Развитие восприятия и воспроизведения ритма как направления логопедической работы при коррекции дизартрии
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 14.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты развития восприятия и воспроизведения ритма при коррекции дизартрии………………………………………………………………...6
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……………………………………………………………………6
1.2 Особенности развития восприятия и воспроизведения ритма при дизартрии …………………………………………………………………...11
1.3 Содержание логопедической работы по развитию восприятия и воспроизведения ритма при коррекции дизартрии у дошкольников…...16
Выводы……………………………………………………………………………...24
2. Экспериментальная работа по изучению развития восприятия и воспроизведения ритма как направления логопедической работы при коррекции дизартрии у дошкольников………………………………………………………...25
2.1 Изучение уровня развития восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников с дизартрией ………………………………………………25
2.2 Логопедическая работа по развитию восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников с дизартрией……………………………………...29
2.3. Анализ результатов работы…………………………………………...37
Выводы……………………………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников и литературы……………………………...45
Приложение…………………………………………………………………………51
Когда музыка становится тихой, дети начинают легко и расслабленно бегать по комнате на носочках.
- Дети делают подскоки вокруг круга при громкой музыке, а при звучании тихой музыки идут, совершая взмахи руками вверх и вниз.
Эти упражнения помогут детям достичь релаксации и контроля над мышцами, а также способствуют развитию ритмичности движений.
Таким образом, представленная логопедическая работа имеет высокую эффективность при обучении дошкольников восприятию и воспроизведению ритма. Она является эффективным методом для коррекции дизартрии, помогая детям развить навыки речи и позволяя им улучшить свою артикуляцию. Эта программа дает возможность детям научиться четко и точно выражать себя, а также уверенно выступать перед публикой. Грамотно разработанный план учебных занятий позволяет детям погрузиться в мир ритмики и музыки, делая обучение увлекательным и интересным.
В результате этой работы дошкольники не только улучшают свои речевые способности, но и развивают координацию движений, что положительно сказывается на их общем развитии. Кроме того, эта программа способствует укреплению социальной адаптации детей, позволяя им лучше взаимодействовать с окружающими.
2.3. Анализ результатов работы
После проведения коррекционной логопедической работы, целью которой было развитие восприятия и воспроизведения ритма у детей с дизартрией, был проведен контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте использовались те же критерии и задания, что и в предыдущем констатирующем эксперименте. Исследование вовлекло 6 детей, и его главной целью было определить, насколько успешна была логопедическая работа в достижении своей цели.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента состояния просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента состояния просодической стороны речи дошкольников с дизартрией
Параметры Состояние просодической стороны речи (в баллах) Мария А. Антон Г. Виктор О. Анна В. Олег Н. Яна М. до после до после до после до после до после до после Восприятие ритма 3 3 2 2 2 3 2 3 1 2 1 2 Воспроизведение ритма 1 2 2 3 2 2 1 2 1 2 1 2 Восприятие интонации 2 3 1 1 2 3 2 3 2 2 3 3 Воспроизведение интонации 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 Высота голоса 1 2 2 3 2 2 2 2 1 2 2 2 Восприятие силы голоса 1 1 2 2 1 2 2 2 2 3 2 2 Воспроизведение силы голоса 2 2 2 2 2 3 1 2 1 2 2 2 Восприятие тембра 2 2 2 2 2 2 1 2 2 3 3 3 Воспроизведение тембра 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1 Сумма 16 19 15 18 17 21 13 19 14 19 16 18 Прирост 8% 8% 11% 17% 14% 6%
Можно заметить, что после проведенной логопедической работы, которая включала в себя также развитие просодической стороны речи, показатели характеристик голоса таких, как: интонация, высота голоса, сила голоса, тембр голоса, отразили положительные результаты в процессе повторной диагностики. Так, общий прирост позитивных показателей просодической стороны речи составил 11%.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента особенностей дыхания у дошкольников с дизартрией представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента состояния дыхания дошкольников с дизартрией
Параметры Состояние просодической стороны речи (в баллах) Мария А. Антон Г. Виктор О. Анна В. Олег Н. Яна М. до после до после до после до после до после до после Физиологическое дыхание 2 3 1 2 1 3 1 2 1 2 2 2 Воспроизведение предложений с наращиванием слов 2 3 2 3 2 2 1 2 1 2 1 2 Воспроизведение чистоговорок 2 3 1 1 2 3 2 3 2 2 2 3 Воспроизведение стихотворения 2 4 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 Сумма 8 10 5 7 7 10 5 9 5 8 6 9 Прирост (%) 13% 12% 19% 25% 18% 18%
Таким образом, улучшились показатели речевого дыхания у детей. В результате проведения констатирующего эксперимента были получены одинаковые результаты типа дыхания у всех детей. Однако после проведения логопедической работы, нацеленной на улучшение дыхания, наблюдалось среднее увеличение показателей у детей на 18%. Дети стали способны лучше различать носовой и ротовой выдох и вдох, а также воздушная струя стала более сильной и направленной. Однако, несмотря на это, результаты детей не достигли максимального уровня. Это объясняется тем, что развитие дыхания – это долгосрочный процесс, который требует проведения коррекционной работы на протяжении длительного времени. Полученные положительные данные говорят о том, что у детей есть потенциал для достижения более значительных результатов в ходе дальнейшей логопедической работы.
