Образно-стилистический анализ картины "Никита Пустосвят. Спор о вере» В.Г. Перова"
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 03.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Психологическое изображение этих фигур Стасовым раскрывает сложившееся в "культурной среде" представление о расколе: "жестокость, железная решимость, темнота мысли, пламенная пылкость души и слабость тела". [15, c. 644–645]. Вскоре после этого "Новое время" обратило внимание на "красивое сочетание лиц" и "вкус художника в выборе темы и момента (наиболее драматического момента)" обсуждения, а также на "страстное" лицо "русского фанатика" Никиты Пустосвятского. В то же время критики отметили "предчувствие возможного мученичества" в глазах и фигурах "раскольников с иконами" и выразительную силу образа "открыто разглагольствующих раскольников в красном свете свечей, держащих книгу за аналоем". [11, c. 69]. Приведенная выше критика картины Перлова подчеркивает, что, несмотря на яркое изображение, она не затрагивает идеологических аспектов спора, происходившего в Грановитой палате 5 июля 1682 г., вызвавшего столь же драматическое поведение и напряженную драматургию, как и переданные художником. Как уже отмечалось выше, на этом основана критика авторитетного "расколоведа" Н.С. Лескова, который основывал свою оценку "Спора о вере" на изучении роли митрополита Макария (Булгакова) в редактировании богослужебных книг патриарха Никона. Он симпатизировал автору. По мнению этого автора, раскол был делом рук не фанатиков и политиков, а беспокойных московских честолюбцев и заговорщиков, которым было выгодно создать религиозную партию и бороться с "литераторами". [14с. 293–294]. По мнению автора, "московские протопопы", враждебные патриарху Никону, не желали идти на компромисс и "разжигали конфликт" как способ победить "литераторов", хотя правительство и церковь были готовы пойти на уступки в обрядовых вопросах (разрешались старая книга и "Аллилуйя" "Тригбоя"). Описание Лесковым этой картины, являющейся своеобразным "доказательством" приведенного выше тезиса о заговоре церковных властей как причине раскола, довольно избыточно. Хотя, по его словам, умная и степенная Софья воспринимала "природу этого заговора" как игру с судьбой государства, в конечном счете "все как историческая судьба". Действительно, Никита по приказу Софьи был, по словам стрельцов и князя Ивана Хованского, "сведущ и искусен в писаниях". [17, c. 263–264], казнили через неделю после «прений». «Галерею» психологических типов староверов, составленную предыдущими критиками, Лесков дополняет описанием сдерживающего порыв Никиты «коварного толстяка», на лице которого он видит «отлив кощунственной набожности».ЗаключениеВажными являются картины Василия Перова и Василия Сурикова, такие как «Никита Пустосвят. Спор о вере» и «Боярыня Морозова», в истории русской живописи. Эти произведения искусства действительно имели глубокое воздействие на современников и по сей день считаются значительными вкладами в русскую художественную культуру.«Никита Пустосвят. Спор о вере» Перова иллюстрирует события и конфликты, связанные с расколом в Русской православной церкви. Картина передает драматизм и эмоциональное напряжение этой эпохи. Это произведение вызывало интерес и обсуждение среди зрителей и критиков того времени, и оно является важной частью культурного наследия.«Боярыня Морозова» Сурикова изображает исторические события, связанные с Никитой Морозовым и старообрядческим движением. Картина символизирует стойкость и верность идее старообрядчества, несмотря на жертвы. Это произведение также вызвало широкий резонанс и было признано одним из наиболее значимых в русской живописи.Отклики на эти картины со стороны таких литераторов, как В.М. Гаршин, В.Г. Короленко и Н.С. Лесков, имеют большое историческое значение, так как они отражают разные точки зрения на события и идеологию, представленные на полотнах. Эти рецензии, хотя и могли быть субъективными и оказали влияние на официальную позицию власти, также содержали глубокие анализы старообрядческой истории и ее героев. Эти произведения и их обсуждение способствовали широкой дискуссии о религиозных и идеологических аспектах российской истории и культуры.Перов, один из основателей русского реализма, известен своими реалистическими историческими и бытовыми картинами.