации норм пенсионного обеспечения сотрудников УИС, которые касаются разных аспектов получения ими соответствующего обеспечения, а также, в отдельных случаях, проблемы касаются членов семей сотрудников. Представляется, что они могут быть сгруппированы по следующим критериям: проблемные аспекты, касающиеся порядка исчисления стажа, необходимого для льготной выслуги лет и зачета в него тех или иных периодов; недостижения сотрудником необходимой выслуги лет, вследствие чего он вынужден получать страховую пенсию в небольшом размере; проблемы при применении районных коэффициентов; проблемные аспекты взаимодействия органов пенсионного УИС с иными органами и организациями и отсутствием четких направлений и определенной целесообразности такого взаимодействия; наличие проблем получения лицами пенсии, которые должны были своевременно заявить в пенсионные органы об отсутствии у них такого права. Кроме того, одной из важнейших проблем, стоящих перед законодателем в связи с пенсионным обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, как и пенсионным обеспечением в государстве в целом, является нахождение целесообразного и достижимого баланса по размерам пенсий и расходам на их предоставление. По-видимому, многие вопросы, которые касаются, в том числе, и исчисления периодов, требуемых для льготного стажа применение районных коэффициентов, должны разрешаться исходя именно из указанного подхода.3.2 Предложения по совершенствованию правовых и организационных основ деятельности с законодателя и субъектов управления в сфере пенсионного обеспечения и предоставления социальных гарантий сотрудникам УИС и членам их семейРассмотренные проблемы пенсионного обеспечения Сотрудников и членов их семей касаются как непосредственно их прав, так и отдельных процедурных моментов, связанных с назначением пенсий. В этой связи видится целесообразным поэтапное рассмотрение предложений исходя из их сущности.В научной литературе ставился вопрос о том, насколько обосновано включениенорм, которые регулируют вопросыопределения выслуги лет, что касается, в том числе, учебы, льготного исчисления выслуги лет ит. д.в специальное законодательство о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе. К нормам такого законодательства, относятся, в т.ч. 15 ст. 36, ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».По данному вопросу излагаются различные точки зрения. Согласно первому подходу, предлагается вопросы исчисления выслуги лет закреплять исключительно в нормативно-правовых актах, которые носят специальный характер. В частности, к таковым может быть отнесеноПостановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, которое и направлено на регламентацию исчисления периодов для выслуги лет.Альтернативный подход может заключаться в том, что такие нормы могут быть закреплены в Федеральном законе от 19.07.2018 № 197-ФЗ, исходя из предмета его регулирования. В целом позиция, которая подразумевает урегулирование порядка определения выслуги лет согласно абз. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468–1, может вызывать неоднозначную оценку. Представляется, что в таком акте было болеецелесообразно урегулировать лишь процедурные моменты исчисления. Вопросы более значительногохарактера, которые касаются возможности учета какой-либо деятельности для выслуги лет, необходимо зафиксировать на уровне закона. Для целейснятия противоречия между ситуациями, когда лицо проживает в одном регионе Российской Федерации, где предусмотрено применение коэффициента к выплачиваемой пенсии, а зарегистрированы в ином регионе, либо при обратной ситуации, представляется целесообразным закрепление термина «проживающее лицо» в а.1 ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468–1. При этом отнесение фактически проживающих либо зарегистрированных лиц на соответствующих территориях должно быть разрешено согласно воле законодателя. Представляется, что изложенный вопрос несоответствия возрастов, зафиксированных в положениях таких нормативно-правовых актов как:ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 может быть разрешен следующим образом. Ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 можно изложить в следующей редакции, указав: «б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 50-летнего возраста…».Довольно широко в применимых исследованияхкритикуется установление понижающего коэффициента, который предусматриваетсяст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468–1.С одной стороны, введение его можно попытаться объяснить необходимостью экономии государственных средств. Однако, с другой стороны, существует ряд категорий лиц, на которые подобные коэффициенты не распространяются и не применяются к расчетам выплат для них. В частности, к таковым относятся судьи и прокурорские работники. Кроме того, можно обратить внимание что установление подобных коэффициентов, а также их периодически пересмотр не соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал на необходимость соблюдения законодательных принципов предсказуемости пенсионного обеспечения и реализации правовой определенности в нормах, которые регулируют пенсионное обеспечение населения Российской Федерации.