Тема: Приобщение современных пожилых людей к интернет-сервисам

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 42 42 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 07.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ СОВРЕМЕННЫМИ ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 6
1.1 Интеграция пожилых людей в России с достижениями в области информационно-телекоммуникационными технологий 6
1.2 Роль ИКТ в решении проблем социальной адаптации и интеграции пожилых людей 9
2 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ ИНТЕРНЕТ СЕРВИСАМИ 20
2.1 Диагностика проблем применения интернет-сервисов в стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 20
2.2 Социальный проект 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Фрагмент для ознакомления

Реализация программы «Повышение уровня компьютерной грамотности» осуществляется по предварительной записи всех желающих лиц для обеспечения равномерной загрузки компьютерных классов и повышения качества предоставляемых услуг. С целью обеспечения оперативного учета и доступа к информации об очередностиграждан, для контроля общего количества человек в очереди на обучение, в локально-вычислительной сети организации ведется электронный журнал. Доступ к электронному журналу имеют все специалисты организации, задействованные в предоставлении данной услуги (см. таблицу3).Таблица 3 – Журнал учета желающих пройти обучение по программе «Повышение уровня компьютерной грамотности»№п/пДатаобращенияФ.И.О.КатегорияГодрожденияВозрастТелефон12345671.Все специалисты имеют право на выполнение следующих действий с электронным журналом:вносить информацию о людях, желающих получить образовательную услугу;удалять информацию о гражданах, получивших данный вид услуги и отказавшихся от ее получения.Ответственный за ведение такого журнала – сотрудник организационно-методического отделения.В начале обучения по программе для каждого обучающегося составляется индивидуальный план, основанный на результатах диагностического тестирования егоисходногоуровня знаний и умений в области ИКТ, а также производится оценка его потребностей в этой области. При составлении индивидуального плана обучения специалисты подробно рассказывают клиенту о том, каким навыкамон может быть обучен при прохождении учебного курса, и какаяожидается практическая польза от применения новых знаний и умений. Продолжительность курса составляет 6 недель: по 2-3 занятия в неделю продолжительностью 1 академический час (см. таблицу 4).Все занятия программы по развитию компьютерной грамотности, кроме уже указанного первого, имеют единую структуру: организационный момент, включающий приветствие, обсуждение возникающих вопросов;изучение новой темы согласноучебному плану;выполнение заданий под руководством преподавателя;самостоятельное выполнение заданий с использованием методических указаний по изучению материала курса;ответы на вопросы обучающихся.После занятияобучающийся получает методические рекомендации по использованию пройденного материала для закрепления полученных знаний и умений в домашней обстановке.На последнем учебном занятии каждого блока образовательного курса проводится проверка уровня знаний и повторение материала, вызвавшего затруднения при его изучении обучающимися.При завершении обучения по программе клиент проходит анкетирование.При обучении по курсу «Повышенияуровня компьютерной грамотности» длялюдей пожилого возраста, а такжелиц с ограниченными возможностями специалисты придерживаются следующих правил:обучение строится на основе концепции, что пожилые люди не отказываются от использования новых информационных технологий, но они не знакомы с ними;необходимо проявлять терпение и тактичность в процессе обучения таких категорий граждан. Важно не обидеть пожилого человека неуместным замечанием или повышением тона;обучение необходимо начинать с изучения используемых терминов и самых простых действий в программах и с современными гаджетами в соответствии рассматриваемой теме. Специалисты последовательно объясняют все действия, которые нужно выполнять человеку, например, нажать на определенные кнопки на клавиатуре;если обучающийся испытывает трудности в работе с техническими устройствами, например, с двойным нажатием (кликом) по клавишам манипулятора «мышь» из-за проблем с нервной системой или двигательным аппаратом рук, следует показать клиенту альтернативные действия для достижения аналогичного результата, например, с помощью клавиатуры;для облегчения понимания новых тем используют метод ассоциаций. Например, каталоги, файлы с данными, корзину и рабочий стол на компьютере можно сравнивать с реальными предметами;важно создать условия, чтобы обучающийся поверил в себя, в свои силы, нужно подбадривать клиентов, подчеркивать любые успехи в обучении и напоминать, что учиться новому никогда не поздно.