В ходе проведения изучения особенностей речевых компонентов у детей с дизартрией, можно сделать вывод, что дизартрия – это сложное нарушение речи, которое затрагивает всю систему речевой деятельности, а также влияет на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия, артикуляционную и мелкую моторику.
На рисунке 4 можно наглядно рассмотреть результаты проделанной работы.
Рисунок 4 – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Таким образом, полученные результаты, подтверждают гипотезу о том, что проведение логопедической работы, основанной на развитии восприятия и воспроизведения ритма, является эффективным направлением при коррекции дизартрии у дошкольников.
По итогам исследования было установлено, что дети, которые участвовали в данной логопедической программе, показали значительное улучшение в области речевого развития. Они стали более четко и точно произносить звуки, улучшили интонацию и ритмическую структуру своей речи. Эти положительные результаты свидетельствуют о том, что работа, направленная на развитие восприятия и воспроизведения ритма, может быть эффективным способом коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.
Для достижения этих результатов, логопедическая работа включала различные упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и моторических навыков, связанных с произношением звуков и ритмической структуры слов и фраз. В процессе занятий использовались игровые методики с элементами музыки и танца, чтобы создать подходящую атмосферу, способствующую эффективному обучению.
Выводы. Экспериментальное исследование было проведено на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ № 23 «Золотой петушок» в городе Железногорске. Основной методикой, примененной в исследовании, было изучение просодической стороны речи с использованием методов, разработанных специалистом Е.Ф. Архиповой. В эксперименте приняли участие шесть детей в возрасте 5 лет, имеющих диагноз дизартрии.
Целью данного эксперимента было выявление особенностей звукопроизношения, просодической стороны речи и дыхания у детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией. Очень важно изучить эти аспекты, так как дизартрия является нарушением артикуляционной функции и может существенно влиять на коммуникативные навыки ребенка.
Полученные результаты являются значимыми для области логопедии и педагогики. Они подтверждают, что акцентирование внимания на развитии восприятия и воспроизведения ритма может стать эффективным методом коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста. Это открывает перед специалистами новые перспективы в работе с детьми с речевыми нарушениями и позволяет более успешно помогать им в развитии и коррекции своего речевого потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие восприятия и воспроизведения ритма является важным направлением логопедической работы при коррекции дизартрии. Дизартрия, как речевое нарушение, может проявляться в неадекватной артикуляции звуков, нарушении интонации и ритма речи.
Одним из главных задач логопеда является помощь пациенту в достижении гармоничного и понятного общения. Развитие восприятия и воспроизведения ритма в речи играет важную роль в этом процессе. Ритм является основой мелодии речи, определяет ее темп и акценты. Когда ритм в речи нарушен, это может привести к нечеткому произнесению слов, запинкам, растяжкам звуков, а также к общей недостаточной плотности и динамике речи.