Отдельные авторы обозначают всвоих исследованиях, чтопенсия за выслугу лет сотрудников уголовно-исполнительной системы без учета районных коэффициентов и региональных доплат не являются значительно превышающим стандартные пенсии по старости страхового характера. Такая пенсия зачастую лишь сопоставима с региональным прожиточным минимумом, а иногда и менее его. Поэтому, несмотря на то что как справедливо подчеркивается авторами, при увольнении из системы уголовно -исполнительных структур, лицо не должно подвергаться переживания финансовых трудностей, пока что такой уровень пенсионного обеспеченияне выглядит вполне достижимо.Следовательно, висследованиях обращается внимание на недостаточно высокий уровень обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, что выражается внезначительном превышении их пенсии стандартных пенсий всравнении с обеспечением для пенсионеров, получающих его в рамках страхового пенсионного обеспечения.В этой связи, безусловно, говорится о необходимости повышения размера пенсии, однако эти предложения применимы и ко всем иным видам пенсионного обеспечения, имеющим место в Российской Федерации. Представляется, что в целом базисом успешностифинансовой системы как с точки зрения государства, так и с точки зрения пенсионера, выступают различные критерии. Так для государства будет, как мы определили, баланс расходов и доходов, которые направляются на финансирование пенсионная система. Для рядового пенсионера не имеет значения, каким образом государство будет получать денежные средства, расходуемыена оплату его пенсии, главным образом, он заинтересован в том, чтобы пенсия была достойной и позволяла ему вести примерно такой же образ жизни, как и на службе. Поэтому вопрос повышения пенсий и актуализации их размера является неотъемлемым спутником функционирующей пенсионной системы. Одной из важных проблем стратегического характера является наличие различий в пенсионном обеспечении различных категорий государственных служащих и представители силовых ведомств несмотря на то, что они регулируются Законом РФ от 12.02.1993 № 4468–1. В частности, для судей и прокурорских работников, а также сотрудников Следственного комитета и исключается применение понижающих коэффициентов, которые используются при расчете пенсии, которые критикуются в отношении сотрудников уголовно- исполнительной системы. Однако, на наш взгляд, такие предложения не могут быть поддержаны ввиду того, что потребуют фактически полного пересмотра существующей системы, что привлечет значительное количество ресурсов, так трудозатрат. При том успешная деятельность инфицированной системы и нового органа не представляется очевидной, в связи с чем должна быть исследована дополнительно. Кроме того, неясно каким образом будутучтены пенсионные права лиц, которые уже на данный момент получают пенсию по текущему правовому регулированию, в случае его изменения. В этой связи представляется целесообразным внесение отдельных корректировок после ревизии правовых норм, что позволит более адресно реформировать именно деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.Безусловно, важным фактором, который позволит усилить защиту прав пенсионеров, получающих пенсию по любым основаниям, как по страховому пенсионному обеспечению, так и по государственному пенсионному обеспечению, в том числе, и для представителей силовых ведомств, уголовно- исполнительной системы, станет более широкое разъяснение гражданам пенсионных прав и возможностей увеличение пенсий, в том числе, путем обращения к страховым пенсионным программам. Не представляется возможным говорить о разрешении вопроса льготного зачёта периода выполнение служебных обязанностей в органах уголовно-исправительной системы в случае, если таким категориям как беременные женщины осуществляющие уход за больными членами семьи либо воспитывающими детей до 14 лет на условиях неполного рабочего времени. При этом, исходя из правового регулирования Трудового кодекса РФ в случае осуществления работы на условиях неполного рабочего времени не должны влечь ограниченийтрудовых прав работников, которые могут касаться в том числе и исчисления трудового стажа. Исследователи обращают внимание на то, что ввиду отсутствия разрешения указанных выше вопросов в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, данные периоды подлежат включению в льготном исчислении, несмотря на фактическое отсутствие работников и отсутствие осуществления ими трудовой деятельности либо её осуществление не