Таблица 4 – Тематический план программы№п\пНазваниетемыКол-вочасов1Общие сведения о ПК12Работаем в ОС Windows13Хранение информации на ПК, антивирусы14Текстовыйредактор Word15Первый выход в сеть Интернет16Социальные сети и электронная почта17ПоговоримпоSkype18Знакомство с электроннымигосударственными сервисами19Созданиефотоальбомов, презентаций110Заключительноезанятие1Дополнительные темы:Знакомство c таблицами вMicrosoftExcel.Онлайн-туризм.Знакомство с сервером2gis.ru (для своего города).Покупка билетов на разные виды транспорта и оплата коммунальных услуг онлайнТематический план программы обучения компьютерной грамотности состоит из трех основных этапов. Однако, если клиент имеет желание, в программу обучения можно добавить дополнительные темы. Это может быть полезно для групп людей, которые имеют начальные знания о компьютерах и хотят их усовершенствовать. Перед началом обучения проводится анкетирование обучающихся для определения уровеня их начальных знаний.Этап 1 (занятия 1-3) – это так называемый "Нулевой уровень", который содержит базовые темы по элементарным основам работы за персональным компьютером (ПК): общие сведения о его структуре, обучение простейшим функциям в среде ОСWindows и текстовом процессоре MSWord.Этап 2 (занятия 4-6) – это «Развивающий уровень». Он включает в себя знакомство с возможностями использования сети Интернет в повседневной жизни клиента, например, получение навыков работы в поисковых системах, общение через соцсети, обмен сообщениями через сервисы электронной почты.Этап 3 (занятия 7-10) – обучение на «Продвинутом уровне». Клиент получает навыки работы в программе по созданию мультимедийных презентаций PowerPoint, учится работать с фотографиями, изучаетвозможности и правила взаимодействия с оргтехникой, практикуется в установлении сеансов видеосвязи, изучает выполнение запросов на Портале gosuslugi.ru.Возможно изменение индивидуальных планов обучения конкретного клиента в зависимости от особенностей его здоровья и насущных потребностей. При желании клиент может изучить интересующие его темы углубленно, исключить некоторые темы из рассмотрения, не востребованные клиентом, или изучить только один из разделов программы.Ожидаемые результаты от освоения программы.Люди старшего возраста и лица с ограниченными возможностями, прошедшие обучение по разработанной программе, повысили свой уровень цифровой грамотности. Кроме навыков работы с основными видами вычислительной техникой, участники программы получилинавыки общения через социальные сети, реализации своих творческих планов с помощью сетевых информационных технологий и ресурсов, а также получения востребованных клиентами услуг в онлайн режиме.Оценивание эффективности предложенной программы обучения лиц старшего поколения.Эффективность программы определяютсамими клиенты, оценивая уровень качества предоставленных услуг, заполняя анкету на последнем занятии курса. Оценивание качества предоставленной услуги проводится по квалиметрологической методике упрощенным методом.Для вычисления количественных характеристик используется социологический метод определения показателей свойств услуги и экспертный метод вычисления коэффициентов важности свойств. Базой для проведения расчетов является идеальная услуга, для которой значение абсолютного показателя качества равно пяти баллам, в относительном формате составляет 100%.При анкетировании выявляются следующие качественные характеристики услуги: срок ожидания в очереди, количество проведенных занятий, профессионализм специалиста, ведущего занятия, удовлетворенность полученными знаниями и навыками самим обучающимся.Человек, прошедший обучение, оценивает каждую характеристику по пятибалльной целочисленной шкале, где минимальная оценка – это 1, максимальная оценка– это 5.Весовой коэффициенткаждой учитываемой характеристики, показывающий важность каждой из них, определен экспертами – специалистами, оказывающими услугу. При этом сумма значений коэффициентов важности по всем характеристикам должна быть равна 1. В таблице 5 приведены значения весовых коэффициентов свойств, использующихся в разработанной методике.Из анкеты каждого клиента берут абсолютные значения показателей качества услуги и записывают их во второй столбец таблицы 6. Далее умножают каждое значение характеристики на соответствующий весовой коэффициент и заносят полученное значение в 4-й столбец этой таблицы. Значение абсолютного показателя качества находят как сумму значений абсолютных показателей свойств с учетом G для заполнения последнего столбца таблицы 6.Таблица 5 – Значения весовых коэффициентов СвойствоРангсвойстваЗначения весовых коэффициентов для свойств,GСрокиожидания в очереди40,14Количествопроведенных занятий30,19Профессионализмспециалиста20,25Удовлетворенность клиентаполученными знаниями и навыками10,42Таблица 6 – Определение значений показателей качестваСвойствоЗначенияабсолютныхпоказателейсвойствЗначения весовых коэффициентов для свойств,GЗначения абсолютных показателей свойствс учетом GСрокиожидания0,14Количествозанятий0,19Профессионализмспециалиста0,25Удовлетворенностьклиентомполученнымизнаниями0,42Величина абсолютного показателя качества (в баллах)Величинаотносительного показателя качества (в %)Величину относительного показателя качества находим как отношение абсолютного показателя качества конкретной услуги на 5 (значение абсолютного показателя качества идеальной услуги), умноженное на 100%.