Формирование ассортимента товаров для различных видов аптечных организаций. Факторы, влияющие на формирование ассортимента фармацевтических товаров
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 09.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………...…………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ
ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….4
1.1. Ассортиментная политика и ассортиментный анализ……………………..4
1.2. Методы управления ассортиментом современных организаций………….8
1.3. Анализ современного состояния аптечного рынка……………………….12
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ООО «НЕО-ФАРМ»………………………………………………………………........17
2.1. Характеристика ООО «Нео-Фарм»………………………………………...17
2.2. АВС и XYZ анализ ассортимента ООО «Нео-Фарм» …………………....21
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента ПАО ООО «Нео-Фарм» ………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....36
Определение будущей структуры ассортимента в разрезе товарных категорий дает возможность составить ассортиментную матрицу, наиболееПолноудовлетворяющую запросам и предпочтениям потребителей.Наполнение ассортиментной матрицы. При открытии аптеки в качестве базового ассортимента берется списокпозиций подходящей по параметрам аптеки с наиболее сбалансированнымассортиментом.Далеекбазовомуассортиментудобавляютсянаиболеепродаваемые позиции, выявленные по статистике в аптечной сети в целом.В ассортиментной матрице должны присутствовать товары:– лидеры, выявленные по статистике продаж;– брендовые товары;– товары сезонного спроса;– товары из маркетинговых договоров;– товары с наибольшей наценкой (БАДы)– целевые товары под индивидуальные заказы покупателей (обычно дорогостоящие);– целевые товары под акции, проводимые компанией;– минимальный ассортимент.В соответствии с п. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ«Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством РФ и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Данный минимальный ассортимент включает перечень препаратов, которые должны быть в каждой аптеке. Следует подчеркнуть, что этот список обновляется ежегодно, что, впрочем, не означает, что правительство обязательно внесет в него изменения.На данный момент действует минимальный ассортимент, утвержденныйРаспоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. N 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственныхпрепаратов для медицинского применения на 2019 год, перечня лекарственныхпрепаратов для медицинского применения, перечня лекарственных препаратов,предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также минимального ассортимента лекарственныхпрепаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».Решение ассортиментной распределительной задачи.1. Разделение ассортимента на товарные категории. Категорию Лекарственныепрепараты разделить на фармакологические группы.В ходе выполнения данной курсовой работы была проведена разбивка всего ассортимента на товарные категории. Разделы Анатомо-терапевтической-химической классификацииКод A. Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществКод B. Препараты, влияющие на кроветворение и кровьКод C. Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системыКод D. Препараты для лечения заболеваний кожиКод G. Препараты для лечения заболеваний мочеполовой системы иполовые гормоныКод H. Гормональные препараты для системного использования (исключаяполовые гормоны)Код J. Противомикробные препараты для системного использованияКод L. Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторыКод M. Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системыКод N. Препараты для лечения заболеваний нервной системыКод P. Противопаразитарные препараты, инсектициды и репеллентыКод Q. Ветеринарные препаратыКод R. Препараты для лечения заболеваний респираторной системыКод S. Препараты для лечения заболеваний органов чувствКод V. Прочие лекарственные препараты2. Необходимо провести в базе данных маркировку ассортиментных позицийпо признаку сезонности или всесезонности. В случае выявления сезонности товарной позиции необходимо также указать конкретные сезоны (месяцы) повышенного спроса. Кроме того, система учета запасов должна позволять отслеживать реальные продажи и сопоставлять выставленные ранее экспертным путем маркировки сезонности с текущей реальной ситуацией. В случае технической возможности выявления фактора сезонности эмпирическим путем, провести проверку экспертных данных на примере реальных продаж за последние 2-3 года по конкретным препаратам. Брать больший срок по одиночным товарным позициям не имеет смысла, так как спрос на товары определяется не только сезонностью, но тем, на какой стадии жизненного цикла находится конкретный товар. Также проверку корректности выставленных маркеров сезонности можно проводить на основе сопоставления аналогичных маркеров по фармакологическим группам.