в полном объеме. Представляется, что в данный связи должно быть принято решение законодателем каким образом данный периоды должны быть засчитаны однозначным образом, решение должно быть закреплено в правовой норме. Кроме того, можно в целом поддержать введение более дифференцированных подходов к исчислению размеров надбавки за выслугу летпри наличии значительного стажа работы у Сотрудника, пересмотреть необходимость установления предельного размера пенсии, понижающего коэффициента, либо вести коэффициенты, которые более детально регулировали назначение пенсии в зависимости от эффективности и длительности трудовой деятельности сотрудника. Представляется, что реализация на практике подобных предложение позволит решить несколько задач сразу.Во-первых, это приведет к большей привлекательности работы в органах уголовно-исполнительной системы, во-вторых, позволит учесть вклад каждого работника более детально без применения общих снижающих принципов, которые выражаются в предельных размерах пенсий и понижающих коэффициентах. В-третьих, у лица появится стимул к значительному повышению эффективности собственной деятельности, поскольку это позволит не только получать достойное денежное обеспечение в ходе службы, но и непосредственным образом будет влиять на размер его пенсии. Таким образом, следующие предложения могут быть обозначены как предложение по финансовому стимулированию эффективности службы в уголовно-исполнительной системе.В целом, рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения в большей степени стратегической направленности для сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семьи могут быть сформулированы следующим образом:-представляется целесообразным сближение подходов к назначению пенсий всем государственным служащим, что позволит выровнять уровень государственных гарантий,-могут быть разработаны и установленные коэффициенты, более детально учитывающие выслугу лет, должность и подразделение сотрудника, для обеспечения более полного учета его служебного вклада в деятельность уголовно-исполнительной системы, -ввиду того, что законодательство о пенсионном и социальном обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы существует уже на уровне законов и подзаконных актов на протяжении не одного десятка лет, видится целесообразным провести ревизию норм с целью исключения, дублирующих положений и противоречащих друг другу норм. При этом на наш взгляд не стоит поддерживать иногда высказываемое в литературе мненияо том, чтопенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы на законодательном уровне в принципе должно регулироваться одним нормативно-правовым актом.Это не представляется целесообразным ввиду значительных трудозатрат на сведение многочисленных норм в один акт, кроме того, эффективность его действия вызывает сомнения. На наш взгляд, более целесообразным будет являться именно исключение дублирующих и противоречащих друг другу норм из действующего сейчас массива нормативно-правовых актов, что позволит сохранить систему в целом, но внести в нее небольшие точечные корректировки.Иногда говорится и о том, что вопросы обеспечения сотрудников различных ведомств могут быть урегулированы принятыми специально для них нормативно правовыми документами. Однако представляется, что такой подход излишне перегрузит систему в случае, если к сотрудникам различных ведомств применяются одни и те же нормы, то нет оснований дублировать их несколько раз в различных нормативных правовых актах.В целом, тактически предложения могут быть резюмированы следующим образом:необходимо однозначным образом урегулировать правила включения в выслугу лет периодов отпуска по уходу за ребенком и периодов работы на неполный рабочий день,видится целесообразным предусмотреть преимущественный зачет выслуги лет для медицинского персонала исправительных учреждений, занимающихся содержанием осужденных на пожизненное заключение,требуется усовершенствовать нормы, регулирующие применение районных коэффициентов к пенсиям,исключить действие понижающих коэффициентов, что может быть осуществлено поэтапно,необходимо урегулировать проблемные аспекты, связанные с порядком несение расходов на проезд пенсионеров к месту санаторно-курортноголечения, а также переезда их вместе с родственниками на иное место жительства,сформулировать актуальные направления взаимодействия пенсионных отделов органов уголовно-исполнительной системы с иными органами государственной власти, в том числе органами социального фонда, миграционными органами и учреждениями медицинской и социальной экспертизы. Представляется, что более подробное регулирование может быть произведено на основании заключаемых между органами соглашений. Однако, в любом случае, тенденции должны быть определены на основании нормативно-правового регулирования и зафиксированы в соответствующем нормативно-правовом акте,является целесообразным осуществлять постоянное информирование и обучение сотрудников как органов, осуществляющих пенсионное обеспечение для работников уголовно-исполнительной системы, так и иных органов и организаций, которые могут с ними взаимодействовать по вопросам порядка оформления пенсий и пособий, получения и предоставления необходимых документов, что позволит сэкономить время и снизит нагрузку на работников соответствующих органов и структур.