«Пакостник, лгун и пустослов». Е.И. Покусаев о собирательности типа Иудушки Головлева
Заказать уникальный реферат- 8 8 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 01.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Введение 3
2. Основная часть 4
3. Заключение 6
4. Список использованных источников 8
ЗаключениеМы видим, что главным героем романа стала личность, которая насквозь пропиталась разлитой в воздухе ложью, лицемерием, и, не отдавая себе отчета, облекает в благочестивую форму каждый шаг своей разрушительной, грабительской практики. В образе Иудушки-Порфирия четко обозначено то самое пустословие, которое, словно клеймо,отмечает все основы дворянского мира.Пустословие заменяет Иудушке то, что называют духовным миром человека. Он и гений пустословия, и его жертва, потому что оно опустошило душу, выскоблило в нем человеческое.В семье, за чайком и обедом, в повседневном общении с родными, дворней, мужиками, соседями по имению плетет свою словесную паутину Иудушка, нанося окружающим непоправимый вред.Исследователь-литературовед Е.И. Покусаев вместе с автором произведения считает, что «слово - это могучее средство общения и взаимопонимания людей, содержательный знак умственного человеческого опыта, орудие культуры и созидания. Со словом надо обращаться честно».Иудушка переносит усвоенное им представление о мире на семью. Его взгляды просты. Он сторонник таких взглядов, как «не ропщи», «повинуйся» старшим, не выходи из «родительской воли».Ни одного свежего понятия, ни одного живого слова! Слова Порфирия несут запахи кухни, погреба, непроветренной спальни, запах лампадного масла из молельни.Порфирий Головлев - собственник, приобретатель. Нажива – главная цель его помещичьей природы. Хищнические, стяжательские желания прикрываются лицемерными речами.Салтыков-Щедрин так характеризует Порфирия: «Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия». Себялюбец, эгоист, живущий особняком, он привычным говореньем отгораживается от жизни, ее беспокойств, реальных ее требований и тревог.Пустое слово Порфирия фальсифицирует благородные идеи, побуждения души, добрые человеческие поступки, тогда как на самом деле у героя пустая бессердечная душа. Покусаев замечает, что слова утрачивают свое содержание, свой исконный смысл, они проституируются. Проституированное слово может отдаться любому речению, кривляться и скакать в любом паскудном периоде, в любой словесной комбинации. Вот именно таким путем сатирик и создает самый образ пустословия.В пустословии и лицемерии Порфирия Головлева сатирически раскрыты и обобщены процессы духовной деградации людей, враждебных народу, исторически отвергнутых жизнью.Список использованных источниковМ.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. https://ilibrary.ru/author/saltykov-schedrin/index.htmlhttp://rodniki.asu.ru/wp-content/uploads/2016/02/Шестакова.pdfhttps://pravlife.ru/pochemu-pustoslovie-greh/Покусаев Е. «Господа Головлевы»М.Е. Салтыкова-Щедрина М.,1975.с.63https://kazedu.com/referat/104916/5Покусаев Е. - Шедевр социальной сатиры (о романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы")https://filfucker.ru/pervoistochniki/e-pokusaev-shedevr-sotsialnoy-satiri-o-romane-m-e-saltikova-schedrina-gospoda-golovleviВсе цитаты даны по тексту работыПокусаева Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. https://ilibrary.ru/author/saltykov-schedrin/index.html
2. http://rodniki.asu.ru/wp-content/uploads/2016/02/Шестакова.pdf
3. https://pravlife.ru/pochemu-pustoslovie-greh/
4. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина М.,1975.с.63 https://kazedu.com/referat/104916/5
5. Покусаев Е. - Шедевр социальной сатиры (о романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") https://filfucker.ru/pervoistochniki/e-pokusaev-shedevr-sotsialnoy-satiri-o-romane-m-e-saltikova-schedrina-gospoda-golovlevi
Все цитаты даны по тексту работы Покусаева Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.