Одним из методов развития восприятия и воспроизведения ритма является использование музыкального материала. Музыкальные ритмы имеют четко выраженные акценты и регулярность, что способствует формированию навыков ритмичной речи. Логопед может использовать музыкальные инструменты, ритмические игры, песни и танцы для стимуляции ритмической компоненты речи у пациента.
Также важным элементом работы с ритмом является развитие слухового восприятия. Упражнения на различение и последовательное распознавание звуков, слогов и ритмических структур помогают пациенту осознать особенности своей речи и научиться контролировать ее. Можно использовать специальные аудиотренировки и компьютерные программы, которые развивают слуховое восприятие и способность распознавать ритмические модели.
Важно отметить, что развитие восприятия и воспроизведения ритма является комплексным процессом и требует индивидуального подхода к каждому пациенту. Логопед должен учитывать особенности логопедической проблемы, возраста и особенностей развития конкретного человека.
Таким образом, развитие восприятия и воспроизведения ритма играет важную роль в коррекции дизартрии. Он позволяет пациентам формировать ритмичную и четкую речь, улучшая качество и понятность общения. Работа над развитием ритма требует систематичности, терпения и грамотного применения различных методик. Однако, благодаря этому направлению логопедической работы, пациенты с дизартрией могут достичь значительного прогресса в общении и артикуляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е.Ф. Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой / Е.Ф. Архипова. - 2006. - 39 с. - URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf (дата обращения: 24.10.2023).
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008. 320 с.
3. Башмакова, С.Б., Станилеско И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии. - / С.Б.Башмакова, И.В. Станилеско // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822
4. Беккер, Клаус-Петер. Логопедия: монография / К.-П. Беккер, М. Совак; перевод с нем. Г. В. Барышниковой; под редакцией Н. А. Власовой. — Электронные данные (1 файл : 217 Мб). — Москва: Медицина, 1981. — 288 с.: ил. — URL: http://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/Беккер КП_Логопедия.pdf>. (Дата обращения: 20.02.2023)
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. М. : ВЛАДОС, 2009. 287 с.
6. Брюховских, Л.А. Дизартрии: учебное пособие /Л.А. Брюховских, В.П. Астафьева — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-тет, 2015. - 360 с
7. Булыкина, Е.А. Развитие звукопроизношения у детейдошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е.А. Булыкина // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1076–1078.
8. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит – книга, 2005. — 141 с.
9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ВЛАДОС, 2002. — 680 с. — (Коррекционная педагогика).
10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
11. Волкова, Л. С. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / В 5 кн. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – Кн. I: Нарушения голоса и звуко – произносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с.
12. Волкова Л. С., Селиверстов В. И. Хрестоматия по логопедии / под редакцией Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – Москва, 1997. – Ч. I. – С. 120-162.
13. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / Под общ. редакцией Т. Н. Волковской. — Москва; «Коррекционная педагогика», 2004. – 104 с.: ил.
14. Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97.
15. Горчакова, A. M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / A. M. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5 (22). С.5-12.
16. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М.П. Давыдова. – Курск: Курский областной институтусовершенствования учителей, 2013. – 134 с.
17. Елецкая, О.В., Тараканова, А.А., Психолого-педагогическаядиагностика детей с нарушениями речи: учебно-методическоепособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – Санкт – Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
18. Зайцева Е. С., Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4 – 7 лет. — Санкт – Петербург: КАРО, 2012. — 72 с. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).
19. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками :Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – Москва : Академия, 2013. – 240 с.
20. Зейгарник Б. В. Исторический обзор // Патопсихология Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – Москва: УРАО,1998 г. - c. 9-14.
21. Иванова, А.А. Логопедическая работа с детьми с дизартрией: проблемы и перспективы / А.А. Иванова, И.В. Смирнова, М.М. Петрова. – М.: Издательство МГУ, 2012.
22. Иванов, В.И. Развитие ритмических навыков у детей с дизартрией: от теории к практике / В.И. Иванов, С.В. Соколов, Л.Н. Смирнова // Речевая деятельность в контексте интегративных логопедических технологий: материалы Всероссийского научно-практического семинара. – М., 2019. – С. 112-124.
23. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. на соиск. Учён. Степ. канд. пед. наук / И. Б. Карелина — М.: 2000. — 23 с.