Следует отметить, что в научной литературе неоднократно обращают вниманиена необходимость усиления взаимодействия органов, осуществляющих пенсионное обеспечение для уголовно-исполнительной системы, а также федеральными и региональными структурами органами местного самоуправления. Можно предположить, что именно на местном, локальном уровне возможно решение многих практических вопросов, которые могут повысить уровень жизни сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семьи, в том числе, могут быть созданы благоприятные условия жизненной и окружающей среды, обеспечено развитие для несовершеннолетних детей сотрудников и досуговые мероприятия для них, а также для уволенных со службы лиц могут быть созданы различные мероприятия, позволяющие поддерживать связи с обществом.В ходе проведенного исследования было обнаружено множество проблем, связанных с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы и их семей. Эти проблемы можно разделить на следующие категории: неправильное исчисление необходимого стажа для получения льготной выслуги лет и учета различных периодов; недостаточная выслуга лет, что приводит к получению низкой пенсии; проблемы с применением районных коэффициентов; сложности взаимодействия между органами пенсионного обеспечения и другими организациями; отсутствие четких инструкций и целесообразности такого взаимодействия; проблемы получения пенсии для лиц, которым необходимо было своевременно уведомить о своей неправомочности. Многие вопросы, включая исчисление периодов, требуемых для получения льготной выслуги лет и применение районных коэффициентов, должны решаться с учетом этого подхода.Однако при разрешении вопросов повышения эффективности пенсионной системы мы полагаем нецелесообразным использование подхода, предлагаемого некоторыми исследователями, который заключается в коренном пересмотре норм, принятии единого акта, регулирующего пенсионное обеспечениедля сотрудников различных ведомств, а также учреждение единого пенсионного органа для них. Представляется более целесообразной и эффективнойкорректировка отдельных положений действующих нормативно- правовых актов и их актуализация вцелях совершенствования системы пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Таким образом, на наш взгляд, для совершенствования пенсионного обеспечения сотрудников УИС и членов их семей могут быть рекомендованы следующие мероприятия: необходимо установить четкие правила учета периодов отпуска по уходу за ребенком и работы на неполный рабочий день при исчислении выслуги лет, необходимо совершенствовать нормы, определяющие применение районных коэффициентов к пенсиям, следует постепенно отменить понижающие коэффициенты,требуется урегулировать вопросы, связанные с покрытием расходов на проезд пенсионеров курортного лечения и переездов. Кроме того, важно указать направления взаимодействия пенсионных отделов органов уголовно-исполнительной системы с другими государственными органами. Рекомендуется информировать и обучать сотрудников, занимающихся пенсионным обеспечением в уголовно-исполнительной системе, а также других органов и организаций, которые взаимодействуют с ними по вопросам оформления пенсий и пособий, получения и предоставления документов для сокращения времени и уменьшения нагрузки.ЗаключениеУстановление правового регулирования социального обеспечения в рамках уголовно-исполнительный системы происходило на протяжении длительного периода существования нашего государства. По завершении существования СССР возникла задача построения социального обеспечения на основе новой Конституции Российской Федерации, что предопределило необходимость принятия многочисленных нормативно-правовых актов, регулирующих социальное и пенсионное обеспечение граждан, в том числе, и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Такие сотрудники выполняют важные функции, связанные с реализацией правосудия, что предопределяет наличие многих ограничений и особых требований к их физическому и психологическому состоянию, которые позволят нести службу должным образом. Уровень гарантий зависел от решений власти и изменялся со временем. В настоящее время осуществляется строительство социального государства в соответствии с Конституцией 1993 года, что ставит важной задаче повышение обеспечения сотрудников УИС и их семей. На текущий момент комплекс юридических гарантий в уголовно-исполнительной системе обеспечивает безопасность Сотрудников, их достойное материальное положение, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. Они компенсируют затраты и ограничения, связанные с выполнением служебных обязанностей, и создают уверенность в поддержке и значимости профессии. Предоставление пенсии за выслугу лет - важный мотивационный фактор для Сотрудника.