Ницше «Так говорил Заратустра»
Заказать уникальное эссе- 8 8 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 29.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Ницше иллюстрирует фазы возвышения к сверхчеловеку образом взбирания в гору. Заратустра живет на горе, которая символизирует тем самым пик наивысшего накопления сил человека. Но дух тяжести давит на плечи всякого человека, кто желает взойти на этот пик, стремясь увлечь его вниз. Под духом тяжести Ницше понимает традиционную мораль, которая своим "долженствованием" сковывает человека, обращая его волю-к-власти обратно, внутрь его самого. Ницше изображает этот дух тяжести в образе карлика - маленького злобного, уродливого человечка. Такой вид принимает человек под давлением традиционной морали. Такой карлик скрывается в каждом из нас, сковывая наши движения, когда мы идем наверх.Заратустра представляет собой сверхчеловека, преодолевшего все эти три стадии, и сталкивается с пониманием того, что человека и сверхчеловека разделает такая же пропасть, какая разделяет животного и человека. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком", - говорит Заратустра.Фридрих Ницше – один из самых противоречивых философов в мировой истории. Ни один из исследователей его философских произведений не в состоянии сформулировать, в какой из философско-идеологических парадигм следует их рассматривать. Несмотря на всю сложность и противоречивость поэмы в прозе «Так говорил Заратустра», можно выявить его основные положения.Во-первых, это нигилистическая философия, хоть ряд исследователей и называет Ницше «анархистом». Правда, нигилист немного в том значении, в каком принято воспринимать это слово: нигилизм Ницше – это переходное состояние, преодоление всего того отжившего и ветхого, уже не нужного человечеству. В определённом смысле слова Ницше также можно назвать и антигуманистом. Человек для него – только лишь этап, ступень на пути от животного к Сверхчеловеку.Во-вторых, Ницше является одним из основоположников «философии жизни». Его произведения – это своеобразный гимн Жизни как явлению. Недаром Заратустра поёт ей свою песнь. Ценности, воспеваемые философом, – это жизненные ценности, не приемлющие любое насилие, как это не прозвучит парадоксально.Заратустра – это сам Ницше – философ так же яростно критикует современное ему европейское общество обывателей. Стоит подчеркнуть, что здесь взгляды Ницше во многом совпадают как со взглядами консерваторов, так и со взглядами социалистов, что выражается в антибуржуазном пафосе. Для него нет ничего более ничтожного и жалкого, чем «последний человек» – житель выродившейсяЕвропы, чьи дни уже сочтены.Мораль для философа – это нечто отжившее и закосневшее. Её, как и человека, «должно преодолеть». Правда, Ницше критикует самодовольство человека, поскольку тот недостоин быть собой довольным. В то же время, сверхчеловек – абсолютно другое дело. Но для него и не будет вопроса – быть довольным или нет, потому что он ни секунды не будет сомневаться в своей правоте.Произведение «Так говорил Заратустра» некоторые исследователи ницшеанского наследия называют «пародией на Библию», и это относится не только к стилю, действительно живо напоминающему Евангелия. Ницше не воспринимает христианство как веру, считая, что подлинная вера давно умерла в людях. Он воспринимает его только как религию, как институт несовершенного общества несовершенных людей. По Ницше, религия – это то, что необходимо слабым людям. У сверхчеловека же пропадёт в ней всякая необходимость. Всё отношение Ницше к христианству заключается в одной его фразе: «Бог мёртв; из-за сострадания своего к людям умер Бог». Очень вероятно, что этой фразой философ хотел сказать, что христианство своим «непротивлением злу насилием» само себя уничтожило. Более того, оказавшись «миной замедленного двухтысячелетнего действия», оно к ХХ веку фактически уничтожило и созданную им же европейскую цивилизацию.Ницше поистине был таким же, как Заратустра в его книге: провозвестник нового и обличитель старого, яростный критик косного прошлого Европы и предтеча Нового Дня – будущего, так им ожидаемого. Все ценности традиций, верований,быта, политического устройства и в самом деле оказались переоцененными философом – именно этим он внёс свой огромный вклад в развитие мировой общественной мысли.