«Национальная экономика: основные показатели развития и их измерение»
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 14.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Фундамент национальной экономики. Основные положения 5
1.1 Понятие национальной экономики. Характеристики макроэкономических показателей 5
1.2 Мир-системный анализ. Экономическая зависимость и эксплуатация 8
1.3 Особенность современных национальных хозяйств и их взаимодействие в мировой системе взаимоотношений 12
Глава 2 Роль международных отношений в развитии национальной экономики на примере РФ 18
2.1 Характеристика структуры национальной экономики РФ 18
2.2 Формирование национальной экономики – препятствия и пути решения 22
2.3 Перспектива роста экономики – анализ и прогноз 26
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Ожидается, что в период с 2024 по 2026 годы номинальная заработная плата увеличится в среднем на 7,7% в год, а реальная заработная плата - на 2,5%. Этому росту будет способствовать годовое повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2024 года МРОТ увеличится на 18,5% и составит 19 242 рубля.Увеличение потребительского и инвестиционного спроса будет удовлетворяться, в первую очередь, за счет развития собственного производства.Роль экспорта в структуре роста будет увеличиваться с переориентацией на новые рынки.Траектория развития в 2024–2026 годах будет в значительной степени определяться эффективной реализацией мер экономической политики, направленных на содействие структурной перестройке экономики:В рамках решения шести приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации, предусмотрена реализация мер по структурной перестройке экономики. Одной из таких мер является расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств. Для успешного сотрудничества развивается необходимая инфраструктура, включая транспортную и платежную.Также важным аспектом является укрепление технологического суверенитета, что позволит обеспечить независимость в области технологий. Финансовый суверенитет также является приоритетом, чтобы обеспечить стабильность и самостоятельность в финансовой сфере.Опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур также входит в список приоритетных задач. Это позволит обеспечить эффективное функционирование системы транспорта, коммунального хозяйства и социальных услуг.Повышение благосостояния граждан также стоит в числе приоритетных задач. Это будет достигаться через создание благоприятных условий для развития экономики и социальной сферы.Кроме того, особое внимание уделяется народосбережению, защите материнства и детства, а также поддержке семей, имеющих детей. Это включает в себя программы и меры, направленные на поддержку семейного благополучия и создание условий для роста и развития детей.Планируется осуществление сбалансированной бюджетной политики, которая будет поддерживать внутренний спрос и обеспечивать достаточный уровень государственных расходов для стимулирования экономического предложения. При этом будет обеспечена долгосрочная бюджетная устойчивость.Также будет проводиться денежно-кредитная политика, которая учитывает не только инфляционные ожидания, но и необходимость финансовых ресурсов для структурной трансформации экономики.В связи с реализацией данных мер ожидается рост ВВП на уровне 2,2-2,3% в год в реальном выражении в период с 2024 по 2026 годы.Существует риск замедления мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта и привести к снижению экспортных цен. Это может иметь негативные последствия для отраслей, ориентированных на экспорт, а также для бюджета, особенно в части нефтегазовых доходов.Внутренние риски связаны, в первую очередь, с дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому важной задачей является повышение производительности труда и обеспечение гибкости рынка труда, а также подготовка и переподготовка кадров.Дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики или несвоевременный переход к ее смягчению может негативно сказаться на инвестиционной активности, а также привести к дополнительным расходам бюджета по субсидируемым кредитным программам.В консервативном сценарии прогнозируется реализация данных рисков.В консервативном сценарии прогноза на среднесрочную перспективу предполагается более значительное замедление роста мировой экономики по сравнению с базовым сценарием. Также ожидается усиление санкционного давления на российскую экономику, включая введение вторичных санкций для стран-партнеров и нейтральных стран. В этом сценарии цены на нефть и другие сырьевые товары развиваются на более низком уровне, чем в базовом сценарии.