Формирование актуального правового регулирования социального обеспечения в уголовно-исполнительной системе России осуществлялось на протяжении длительного времени. После распада СССР возникла задача строительства социального обеспечения на основе новой Конституции, которая определит нашу страну как социальное государство. Это требовало принятия нормативно-правовых актов, регулирующих социальное и пенсионное обеспечение граждан, включая сотрудников уголовно-исполнительной системы. В данное время осуществление пенсионного обеспечения Сотрудников происходит на основании многочисленных нормативно-правовых документов, которые включают как нормы международного характера, так акты высшей юридической силы в Российской Федерации, включающие Конституцию, законы, акты, обладающие подзаконным характером и ведомственного назначения. Следует отметить, что многие из применимых документов были приняты достаточно давно, в том числе, еще в 1993 г. Получение государственной пенсии в соответствии с законом требует соблюдения определенных критериев, которые применяются к каждому виду пенсии. Для пенсии по выслуге лет основным критерием является длительное выполнение служебных обязанностей, а стаж может быть рассчитан как в льготном, так и календарном порядке. Важную роль в организации процесса пенсионного обеспечения играют специальные пенсионные отделы, которые собирают необходимые документы для пенсионного дела и предоставляют консультации сотрудникам по различным вопросам, связанным с пенсией.Законодательство предоставляет право претендующим на пенсию (как определено в статье 1 Закона № 4468-1) и их семьям право выбора, в случае, когда их пенсионные права определены нормативно-правовым регулированием Российской Федерации, и в соответствии с этим законом они должны выбрать один из видов пенсионного обеспечения.Пенсия для сотрудников рассчитывается на основе их заработка во время работы и в определенном процентном соотношении. Надбавки могут быть добавлены в зависимости от наличия нетрудоспособных иждивенцев или принадлежности к определенным категориям лиц. Отделы пенсионного обеспечения формируют пенсионные дела и консультируют работников. Пенсионные выплаты осуществляются через ПАО «Сбербанк России» или почтовые организации в зависимости от места жительства пенсионеров в России.Круг гарантий, предоставляемых сотрудникам, и членам их семей, достаточно широк, и включает гарантии денежного характера, куда в целом могут быть отнесены выплаты любого характера, в том числе и пенсионные выплаты,гарантии нематериального характера, которым относятся различные его рода услуги в том числе медицинское обеспечение,гарантии поощрительного характера (для продвижения сотрудников на службе). В ходе проведенного исследования нами были выявлены проблемы с получением сотрудниками уголовно-исполнительной системы обеспечения, а также проблемы, затрагивающие их семьи. Проблемы могут быть разделены на несколько категорий, включающих исчисление стажа, недостаточную выслугу лет и разные подходы к ее исчислению,а также применение районных коэффициентов. Кроме того, отсутствует четкое взаимодействие между органами пенсионного обеспечения. При этом, одной из главных проблем является нахождение баланса между размерами пенсий и расходами на их предоставление, что, на самом деле, свойственно всей системе пенсионного обеспечения Российской Федерации в целом. Решение этих вопросов должно осуществляться с учетом этого подхода.На наш взгляд, для совершенствования пенсионного обеспечения сотрудников УИС и членов их семей могут быть рекомендованы следующие мероприятия: необходимо установить четкие правила учета периодов отпуска по уходу за ребенком и работы на неполный рабочий день при исчислении выслуги лет, необходимо совершенствовать нормы, определяющие применение районных коэффициентов к пенсиям, следует постепенно отменить понижающие коэффициенты,требуется урегулировать вопросы, связанные с покрытием расходов на проезд пенсионеров курортного лечения и переездов. Кроме того, важно указать направления взаимодействия пенсионных отделов органов уголовно-исполнительной системы с другими государственными органами. Рекомендуется информировать и обучать сотрудников, занимающихся пенсионным обеспечением в уголовно-исполнительной системе, а также других органов и организаций, которые взаимодействуют с ними по вопросам оформления пенсий и пособий, получения и предоставления документов для сокращения времени и уменьшения нагрузки.