Федеральные округа и их роль в развитии федеративных отношений.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Геополитика
  • 31 31 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.11.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика федеральных округов 5
1.1 Сущность понятия федеральный округ 5
1.2 Роль федеральных округов в Российской Федерации 7
1.3 Смысл деления страны на федеральные округа 10
1.4 Результат деления 12
Глава 2 Федерализм и федеральные округа 14
2.1 Значение и функции федеральных округов в федеративных отношениях 14
2.2 Сущность федерализма 16
2.3 История развития федерализма 21
Глава 3 Федерализм в современной Российской Федерации 25
3.1 Сильные и слабые стороны современных тенденций 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Глава 3 Федерализм в современной Российской Федерации3.1 Сильные и слабые стороны современных тенденцийФедерализм проявляется в демократии. Его демократический характер заключается в том факте, что федерализм предполагает распыление власти. По сути, термин "федерализм" поднимает вопрос об отношениях. В теории государства и права федерализм — это метод вертикального распределения власти между федеральным центром и его субъектами (юрисдикция), основанный на конституции, международных договорах или соглашениях (общих или индивидуальных). Тенденция развития федерализма в России обусловлена целым комплексом присущих ей отличительных черт, связанных с историческими, экономическими, социокультурными и этническими факторами. Российский федерализм воплощает единство государства, единство народа как этнической территориальной общности вокруг русских, которая является ядром многонационального федеративного государства и главной цементирующей силой. То есть это взаимодействие в обществе, где люди разных национальностей, вероисповеданий, взглядов и культур соглашаются жить по законам единой Конституции страны [1]. Как вы знаете, основы конституционного строя характеризуют Россию как правящее государство демократического федерального права с республиканской формой правления, поэтому федеральная система разграничивает полномочия на местном, региональном и национальном уровнях. Стоит также отметить, что именно федерализм гарантирует свободу от диктатуры. Российский федерализм — это не идеальная категория, а реальность, которая сегодня имеет много нерешенных аспектов. Это относится не только к форме правления, но и к содержанию федеративных отношений в стране. Современному федерализму более 20 лет, и за это время каждая трансформация и инновация имеет положительные и отрицательные аспекты. Этот вопрос не остается без внимания отечественных ученых, исследования которых во многом стали теоретической основой законодательства и формирования практики Конституционного Суда Российской Федерации. Все-таки современные проблемы федеративного устройства России связаны с огромным количеством субъектов и большими размерами территории государства. По содержанию Федеративный договор 1992года "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" является основой Конституции Российской Федерации 1993 года. Следует помнить, что российский федерализм имеет свои корни, и без понимания этого практически невозможно построить стабильное и прочное государство. С 2002 года Россия развивалась как централизованная федерация, но мы также понимаем, что степень независимости субъектов может не соответствовать разделению полномочий между ними и между федеральными центрами.Поэтому параметры этого ведомства не дают права судить о характере федерации. Признание Федеральной конвенции и Конституции России 1993 года субъектами федерации, государственной автономии, территориального, регионального и федерального значения, процесс, посредством которого Россия совершенствует федерализм на сложных принципах федерализма, не может произойти за короткое время. Конечно, когда закон начинает вступать в силу и вступает в противоречие с объективной реальностью, и некоторые проблемы явно ощущаются с самого начала, некоторые проблемы становятся заметными со временем, но без других нормативных актов законодатели вынуждены придерживаться тех методов и методик регулирования, которые доступны и функционируют на данном этапе, даже если они на самом деле устарели или имеют очевидные недостатки. Это будет потеряно. В современном мире российский федерализм уникален, поэтому его трудно сравнивать с другими федерализмами. Долгое время они пытались скопировать это у других стран, например, у таких государств, как США и Германия, но ничего не получалось, потому что федерализм в других странах не совпадал с реальными интересами российского государства. Это не было присуще государственным или территориальным структурам. Наша страна отличается от других стран экономическими, историческими, идеологическими и социально-политическими факторами, поэтому модель построения федерализма является универсальной чертой Российской Федерации. Интеграция международной арены и глобальной правовой системы важна для нашей страны, но повторить федерализм других стран невозможно, и в настоящее время он не работает [3]. Однако многие проблемы федерализма не решены по сей день, особенно для некоторых государств - членов Содружества, поскольку вопрос об оптимальной форме правления важен, и ситуация на Украине является ярким примером этого. Общеизвестно, что федерализм — это не только комплекс государственного управления, но и политическое действие страны и способ разрешения конфликтов. Одной из ценностей федеративной формы государства является то, что разрешение споров и противоречий происходит не в закрытых, централизованных бюрократических институтах, а в публичной форме между конституционными партнерами. В настоящее время актуальность сравнительного изучения проблемы федерализма очень высока. Федерализм — это не только специально построенная институциональная конструкция, но и политическое состояние. Федерализм помогает нам сосредоточить наше внимание на проблемах, которые существуют в стране, и даже если мы отменим его в современном обществе, весь политический процесс не изменится настолько, чтобы устранить угрозу той или иной стабильности, если она существует в государстве. Другими словами, именно федерализм помогает справиться с внешними и внутренними угрозами, потому что механизм федерализма необходим обществу современного общества, без которого решение проблемы не может быть найдено, и можно прийти к выводу, что федерализм в современном обществе необходим нам и важный фактор в построении государства. И еще одно важное замечание. Необходимо понимать, что федеративный строй для демократического государства — это не только вопрос выбора, но и важная необходимость. Конечно, современный российский федерализм вряд ли можно назвать идеальным. Однако можно сказать, что законодатель все же не стоит на месте и перманентно реализует меры по реформированию современной государственной системы.