«Акты Президента Российской Федерации: юридическая природа и виды
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 22.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Виды и особенности издания актов Президента РФ 5
1.1. Система актов Президента РФ 5
1.2. Порядок подготовки, принятия и опубликования актов Президента РФ 11
2. Юридическая природа отдельных актов Президента РФ 16
2.1. Поручение Президента РФ 16
2.2. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 21
Заключение 25
Список литературы 27
Не ясно, являются ли рекомендации и указания, высказанные в послании, обязательными для исполнения, или они носят рекомендательный характер.Для понимания значения ежегодных посланий необходимо к истории формирования этого института. Так, еще в советское время на съездах Коммунистической партии Советского Союза первым секретарем ЦК озвучивались доклады о существующих проблемах в государстве и обществе, а также о возможных путях их решения. По сути, такие доклады являются прообразом посланий Президента РФ.Доклад, представленный на ХХ съезде КПСС, произвел заметное влияние на жизнь общества и имел определенные правовые результаты. В результате этого съезда были внедрены ключевые изменения, которые существенно отразились на внешней политике страны и ее внутренней жизни, в том числе реабилитация многих политических заключенных.В 1990 году, когда в СССР был создан институт президентства, в обязанности Президента было включено ежегодное представление Съезду народных депутатов СССР доклада о положении государства, а также информирование Верховного Совета СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики. Распад СССР не позволил реализовать данную обязанность на практике.Конституция РФ 1978 года также содержала в своих положениях схожую обязанность, а именно, не реже одного раза в год представление Президентом РФ Съезду народных депутатов РФ доклада о выполнении социально-экономических и иных программ и о положении в стране, обращение с посланием к народу страны, Съезду народных депутатов и Верховному Совету.Де-юре, в соответствии с положениями действующей Конституции РФ 1993 года, послание главы государства Федеральному Собрания РФ не считается нормативно-правовым документом и не обладает юридической силой, но на практике дела обстоят иначе.Так, еще Т.Я. Хабриева обращает внимание на двойственную юридическую природу посланий Президента РФ. С одной стороны, они имеют обязательный характер и содержат общие установки и конкретные поручения. С другой стороны, эти послания не считаются нормативными актами и не могут противоречить существующим законам или ограничивать законодательную деятельность Федерального Собрания РФ.В юридической науке из-за такой двойственности послания Президента РФ еще именуют «мягким правом».При этом обязательность поручений, объявляемых главой государства в своем послании, подтверждается последующими действиями органов государственной власти. Так, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 В.В. Путин указал, что государство будет и «дальше увеличивать минимальный размер оплаты труда, причем темпами выше инфляции и роста зарплат. С начала текущего года МРОТ проиндексирован на 6,3 процента. Предлагаю с 1 января следующего года вдобавок к запланированному повышению провести еще одно – на дополнительные десять процентов. Таким образом, минимальный размер оплаты труда вырастет на 18,5 процента и составит 19 242 рубля». В результате, опираясь на указанное поручение Президента РФ, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало поправки об увеличении МРОТ на 18,5% с 1 января 2024 года. В рамках федерального этапа Всероссийской ярмарки трудоустройства глава Минтруда России Антон Котяков подтвердил данную информацию.При этом Президент РФ дополнительно к посланию Федеральному Собранию РФ может издавать поручения по процедуре, рассмотренной в предыдущем параграфе, на основании озвученной информации. Так, 15 марта 2023 года Президент РФ утвердил перечень из 35 поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года. Например, Правительству РФ было дано поручение в срок до 01.05.2023 обеспечить внесение в законодательство РФ о налогах и сборах изменений, увеличивающих размер социальных налоговых вычетов для родителей и опекунов, обучающих своих детей очно в образовательных учреждениях, до 110 тысяч рублей в год на каждого ребенка, изменений увеличивающих размер вычетов для налогоплательщиков, получающих медицинские услуги и приобретающих лекарства, а также обучающихся, до 150 тысяч рублей в год.По своей сути послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ представляют собой определенную разновидность его законодательной инициативы, которая высказывается устно. Однако они не могут являться обязательными для Федерального Собрания РФ, поскольку это приведет к нарушению одного из конституционных принципов разделения властей.В целом послания Президента РФ носят рекомендательный, программный характер, однако органы власти и организации прислушиваются к нему и берут отдельные тезисы в реализацию в соответствии со своей компетенцией. Это обосновывается тем, что Президент РФ обладает большим политическим «весом» в современном российском государстве, а также исторической особенностью российской власти – концентрацией большого объема полномочий у одного лица, даже если это прямо не закреплено в Конституции РФ.Таким образом, изучив юридическую природу послания Президента РФ Федеральному собранию РФ, можно сделать следующие выводы:1. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ является актом, который имеет двойственную юридическую природу, поскольку имеет обязательный характер и содержит общие установки и конкретные поручения, но не может быть отнесен к правовым актам, противоречить существующим законам или ограничивать законодательную деятельность Федерального Собрания РФ.2. Для устранения спорных вопросов о правовой природе послания Президента РФ рекомендуется установить обязательную процедуру утверждения перечня поручений Президента РФ по реализации послания Федеральному Собранию РФ и определить послание главы государства как акт, который носит рекомендательный характер до момента издания перечня поручений, являющегося обязательным для соответствующих органов власти.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования решены все задачи, которые были поставлены во введении, а также достигнута цель курсовой работы.Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:1.Глава государства имеет возможность издавать указы, распоряжения, послания, приказы и различные доктринальные правовые акты, включая концепции и стратегии. Однако статья 90 Конституции РФ ограничивает это право только указами и распоряжениями, что можно считать юридическим пробелом. Некоторые акты, издаваемые Президентом РФ, могут иметь значение, подобное законам, например указы о введении чрезвычайного положения или роспуске Государственной Думы РФ. Эти акты вызывают правовые и нормативные последствия, и их можно назвать «квазииндивидуальными». Для устранения существующих правовых пробелов необходимо внести изменения в Конституцию РФ, уточнив различия между указами и распоряжениями, их иерархию и вопросы, которые должны решаться с их помощью.2. Процесс подготовки и принятия актов главой государства регулируется федеральными законами, указами самого Президента РФ и специальными документами Руководителя его Администрации. Этот процесс состоит из нескольких этапов: разработка проекта акта, согласование его с заинтересованными лицами, проведение юридической экспертизы, возможное дополнительное редактирование, внесение проекта на подписание Президенту РФ и официальное опубликование акта.3. Поручение Президента РФ представляет собой правовой институт, который вызывает различные вопросы в среде ученых-правоведов и практиков, поскольку они не могут достичь согласия по вопросу о том, является ли данный акт нормативным правовым актом и какое место он занимает в системе правовых актов.Поручения главы государства являются эффективными инструментами в рамках действующего российского законодательства. Их можно определить как локальные правовые акты конституционного уровня, которые позволяют Президенту РФ оперативно реагировать на возникающие вопросы и проблемы, а также контролировать деятельность государственных органов для обеспечения их слаженной работы.4. ПосланиеПрезидента РФ Федеральному собранию РФ, с одной стороны, является обязательным актом, содержащим общие установки и конкретные поручения. Но с другой стороны, оно не может считаться правовым актом, противоречить действующим законам или ограничивать полномочия законодательного органа РФ.Для прояснения ситуации и устранения спорных вопросов о правовой природе послания предлагается ввести процедуру утверждения перечня поручений Президента РФ по реализации послания Федеральному Собранию РФ. До этого момента послание будет носить рекомендательный характер, а после утверждения перечня поручений станет обязательным для соответствующих государственных органов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» // «Российская газета». – 2011. – № 66.Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 № 85-рп (ред. от 26.06.2023) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 7. – Ст. 598.Научная и специальная литератураАртамонов А.Н. Поручение президента как правовой акт // Вестник Брянского государственного университета. – 2020. – № 3(45). – С. 149-154.Артамонов А.Н. Правовые акты в Российской Федерации: учебное пособие. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. – 108 с.Безуглов С.В., Гидзева М.М. Проблемы закрепления иерархии актов Президента РФ в Конституции России // Власть Закона. – 2020. – № 3(43). – С. 33-43.Ваньков А.В. Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными аспектами правотворчества Президента Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2016. – № 6(61). – С. 14 - 18.Горелова И.В., Лепетухина Е.В. Акты президента Российской Федерации: от издания до контроля над исполнением // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Под редакцией В. С. Слобожниковой, И. В. Суслова. – Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. – С. 271-277.Грачев Н.И. Особенности правовых актов президента РФ и конституционно-правовая формула президентской власти в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 2(139). – С. 22-38.Демин А.В. «Мягкое право»: практика применения в контексте российского и международного права // СПС Консультант Плюс. – 2018.Казанцева О. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов как источника российского права // Юрислингвистика. – 2021. – № 22(33). – С. 13-17.Кичалюк О.Н. Поручения и указания Президента РФ как форма реализации компетенции главы государства в сфере исполнительной власти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4-1(18). – С. 78 - 81.Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – Москва: Юристъ, 2002. – 348 с.Лебединцев И.Д., Исаков А.С. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий // Общество, экономика, управление. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 45-50.Лошкарев И.О., Кученин Е.