В осенние месяцы наблюдается максимальный спрос на вакцины, связанный свакцинацией против гриппа. В это же время аптеки начинают запасаться противопростудными, противовирусными средствами, иммуностимуляторами, основные продажи которых приходятся на конец осени и начало зимы, а также на февраль – март. Помимо ежегодных колебаний, изменение объемов продаж зависит от масштаба эпидемии гриппа и простудных заболеваний.Весной и летом возрастает спрос на антигистаминные препараты. В летние месяцы, в случае жаркой погоды, растет число проявлений сердечно-сосудистых заболеваний, что вызывает рост спроса на соответствующие лекарственные средства. 3. Для уменьшения доли неликвидных запасов и сокращения объемов списания препаратов с истекшим сроком годности предлагаем формировать список рисковых сверхзапасов за полгода до предполагаемого окончания срока годности. Это позволит захватить 2-3 сезона в календарном году и даствозможность фармацевтам отслеживать и стимулировать продажи таких препаратов. В данный момент такой список формируется за 3 месяца.В случае обеспечения своевременной продажи таких препаратов и недопущения списания неликвидных сверхзапасов в убыток, необходимо продумать систему стимулирования персонала за положительные результаты в этой работе.4. Все аптечные пункты сети необходимо разделить на три группы:- «Проходимые»;- «Спальные»;- «Полупроходимые».В соответствии с типом определяется ассортимент аптечного пункта, а такженормативы по размеру выручки за месяц. Например, в сети «Фармленд» такого разделения нет, а аптечные пункты имеют единый норматив по выручке, равный 2 млн.руб. Данный норматив также не зависит от времени года. Он может повышаться в соответствии с инфляцией.В данный момент аптечная сеть активно внедряет АВС-анализ для управления запасами. Мы предлагает использовать АВС-XYZ – анализ для мониторинга и управления ассортиментом. Предлагаем использовать следующие показатели для анализа:- Доля в выручке;- Доля в прибыли.Внутри выделенных групп также предлагается углублять анализ по признакусезонности.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдно из важнейших условий формирования механизма конкурентоспособноготоварного ассортимента – предложение определённой совокупности товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю деятельности фирмы, наиболее полно удовлетворяли определённые категории покупателей.Формированию ассортимента предшествует ассортиментная концепция, целью которой является ориентирование предприятия на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных клиентов. Для получения ресурсов и нахождения потребителей для своей продукции организация взаимодействует с внешней средой, которая постоянно меняется и находится вне контроля руководства, являясь причиной того, почему в управлении нет абсолютных правил. Организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.Управление товарным ассортиментом на предприятии соответствует ассортиментной концепции – формированию оптимального разнообразия ассортимента по определённым признакам на конкретные сегменты потребления.Цель данной работы - разработка рекомендаций по совершенствованиюассортиментной политики аптеки ООО «НЕО-ФАРМ». Для этого мы решили следующие задачи: теоретическое исследование материала поданной тематике и рассмотрели методы формирования товарного ассортимента напредприятии. На основе имеющейся информации мы разработали примерные рекомендации для данного предприятия.На основании имеющихся данных и были даны рекомендации по оптимизациитоварного ассортимента ООО «НЕО-ФАРМ».В результате проделанной работы мы пришли в следующим выводам: Эффективное управление конкурентоспособным ассортиментом должно решать следующие задачи:1. Создание необходимых условий для наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей покупателей путем проведения исследований, направленных, с одной стороны, на выяснение ситуации, сложившейся на рынке, а с другой стороны, на выявление мотивов, которые лежат в основе решений покупателей, связанных с приобретением товара.2. На основании вышеуказанных исследований выявление новых поставщикови новых товаров, отвечающих потребностям населения3. Постоянный и систематический контроль за деятельностью конкурентов, осуществляющих торговлю аналогичными товарами, в обслуживаемом торговой организации регионе.4. Грамотное управление запасами необходимых товаров, поддержание оптимальных складских запасов на складах, совершенствование системы товарной логистики на предприятии.5. Необходимо применять современные методики формирования ассортимента.