Официально система федеративных отношений в Российской Федерации уже фундаментально сложилась. Но если мы обратимся к содержанию конкретных отношений, то оно продолжает существенно меняться, и развитие системы сегодня происходит в основном за счет внутренних и качественных изменений. И я должен сказать, что есть много вопросов о современной практике отечественного федерализма.На наш взгляд, к слабым сторонам этой практики следует отнести практически полное отсутствие элементов взаимодополняемости, факт ненадлежащего и чрезмерного вмешательства Федерального центра в прерогативу субъекта Федерации. Таким образом, неясно, почему Республика Татарстан (и ряд других республик России) должна была исключить главу о избирательной системе из Конституции. С нашей точки зрения, практически невозможно полностью согласиться с позицией Конституционного Суда Российской Федерации относительно суверенитета и гражданства Республики.Еще одной проблемой важности федерации, которая до сих пор не решена, является соотношение понятий "русский" и "россиянка" как народов и государств.Когда-то давно президент Российской Федерации Борис Ельцин часто обращался к людям со словами "Дорогие россияне". Тем не менее, соответствующие термины не отражены в законе, и в обществе высказываются разные мнения по этому поводу.Например, можно напомнить, что во многих европейских странах, таких как Бельгия, Германия и Франция, все граждане, независимо от этнической принадлежности, считаются бельгийцами, немцами и французами соответственно. Там живут люди многих национальностей, но граждан США во всем мире называют американцами. Очень хорошо, что в российском паспорте нет графы "национальность".С демографической точки зрения "национальность" — это в основном этническое понятие, а понятие "государство" — это не только демография, но и политические, социологические, территориальные и многие другие факторы, конечно, недопустимо называть всех нас "русскими", основываясь на опыте немцев и Французский. Татары, башкиры и якутяне вряд ли с этим согласятся, но за рубежом их часто называют русскими. Но, похоже, "русский" — это слово, которое объединяет всех нас в понятии "государство", и этот термин должен быть изменен законом. Работа над соответствующим законодательством уже ведется интенсивно и близится к завершению.ЗаключениеВ заключение, выделим основные особенности развития федеративных отношений в современной России: во-первых, федеративные отношения строятся на асимметрии в социально-экономическом развитии, которая является приоритетным направлением в управлении централизованными финансами, в том числе и на субфедеральном уровне; во-вторых, вектор децентрализации в федеративных отношениях направлен на эффективность федеральной власти и состоит в неравном соотношении полномочий между центром и регионами; в-третьих, административная регионализация ведет к подчинению локальной и субнациональной власти высшим инстанциям национального уровня и распространяет политический и правовой контроль со стороны высших инстанций.Список использованной литературыГавриловаМ. И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 302-304.Грачев Н.И. Федеральные округа: правовое положение и место в политико-территориальной организации российского государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - №3. - С. 15-27.Железнов Б.Л., Хайруллин Р.А. Система федеративных отношений в современной России // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - №1. - С. 59-62.Лайши Ю. Цель и результат деления территории России на федеральные округа // Автор. - 2023. - №1. - С. 4-8.Смирнова И. Федеральные округа как инструмент реализации государственной политики в области территориального управления // Автор. - 2023. - №2. - С. 19-26.Цветкова О.В. Федеративные отношения в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - №2. - С. 20-27.Чувелева Н.Н. Особенности российского федерализма // Автор. - 2020. - №5. - С. 9-17.Шишкин М.Г. Федеральные округа в России: опыт совершенствования государственного управления // Вестник Поволжского института управления. - 2021. - №4. - С. 33-40.Значение федеральных округов и их функции // lexcodex.ru URL: https://lexcodex.ru/ask/znacenie-federalnyx-okrugov-i-ix-funkcii?ysclid=locz4axcm5749424454 (дата обращения: 30.10.2023).

Список использованной литературы


1. Гаврилова М. И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 302-304.
2. Грачев Н.И. Федеральные округа: правовое положение и место в политико-территориальной организации российского государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - №3. - С. 15-27.
3. Железнов Б.Л., Хайруллин Р.А. Система федеративных отношений в современной России // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - №1. - С. 59-62.
4. Лайши Ю. Цель и результат деления территории России на федеральные округа // Автор. - 2023. - №1. - С. 4-8.
5. Смирнова И. Федеральные округа как инструмент реализации государственной политики в области территориального управления // Автор. - 2023. - №2. - С. 19-26.
6. Цветкова О.В. Федеративные отношения в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - №2. - С. 20-27.
7. Чувелева Н.Н. Особенности российского федерализма // Автор. - 2020. - №5. - С. 9-17.
8. Шишкин М.Г. Федеральные округа в России: опыт совершенствования государственного управления // Вестник Поволжского института управления. - 2021. - №4. - С. 33-40.
9. Значение федеральных округов и их функции // lexcodex.ru URL: https://lexcodex.ru/ask/znacenie-federalnyx-okrugov-i-ix-funkcii?ysclid=locz4axcm5749424454 (дата обращения: 30.10.2023).