Представляется, что ввиду необходимости совершенствования социального обеспечения в государстве вцелом в связи снеобходимостью построения действительно социального государства, потребуется дальнейшее повышение эффективности законодательства для организации пенсионного обеспечения Сотрудников и членов их семей. Список использованных источниковНормативно – правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020."Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//"Российская газета", 10.12.1998.Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.05.2023) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"// "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // "Российская газета", N 9, 16.01.1997.Федеральный закон № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (ред. 28.12.2016)//"Российская газета", № 142, 29.07.1998.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023)"О системе государственной службы Российской Федерации"// "Российская газета", N 104, 31.05.2003.Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Российская газета", N 3, 11.01.2013.Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"//"Российская газета", N 160, 25.07.2018.Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ»//"Российская газета", N 200, 15.10.1997.Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 04.07.2023)// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 04.10.1993, N 40, ст. 3753Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»//"Собрание законодательства РФ", 25.10.2010, N 43, ст. 5544.Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»//Собрание законодательства РФ", 17.05.2021, N 20, ст. 3397.Приказ Минюста России от 30.12.2005 N 258 (ред. от 09.08.2023) "Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 N 7427)// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 27.02.2006.Приказ Минюста России от 30.12.2005 N 258 (ред. от 09.08.2023)"Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 N 7427)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 27.02.2006. № 9.Приказ Минюста России от 09.08.2023 N 210(ред. от 11.10.2023)"О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"(Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2023 N 74797)//Официальный интернет-портал правовой информации// России 15.08.2023 N 74797)//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.08.2023.Научная учебная литература и материалы периодических изданий:Голодов П. В. Организационно-правовые проблемы пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы //Вестник Кузбасского института. – 2019. – №. 4 (41). – С. 152–165.Государственная служба в уголовно-исполнительной системе: Учебное пособие / Н. В. Анискина, О. В. Дербина, С. В. Дербин [и др.]; под редакцией О.В. Дербиной. – Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. – 309 с. Григорьев И. В., Шайхутдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО. М. Юрайт. 2020. Григорьева, О. О. Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (на примере предоставления социальных гарантий): дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. С. 20–21.Завитова С. В. Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы России и Казахстана //IusPublicumetPrivatum. – 2018. – №. 1. – С. 28-32.Злотников, С. А. Кадровое обеспечение Федеральной службы исполнения наказаний на примере УФСИН России по Вологодской области: проблемы и пути их решения / С. А. Злотников, А. В. Колесова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2023. – № 1(248). – С. 23–29.Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб., 2003. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2017. – 715 с.Каляшин А.В. К вопросу увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 55–59.Корякин, Е. А. Денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы: история и современность / Е. А. Корякин // Рязань, 17–18 ноября 2022 года. Том 2. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 1222–1233. Лукарецкая Н. С. Основные направления стимулирования деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы //Российский следователь. – 2014. – №. 16. – С. 41–43.Мачульская Е. Е. «Право социального обеспечения», 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:ИздательствоЮрайт - 2019 - 449с. - ISBN: 978-5-534-11355-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravo-socialnogo-obespecheniya-445096 Электронный документ. Дата обращения 10.10.2023. Маматказин И.Р. Юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. № 1. С. 66–89.Мажарова Н. В. Правоприменительная практика по вопросу приостановления выплаты пенсии пенсионерам уголовно-исполнительной системы //Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2018. – №. 5 (192). – С. 60–62.