24. Киселёва В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. –В., 2003, -С. 39 -50
25. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. — М. 1973. С. 98–108.
26. Кольцова М. М., Рузина М. С. / Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг — Екатеринбург: У – Фактория, 2004. — 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
27. Лавская, Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей / Н. С. Лавская, Т. П. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 512-514.
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — Санкт - Петербург. : СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.
29. Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 260-269.
30. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Учпедгиз, 1978. –180 с.
31. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Электронный ресурс] / Л.В.Лопатина. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/- 84 preview/5799933/page:25/ (дата обращения: 11.07.2016).
32. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — С.-П.: Союз, 2004.
33. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания /А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1992. – №1. – С. 22-27.
34. Мартынова Р. И. О психолого- педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М. 1976 С. 98–110
35. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода — М., 1972. С. 8- 18.
36. Мохотаева, М.В. Акустические характеристики голоса детей с дизартрией / М.В. Мохотаева // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С.440–448.
37. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекциизвукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова //Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
38. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 с.
39. Поливара, З.В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией / З.В. Поливара // Специальное образование. – 2019. – № 1. – С. 13–15.
40. Правдина О.В. Логопедия Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Москва: Просвещение, 1973. — 272 с.: ил.
41. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей снарушениями речи / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2018. - № 3. – С. 82-87.
42. Приходько, О. Г. (2010). Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии. Специальное образование, (4), 57-79.
43. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 173 с..
44. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарьлогопеда: учебник / В.И. Селиверстов. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
45. Сидорова, Е.А. Восприятие и производство ритма у детей с дизартрией: современные подходы к коррекции / Е.А. Сидорова, Ю.В. Лебедева, О.В. Панченко // Проблемы детской речи. – 2018. – № 5. – С. 67-75.
46. Смирнова, Н.И. Развитие восприятия и воспроизведения ритма у детей с дизартрией / Н.И. Смирнова, О.А. Ковалева // Логопедический журнал. – 2015. – № 3. – С. 45-54.
47. Стрижевская О.Е. Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста / О.Е. Стрижевская. – Тамбов, 2019. – 60 с.
48. Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. Артикуляционная, дыхательная, речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО / Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. — 3. — Москва: "ТЦ СФЕРА", 2019 — 112 c.
49. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей –– Москва: ГНОМ и Д, 2005. — 32 с. – (Практическая логопедия.)
50. Титова, Т.А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией [Текст] / Т.А.Титова // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых : межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; отв. ред. Г. А. Волкова. Л., 1987. С.25-28.
51. Токарева, О. А. Дизартрия: учебное пособие / О. А Токарева. – Москва: 1963 – 220 с.
52. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения удошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов ивоспитателей детских садов: учебное пособие/Под редакцией Т.Б.Филичевой. – Москва: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.), Москва: Просвещение, 1989. —223 с.: ил.
54. Шелгунова, Н. Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга / Н. Б. Шелгунова // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 209-211.
55. Яковлева, Г.И. Ритмическая тренировка в коррекции дизартрии у детей с нарушениями речи / Г.И. Яковлева, Т.А. Петрова // Логопедия. – 2010. – № 4. – С. 28-32.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики обследования
Детям были даны задания на обследование восприятия ритма, инструкция логопеда была таковой: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов». Затем предлагалось упражнение на воспроизведение ритма. Логопед отстукивал определенный ритм, ребёнку требовалось воспроизвести его.
Оценка происходила по балльной системе:
4 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются по ходу работы;
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
Также для исследования просодической стороны речи проводилась диагностика восприятия и воспроизведения интонации. При обследовании восприятия ребёнку давалась следующая инструкция: «Внимательно слушай предложение. Если услышишь, что я тебе, о чем – то сообщаю и говорю спокойным и ровным голосом – подними карточку с точкой». Таким образом проверялись повествовательная, вопросительная и побудительная интонации. Затем изучали воспроизведение интонации. Ребёнку предлагалось воспроизвести нужную интонацию за педагогом (вопросительную, побудительную или повествовательную). В данном случае ребёнку предлагались различные задания, в которых одно и то же предложение воспроизводилось с разной интонацией.