При заказе товара необходимо обращать внимание на соотношение данныхгрупп и их доли на рынке. Первая группа, группа А, занимает наибольшийудельный вес в общем объеме и обеспечивает наибольшую долю оборота. Вторая группа В, включает товары, стабилизирующие выручку от продаж. Третья группа С включает виды продукции, оказавшиеся в стадии спада. Продукты, попавшие в группу С, могут быть исключены из номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы предприятия (ассортимент, клиенты, связи между продуктами), или же представлены минимальным количеством.Итак, мы убедились, что формирование оптимального ассортимента,способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихсябыть конкурентоспособными.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрютина, М. С. Финансовый анализ / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис,2017 - 192 c.Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е,перераб. и доп., 2015 - 272 c.Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие длястудентов / В.Г. Артеменко. - М.: Омега-Л; Издание 2-е, 2016 - 270 c.Банк, В.Р. Финансовый анализ / В.Р. Банк, А.В. Тараскина. - М.: Проспект,2017 - 344 c.Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 224 c.Бернстайн Анализ финансовой отчетности / Бернстайн. - М.: Финансы истатистика, 2016 - 624 c.Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб:Питер, 2016 - 432 c.Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. -М.: КноРус, 2017 - 880 c.Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономическогосостояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2018 - 118 c.Гаевый, М.Д. Финансовый анализ / М.Д. Гаевый, Л.М. Гаевая. - М.: КноРус,2017 - 272 c.Горелик, О.М. Финансовый анализ с использованием ЭВМ: Учебноепособие / О.М. Горелик, О.А. Филиппова. - М.: КноРус, 2018 - 270 c.Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз:Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2017 - 462 c.Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз:Учебник / Т.И. Григорьева. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 486 c.Енюков, И.С. Финансовый анализ хозяйственной деятельностипредприятия: Учебное пособие / И.С. Енюков. - М.: Финансы и статистика, 2018 -224 c.Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий дляпринятия экономических решений: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2018- 349 c.Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка:Учебник / Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2016 - 325 c.Жилкина, А.Н. Финансовый анализ: Учебник и практикум для прикладногобакалавриата / А.Н. Жилкина. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 285 c.Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия:Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017 - 332 c.Журко, В.Ф. Экономический и финансовый анализ в деятельности органоввнутренних дел: Учебное пособие / В.Ф. Журко, Н.М. Бобошко. - М.: ЮНИТИ,2017 - 239 c.Журко, В.Ф. Экономический и финансовый анализ в деятельности органоввнутренних дел: Учебное пособие / В.Ф. Журко, Н.М. Бобошко. - М.: ЮНИТИ,2016.- 239 c.Казакова, Н.А. Финансовый анализ: Учебник и практикум для бакалавриатаи магистратуры / Н.А. Казакова. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 470 c.22 Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы / В.В.Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 720 c.Краткий обзор фармацевтического рынка России. [Электронный ресурс]. - 2023, режим доступа: https://journal.open-broker.ru/visit-card/aptechnaya-set-366/. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко.- М.: Дашков и К, 2016 - 214 c.Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко.- М.: Дашков и К, 2017 - 214 c.Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко.- М.: Дашков и К, 2016 - 216 c.Любушин, Н.П. Финансовый анализ / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. - М.:Эксмо, 2018 - 336 c.Овчинников, В.В. Финансовый анализ с использованием ЭВМ / В.В.Овчинников. - М.: КноРус, 2017 - 272 c.Панков, Д.А. Финансовый анализ и планирование деятельности спортивнойорганизации / Д.А. Панков. - М.: Новое знание, 2015 - 208 c.Рейтинг российских аптечных сетей. [Электронный ресурс]. 2022, режим доступа https://vademec.ru/download/top200as_itog2022. pdf?ysclid=lo8lyfjnh067745520.Рожков, И.М. Финансовый менеджмент: анализ финансово-экономическогосостояния и расчет денежных потоков предприятия: Практикум. № 1352 / И.М.Рожков. - М.: МИСиС, 2016 - 38 c.Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева,А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2018 - 639 c.Система профессионального анализа предприятий и рынков «Спарк»[Электронный ресурс], режим доступа: http://www.spark-interfax.ru.Славич-Приступа А.С. Формирование ассортимента в аптеках. — //Экономический вестник фармации - № 9 - 2004.Старовойтова С.М. Ассортиментная политика аптечной организации:категорийный менеджмент и управление ассортиментом. — // Вестник фармации - № 2, - 2016.Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник. / Т.У. Турманидзе. - М.:ЮНИТИ, 2015 - 287 c.