Мухтарова Е. А., Баландина С. И. Пенсионное обеспечение сотрудников УИС как социальная гарантия // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 27 июня 2017 г.). Пенза, 2017. С. 218–221.Попова В.В. Значение договора страхования для сотрудника уголовно-исполнительной системы // Власть Закона. 2018. N 4. С. 55 - 63.Пошелов П.В. Анализ судебной практики по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершенным сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Российский судья. 2022. № 6. С. 25 - 28.Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. К. Н. Гусова. С. 138; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 281 и др.Сывороткина, С. Ю. Исторические периоды формирования и механизмы правового регулирования пенсионной службы УИС (региональный аспект) / С. Ю. Сывороткина, И. Ю. Сывороткина // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». – 2018. – № 11. – С. 191–202. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.Трифонова, А. В. Денежное довольствие и пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А. В. Трифонова, Т. А. Чеботаренко // Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга". - Воронежский институт ФСИН России, 2011. – С. 260–264.Упоров, А. Г. Понятие и виды социальных гарантий сотрудникам уголовно-исполнительной системы / А. Г. Упоров // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики / отв. ред. А. Г. Чириков. – Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – С. 294–297. Царенко И. В. К вопросу о пенсионном обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы //V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий). – 2021. – С. 246–249.Материалы судебной практики:Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П» // "Российская газета", N 19, 04.02.2004.Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2004. – № 4.Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 № 1290-О // Документ опубликован не был, СПС «Консультант Плюс».Постановления Конституционного Суда РФ от 26.05.2015 № 11-П//"Собрание законодательства РФ", 15.06.2015, N 24, ст. 3546.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.10.2016 № 89-КГ16-6 // Документ опубликован не был, СПС «Консультант Плюс»."Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, ред. от 26.04.2017)//"Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 3, 2017 (Извлечение).Электронный ресурс:Решение по делу № 2–4643/2020// https://sudact.ru/regular/doc/xOj6x0m2EoVN/ .Решение по делу № 2–3512/2016 Сызранский городской суд (Самарская область) //https://sudact.ru/regular/doc/JglGCZY46N51.

Нормативно – правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// "Российская газета", 10.12.1998.
3. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.05.2023) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"// "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // "Российская газета", N 9, 16.01.1997.
5. Федеральный закон № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (ред. 28.12.2016)// "Российская газета", № 142, 29.07.1998.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
7. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О системе государственной службы Российской Федерации"// "Российская газета", N 104, 31.05.2003.
8. Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Российская газета", N 3, 11.01.2013.
9. Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"// "Российская газета", N 160, 25.07.2018.
10. Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ»// "Российская газета", N 200, 15.10.1997.
11. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 04.07.2023)// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 04.10.1993, N 40, ст. 3753
12. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»// "Собрание законодательства РФ", 25.10.2010, N 43, ст. 5544.
13. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»//Собрание законодательства РФ", 17.05.2021, N 20, ст. 3397.
14. Приказ Минюста России от 30.12.2005 N 258 (ред. от 09.08.2023) "Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 N 7427)// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 27.02.2006.
15. Приказ Минюста России от 30.12.2005 N 258 (ред. от 09.08.2023) "Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2006 N 7427)
16. //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 27.02.2006. № 9.
17. Приказ Минюста России от 09.08.2023 N 210
(ред. от 11.10.2023) "О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2023 N 74797)// Официальный интернет-портал правовой информации// России 15.08.2023 N 74797)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.08.2023.

Научная учебная литература и материалы периодических изданий:

1. Голодов П. В. Организационно-правовые проблемы пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы //Вестник Кузбасского института. – 2019. – №. 4 (41). – С. 152–165.