Снижение цен на мировых рынках сопровождается более существенным уменьшением физических объемов экспорта, особенно для нефтегазовых товаров. Также предполагается, что реализуются некоторые инфляционные факторы, такие как более сильное ослабление курса рубля, что приводит к более высоким уровням инфляции в 2023-2024 годах. Это приводит к более низким темпам роста реальных денежных доходов населения и сокращению потребительской активности.Кроме того, в консервативном сценарии предполагается применение более строгой денежно-кредитной политики со стороны Центрального банка России. Это приводит к более низким темпам кредитования экономики, что оказывает влияние на инвестиционную активность.В этих условиях прогнозируется рост ВВП на уровне 2,6% год к году в 2023 году. В период с 2024 по 2026 годы экономика также будет расти более медленными темпами, в среднем около 1,5% в год.Финансовые специалисты отмечают, что общая сумма годовых доходов федерального бюджета в период с 2023 по 2025 годы составляет 97,1% от доходов в 2022 году. Отношение запланированной годовой суммы НДФЛ к доходам в 2023-2025 годах к значению в 2022 году составляет 166,4%. Доля НДФЛ в общих доходах федерального бюджета невелика - 0,5% в 2022 году и 1% в 2025 году, но такое значительное увеличение очевидно затронет всех граждан России.Основным фактором роста поступлений НДФЛ будет увеличение доходов тех категорий населения, которые облагаются налоговой ставкой 15%, а также введение отсроченного налога на проценты по банковским вкладам.Однако возможно введение прогрессивной шкалы НДФЛ, что будет объявлено как шаг к «более справедливому» налогообложению. Однако два фактора могут привести как к росту поступлений, так и к усилению социального неравенства - отсутствие налоговых льгот для минимальных доходов и увеличение инфляции, из-за которой повышение налога будет происходить из-за увеличения номинальных доходов населения, а не из-за роста их реальной стоимости.Разумеется, целью не является просто увеличение налогов, а скорее повышение доходов, поступающих в бюджет. Исторически к платежам, связанным с заработной платой и другими выплатами работникам, относились осторожно, особенно после опыта 90-х годов, когда было распространено установление официального минимума и неучтенных доплат. За последние двадцать лет была проведена политика «обеления» заработных плат, которая принесла результаты. Введение специальных налоговых режимов и снижение ставок отчислений снижали затраты бизнеса, борьба с обналичиванием денег сделала их стоимость относительно высокой, а работа по информированию, возможность получения налоговых вычетов и стабильность экономики изменили восприятие населения. По мнению экспертов, несмотря на различные оценки, объем теневой экономики и неуплаченных налогов сократился. Теперь эти достижения прошлого позволяют увеличить сбор налогов простым повышением ставок. Существует согласие в том, что потенциальное увеличение теневой экономики может быть предотвращено благодаря высокому уровню информатизации ФНС. Долгие годы проводятся последовательные шаги по сбору, накоплению и систематизации информации.Недавно замглавы ФНС подняла вопрос о теневых доходах и необходимости определить, сегментировать, понять, за счет чего живут нелегально работающие граждане. Как повышение налоговых ставок, так и запланированные мероприятия по борьбе с серой занятостью зависят от возможностей ФНС контролировать доходы, которые должны достичь необходимого уровня в следующем (2024) году.Таким образом, существует несколько сценариев развития экономической ситуации: базовый, консервативный и целевой. Мировые тенденции, такие как переход к цифровой экономике, усиление акцента на передовые технологии и расширение сектора услуг, играют значительную роль. Вместе с тем, в России может происходить процесс, противоположный индустриализации. В стремлении к постиндустриальному обществу, характерному для развитых государств, где преобладают услуги над товарами, российский сектор услуг может столкнуться с трудностями и уступить место усилению промышленного производства.ВыводРоссия находится в условиях глобальных политических и экономических напряжений. Торговые войны, санкции и политические конфликты могут оказывать негативное влияние на экспорт, инвестиции и экономическую стабильность страны.