1. Абрютина, М. С. Финансовый анализ / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2017 - 192 c.
2. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е,
перераб. и доп., 2015 - 272 c.
3. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для
студентов / В.Г. Артеменко. - М.: Омега-Л; Издание 2-е, 2016 - 270 c.
4. Банк, В.Р. Финансовый анализ / В.Р. Банк, А.В. Тараскина. - М.: Проспект, 2017 - 344 c.
5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 224 c.
6. Бернстайн Анализ финансовой отчетности / Бернстайн. - М.: Финансы и
статистика, 2016 - 624 c.
7. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер, 2016 - 432 c.
8. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2017 - 880 c.
9. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2018 - 118 c.
10. Гаевый, М.Д. Финансовый анализ / М.Д. Гаевый, Л.М. Гаевая. - М.: КноРус, 2017 - 272 c.
11. Горелик, О.М. Финансовый анализ с использованием ЭВМ: Учебное пособие / О.М. Горелик, О.А. Филиппова. - М.: КноРус, 2018 - 270 c.
12. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2017 - 462 c.
13. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник / Т.И. Григорьева. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 486 c.
14. Енюков, И.С. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / И.С. Енюков. - М.: Финансы и статистика, 2018 - 224 c.
15. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2018 - 349 c.
16. Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: Учебник / Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2016 - 325 c.
17. Жилкина, А.Н. Финансовый анализ: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Н. Жилкина. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 285 c.
18. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017 - 332 c.
19. Журко, В.Ф. Экономический и финансовый анализ в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / В.Ф. Журко, Н.М. Бобошко. - М.: ЮНИТИ, 2017 - 239 c.
20. Журко, В.Ф. Экономический и финансовый анализ в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / В.Ф. Журко, Н.М. Бобошко. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 239 c.
21. Казакова, Н.А. Финансовый анализ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Казакова. - Люберцы: Юрайт, 2016 - 470 c. 22
22. Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 720 c.
23. Краткий обзор фармацевтического рынка России. [Электронный ресурс]. - 2023, режим доступа: https://journal.open-broker.ru/visit-card/aptechnaya-set-366/.
24. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2016 - 214 c.
25. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2017 - 214 c.
26. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2016 - 216 c.
27. Любушин, Н.П. Финансовый анализ / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. - М.: Эксмо, 2018 - 336 c.
28. Овчинников, В.В. Финансовый анализ с использованием ЭВМ / В.В. Овчинников. - М.: КноРус, 2017 - 272 c.
29. Панков, Д.А. Финансовый анализ и планирование деятельности спортивной организации / Д.А. Панков. - М.: Новое знание, 2015 - 208 c.
30. Рейтинг российских аптечных сетей. [Электронный ресурс]. 2022, режим доступа https://vademec.ru/download/top200as_itog2022. pdf?ysclid=lo8lyfjnh067745520.
31. Рожков, И.М. Финансовый менеджмент: анализ финансово-экономического состояния и расчет денежных потоков предприятия: Практикум. № 1352 / И.М. Рожков. - М.: МИСиС, 2016 - 38 c.
32. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2018 - 639 c.
33. Система профессионального анализа предприятий и рынков «Спарк» [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.spark-interfax.ru.
34. Славич-Приступа А.С. Формирование ассортимента в аптеках. — // Экономический вестник фармации - № 9 - 2004.
35. Старовойтова С.М. Ассортиментная политика аптечной организации: категорийный менеджмент и управление ассортиментом. — // Вестник фармации - № 2, - 2016.
36. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник. / Т.У. Турманидзе. - М.: ЮНИТИ, 2015 - 287 c.