Интерес Перова к теме церковного раскола был вполне закономерен, так как он соединил основные темы своего творчества. Он интересовался евангельскими сюжетами, связанными с темой страдания, что нашло отражение в его работах, таких как «Богоматерь у житейского моря» и «Христос в Гефсиманском саду». Его работы также содержали сцены бытового христианства, к которым он подходил с сатирическим оттенком, например, в картинах «Чаепитие в Мытищах», «Проповедь на селе» и «Крестный ход на Пасху».Также отмечается, что глубокий психологизм был главной чертой работ Перова, который проявлялась в темах сопротивления в различных формах, как духовных, так и социальных, как видно в его работах «Странник», «Отпетый» и «Пугачевцы». Это подчеркивает важность его художественного подхода, который отражал сложность человеческой природы и общественной динамики.Картина Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» действительно обладает глубоким смыслом и объединяет несколько различных линий и тематик. В этой картине художник представил сцену, которая является своего рода драматическим моментом, отражающим сложные социальные, религиозные и политические аспекты русской истории.Литературная линия: Картина Перова была написана под влиянием романа Е.П. Карновича «На высоте и на доле: царевна Софья Алексеевна». Это свидетельствует о литературном контексте, который вдохновил художника на создание данного произведения и помог раскрыть его художественные намерения.Психологическая линия: В картине Перова можно видеть выразительные психологические портреты персонажей, их эмоциональное состояние, внутренний конфликт. Это помогает передать глубину человеческих переживаний в контексте религиозного спора.Драматическая линия: Сцена на картине представляет собой драматическое событие, где разные стороны спора стоят друг против друга, и напряжение чувствуется в воздухе. Эта драматическая интенсивность усиливает эффект картинной композиции.Религиозно-политическая линия: Картина отражает религиозные и политические аспекты церковного раскола в России. Спор о вере, изображенный на картине, символизирует разногласия и конфликты, связанные с религиозной реформой и властью. Художник пытается передать сложность и важность этого исторического события.Кажется, что Перов использовал эти разные линии для создания многогранного и глубокого образа религиозных противоречий и их влияния на российское общество. Работа художника в этой картине действительно отличается от иллюстративных и реалистических и дает возможность зрителю задуматься об исторических и духовных аспектах происходящего.Список использованных источников и литературыИсточникиВ.Г. Перов / Приложения: документы, письма, рассказы, каталог произведений, библиография сост. А.А. Федоровым-Давыдовым, О.А. Лясковской, М.И. Фабрикантом. – М.: Изогиз, 1934. – 355 с.Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. Т.1 / Под общ. ред. Г.А. Недошивина. – М.: Сов. Художник, 1956. – 268 с.Перов В.Г. Рассказы художника. – М.: изд-во Акад. художеств СССР, 1960. –189 сПеров В.Г., Перова Е.Е. Письма В. Г. Перова и Е. Е. Перовой к Н. А. Александрову // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. – М.: Наука, 2000. – С. 367 – 384Перов. Краткий биографический этюд. // Русские ведомости. – 1882. – № 333. – 5 декабря.Шувалова, И. Н. Восемь писем В. Г. Перова из петербургских архивов // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. – М.: Наука, 1998. ЛитератураАктуальные проблемы семиотики культуры: Сб. ст. / Ред. Ю.М. Лотман – Тарту: Б. и., 1987.Бенуа А. История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа; сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX – нач. XX в. – М.: Искусство, 1993.Василий Григорьевич Перов: Живопись. Графика / Авт. вступ. ст., летописи жизни и творчества и сост. М.Н. Шумова - Л.: Аврора, 1989.Верещагина А.Г. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины XIX века // Вопросы искусствознания. – 1997. – №1. – С. 291-304.Верещагина А.Г. Место картин на евангельские сюжеты в русской живописи второй половины XIX века. // Русское искусство Нового времени. Вып 2. – М., 1996. С. 132-141Даниэль С.М. Русская живопись: между Востоком и Западом. – СПб.: Аврора, 2000.Дитерихс Л.К. В.Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1893.Лясковская О.А. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979.Петров В.А. Василий Перов. Творческий путь художника. – М.: Трилистник, 1997.