С. Правовой статус актов главы российского государства // Частное и публичное право: Межвузовский сборник научных трудов научных сотрудников, преподавателей и молодых ученых / Под редакцией А.Н. Кокорева, Р.Р. Ленковской. – Москва: Издательство «Саратовский источник», 2019. – С. 44-49.Обгольц С.А. Поручения Президента Российской Федерации - локальный правовой акт конституционного уровня // Государственная власть и местное самоуправление. – 2023. – № 7. – С. 20-23.Ольховская Д.А. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию как правовой акт // Моя профессиональная карьера. – 2022. – Т. 2, № 41. – С. 231-233.Пешкина А.С. О юридической силе послания Президента Российской Федерации // Эволюция российского права / Уральский государственный юридический университет. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», 2018. – С. 563-565.Пьянкова Е.С. Особенности актов Президента Российской Федерации // ВЭПС. – 2018. – № 3. – С. 88-90.Уманская В.П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. – 2010. – № 5. – С. 29 - 35.Антон Котяков: Минтруд в ближайшее время представит поправки по росту МРОТ с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Минтруд России: официальный сайт. 2023. // https://mintrud.gov.ru.Все поручения. Поручения Президента. Документы [Электронный ресурс]: Президент России. 2023 // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders.Письмо Администрации Президента России от 10 января 2018 года № А26-01-ЗИ-118025191 [Электронный ресурс] // https://commons.wikimedia.org.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 [Электронный ресурс]: Президент России. 2023 // http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» // «Российская газета». – 2011. – № 66.
3. Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 № 85-рп (ред. от 26.06.2023) «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 7. – Ст. 598.
Научная и специальная литература
4. Артамонов А.Н. Поручение президента как правовой акт // Вестник Брянского государственного университета. – 2020. – № 3(45). – С. 149-154.
5. Артамонов А.Н. Правовые акты в Российской Федерации: учебное пособие. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. – 108 с.
6. Безуглов С.В., Гидзева М.М. Проблемы закрепления иерархии актов Президента РФ в Конституции России // Власть Закона. – 2020. – № 3(43). – С. 33-43.
7. Ваньков А.В. Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными аспектами правотворчества Президента Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2016. – № 6(61). – С. 14 - 18.
8. Горелова И.В., Лепетухина Е.В. Акты президента Российской Федерации: от издания до контроля над исполнением // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Под редакцией В. С. Слобожниковой, И. В. Суслова. – Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. – С. 271-277.
9. Грачев Н.И. Особенности правовых актов президента РФ и конституционно-правовая формула президентской власти в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 2(139). – С. 22-38.
10. Демин А.В. «Мягкое право»: практика применения в контексте российского и международного права // СПС Консультант Плюс. – 2018.
11. Казанцева О. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов как источника российского права // Юрислингвистика. – 2021. – № 22(33). – С. 13-17.
12. Кичалюк О.Н. Поручения и указания Президента РФ как форма реализации компетенции главы государства в сфере исполнительной власти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4-1(18). – С. 78 - 81.
13. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – Москва: Юристъ, 2002. – 348 с.
14. Лебединцев И.Д., Исаков А.С. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий // Общество, экономика, управление. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 45-50.
15. Лошкарев И.О., Кученин Е.С. Правовой статус актов главы российского государства // Частное и публичное право: Межвузовский сборник научных трудов научных сотрудников, преподавателей и молодых ученых / Под редакцией А.Н. Кокорева, Р.Р. Ленковской. – Москва: Издательство «Саратовский источник», 2019. – С. 44-49.
16. Обгольц С.А. Поручения Президента Российской Федерации - локальный правовой акт конституционного уровня // Государственная власть и местное самоуправление. – 2023. – № 7. – С. 20-23.
17. Ольховская Д.А. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию как правовой акт // Моя профессиональная карьера. – 2022. – Т. 2, № 41. – С. 231-233.
18. Пешкина А.С. О юридической силе послания Президента Российской Федерации // Эволюция российского права / Уральский государственный юридический университет. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», 2018. – С. 563-565.
19. Пьянкова Е.С. Особенности актов Президента Российской Федерации // ВЭПС. – 2018. – № 3. – С. 88-90.
20. Уманская В.П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. – 2010. – № 5. – С. 29 - 35.
21. Антон Котяков: Минтруд в ближайшее время представит поправки по росту МРОТ с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Минтруд России: официальный сайт. 2023. // https://mintrud.gov.ru.
22. Все поручения. Поручения Президента. Документы [Электронный ресурс]: Президент России. 2023 // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders.
23. Письмо Администрации Президента России от 10 января 2018 года № А26-01-ЗИ-118025191 [Электронный ресурс] // https://commons.wikimedia.org.
24. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 [Электронный ресурс]: Президент России. 2023 // http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010.