Эффективность программы определяется за некоторый временной промежуток, например, календарный год, как среднее арифметическое показателей качества предоставления услуги, выставленных клиентами, прошедшими обучение по этой программе за указанный временной промежуток.Программа является эффективной, если относительный показатель качества составляет более 65%. Если он окажется ниже 33%, то программа считается неэффективной. Остальные значения показателей характеризуют среднее качество программы. В случае средних и низких значений показателей качества программы производится анализ изучаемых во время обучениятем длявнесения корректив в учебный курс и методику преподавания.Анализ результатов анкетирования в динамике позволит выявить способы повышения эффективности программы за счет:изменения количества задействованных в образовательном процессе специалистов;учета перечня тем, значимых для клиентов;повышения квалификации отдельных специалистов;построение зависимости показателей качества услуги от психологических, демографических и социально-экономических характеристик клиентов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения исследования были достигнуты приведенные ниже результаты и сформулированы следующие выводы. В настоящее время постоянное использование сети Интернет для выполнения повседневных дел стало неотъемлемой частью жизни многих людей, в том числе людей старшего поколения. Однако, многие из них испытывают трудности в использовании сети Интернет и компьютерных технологий. Одной из причин этого явления является возрастное снижение когнитивных функций, таких как память, внимание и скорость обработки информации, а также из-за недостатка мотивации и страха перед неизвестными процессами.Но использование ИКТ может помочь решить множество проблем, которые возникают у людей старшего возраста, таких как заказ продуктов на дом, оплата счетов за коммунальные услуги, поиск интересующих сведений (рецептов, схем, книг и т.д.), запись на приём к врачу. Но главное, с помощью ИКТ таким людям можно избавиться от одиночества за счет использования социальных сетей, где собеседник и тема для разговора у интернет-пользователей обязательно найдётся.Получение новых знаний – это всегда выход за рамки привычных процессов и ограничений, а в пожилом возрасте это непросто. К тому же при первом знакомстве с Интернетом создаётся ощущение, что человек попадает в огромную вселенную, в которой легко запутаться и заблудиться. Всегда складывается ощущение, что только в небольшом привычном мире все просто. А в сети Интернет человек сталкивается с огромным объемом информации. Поэтому пожилым людям часто кажется, что осваивать новое пространство не стоит. Лучше оставаться в знакомой, хотяи весьмаскучной обстановке, но с внутренним ощущением стабильности и безопасности. Прежде всего необходимо преодолеть у обучающихся пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями страх совершить ошибку. Ведь многих с детства учили, что ошибаться нельзя, поэтому, совершая оплошность, такие люди очередной раз чувствуют себя неудачниками, испытывая негативные эмоции. Чтобы избежать этого неприятного чувства, многие людистаршего поколения отказываются от освоения вычислительной техники и новых ИКТ.Суть социальной адаптации состоит во взаимодействиичеловекаили группы лиц с социальной средой, в ходе которого выясняются, конкретизируются и удовлетворяются потребности каждой стороны.В данной работе предложено реализовать процесс адаптации людей пожилого возраста к условиям жизни в информационном обществена основе их обучения по предложенной программе. Обучение таких людей позволит решитьмножество проблем, связанных с повышением социальной активности пенсионеров, сниженияих уровня тревожности, повышенияуровня самооценки и степениудовлетворенности жизнью в стране в сложившейся ситуации.В настоящее время с развитиемИКТ облегчается решение задачи создания эффективной системы обучения и самообразованиялюдей старшего возрастаблагодаря доступности различных онлайн-курсов для дистанционного обучения. Образовательные программы для людей старшего возраста и инвалидов должны быть ориентированы на учет личностных качествконкретногочеловека, его пожеланий и целей обучения, физиологических и психологических ограничений и возможностей. Основные целиочных или дистанционных курсов повышения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста это:повышение ихсоциальной и экономической активности;решение проблемы общения родственников, друзей и коллег за счет использования социальных сетей, почтовых программ и других онлайн сервисов;социальная адаптация неработающих пенсионеров;решение проблемы организации досуга;расширение кругозора и удовлетворение образовательных потребностей граждан старших поколений.