Петров В.А. Новое приобретение Государственной Третьяковской Галереи – икона В. Г. Перова «Спас» и некоторые проблемы экспертизы русской живописи второй половины XIX века // Экспертиза произведений изобразительного искусства: Материалы I науч. конф., 31 мая – 2 июня 1995 г, Москва. / Ред. Банникова Л.В. – М.: Об-ние «Магнум Арс», 1996. – С. 114-121.Приймак, Н. Л. К истории создания литературных трудов В. Г. Перова // Сообщения государственной Третьяковской Галереи: Искусство второй половины XIX-XX века. Вопросы реставрации и музееведения – М, 1995. – С. 19-37.Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Искусствознание, 1998. – 198 с.Собко Н.П. Василий Григорьевич Перов. СПб.: изд-во Д.А. Ровинского, 1892. – 142 с.Собко Н.П. Перов // Словарь русских художников, ваятелей, живописцев и проч. С древнейших времён до наших дней (IX-XIX вв.). Т.3. Вып. 1 – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1899.Степанова С.С. Страсти Христовы по Николаю Ге // Наука и религия: ежемесячный научно-популярный журнал. – 2011. - № 12. – С. 34-36.ИллюстрацииВ.Г. Перов«Никита Пустосвят. Спор о вере» Написанна в 1880—1881 годах. Принадлежит собранию Государственной Третьяковской галереи (инв. 407). Размер картины — 336,5 × 512 смНикита Пустосвят. Спор о вере. Эскиз. Рисунок. 15×23Спор о вере (Сцена в вагоне). Рисунок. 1880. 24×33,5
I. Источники
1. В.Г. Перов / Приложения: документы, письма, рассказы, каталог произведений, библиография сост. А.А. Федоровым-Давыдовым, О.А. Лясковской, М.И. Фабрикантом. – М.: Изогиз, 1934. – 355 с.
2. Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. Т.1 / Под общ. ред. Г.А. Недошивина. – М.: Сов. Художник, 1956. – 268 с.
3. Перов В.Г. Рассказы художника. – М.: изд-во Акад. художеств СССР, 1960. – 189 с
4. Перов В.Г., Перова Е.Е. Письма В. Г. Перова и Е. Е. Перовой к Н. А. Александрову // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. – М.: Наука, 2000. – С. 367 – 384
5. Перов. Краткий биографический этюд. // Русские ведомости. – 1882. – № 333. – 5 декабря.
6. Шувалова, И. Н. Восемь писем В. Г. Перова из петербургских архивов // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. – М.: Наука, 1998.
II. Литература
1. Актуальные проблемы семиотики культуры: Сб. ст. / Ред. Ю.М. Лотман – Тарту: Б. и., 1987.
2. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа; сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995.
3. Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX – нач. XX в. – М.: Искусство, 1993.
4. Василий Григорьевич Перов: Живопись. Графика / Авт. вступ. ст., летописи жизни и творчества и сост. М.Н. Шумова - Л.: Аврора, 1989.
5. Верещагина А.Г. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины XIX века // Вопросы искусствознания. – 1997. – №1. – С. 291-304.
6. Верещагина А.Г. Место картин на евангельские сюжеты в русской живописи второй половины XIX века. // Русское искусство Нового времени. Вып 2. – М., 1996. С. 132-141
7. Даниэль С.М. Русская живопись: между Востоком и Западом. – СПб.: Аврора, 2000.
8. Дитерихс Л.К. В.Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1893.
9. Лясковская О.А. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979.
10. Петров В.А. Василий Перов. Творческий путь художника. – М.: Трилистник, 1997.
11. Петров В.А. Новое приобретение Государственной Третьяковской Галереи – икона В. Г. Перова «Спас» и некоторые проблемы экспертизы русской живописи второй половины XIX века // Экспертиза произведений изобразительного искусства: Материалы I науч. конф., 31 мая – 2 июня 1995 г, Москва. / Ред. Банникова Л.В. – М.: Об-ние «Магнум Арс», 1996. – С. 114-121.
12. Приймак, Н. Л. К истории создания литературных трудов В. Г. Перова // Сообщения государственной Третьяковской Галереи: Искусство второй половины XIX-XX века. Вопросы реставрации и музееведения – М, 1995. – С. 19-37.
13. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Искусствознание, 1998. – 198 с.
14. Собко Н.П. Василий Григорьевич Перов. СПб.: изд-во Д.А. Ровинского, 1892. – 142 с.
15. Собко Н.П. Перов // Словарь русских художников, ваятелей, живописцев и проч. С древнейших времён до наших дней (IX-XIX вв.). Т.3. Вып. 1 – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1899.
16. Степанова С.С. Страсти Христовы по Николаю Ге // Наука и религия: ежемесячный научно-популярный журнал. – 2011. - № 12. – С. 34-36.