2. Государственная служба в уголовно-исполнительной системе: Учебное пособие / Н. В. Анискина, О. В. Дербина, С. В. Дербин [и др.]; под редакцией О.В. Дербиной. – Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. – 309 с.
3. Григорьев И. В., Шайхутдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО. М. Юрайт. 2020.
4. Григорьева, О. О. Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (на примере предоставления социальных гарантий): дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. С. 20–21.
5. Завитова С. В. Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы России и Казахстана //Ius Publicum et Privatum. – 2018. – №. 1. – С. 28-32.
6. Злотников, С. А. Кадровое обеспечение Федеральной службы исполнения наказаний на примере УФСИН России по Вологодской области: проблемы и пути их решения / С. А. Злотников, А. В. Колесова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2023. – № 1(248). – С. 23–29.
7. Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб., 2003.
8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2017. – 715 с.
9. Каляшин А.В. К вопросу увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 55–59.
10. Корякин, Е. А. Денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы: история и современность / Е. А. Корякин // Рязань, 17–18 ноября 2022 года. Том 2. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 1222–1233.
11. Лукарецкая Н. С. Основные направления стимулирования деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы //Российский следователь. – 2014. – №. 16. – С. 41–43.
12. Мачульская Е. Е. «Право социального обеспечения», 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 449с. - ISBN: 978-5-534-11355-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravo-socialnogo-obespecheniya-445096 Электронный документ. Дата обращения 10.10.2023.
13. Маматказин И.Р. Юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. № 1. С. 66–89.
14. Мажарова Н. В. Правоприменительная практика по вопросу приостановления выплаты пенсии пенсионерам уголовно-исполнительной системы //Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2018. – №. 5 (192). – С. 60–62.
15. Мухтарова Е. А., Баландина С. И. Пенсионное обеспечение сотрудников УИС как социальная гарантия // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 27 июня 2017 г.). Пенза, 2017. С. 218–221.
16. Попова В.В. Значение договора страхования для сотрудника уголовно-исполнительной системы // Власть Закона. 2018. N 4. С. 55 - 63.
17. Пошелов П.В. Анализ судебной практики по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершенным сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации // Российский судья. 2022. № 6. С. 25 - 28.
18. Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. К. Н. Гусова. С. 138; Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. С. 281 и др.
19. Сывороткина, С. Ю. Исторические периоды формирования и механизмы правового регулирования пенсионной службы УИС (региональный аспект) / С. Ю. Сывороткина, И. Ю. Сывороткина // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». – 2018. – № 11. – С. 191–202.
20. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
21. Трифонова, А. В. Денежное довольствие и пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А. В. Трифонова, Т. А. Чеботаренко // Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга". - Воронежский институт ФСИН России, 2011. – С. 260–264.
22. Упоров, А. Г. Понятие и виды социальных гарантий сотрудникам уголовно-исполнительной системы / А. Г. Упоров // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики / отв. ред. А. Г. Чириков. – Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – С. 294–297.
23. Царенко И. В. К вопросу о пенсионном обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы //V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий). – 2021. – С. 246–249.

Материалы судебной практики:

24. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П» // "Российская газета", N 19, 04.02.2004.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2004. – № 4.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 № 1290-О // Документ опубликован не был, СПС «Консультант Плюс».
27. Постановления Конституционного Суда РФ от 26.05.2015 № 11-П// "Собрание законодательства РФ", 15.06.2015, N 24, ст. 3546.
28. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.10.2016 № 89-КГ16-6 // Документ опубликован не был, СПС «Консультант Плюс».
29. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, ред. от 26.04.2017)// "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 3, 2017 (Извлечение).

Электронный ресурс:

30. Решение по делу № 2–4643/2020 // https://sudact.ru/regular/doc/xOj6x0m2EoVN/ .
31. Решение по делу № 2–3512/2016 Сызранский городской суд (Самарская область) //https://sudact.ru/regular/doc/JglGCZY46N51.