Оценка происходила по балльной системе:
4 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются по ходу работы;
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
Далее изучалась способность ребёнка повышать и понижать голос по высоте. Для этого использовалось упражнение «Лесенка», в котором ребёнок будто бы поднимается по лесенке и повышает голос, а затем, наоборот, спускается по лесенке и понижает голос.
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;
З балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;
2 балла – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;
1 балл – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;
0 баллов – задание не выполняется.
Затем исследовались навыки ребёнка воспринимать и воспроизводить звуки с разной силой голоса. Для проверки восприятия силы голоса использовалось задание «Далеко – близко». Инструкция логопеда была такой: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит – «УУУ». Если пароход близко – он гудит громко, если далеко – тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».
Критерии оценивания:
4 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются по ходу работы;
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
Похожим образом проводилась диагностика воспроизведения силы голоса. Инструкция логопеда была таковой: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина, если они далеко, и как гудят, если они близко?»
Оценка проводилась следующим образом:
4 балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по силе;
З балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по силе;
2 балла – задание выполняется без модуляций голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса изменяется;
1 балл – задание выполняется без модуляций голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса остается без изменений;
0 баллов – задание не выполняется.
При изучении восприятия и различения тембра голоса ребёнка использовался материал междометий и предложений. Ребёнку предлагалось сопоставить лица человечков с эмоцией, которую обозначает то или иное междометие. Каждое междометие логопед произносил с определенной окраской голоса. После междометий логопед произносил одно предложение разным тоном, а ребёнку давалось задание сопоставить сказанное логопед с человечком с эмоцией. При воспроизведении тембра предлагались картинки с разными ситуациями. Задачей ребёнка становилось догадаться, как подают голос люди в каждой из ситуаций и воспроизвести задуманное.
Критерии оценок:
Восприятие тембра:
4 балла – задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются по ходу работы;
1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.
Воспроизведение тембра:
4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3 балла – правильно выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).
0 баллов – невыполнение задания или отказ от задания.
5
1. Архипова, Е.Ф. Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой / Е.Ф. Архипова. - 2006. - 39 с. - URL: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf (дата обращения: 24.10.2023).
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2008. 320 с.
3. Башмакова, С.Б., Станилеско И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии. - / С.Б.Башмакова, И.В. Станилеско // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822
4. Беккер, Клаус-Петер. Логопедия: монография / К.-П. Беккер, М. Совак; перевод с нем. Г. В. Барышниковой; под редакцией Н. А. Власовой. — Электронные данные (1 файл : 217 Мб). — Москва: Медицина, 1981. — 288 с.: ил. — URL: http://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/Беккер КП_Логопедия.pdf>. (Дата обращения: 20.02.2023)
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. М. : ВЛАДОС, 2009. 287 с.
6. Брюховских, Л.А. Дизартрии: учебное пособие /
Л.А. Брюховских, В.П. Астафьева — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-тет, 2015. - 360 с
7. Булыкина, Е.А. Развитие звукопроизношения у детей
дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е.А. Булыкина // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1076–1078.
8. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит – книга, 2005. — 141 с.
9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ВЛАДОС, 2002. — 680 с. — (Коррекционная педагогика).
10. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
11. Волкова, Л. С. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / В 5 кн. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – Кн. I: Нарушения голоса и звуко – произносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – 304 с.
12. Волкова Л. С., Селиверстов В. И. Хрестоматия по логопедии / под редакцией Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – Москва, 1997. – Ч. I. – С. 120-162.
13. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста / Под общ. редакцией Т. Н. Волковской. — Москва; «Коррекционная педагогика», 2004. – 104 с.: ил.
14. Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97.
15. Горчакова, A. M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / A. M. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5 (22). С.5-12.
16. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М.П. Давыдова. – Курск: Курский областной институт
усовершенствования учителей, 2013. – 134 с.
17. Елецкая, О.В., Тараканова, А.А., Психолого-педагогическая
диагностика детей с нарушениями речи: учебно-методическое
пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – Санкт – Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
18. Зайцева Е. С., Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4 – 7 лет. — Санкт – Петербург: КАРО, 2012. — 72 с. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).
19. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками :Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – Москва : Академия, 2013. – 240 с.
20. Зейгарник Б. В. Исторический обзор // Патопсихология Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – Москва: УРАО,1998 г. - c. 9-14.
21. Иванова, А.А. Логопедическая работа с детьми с дизартрией: проблемы и перспективы / А.А. Иванова, И.В. Смирнова, М.М. Петрова. – М.: Издательство МГУ, 2012.
22. Иванов, В.И. Развитие ритмических навыков у детей с дизартрией: от теории к практике / В.И. Иванов, С.В. Соколов, Л.Н. Смирнова // Речевая деятельность в контексте интегративных логопедических технологий: материалы Всероссийского научно-практического семинара. – М., 2019. – С. 112-124.
23. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. на соиск. Учён. Степ. канд. пед. наук / И. Б. Карелина — М.: 2000. — 23 с.
24. Киселёва В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. –В., 2003, -С. 39 -50
25. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. — М. 1973. С. 98–108.
26. Кольцова М. М., Рузина М. С. / Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг — Екатеринбург: У – Фактория, 2004. — 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
27. Лавская, Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей / Н. С. Лавская, Т. П. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 512-514.
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — Санкт - Петербург. : СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.
29. Ларина Е.А., Артемьева В.Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 260-269.
30. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Учпедгиз, 1978. –180 с.
31. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Электронный ресурс] / Л.В.Лопатина. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/- 84 preview/5799933/page:25/ (дата обращения: 11.07.2016).
32. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — С.-П.: Союз, 2004.
33. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания /
А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1992. – №1. – С. 22-27.
34. Мартынова Р. И. О психолого- педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М. 1976 С. 98–110
35. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода — М., 1972. С. 8- 18.
36. Мохотаева, М.В. Акустические характеристики голоса детей с дизартрией / М.В. Мохотаева // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С.440–448.
37. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова //
Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
38. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 445 с.
39. Поливара, З.В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией / З.В. Поливара // Специальное образование. – 2019. – № 1. – С. 13–15.
40. Правдина О.В. Логопедия Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Москва: Просвещение, 1973. — 272 с.: ил.
41. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с
нарушениями речи / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2018. - № 3. – С. 82-87.
42. Приходько, О. Г. (2010). Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии. Специальное образование, (4), 57-79.
43. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 173 с..
44. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь
логопеда: учебник / В.И. Селиверстов. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
45. Сидорова, Е.А. Восприятие и производство ритма у детей с дизартрией: современные подходы к коррекции / Е.А. Сидорова, Ю.В. Лебедева, О.В. Панченко // Проблемы детской речи. – 2018. – № 5. – С. 67-75.
46. Смирнова, Н.И. Развитие восприятия и воспроизведения ритма у детей с дизартрией / Н.И. Смирнова, О.А. Ковалева // Логопедический журнал. – 2015. – № 3. – С. 45-54.
47. Стрижевская О.Е. Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста / О.Е. Стрижевская. – Тамбов, 2019. – 60 с.
48. Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. Артикуляционная, дыхательная, речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО / Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. — 3. — Москва: "ТЦ СФЕРА", 2019 — 112 c.
49. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей –– Москва: ГНОМ и Д, 2005. — 32 с. – (Практическая логопедия.)
50. Титова, Т.А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией [Текст] / Т.А.Титова // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых : межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; отв. ред. Г. А. Волкова. Л., 1987. С.25-28.
51. Токарева, О. А. Дизартрия: учебное пособие / О. А Токарева. – Москва: 1963 – 220 с.
52. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у
дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и
воспитателей детских садов: учебное пособие/Под редакцией Т.Б.
Филичевой. – Москва: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
53. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.), Москва: Просвещение, 1989. —223 с.: ил.
54. Шелгунова, Н. Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга / Н. Б. Шелгунова // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 209-211.
55. Яковлева, Г.И. Ритмическая тренировка в коррекции дизартрии у детей с нарушениями речи / Г.И. Яковлева, Т.А. Петрова // Логопедия. – 2010. – № 4. – С. 28-32.