При организации образовательных курсов необходимо:учитывать возрастные особенности клиентов, мотивировать каждого из нихна достижение поставленных целей изучения современных ИКТ;четко определить возможности и потребности каждого обучающегося;создать комфортные условия, которые помогут людям пожилого возраста преодолеть напряжение и страх перед изучением новых тем по компьютерной тематике; излагать материал на простом, общедоступном языке;обеспечить индивидуальный подход к образовательному процессу за счет создания малыхгрупп численностью не более 5–7 человек; обеспечить обучающихсяраспечатками с методическими рекомендациями по повышению компьютерной грамотности людей старшего возраста для повторения и закрепления материала в домашней обстановке. В данной работе предложен социальный проект «Повышение уровня компьютерной грамотности», ориентированный на обучение пожилых людей. Он реализован в условиях стационарного учреждения социального обслуживания населения. Целью данного проекта являлосьсозданиевозможностей длягражданм пожилого возраста и инвалидовдля их социальной адаптации,дополнительного общения, реализации ими творческих планов с использованием современных ИКТ и онлайн-сервисов.В целом, помощь пожилым людям в освоении интернет-технологий – это важная задача, стоящая перед современным миром. Решение этой задачи поможет людям старшего поколения оставаться активными и вовлеченными в жизнь современного общества.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСкахина П. Н. Возможности сети Интернет в решении социальных. – Вологда :ВоГУ, 2017. – 80 с. Медиаграмотность как одно из условий социализациипожилых людей в цифровом обществе/ Воронина С.Н. //Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Часть 1. – Вологда: ВолНЦ РАН, 2020.— С. 58-61.Камчатников А.Г. Возрастные особенности физиологии человека. – Волгоград: ВГАФК, 2018. - 102 с. Человек труда в цифровой экономике: новые реалиии социальные вызовы / под ред. В. Н. Мининой, Р. В. Карапетяна, О. В. Вередюк. – СПб.: СПбГУ, 2021. — 284 с. Активное долголетие и его факторы в контексте демографического старения. Опыт исследования в России и Беларуси/ под ред.О. Н. Калачиковой. – Вологда : ВНЦ РАН, 2022. – 179 с. Старшее поколение выбирает «Цифру» [Эл. рес.] URL: https://dialog.info/starshee-pokolenie-vybiraet-cifru/ (дата обращения: 23.10.2023) Океанический рубеж. [Эл. рес.] URL: https://girlface.ru/stati/okeanicheskiy-rubezh-okinavskaya-hartiya-globalnogo-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 20.10.2023)Network Readiness Index 2022 [Эл. рес.] URL: https://networkreadinessindex.org/ (дата обращения: 19.10.2023)Гончарова, Г. Н. Социальная геронтология: актуальные проблемы / Г. Н. Гончарова, А. В. Жарова. – Красноярск:СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – 2018. – 156 с. Мир в поисках смысла. Психологические реакции на пандемию COVID-19:от коронакризиса к коронаэкзиту / Г.В. Акименко,Ю.Ю. Кирина, А.А. Лопатин, Л.В. Начева, А.М. Селедцов, И.Ф. Федосеева. –М. : Альпен-Принт, 2022 – 288 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Скахина П. Н. Возможности сети Интернет в решении социальных. – Вологда : ВоГУ, 2017. – 80 с.
2 Медиаграмотность как одно из условий социализации пожилых людей в цифровом обществе/ Воронина С.Н. //Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Часть 1. – Вологда: ВолНЦ РАН, 2020.— С. 58-61.
3 Камчатников А.Г. Возрастные особенности физиологии человека. – Волгоград: ВГАФК, 2018. - 102 с.
4 Человек труда в цифровой экономике: новые реалии и социальные вызовы / под ред. В. Н. Мининой, Р. В. Карапетяна, О. В. Вередюк. – СПб.: СПбГУ, 2021. — 284 с.
5 Активное долголетие и его факторы в контексте демографического старения. Опыт исследования в России и Беларуси/ под ред.О. Н. Калачиковой. – Вологда : ВНЦ РАН, 2022. – 179 с.
6 Старшее поколение выбирает «Цифру» [Эл. рес.] URL: https://dialog.info/starshee-pokolenie-vybiraet-cifru/ (дата обращения: 23.10.2023)
7 Океанический рубеж. [Эл. рес.] URL: https://girlface.ru/stati/okeanicheskiy-rubezh-okinavskaya-hartiya-globalnogo-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 20.10.2023)
8 Network Readiness Index 2022 [Эл. рес.] URL: https://networkreadinessindex.org/ (дата обращения: 19.10.2023)
9 Гончарова, Г. Н. Социальная геронтология: актуальные проблемы / Г. Н. Гончарова, А. В. Жарова. – Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – 2018. – 156 с.
10 Мир в поисках смысла. Психологические реакции на пандемию COVID-19: от коронакризиса к коронаэкзиту / Г.В. Акименко,Ю.Ю. Кирина, А.А. Лопатин, Л.В. Начева, А.М. Селедцов, И.Ф. Федосеева. –М. : Альпен-Принт, 2022 – 288 с.