ЗаключениеВ ходе написания курсовой работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.Определено, что национальная экономика представляет собой совокупность экономических отношений, связей и процессов, которые происходят в определенной стране. Она включает в себя различные секторы экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги), различные формы собственности на предприятия (государственная, частная, смешанная), функционирование рынков, виды экономической деятельности (производство, потребление, инвестиции) и другие факторы, определяющие экономическое развитие страны.Структура национальной экономики (СНЭ) представляет собой совокупность всех отраслей экономики и их взаимосвязей, определяющих уровень производства и распределения материальных благ в стране. Структура национальной экономики описывает, как создаются и распределяются доходы, формируются цены на товары и услуги, развиваются различные отрасли народного хозяйства, а также взаимодействуют между собой различные элементы социально-экономической системы.СНЭ включает в себя такие элементы, как производство, потребление, инвестиции, торговля, финансы и другие. Она также включает в себя меры государственного регулирования и экономической политики, которые могут влиять на структуру и функционирование национальной экономики.Изучение структуры национальной экономики позволяет понять ее особенности, динамику и взаимосвязи между различными секторами и элементами. Это важно для разработки эффективной экономической политики, стимулирования роста и развития, улучшения условий жизни населения и достижения устойчивого экономического развития страны.Установлено, чтомировая экономика подвержена неопределенности и волатильности. Это может оказывать негативное воздействие на экономический рост и инвестиции в России. Снижение спроса на российские товары и услуги на мировых рынках может также затруднить развитие экспорта.Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров нефти. Снижение цен на нефть может негативно сказаться на доходах страны и государственном бюджете. Это может привести к сокращению государственных расходов и инвестиций в другие отрасли экономики.Россия сталкивается с проблемами демографического сокращения и старения населения. Это может негативно повлиять на рабочую силу, потребительский спрос и социальные расходы.Россия сталкивается с проблемой недостаточной инвестиционной активности в различных отраслях экономики. Это может препятствовать модернизации производства, внедрению новых технологий и повышению производительности, что затрудняет экономический рост.Российская экономика сталкивается с некоторыми структурными проблемами, такими как низкая диверсификация экономики, высокая зависимость от экспорта сырьевых товаров и недостаточное развитие некоторых отраслей, таких как инновационные и высокотехнологичные секторы.Все эти факторы могут создавать затруднения для развития экономики России в 2024 году. Однако, устранение этих проблем и принятие соответствующих мер и политик может помочь преодолеть эти трудности и способствовать устойчивому экономическому развитию в будущем.Список использованной литературыФедеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»Указ Президента РФ от 23.04.2021 N 243 «О применении мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств»Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 N 1307 «О внесении изменения в Правила предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (утв. Банком России)Письмо ФНС России от 06.12.2023 N БС-4-11/15314@ «Об утверждении приказов и направлении рекомендуемых документов»Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)Аверин А. В., Игнатова Т. В., Кюрджиев С. П., Шхагошев Р. В. Методология и институциональные рамки обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 7 (110). - С. 128-131.Альпидовская М. Л. Глобальное мирохозяйство: проблемы и противоречия: монография / М.Л. Альпидовская. — Москва: Проспект, 2021. — 416 с.Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. - М.: Экономика, 2022. - 463 c.Балабин О. И. ВТО и экономические санкции / О.И. Балабин. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2021. — 62 с.Батайкин П.А., Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Сегодня и завтра российской экономики: вызовы 2022 года, новые реалии и неопределенности развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2022. - № 2 (58). - С. 101-112.Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр, 2020. - 157 c.Вид, Л.Б. Пути ускорения социально-экономического развития / Л.Б. Вид, Е.А. Иванов, В.Н. Кириченко. - М.: Экономика, 2022. - 240 c.Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: СПб: СПбУЭФ, 2018. - 719 c.Герцена, А.И. Основы экономической теории / Герцена, А.И. и. - М.: Вита-Пресс, 2020. - 336 c.Деловой мир. Дайджест прессы. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 135 c.Жданов, С.А. Национальная экономика: Учебное пособие / С.А. Жданов, И.Н. Козельская, Е.В. Козлова. - М.: Магистр, 2020. - 352 c.Ивлева, Г.Ю. Национальная экономика: Учебно-методический комплекс / Г.Ю. Ивлева. - М.: РАГС, 2020. - 90 c.Киреева Н. В. Экономический и финансовый анализ: учебное пособие / Н. В. Киреева. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 293 с.Крылатых, Э.Н. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоев, А.Б. Кцоев. - М.: Инфра-М, 2020. - 96 c.Кудров, В.М. Национальная экономика России: Учебник / В.М. Кудров. - М.: Дело АНХ, 2020. - 544 c.Ларионова Н.И., Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Рынок труда в условиях цифровой трансформации экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 4. - С. 90-97.Лукасевич И. Я. Прогнозирование финансовых кризисов: методы, модели, индикаторы: монография / И.Я. Лукасевич, Е.А. Федорова. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 126 с.Национальная экономика: Учебник / Под ред. Нуреева Р.М. - М.: Инфра-М, 2020. - 224 c.Национальная экономика. Система потенциалов: Учебное пособие / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - М.: Юнити, 2020. - 359 c.Пилова Ф. И., Тхамокова С. М., Хачев М. М. Финансовые инновации и их развитие в российской экономике // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т.6. - № 6. - С. 545-552.Розанова, Н.М. Национальная экономика в 2 ч. часть 2: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 279 c.Савченко, П.В. Национальная экономика: Учебник / П.В. Савченко. - М.: Инфра-М, 2022. - 222 c.Харченко И. С., Харченко Л. И., Иванов В. Е., Иванова Д. Е. Мобилизационная экономика: история и современность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2021. - № 3. - С. 146-153.В реальных единицах народ будет жить хуже. Эксперты делают прогноз на 2024 год - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newizv.ru/news/2023-10-27/v-realnyh-edinitsah-narod-budet-zhit-huzhe-eksperty-delayut-prognoz-na-2024-god-422383?ysclid=lo8rqms4um296879656 (дата обращения: 27.10.2023)Национальное хозяйство как объект экономического развития- [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-hozyaystvo-kak-obekt-ekonomicheskogo-razvitiya?ysclid=lo8q9z3zyw210234819 (дата обращения: 27.10.2023)Принципы Стратегии экономического развития России до 2035 года - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://tula.tpprf.ru/ru/folder/Проект%20_Принципы%20Стратегии%20экономического%20развития%20России%20до%202035%20%20(1262711%20v1).PDF (дата обращения: 27.10.2023)Прогноз социально-экономического развития России - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.economy.gov.ru/material/file/310e9066d0eb87e73dd0525ef6d4191e/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_2024-2026.pdf (дата обращения: 27.10.2023)Стратегия развития России - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2023/03/preodolenie-dolgosrochnoj-stagnatsii.-strategiya-razvitiya-rossii.pdf?ysclid=lo8szf9f1522782375 (дата обращения: 27.10.2023)
2. Указ Президента РФ от 23.04.2021 N 243 «О применении мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств»
3. Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 N 1307 «О внесении изменения в Правила предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов (утв. Банком России)
5. Письмо ФНС России от 06.12.2023 N БС-4-11/15314@ «Об утверждении приказов и направлении рекомендуемых документов»
6. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)
7. Аверин А. В., Игнатова Т. В., Кюрджиев С. П., Шхагошев Р. В. Методология и институциональные рамки обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 7 (110). - С. 128-131.
8. Альпидовская М. Л. Глобальное мирохозяйство: проблемы и противоречия: монография / М.Л. Альпидовская. — Москва: Проспект, 2021. — 416 с.
9. Бабин, Э.П. Внешнеэкономическая политика / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. - М.: Экономика, 2022. - 463 c.
10. Балабин О. И. ВТО и экономические санкции / О.И. Балабин. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2021. — 62 с.
11. Батайкин П.А., Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Сегодня и завтра российской экономики: вызовы 2022 года, новые реалии и неопределенности развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2022. - № 2 (58). - С. 101-112.
12. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр, 2020. - 157 c.
13. Вид, Л.Б. Пути ускорения социально-экономического развития / Л.Б. Вид, Е.А. Иванов, В.Н. Кириченко. - М.: Экономика, 2022. - 240 c.
14. Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: СПб: СПбУЭФ, 2018. - 719 c.
15. Герцена, А.И. Основы экономической теории / Герцена, А.И. и. - М.: Вита-Пресс, 2020. - 336 c.
16. Деловой мир. Дайджест прессы. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 135 c.
17. Жданов, С.А. Национальная экономика: Учебное пособие / С.А. Жданов, И.Н. Козельская, Е.В. Козлова. - М.: Магистр, 2020. - 352 c.
18. Ивлева, Г.Ю. Национальная экономика: Учебно-методический комплекс / Г.Ю. Ивлева. - М.: РАГС, 2020. - 90 c.
19. Киреева Н. В. Экономический и финансовый анализ: учебное пособие / Н. В. Киреева. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 293 с.
20. Крылатых, Э.Н. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоев, А.Б. Кцоев. - М.: Инфра-М, 2020. - 96 c.
21. Кудров, В.М. Национальная экономика России: Учебник / В.М. Кудров. - М.: Дело АНХ, 2020. - 544 c.
22. Ларионова Н.И., Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Рынок труда в условиях цифровой трансформации экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 4. - С. 90-97.
23. Лукасевич И. Я. Прогнозирование финансовых кризисов: методы, модели, индикаторы: монография / И.Я. Лукасевич, Е.А. Федорова. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 126 с.
24. Национальная экономика: Учебник / Под ред. Нуреева Р.М. - М.: Инфра-М, 2020. - 224 c.
25. Национальная экономика. Система потенциалов: Учебное пособие / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - М.: Юнити, 2020. - 359 c.
26. Пилова Ф. И., Тхамокова С. М., Хачев М. М. Финансовые инновации и их развитие в российской экономике // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т.6. - № 6. - С. 545-552.
27. Розанова, Н.М. Национальная экономика в 2 ч. часть 2: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 279 c.
28. Савченко, П.В. Национальная экономика: Учебник / П.В. Савченко. - М.: Инфра-М, 2022. - 222 c.
29. Харченко И. С., Харченко Л. И., Иванов В. Е., Иванова Д. Е. Мобилизационная экономика: история и современность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2021. - № 3. - С. 146-153.
30. В реальных единицах народ будет жить хуже. Эксперты делают прогноз на 2024 год - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newizv.ru/news/2023-10-27/v-realnyh-edinitsah-narod-budet-zhit-huzhe-eksperty-delayut-prognoz-na-2024-god-422383?ysclid=lo8rqms4um296879656 (дата обращения: 27.10.2023)
31. Национальное хозяйство как объект экономического развития- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnoe-hozyaystvo-kak-obekt-ekonomicheskogo-razvitiya?ysclid=lo8q9z3zyw210234819 (дата обращения: 27.10.2023)
32. Принципы Стратегии экономического развития России до 2035 года - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tula.tpprf.ru/ru/folder/Проект%20_Принципы%20Стратегии%20экономического%20развития%20России%20до%202035%20%20(1262711%20v1).PDF (дата обращения: 27.10.2023)
33. Прогноз социально-экономического развития России - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/310e9066d0eb87e73dd0525ef6d4191e/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_2024-2026.pdf (дата обращения: 27.10.2023)
34. Стратегия развития России - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2023/03/preodolenie-dolgosrochnoj-stagnatsii.-strategiya-razvitiya-rossii.pdf?ysclid=lo8szf9f1522782375 (дата обращения: 27.10.2023)